Колористика – сложная, но крайне интересная наука, представляющая огромный простор для творчества и фантазии парикмахера. И вопросов к представителям этой профессии накопилось немало. Кому же их задать, как не профессионалу, настоящему мастеру своего дела?

Наша справка:

Татьяна Шаркова в парикмахерской индустрии с 1984 года. За тридцатилетнюю практику она добилась многого. Среди клиенток Татьяны – Анна Седокова, Оксана Федорова, Нелли Уварова, а также звезды Соmedy Woman - Екатерина Варнава и Мария Кравченко. На текущий день Татьяна Шаркова - руководитель технологического сервиса Schwarzkopf Professional. Кроме того, наша героиня - обладатель титула "Колорист года" 2013 по версии RHDA.

- Вы отдали парикмахерской отрасли почти три десятилетия. Сколько, по Вашему мнению, нужно учиться, чтобы сказать о себе: «Я хороший колорист»? Сколько голов должен покрасить новичок? Двадцать? Пятьдесят?

- Я думаю, что наша профессия позволяет нам учиться всю свою жизнь. Ведь постоянно на рынок выходят новые продукты для волос, обновляются тенденции модных направлений. Всегда есть чему поучиться у своих коллег. Поэтому я бы не стала так говорить…

Хотя, очень приятно, что именитые судьи RHDA решили, что я достаточно хороший колорист. Конечно, я не считала, сколько пришлось покрасить волос, чтобы быть полностью уверенной в качественном результате. К одним навыки приходят быстрее, а другим, к сожалению, это совсем не дано.

За свою жизнь я пользовалась множеством красителей, среди которых и бытовые, и различные марки профессиональной продукции. Так что, предполагаю, что голов было много.

- У колориста есть собственный почерк? Многие парикмахеры, занимающиеся стрижкой, говорят, что узнают свой срез и сразу же замечают, если постоянный клиент «побывал в чужих руках».

- Колорист по своей сути - это художник. Как и художники, мы, смешивая краски, ищем уникальный цвет для каждого клиента. При этом учитываем особенности его типа внешности, состояние волос, а также настроение создаваемого образа. Каждый колорист, как и всякий художник, очень индивидуален в своем художественном видении, поэтому и работы колористов тоже индивидуальны.

Кроме того, в окрашивании есть множество различных технологий, среди которых колорист выбирает наиболее эффективные, на его взгляд. Это тоже влияет на почерк. Оттенки, с которыми комфортнее всего работать колористу, также являются частью почерка: кто-то предпочитает использовать яркие оттенки, иные увереннее чувствует себя с натуральными цветами, а кто-то - мастер креативного окрашивания. Безусловно, хороший колорист, прежде всего, ориентируется на запросы клиентов и должен уметь их воплощать в жизнь, но все же каждый вносит в работу долю своей индивидуальности, частичку собственного художественного видения.

- Насколько доходной является профессия колориста?

- Общительный, образованный, культурный и умеющий работать руками мастер всегда востребован. И неважно, в каком направлении он работает. Есть парикмахеры, которые больше любят стричь, чем красить волосы. Они ставят цену на стрижку выше, чем на окрашивание. Мои клиенты предпочитают несложные в уходе стрижки. Поэтому я ограничиваю свою цену на эту работу. Она едина для всех. Независимо от длины и сложности. Это мой презент клиентам. А вот в окрашивании уже есть где разгуляться!

Качественно покрасить в один цвет – это прекрасно. Однако, не скажу, что это дорого стоит. Но, если вы хотите измениться кардинально, сделать визуальные эффекты или создать многообразный художественный образ, то, господа, за ваши деньги любой каприз! Причем, мы всегда с клиентом просчитываем различные варианты стоимости работы. Добиться примерно одного и того же визуального результата можно различными путями, выполнив разную работу.

Зачастую, клиент выбирает картинку в журнале и не осознает, что это ювелирная работа. Но всегда есть вариант «перейти на бижутерию». То есть сложное заменить более простым эффектом - и только в видимой клиенту части прически. Поэтому о цене всегда можно договориться. Я никогда не настаиваю на усложнении планируемых работ. Может, в этот раз клиенту достаточно покрасить корни, чтобы спрятать седину. Ведь возможности волос клиента не бесконечны, и мне приходится их беречь для следующих работ.

- Многие посетительницы салонов не видят особой разницы между профессиональными и масс-маркетовскими красителями. И перед посещением парикмахерской отправляются в супермаркет, за упаковкой краски. В чем разница между профессиональными и бытовыми красителями?

- Бытовые красители – это выход из положения для тех, у кого нет времени или финансов на салон красоты. При этом многих устраивает результат. И это прекрасно! Но бытовые красители не рассчитаны на индивидуальный подбор - исходя из диагностики волос клиента. А это очень важно! К примеру, у клиента с ранее окрашенными волосами отросли корни. Это разные волосы для рецептуры окрашивания. Чтобы получить единый красивый цвет и сохранить качество волос, на корнях нужно решить одну задачу, а по длине совсем другую. Бытовой краской для волос этого не сделать. Она «не видит» клиента. Это работа вслепую. Общие пигменты для всех и общий окислитель тоже для всех.

Профессиональные красители и окислители подбираются на каждый участок волос с учетом: толщины волоса, его пористости, наличия седины и ее количества, степени предполагаемого осветления и тона нежелательных пигментов, которые при этом надо нейтрализовать. Кроме перманентного красителя, который окрашивает всё во всё, в салоне могут быть использованы на одной голове клиента и более щадящие формы: деми и семи-перманентный. Тому как это все правильно подобрать и рассчитать, нужно учиться…

- Мировая статистика гласит: 60% выручки в салоне приносит окрашивание, а не стрижка, как можно подумать. Что нужно для того, чтобы клиент вернулся в салон и регулярно красил там свои волосы?

- К сожалению, нашей стране в этом вопросе до мировой статистики еще очень далеко. Обучение парикмахерскому делу, а тем более колористике на данный момент плачевно. Можно по пальцам сосчитать учебные заведения, которые дают полноценное образование. Чаще всего «мастер» становится «мастером» после посещения 1-2 семинаров, на которых просто слушает о красителях и технологии использования. Повесив в своем салоне 2 сертификата, он позиционирует себя как колорист.

Отсюда все беды клиентов. Им приходится стричься в салоне, а красить волосы дома. Но если клиент, попав в грамотные руки, получает качественный сервис, он хочет повторять это снова и снова. Секрет прост - нужно быть грамотным колористом и хорошим психологом.

- В каких случаях предпочтительно доверить окрашивание шевелюры мастеру, а когда вполне можно обойтись и собственными силами?

- Конечно, лучше любое окрашивание доверить профессионалу, но если финансовые возможности ограничены, а выглядеть прилично хочется, на помощь приходит косметическая индустрия, выпускающая профессиональные продукты для тонирования волос и поддержания цвета в домашних условиях. Мой фаворит, который я рекомендую многим своим клиентам - тонирующий мусс Igora Expert Mousse. Но перед применением необходимо проконсультироваться со стилистом - получить у него четкую инструкцию по нанесению, времени выдержки, оттенкам и т.д.

- Какими именно красителями предпочитаете пользоваться в работе лично Вы? Чем вызваны подобные предпочтения?

- На моем веку (ой, как звучит) были опробованы несколько марок. Самой удобной и понятной для меня оказалась Schwarzkopf Professional. Ведь всегда приятно, когда соблюдение четких правил дает четкий результат.

У этого бренда есть масса вариантов красителей: от 100% покрывающих непокорную седину до мягкого дорогого блонда. А при появлении красителя с органическими компонентами, количество клиентов пополнилось теми, кто ранее категорически не хотел красить волосы. Так что теперь я - фанат Schwarzkopf Professional!

- Не секрет, что представители многих профессий имеют свои приметы. Если ли они у колористов?

- Бывают, конечно, дни, когда все клиенты просят одно и то же. Например, День мелирования или День шоколадных волос. Как будто сговорились…

- О колористике написано немало книг. Какая, на Ваш взгляд, наиболее удачная и полезная?

- Самая главная книга колориста – это инструкция по применению красителя. Только соблюдая все правила использования продукта, вы сможете создавать шедевры для своих клиентов. Остальное можно черпать во всем - в природе, картинах, фильмах. Это готовая версия сочетания цвета и формы. Дальше - дело вкуса.



- Татьяна, вот уже несколько лет, Вы - руководитель технологического сервиса Schwarzkopf Professional. Что отличает этот бренд от других компаний?

- Schwarzkopf Professional – компания, которая стала семьей не только для меня, но и для нескольких сотен людей, работающих в ней. Нас объединяет страсть к профессии. Это то место, где можно научиться у коллег чему-то очень важному, тому, что ты искал всю жизнь.

Я очень благодарна тем людям, которые приняли меня в коллектив, доверили формирование команды технологов. Каждый день я чувствую их поддержку и учусь у них рациональности, логике, терпению. Думаю, без них не было бы меня такой, какая я сейчас. Так что во многом это результат совместной работы!

- Чтобы стать отличным колористом, настоящим профессионалом своего дела, необходимо призвание либо достаточно долгих лет упорного труда?

- И то и другое. Рисовать, стричь и красить волосы может любой человек. Кому-то для этого нужно призвание, природное чутье; а кому-то множество тренировок и дает ту часть практических навыков, с которой можно плодотворно жить и работать.

Сколько в мире пианистов? Много. Те, кто упорно занимался – хорошие пианисты, но Мацуев, согласитесь, неповторим!

- И напоследок, подытожим: что в Вашей работе самое трудное, а что — легкое и интересное?

- Интересное – это работа: создавать красоту, радовать людей, которые тебе доверили свой облик, придавать им уверенность в себе. Наверное, самое сложное – найти время для отдыха. 24 часа в сутки – это так мало…