Индустрия красоты не стоит на месте: в этом уникальном мире постоянно появляется что-то новое. Но основной закон красоты остается неизменным. «В здоровом теле – здоровый дух», – утверждали еще древние римляне. Здоровье и красота неразрывно связаны. По этой причине все более востребованными становятся сегодня услуги в сфере SPA, предлагающие комплексные решения и индивидуальный подход.

О мировых тенденциях в SPA и об особенностях этой сферы в России журналу «Красота PROf» рассказал Свен Кюне, директор по маркетингу компании SCHLETTERER INTERNATIONAL GROUP – единственной в мире группы предприятий в данной отрасли, предоставляющей полный спектр услуг – от стратегического планирования, проектирования, реализации проекта SPA до управления SPA-комплексом.

– Какие тенденции в современной SPA-индустрии вы можете обозначить?

– Что касается международных тенденций, которые прослеживаются на европейском уровне, можно сказать, что сегодня растет спрос на SPA и Wellness с медицинским уклоном. То есть, когда в SPA применяются лечебные методы, используемые в медицине. Сейчас самое подходящее время для того, чтобы включиться в инвестирование такого рода проектов.

– Почему именно эти проекты? Чем они интересны клиентам?

– С одной стороны, людей, интересующихся этой сферой, привлекает своеобразие данного направления. Дополнительно к уже ставшим стандартными услугам клиенты хотели бы получить что-то новое, необычное. Потому такой вид отдыха обретает дополнительную ценность. С другой стороны, тот, кто готов вкладывать деньги в свой отдых, хочет потратить их не просто на приятное времяпре провождение,но внести вклад в свое нынешнее и будущее здоровье. В последнее время популярность приобретают также технологии Green SPA.

– Что представляют собой эти технологии?

– Green SPA – дословно «зеленый SPA» – это технологии, уделяющие много внимания экологическим вопросам и стремящиеся как можно меньше загрязнять окружающую среду. Например, это решения, учитывающие правильное расходование воды и электроэнергии.

– Вы рассказали о международных тенденциях. Что вы можете сказать о России? Насколько актуально развивать SPA в нашей стране?

– Стоит отметить, что сейчас в экономике, после мирового финансового кризиса, наступило время подъема. Многие клиенты хотят посещать непросто салоны красоты. Повышается спрос на SPA-услуги. В России много отелей, где начала развиваться SPA-инфраструктура, – к примеру, курорт Абзаково. Термальные процедуры,обертывания и массажи объединяются в единый комплекс услуг, и появляется все больше загородных отелей, курортов, гостиниц при бизнес-центрах, где клиенты могут получить этот комплекс, – как в Европе десять лет назад. Для инвесторов это благоприятный момент. И если им вместе с разработчиками удастся сформулировать, какими будут запросы в этой сфере, понять,что интересно клиентам и что они хотят видеть, – проект будет удачным.

– Что следует учесть тем, кто готов инвестировать в такие проекты?

– Нужно понимать, что целесообразнее не копировать готовые предложения, а создавать что-то новое, свое, что будет сочетать в себе как общие тенденции в данной сфере, таки уникальные национальные особенности и решения. Это касается как отдельно взятых компаний, так и всего региона в целом, который получит возможность позиционировать себя поновому. Стоит отметить, что европейский рынок SPA сейчас развит лучше, чем российский. И российский рынок демонстрирует развитие в том направлении, какое ощущается в Европе в последние годы.

– В чем различия между направлением развития SPA в России и в Европе?

– Главное отличие состоит в том, что в Европе SPA-комплекс тесно связан с гостиничной сферой. Там почти каждый отель имеет свой SPA-салон. И в этом европейские страны опережают Россию, где сферы SPA и гостиничного бизнеса развиваются по отдельности. SPA в России – это, в основном, не полноценные комплексы, а небольшие салоны красоты, которые, наряду с обычными услугами, предлагают некоторые услуги SPA. Эта сфера в России только начинает принимать тот облик,который сформировался в Европе. Тоесть полный комплекс: ванны и души, гидромассаж, термальные процедуры и широкий спектр услуг. Все больше российских отелей и бизнес-центров двигаются в том направлении, которое было характерно для Австрии и Швейцарии десять лет назад.

  Знаменитый СПА-курорт Баден-Баден в Германии

– Каковы особенности европейских SPA?

– Сегодня сфера SPA в Европе очень хорошо развита. Например, в Швейцарии и Австрии, которые являются основателями и законодателями индустрии SPA, большое количество отелей икомпаний, предлагающих такие услуги. Между ними идет конкурентная борьба за клиентов, в результате которой они вынуждены выбрать какую-либо уникальную специализацию. Например, SPA для детей, эко-SPA, аутентичные SPA, подчеркивающие культуру или архитектуру какой-либо местности. Или же, наоборот, некоторые компании используют культуру других стран в отдельном SPA. Например, одна из компаний в Берлине взяла за основу своей концепции культуру Марокко. В России же, как я уже говорил, сфера SPA только начинает развиваться. И здесь есть все условия и возможности для развития. Например, в Уральском регионе имеется много площадок с подходящими условиями – масса отелей высокого класса, прекрасные возможности для развития, но нет SPA. И это весьма заманчивая перспектива для инвесторов, так как нужно точно выбрать момент и вложить свои средства, чтобы на выходе получить уникальный продукт. При этом можно создать что-то абсолютно новое, а можно улучшить уже существующее. SPA в России сейчас действительно востребовано. И владельцы отелей и загородных санаториев уже понимают,что без предложения этих услуг им будет сложно развиваться и они рискуют «потеряться» на рынке.

 Отель Spa Hotel Jagdhof 5 de luxe в Австрии

– На что следует обратить внимание тем предпринимателям, которые готовы инвестировать в эту сферу и развивать свой бизнес в этом направлении?

– Прежде всего, должно быть своеобразие, которое сделает вас уникальными. Предложение не должно иметь аналогов. При этом ответа на вопрос «Что является уникальным сегодня?» нет, – так как если бы он был, понятие уникальности сразу же потеряло бы смысл. Своеобразие проявляется не в отдельно взятой идее, а в целом комплексе. Учитывать необходимо все: и местность, и человеческий фактор, и возможности объекта. Например, в Австрии, в регионе Тироль, сегодня существует огромное количество Wеllness- и SPA-предприятий. И они вполне взаимозаменяемы. Но есть предприниматели, которые развивали свой проект в каком-то уникальном русле. Они добились того, что их гости превратились в постоянных клиентов. И это принесло предпринимателям известность и, соответственно, вылилось в хороший доход. Такие проекты нельзя заменить другими. Но если вы хотите создать свою концепцию, нужно, чтобы она была вам созвучна. Тогда ваша идея наверняка будет иметь успех. Стремясь выделиться, важно не забывать и об основных, «базовых» требованиях, которым должен соответствовать любой отель или SPA-комплекс. Каждый клиент ожидает увидеть какие-то обязательные элементы. Не найдя их, он будет разочарован. Но если потребитель, побывав в SPA-салоне, воскликнет: «Ух ты! Оказывается, это был не просто отдых!», он расскажет о своих впечатлениях друзьям и знакомым, – и так, с помощью «сарафанного радио», разойдется реклама об этом отеле или SPA-комплексе. А это очень важно. Не стоит также забывать о рентабельности и эффективности проекта, чтобы впоследствии не разочароваться в нем. Необходимо учесть все факторы. За время своей деятельности наша компания развила более 1900 проектов, поэтому мы можем говорить, что владеем определенным опытом в этой сфере. И этот опыт дает нам возможность для совершенствования наших идей.

  Отель Orpheus Spa&Resort в Болгарии

– Что бы вы пожелали читателям журнала «Красота PROf», руководителям и специалистам SPA-бизнеса в Урало-Сибирском регионе?

– Я бы пожелал им найти в себе мужество, чтобы ступить на новый путь и начать развивать абсолютно новые концепции, которые будут не только уникальными, но и созвучными им самим. И чтобы у них было желание стать основоположниками новых стандартов. Поскольку стандарты, которые они разработают сегодня, скажутся положительно не только на их бизнесе и развитии SPA-индустрии в целом, но и на развитии всей страны.