Регистрация

 КАК ТАМАРА БАДАЛЯН УЗНАВАЛА АМЕРИКАНСКИЕ СЕКРЕТЫ САЛОННОГО БИЗНЕСА

Есть такой приём в журналистике - журналист меняет профессию, и на день (или больше) становится челове¬ком той профессии, о которой ему предстоит написать репортаж. Нашей редакции этот приём очень нравится, а потому мы используем его наоборот))). Мы предлагаем парикмахерам поработать журналистами и сделать за нас нашу работу - поговорить с людьми своей профессии и написать об этом. Мастер мастера всегда поймёт и спросит у него то, что надо. В этот раз предлагаем вам интервью парикмахера-журналиста Тамары Бадалян, которой удалось очень точно бытописать жизнь и настроение среднего американского салона красоты.

Интересная штука жизнь: ещё вчера я об Америке и не мечтала, а сегодня уже вернулась оттуда, да ещё провела мастер - класс «Причёски из длинных волос» в сало¬не Alli Roberts Salon в пригороде Атланты, штат Джорджия. Новая страна — новый опыт. И новые друзья!

Подруга, которая живёт здесь, пригласила меня в гости — в город Коньерс, центр округа Рокдейл, штат Джорджия. Но мне хотелось не просто посмотреть, что там и как, но и провести для американских парикмахеров семинар по причёскам из длинных волос, рассказать им о своей школе высокой причёски. Но как это сделать? И тут мне помог случай. Я спросила свою подругу, есть ли у них в городе магазин для парикмахеров - хотела купить ножницы. Подруга написала, что не знает, но у сестры её мужа есть салон, и наверняка она поможет. Вот это удача! Теперь я знала, где проведу мастер-класс! К моей радости, Алисон Робертс, хозяйка салона красоты Alli Roberts Salon, согласилась не только на мастер-класс, но и на интервью! Кстати, несмотря на то что сам город очень небольшой - в нём живёт всего около пятнадцати тысяч человек (а в самом округе Рокдейл — восемьдесят тысяч), салон совсем не производит «провинциальное» впечатление. Скорее я бы назвала его по-домашнему уютным — идеальный салон для «одноэтажной» Америки!

Ну что сказать? Мастер-класс прошёл чудесно. Из интересного — мастера впервые увидели, что* в причёсках можно использовать специальную сеточку — и радовались этому открытию как дети! А ещё им очень понравилась техника завязывания хвоста с помощью резинки с двумя невидимками. Вопросы сыпались один за другим: сколько времени отводится на причёску у меня в салоне, сколько стоит в России причёска из длинных волос? А потом кто-то спросил: «Что делать, если клиентка просит сделать вечернюю причёску, и при этом у неё в запасе всего полчаса времени, а волосы недлинные?» Мне, парикмахеру, легче показать, чем рассказать. Я пригласила в качестве модели свою подругу. Начесала её, а потом волосы на затылке закрутила в подобие валика, а на макушке оставила высокую копну кудрей. Мои зрители были в восторге, и в этой тёплой атмосфере мне так захотелось творить! Я начала приглашать мастеров по очереди и каждой делать причёску. Интересно — не то слово, ведь причёску нужно было придумывать буквально «на лету» под конкретного человека! В общем, каждый парикмахер в этот вечер ушёл домой с новой причёской, а мы с Алисон остались, чтобы поговорить о парикмахерских делах — совсем как подруги.

Алисон, почему ты решила заняться салонным бизнесом?

Мне нравится смотреть, как люди меняются на глазах — становятся красивее. И ещё я хотела, чтобы у меня было такое место, где я и мои гости чувствовали бы себя счастливыми, которое дарило бы вдохновение.

А чем ты занималась до этого?

Работала, училась. Я окончила курс по косметике в Central Georgia Technical College, а потом продолжила учиться в другом колледже. Ещё прошла курсы Wella Hands-on Coloring, TIGI Hairshows и Paul Mitchel Hands-on по окраске и стрижке. Всё это время я работала помощником мастера в салоне. Это был хороший опыт, ведь только на практике можно научиться правильно мыть голову клиенту, наносить краску, стричь волосы, продавать косметику. У меня была хорошая школа, и когда я решила открыть свой салон, я была уже к этому готова.

И сколько лет твоему салону? Много времени ушло на его открытие?

Салону три года. На открытие ушло где-то три месяца. Нужно было получить от города лицензию на открытие бизнеса.

И что нужно, чтобы эту лицензию получить?

Чтобы открыть салон у нас, в Джорджии, нужно предоставить такой бизнес-план — с названием будущего заведения и перечнем работ, которые собираешься выполнять. Отдел лицензирования рассматривает твоё предложение и, если всё хорошо, утверждает. Для меня тут не было особых сложностей, потому что нам обо всём этом рассказывали, когда я училась в колледже. Ещё надо было получить лицензию от города, которая подтверждала бы, что мой салон соответствует всем требованиям пожарной безопасности и в нём созданы условия для людей с ограниченными возможностями.

Что было самым трудным?

Деньги, конечно! (Смеётся). И собрать команду.

Так, давай по порядку. Как ты нашла деньги? Взяла кредит?

Я зарабатывала достаточно, плюс взяла заём. Небольшой, но взяла. Когда я взяла это здание в аренду, оно было совершенно не готово для работы. Знаешь, что здесь было раньше? Типография со складом! Мы сделали ремонт, купили кондиционеры, раковины, стиральные и сушильные машины, встроенное оборудование... Правда, в интерьере мы не гнались за шиком. Всё, что ты здесь видишь, куплено на распродажах или в комиссионках. Вот это старинное кресло, эти вазы. Они не новые, но именно поэтому интерьер выглядит таким уютным, домашним. Единственное, что здесь новое — это зеркала и парикмахерские кресла.

А парикмахеров ты как набирала?

Я не давала объявлений, искала мастеров по рекомендации. Это было непросто, и полный штат я набрала совсем недавно. Мне важно, чтобы у человека был хороший характер и чтобы он действительно хотел учиться. Желание учиться — это самое главное, я верю, что если оно есть любой сможет стать мастером.

Но тебе ведь нужно было ещё и клиентов привлечь...

Сегодня это сделать намного проще, ведь у нас есть Интернет! Я сделала свой сайт и стараюсь всё время публиковать на нём что-то новое, чтобы было видно, что сайт живой. Очень многое можно делать с помощью Facebook. Я там публикую различные предложения - например, «сегодня стрижка на столько-то про¬центов дешевле!» А есть ещё Twitter Youtube... А ещё мы выпустили футболки с названием салона. И участвуем в разных городских мероприятиях.

Вы платите деньги за участие?

Если мероприятие благотворительное то платим. Если обычное, нет.

Расскажи, что за благотворительные мероприятия?

Они бывают разные. Например, кампания по сбору средств на борьбу с раком. Или мероприятие, когда со всех городов съезжаются люди, чтобы продать старые вещи.

Ну, а вы-то что делаете, людей стрижёте?

Бывает, что стрижём. Например, как - то мы были на футбольном матче и когда игра закончилась, мы под¬стригли футболистов.

Что, просто вышли и сказали: «Эй ребята, хотите, мы вас пострижём?»

Ну, а что в этом такого? Все любят получать что-то даром. (Смеётся).

Как тебе кажется, за какое время салон окупится?

Думаю, в следующем году уже начнём зарабатывать. Чтобы рассчитаться с долгами, у нас ушло четыре года — при том, что я все свои доходы старалась пускать на погашение долга.

Скажи, а если бы ты заранее знала о трудностях, которые тебя ждут, ты бы решилась открыть салон?

Да! Потому что мне больше нравится контролировать работу других, чем самой находиться под контролем. Не люблю от кого-то зависеть. Пусть я пока зарабатываю немного, зато я свободна.

И сколько человек сегодня работает под твоим контролем? Ты следишь, чтобы они постоянно учились?

Девять человек. Мы регулярно посещаем шоу для парикмахеров по всей Америке. Поставщики косметики всегда держат нас в курсе — что, где и когда будет происходить.

Вы ездите за свои деньги?

В основном, мы оплачиваем половину стоимости. Вторую половину платит компания, у которой мы закупаем косметику. Это в их интересах. Они же дают нам журналы для мастеров.

Ух ты! А зарабатывают парикмахеры одинаково?

Да, но они платят за аренду.

Как это - за аренду?

Ну, я сдаю рабочие места в аренду. Видишь, зал разделён на четыре части? Каждую из них арендует парикмахер, который хочет здесь работать. Это нормальная практика. Я сама два с половиной года так работала - арендовала рабочее место.

Вот как. И все твои мастера платят за аренду одинаково?

Одинаково. Но тут всё зависит от того, сколько дней они хотят работать. Есть полставки, есть полный рабочий день. Если мастер не выходит на работу, но при этом не хочет, чтобы на его месте работал кто-то другой, он за это платит. У меня есть два мастера, которые делят аренду пополам. Мне это выгодно, потому что каждый платит чуть больше, чем половину.

А сколько они тебе платят, если не секрет?

Сто семьдесят пять долларов в неделю, если работают полный рабочий день и сто пять долларов — если полдня.

Алисон, а что с социальными гарантиями, с отпуском, например?

Отпуск я даю — две недели в любое время года. За это время мои мастера могут не платить аренду.

Теперь про косметику скажи - у тебя все мастера работают на одной и той же косметике?

Именно. Все мастера работают на той косметике, которую я продаю в сало¬не — это итальянская косметика Davines. Правда, если им нужен какой-то специальный лак для при¬чёски, они могут использовать и его. Но - в качестве исключения. А так они работают на том, что даю им я.

Ты знаешь, я - мастер по причёскам из длинных волос. Поэтому не могу не спросить - у тебя в салоне делают такие причёски? И если делают, сколько у вас это стоит?

Да, большинство стилистов это умеют. Стоит такая причёска от шестидесяти долларов.

Кстати, а прейскурант у твоих мастеров одинаковый?

Нет, у каждого свой. Но я устанавливаю определённый минимум, так что меньше шестидесяти долларов за причёску на длинных волосах ты брать не можешь.

Интересно. А стрижка сколько у тебя в салоне стоит?

Женская — тридцать-сорок пять долларов, мужская — четырнадцать-двадцать пять долларов.

Окрашивание?

Зависит от сложности, но минимум - восемьдесят долларов.

У тебя ведь ещё и кабинет маникюра-педикюра есть. Скажи, это характерно для американских салонов - предлагать полный набор услуг?

Да, у нас в Джорджии очень престижно иметь салон с широким набором услуг, включая даже нанесение автозагара и макияжа. Для большинства клиентов это удобно - прийти и получить всё, что нужно, в один день, от стрижки до маникюра и эпиляции. Мы даже устраиваем такие особенные SPA-дни с приглашением специалистов, чтобы человек мог «навести красоту» у нас, а не бегать по разным местам.

Алисон, спасибо тебе за интервью!

Это тебе спасибо! Видела, как девочкам всё понравилось? Мне кажется, они просто обалдели от того, что ты им показывала. Для них это как струя свежего воздуха!

журнал Hair's How № 163 (Июль-Август)/ 2012 / Текст и фото Тамара Бадалян