Борьба за потребителя или против конкурента?

Кризис капиталистической системы заключается в потенциальной формулировке этого понятия – капитализм. Прежде всего, капитализм подразумевает наличие:

1) Товарно-денежных отношений (хотя это относится не только к капитализму).

2) Наличие конкурентной среды (попросту конкуренции).

Так вот, сдвиг хотя бы одного из этих факторов, приводит к сдвигу состояния капиталистического общества. Да, именно по Марксу, в сторону социализма. Потому, что любое планирование в экономической стратегии государства в той, или иной степени влияет на развитие (а в данном случае «торможение») конкуренции. Таким образом, в высокоразвитой стране мы однозначно придем к планированию экономики. Почему, спросите Вы. Да, по одной причине – развиваться все сложнее и сложнее, наступает кризис потребительского рынка, значит приходится ограничивать развитие одних отраслей и переориентироваться на развитие других, а это уже, извините, планирование. Поэтому – это уже первая фаза социализма, называемая модным сейчас словом – «демократический капитализм». Только не надо упрекать в обобщении понятий: «капиталистический строй» и «демократическое общество». Да, в общем, это разные понятия и относятся они к разным категориям: первое – к экономике, а второе к социальным критериям общественных отношений. Но где Вы видели отсутствие тесной связки экономических и социальных отношений? Увы, но как показывает практика, эти понятия везде тесно переплетены друг с другом, так что вполне уже можно говорить о слиянии (или сложении) этих двух понятий в одно целое (или сумму, кому как угодно)…

Хотя, в общем, мы сейчас не об этом. Лучше мы вернемся к своим «баранам», т.е. к вопросу формирования отношений в рамках сферы профессиональной косметологии.

Хотя данная преамбула нам не помешает…

И небольшое отступление:

У специалистов в сфере информационных технологий существуют два таких фундаментальных понятия: объектно-ориентированный принцип построения системы или процессный. Эти принципы формируют тип построения системы:

  • Определение объектов и установление связей между оными.
  • Отражение процессов происходящих внутри системы.

Хотя, как ни парадоксально, эти понятия также как и «демократический капитализм», неотделимы друг от друга и определяют, в целом, весь функционал системы.

Итак, что мы можем заметить на «нашем» рынке. Прежде всего – это разделение компаний по объему оборотных средств (по объему продаж товаров, услуг и т.д.) и, соответственно, по возможности рекламных вложений (в том числе и возможности пиара компаний и презентаций продукции). И вот здесь мы можем заметить интересную закономерность. Чем больше компания, чем больше ее возможности в рекламе, тем больше она скатывается не к борьбе за клиента (т.е. покупателя), а к борьбе с конкурентами. То есть, мы все видим масштабность презентаций, выставочных залов, рекламных статей, слоганов, призывов, но в то же время, если мы решимся стать покупателем у данной компании – мы поймем истинное отношение к себе. Ну, не умеют они работать с постоянными покупателями, не интересуют они их. Такие компании настроены на привлечение новых клиентов, а не на удержание «старых» (так называемый «количественный подход»). И следствием такого принципа построения системы взаимоотношений и является - постоянное обновление персонала, смена категорий и расширение товарной номенклатуры, периодическая смена имиджа. А это все выливается в дополнительные затраты в очередной виток борьбы с конкурентами за новых клиентов. Вот это и есть «процессный подход» (т.е. важен сам процесс ведения бизнеса, а не итог).

У компаний же с небольшим оборотом (т.н. представителей малого бизнеса) обнаруживаются другие принципы построения системы – ярко выраженный объектно-ориентированный подход. Их основной принцип – удержать клиента, сформировать именно для него больше возможностей, организовать весь комплекс услуг таким образом, что даже схема продажи товара представляется в виде услуги конкретному контрагенту по представлению товара, продаже, дальнейшему обслуживанию, вплоть до утилизации (или помощи в перепродаже б.у. товара) – т.е. «качественный подход».

А далее еще интереснее… Для компаний представленных видов (среднего и малого бизнеса) существуют и свои типы клиентов. Их также можно разделить по их подходу к жизни, или, соответственно, своему бизнесу. Да, здесь также можно четко выявить принципы процессного или объектно-ориентированного подхода (хотя эти принципы присущи и в схеме взаимоотношения женщины и мужчины, и в схеме профессионального уровня – гуманитарные знания, или технические). Наши клиенты: женщины - либо всю жизнь посвятили борьбе с конкурентками за место под солнцем (и главное, чтобы оно же их не спалило), либо всю себя отдали детям, семье, мужу (хорошо бы, не забыть и о себе); мужчины же распределились по принципу: умри, но заработай и представь себя в лучшем виде (эдакий «павлин»), либо: «для меня работа – это хобби» (и вот здесь, не умереть бы с голоду всему его семейству).

Таким образом, мы можем определить тенденции воздействия на клиентскую среду:

  • По процессному подходу – необходим имидж, пиар, широкая рекламная кампания и, соответственно, большие средства вложений. Одна проблема – страдает качество обслуживания клиентов и его ничем не улучшить.
  • По объектно-ориентированному принципу – необходима разработка комплексов услуг настроенных на удовлетворение потребностей каждого клиента. Но здесь выявляется явное ограничение количества привлеченных клиентов (при выполнении всех технологических операций обслуживания – необходимо соответствующее время).

Как всегда остается самое главное – консолидация и оптимизация этих подходов…

 

Отраслевой аналитик

Информационно-маркетингового центра

косметологии и медицины,

ООО «Космоинформ»

Михалев А.В.

июнь 2007г. - май 2009 г.,

E-mail: cosmoinform@hotbox.ru

cosmoinform.ru@gmail.com

 





Загрузить еще