Регистрация

Статья из журнала Hair's How #143 ( июль-август 2010)

Вы можете пролистать наши журналы в онлайн-режиме или скачать их в формате .pdf совершенно бесплатно на нашем официальном сайте

Купить наши издания, а также подписаться на журнал, вы можете в нашем магазине

 

Если вы думаете, что парикмахеры имеют «срок годности», что начиная с определённого момента они не придумывают ничего нового и только пожинают плоды трудов, то вы ошибаетесь. Нашего героя — Криса Бэрана без преувеличения можно назвать энерджайзером — он буквально фонтанирует энергией и идеями. Искромётные шоу, новаторские техники, профессиональные находки в сочетании с опытом и виртуозным мастерством делают его желанным гостем в любой стране. Так что в свои шестьдесят он ведёт бурную жизнь — 290 дней в году путешествует. А способность Криса смешно говорить о серьёзных вещах делает его удивительным рассказчиком и большим учителем. Мы встретились накануне сорокалетнего юбилея его свадьбы. Эту дату они с женой решили отпраздновать в Москве.

Хотела бы поздравить вас с сорокалетием семейной жизни. А сколько же лет вы работаете стилистом?

Спасибо за поздравления. А этот вопрос мне задают уже лет двадцать, и если я начну вспоминать подробности, то пройдёт полчаса… Я работаю стилистом с шестнадцати лет, то есть сорок четыре года. Вот так.

И что, вы сознательно стали парикмахером?

В нашу профессию люди обычно приходят двумя путями: либо они мечтают о работе с волосами, либо попадают сюда случайно. Я же оказался здесь, потому что моя мама была парикмахером, и я знал, что если буду у неё работать, меня не уволят! (Смеётся).

В начале моей карьеры я бы и сам себя не нанял. Но меня нисколько не смущал мой профессиональный уровень, пока однажды я не получил звоночек. Нет, это был не звоночек, это всё равно как если бы кто-то ударил промеж глаз пудовым кулаком! Однажды одна из моих постоянных клиенток пришла ко мне, села в кресло и сказала: «Крис, сегодня меня не стриги, потому что я собираюсь в Монреаль, хочу чтобы меня хорошо подстригли».

Я был в шоке, не мог работать, не мог спать. И тогда я решил, что либо ухожу из этой профессии, либо мне тоже надо в Монреаль… Потому что если я останусь парикмахером, то обязательно надо выяснить, что же такое хорошая стрижка. Как же я тогда ненавидел ту женщину — свою клиентку! Да, я ненавижу подобные моменты в жизни, но именно эта женщина и сделала меня тем, кто я есть, и сегодня я ей действительно благодарен.

С тех пор и занимаюсь тем, что выясняю, что такое хорошая стрижка, окрашивание, ещё какие-то важные в профессии вещи. Образование стало тем, что меня зацепило. И неважно, парикмахер ты или кто-то ещё — чем больше ты знаешь и умеешь, тем более успешным ты становишься.

Значит, вы знаете, что нужно знать парикмахеру, чтобы быть профи. Что именно?

Вы хотите услышать о собственно парикмахерском искусстве и профессиональных навыках или о бизнесе?

И о том, и о другом, всё это важные вещи.

Что же, тогда вначале скажу о профессиональных навыках. Тут всё просто, успешным парикмахера делает практика. Но тут вот что… я не знаю, есть ли в русском языке аналогичное выражение, но по-английски врачи называют свою работу «практикой», и это всегда смешит меня. Ведь на самом деле совершенно не хочется, чтобы врач на мне практиковался — в смысле, тренировался.

И поэтому я говорю парикмахерам: «Вы должны практиковаться не на своих клиентах, а до работы». Эрик Клэптон никогда не стал бы сочинять песню прямо на сцене. Он всегда заранее знал, какие именно песни он будет исполнять, знал мелодию и текст. Люди, которые действительно успешны в профессии, практикуются ДО работы, а в процессе делают всё по-настоящему. Практикуйте свои навыки, пока они не станут лучше.

К сожалению, свойственный стилистам образ мыслей и темп жизни затрудняют дело. Но разница между людьми по-настоящему успешными в своём деле, и теми, которые только пытаются быть успешными, может быть выражена одним словом: тренировка. Успешные люди практикуются, пока остальные только планируют заняться этим.

А что нужно уметь, чтобы успешно вести парикмахерский бизнес?

Бизнес — это тоже вопрос навыков. Когда парикмахер начинает свой бизнес, он часто полон творческой энергии и подходит к делу исключительно как художник. А тут ситуация напоминает игру в Black Jack, где выигрывает тот, кто набрал 21 балл, и если вы наберёте 22, то будет перебор, и вы проиграете. Очков должно быть ровно 21 — не больше и не меньше, по этой аналогии и надо стоить бизнес: подходить к делу как деловой человек. А если кто-нибудь хочет работать в нашей отрасли ради творчества, но при этом открывает свой бизнес, то у него ничего не выходит. Когда занимаешься бизнесом, нужно заставить себя отойти от творческого мышления. Это не означает, что не нужно уметь делать причёски, но для того чтобы построить на этом умении процветающий бизнес, надо уметь сидеть на двух стульях: принимать решения, связанные одновременно с финансовыми аспектами и творчес­кой стороной дела. Этого творческие люди зачастую не понимают.

Легко говорить, а как это сделать?

Бизнес, которым вы занимаетесь, похож на путе­шествие, поэтому представьте себе, что вы хотите увидеть пирамиды и для этого собираетесь в Египет. В пустыню отправляется десять-пятнадцать человек, один верблюд и немного воды. Чтобы добраться до пирамид, каждому по очереди нужно ехать на верблюде, и всем, включая верблюда, нужна вода! Значит, надо распределить очерёдность и строго её соблюдать. Так вот, верблюд — это салон, вода — это деньги, люди — это ваша команда. К сожалению, те, кто приходит в парикмахерский бизнес (если они уже не являются владельцами салонов), не всегда понимают, что верблюду тоже нужно пить (в салон ведь тоже нужно вкладывать деньги), каждый член команды должен пить воду и идти дальше. И задача владельца — правильно организовать процесс и обеспечить всех водой. Это означает, что иногда придётся делать вещи, которые делать не хочется. Придётся делать неквалифицированную работу, которая, возможно, не по вкусу, но её нужно выполнять. И вся команда, все её члены должны отдавать себе в этом отчёт, чтобы не возникали такие ситуации, когда человек заявляет: «Это не моя обязанность, я не обязан это делать».

У вас собственная компания, ещё вы преподаёте в академии Redken. Как справляетесь?

Я — арт-директор собственной компании, и в этом качестве путешествую порядка двухсот девяноста дней в году, так что это работа на полную ставку. Кроме того, у нас собственная компания по постановке шоу. И ещё я представляю академию Redken. Я много преподаю там, а всё остальное время путешествую.

В своих путешествиях вы больше чувствуете себя шоуменом или преподавателем?

Сочетанием того и другого. Люди приходят на занятия, семинары, шоу, чтобы учиться. Развлечение — неотъемлемая часть этого процесса, оно помогает людям лучше усваивать информацию. Поэтому на занятиях мои роли меняются: от учителя в чистом виде до чистого шоумена. Любое шоу должно быть зажигательным, и если вы привнесёте хотя бы часть этой энергии и жизненной силы в процесс обучения, то сразу же станете лидером. Людям нравится учиться так, чтобы их при этом развлекали или разрешали участвовать в процессе. Чтобы быть хорошим учителем, надо делать две вещи.

Во-первых, будьте самими собой: единственный способ прикоснуться к душе другого человека и воздействовать на него — это быть самим собой, потому что люди сразу видят фальшь.

Во-вторых — учитесь сами. В процессе достижения вершины мне приходилось постоянно учиться на собственных ошибках.

Каких ошибках?

Что же, если угодно, вот вам пример: когда я делал своё первое шоу, то был ещё очень молод. На тот момент я уже выиграл несколько крупных конкурсов, и вот однажды поступило предложение: «Не хотите ли сделать собственное шоу?». Я тут же задрал нос и стал думать: «Вот здорово, да я и вправду крут! Смотрите все на меня, какой я хороший!» Таким важным я и пришёл на шоу, там было ещё две компании, мы выступали друг за другом… И вот я начал выступать и вдруг понял, что у меня нет вообще никаких способностей, чтобы быть на сцене. В течение первых пятнадцати минут моего шоу зал из набитого битком, где люди даже стояли в проходах, превратился в помещение, заполненное лишь наполовину — то есть всего лишь через 15 минут после начала половина людей просто ушла из зала. Через тридцать минут в зале осталось максимум двадцать человек. К тому времени, когда шоу почти закончилось, остался всего один человек — женщина, которая в конце просто… проснулась. А мне пришлось заканчивать шоу, потому что я подумал, что она стесняется выйти. Пойти и выступить ещё раз было для меня равносильно решению перерезать себе публично вены. Но иногда нужно быть немножко мазохистом, чтобы рискнуть ещё раз. Именно это я и называю обучением.

Учиться на ошибках нелегко.

Однако мы учим наших студентов именно этому. Когда я разговариваю со стилистами, которые хотят работать на шоу, то самое главное, о чём я твержу: человек «по жизни» должен уметь отмечать не только свои победы, но и свои ошибки. Мы учимся на своих ошибках, не надо бояться их делать. Это же на самом деле единственный способ чему-то научиться. Если вы не боитесь сделать ошибку и в конце концов её делаете, то просто скажите себе: «Что ж, я сделал ошибку, но всё равно всё ОК, я пойму, что было не так и в следующий раз сделаю так, как надо». То есть вы анализируете, учитесь и становитесь лучше. Это относится не только к работе парикмахера в салоне или стилиста на шоу, это просто жизненные навыки. У нас ведь внутри всегда звучит тоненький голос, который твердит: «Брось ты эту затею, пока не поздно, ты же всё равно не сможешь это сделать!» У меня тоже есть такой голос, я зову его Кристофер. Я даже знаю, как он выглядит: ему шестьдесят лет, у него сломанные очки, перемотанные на переносице изолентой, и мне всё время приходится говорить ему: «Заткнись!» Но я знаю, что другие люди часто не могут дать отпор таким внутренним голосам, которые уверяют их, что они ничего не стоят и ни на что не годятся. А если научиться «затыкать» этот голос, то каждый осознает, что тот, кем ему хочется стать — это и есть он настоящий. Люди обладают поистине невероятным потенциалом, только слишком часто слушают не те голоса.

А вы как научились верить в себя?

У меня есть несколько наставников. Двое из них — из компании под названием Sales Partners. Звучит так, словно там сплошные продажи, и в каком-то смысле это действительно так, но ведь жизнь, куда ни посмотри — это сплошное «купи-продай». И если у тебя есть партнёр по жизни, значит, ты уже что-то продаёшь, хотя бы хорошее отношение. Но главное — они там учат людей бороться с этим внутренним голосом и быть успешным в своих «продажах».

Благодарим компанию Redken 5th Avenue NYC за помощь в проведении интервью