Многие визажисты задаются вопросом: «нужно ли принимать участие в конкурсе и ради чего это всё?» мы с уверенностью отвечаем: «нужно!» и в первую очередь даже не ради победы, а ради самого участия. Почему? Об этом - в нашей статье.

АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ

Любого человека, занимающегося тем или иным видом искусства, рано или поздно начинает интересовать вопрос: насколькоон преуспел в своем деле? Достиг ли вершины профессионализма? Именно конкурс помогает получить столь необходимыекаждому мастеру ориентиры. Ведь визажиста здесь оценивают уже не любимые клиенты, родственники и друзья, кому дороговсё, что делают их близкие, но команда профессионалов.

Участник конкурса выполняет макияж не в привычной «салонной» обстановке, а, можно сказать, практически в «спартанскихусловиях» и за довольно короткий срок. Все это учит чувствовать время, развивать скорость работы, оттачивать техникумакияжа, выявлять свои сильные и слабые стороны. Даже если визажист не станет победителем, он обязательно научится нетолько выступать публично, но и вести себя более собранно при любых экстремальных обстоятельствах. Конкурс даетвозможность адекватно оценить свою конкурентоспособность, проанализировать не только собственные навыки, но и уменияпобедителя, решиться на повышение квалификации, понять, чего не хватило на пути к успеху. Для победителя конкурс - этотитул и вознаграждение от организаторов, солидное прибавление уверенности в себе и повышение популярности среди коллеги клиентов. Чаще всего победа в конкурсе не сулит ежесекундной финансовой выгоды.

В этом случае мастер «растет над собой», повышает свою квалификацию, что, естественно, может (и в принципе должно)отражаться на увеличении стоимости его услуг. Зачастую победителям конкурсов поступают выгодные предложения со стороны крупных компаний и салонов красоты. Также сейчас большое количество салонов хочет иметь в штате лишь титулованных мастеров, победителей не только российских, но и международных конкурсов; именно на квалификации такихмастеров-чемпионов и строится имидж салона, а вместе с ним обозначается «уровень цен». Чтобы устроиться на работу всалон подобной категории, опыт участия (а желательно, и побед) в конкурсах просто необходим. Также не стоит забывать:каждый конкурс - открытие не только новых модных тенденций, но и новых имен. Именно с конкурсных подмостков начиналивосхождение на олимп визажного искусства известные и авторитетные ныне стилисты. Итак, что нужно знать будущемуконкурсанту?

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Ольга Бондаренко, директор школы визажистов BondVisage:

Участие в конкурсах, на мой взгляд, совершенно бесполезное занятие с точки зрения увеличения«прямой» прибыли. Я уверена, что участие в конкурсе дает нечто большее, чем «быстрые» деньги.Процесс подготовки к конкурсу занимает в среднем полгода. За этот период молодой визажистпроходит огромный творческий путь. У него наблюдается колоссальный профессиональный рост.
На примере своих учеников я вывела формулу: три-пять лет профессионального развития = полгодаподготовки к конкурсу. А если так стремителен профессиональный рост, то, естественно, гораздобыстрее увеличиваются количество и качество клиентов, которые приносят деньги. Да и многиеклиенты хотят обслуживаться у звездных визажистов, победителей конкурсов. А победа в конкурсе сама по себе ничего не дает, на вас не посыплется престижная работа с высокими гонорарами извездными клиентами. Даже после такой победы приходится очень много трудиться, чтобы найти«свое место под солнцем» в этой сфере.

ПЛАН ПОБЕДЫ

Прежде чем участвовать, внимательно прочитайте условия конкурса. Зачастую мастера, выполняя конкурсный макияж,начинают активно предаваться творчеству, забывая об основных технических критериях оценки. Безусловно, в индустриикрасоты в целом, а уж в искусстве макияжа тем более, без творчества не обойтись, однако не стоит пренебрегать икритериями, указанными в оценочном листе.

В каждом конкурсе и чемпионате перечень подобных критериев разный, однако в глобальном смысле судьи оценивают триглавных аспекта: технику макияжа - его сложность, чистоту исполнения, композицию; технику работы с цветом; гармоничность образа в целом: здесь оцениваются соответствие заявленной теме (если таковая есть), композиция, профессиональный выбормодели. Третий критерий не менее важен, чем предыдущие. Ведь в конкурсных работах вы создаете не только макияж, высоздаете образ в целом, который должен быть продуман до мелочей: фактура модели, костюм, декоративные элементы,аксессуары. Всё это дополнительные баллы в протоколе судьи.

Особенно важно, знакомясь с правилами и регламентом конкурса, обратить внимание на то, что делать запрещено. Чащевсего такие запреты связаны с использованием тех или иных текстур либо марок косметических средств, трафаретов - и,конечно, с дисциплиной: штрафные баллы начисляются за продолжение работы после команды «Финиш!», запредварительную «разметку» макияжа перед стартом, за помощь модели при выполнении работы, за использование эскизов ифотографий на подиуме и т. д. Да, конкурс есть конкурс: здесь, как в спорте, дисциплина - залог успеха. Еще раз обратимваше внимание, что в каждом конкурсе имеются свои нюансы, поэтому знакомство с регламентом и условиями - важнейший шаг на пути к успешному участию.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Нина Величко, преподаватель Центра «Make-up Atelier Санкт-Петербург»:

Когда речь идет о конкурсном макияже, то, помимо творчества и креатива, здесь вы в полной мереощутите драйв, накал страстей, скорость. Одним словом, сможете проверить себя на выносливость,выдержку. Хорошо продуманный образ, тренировки, направленные на отработку скорости и качествавыполнения макияжа, - вот ключ к успеху. Выделю основные моменты, которые следует учитывать при создании конкурсного образа. Выбор модели. «Правильная» модель - это уже половина успеха.Я имею в виду девушку высокого роста, с идеальной кожей, гармоничными чертами лица; дляконкурсной модели желательны высокий лоб и большие глаза, чтобы было достаточное пространстводля размещения рисунка. Характер задуманного вами образа не должен спорить с внешностью модели, ее природными линиями. Как только вы определились с формой рисунка, его цветовойгаммой, начинайте тренировки, чтобы в вашей голове был зафиксирован порядок действий - четко ипоэтапно. При выборе костюма старайтесь, чтобы он подчеркивал ваш фантазийный макияж, а неперетягивал внимание на себя. Но при этом бледный и невыразительный костюм тоже не подойдет:здесь грань тонка - и нужно найти золотую середину.

Один из самых значимых моментов, закладывающих фундамент будущей победы, - упорные тренировки. Существуетогромное количество подготовительных конкурсных тренингов: кто-то предпочитает групповые тренинги в учебных центрах помакияжу, кто-то - уроки у именитых мастеров в частном порядке. Итак, зачем нужен тренер? Он поможет, во-первых, развить иправильно «оформить» едва зародившуюся в вашем воображении идею, во-вторых - технически довести работу до идеала. Исамое главное - систематизирует ваши действия по созданию целостного образа: подскажет касательно выбора модели,инструментов и рабочих материалов, изготовления костюма и прически, отработки по времени. Всё это немаловажныефакторы, от которых напрямую зависит ваш успех.

Что касается времени, наш совет: засекайте время выполнения макияжа от начала до конца. Затем по критериям анализируйтеошибки и недочеты - и отрабатывайте, отрабатывайте до автоматизма, чтобы предотвратить любую ситуацию, которая можетвыбить вас из колеи. Четкость, скорость и отсутствие паники - важные качества мастера, выполняющего макияж на конкурсе.

Еще один значимый момент, который необходимо учесть конкурсанту, - верный выбор модели. В первую очередь, речь идет,конечно, о ее фактуре, типаже. Ее природные данные должны идеально соответствовать создаваемому образу: разрез глаз,скульптура лица, форма губ и т. д. Безусловно, модель должна уметь нести образ, быть профессиональной, артистичной ивместе с тем усидчивой, ведь тренировок будет много и время их поначалу точно не ограничится одним часом. Помимосовершенно «потребительского» подхода, необходимо учитывать и психологический аспект: модель должна поддерживатьмастера, «болеть» за его работу и даже идти на небольшие «жертвы» ради общего успеха. Однако сами конкурсанты такжедолжны боготворить свою модель, заботиться о состоянии ее кожи, не изнурять тренировками и удалением макияжа по пятьраз на дню, не использовать агрессивных материалов. Кстати, о материалах: никогда не экономьте на декоративнойкосметике, особенно на конкурсе. От хороших, профессиональных средств зависят скорость и качество вашей работы.

В целом, рассчитывая на победу, нужно очень тщательно прорабатывать каждый элемент образа, каждую мелочь, каждый нюанс, не только в макияже, но и в деталях костюма, прически, декоративных элементов. Ни для кого не секрет, что участие вконкурсах - дело дорогостоящее. Мы хотим уверить начинающих мастеров, что, независимо от исхода чемпионата,вложенные деньги не пропадут зря.

Даже если вы не выиграете, а потратите силы и время, это будет не напрасно. Вы получите огромное количество полезной информации и такой колоссальный опыт, который даже за годы работы в салоне приобрести невозможно.

И помните, никогда титанический творческий труд и старания не остаются без вознаграждения, будь то победа в конкурсе,профессиональный опыт, финансовая независимость или всеобщее признание. Участвуйте и побеждайте!

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА Надежда Шестакова,

Безусловно, участие в конкурсе развивает мастера с технической стороны, дает мощный толчок длятворческой реализации, позволяет трезво оценить свои силы. Если вы работаете в салоне, то вашимклиентам не всегда важен кубок победителя в фантазийном макияже; если же вы мечтаете опреподавательской и тренерской деятельности, тогда дело стоит того. Заочные фотоконкурсы чащевсего менее затратны. На ваши плечи ляжет оплата модели, фотографа, студии и, возможно,дизайнера одежды. Можно договориться на условиях TFP - и все будет либо бесплатно, либомаксимум 10 тысяч рублей.
Если вы человек творческий и креатив переполняет вас, то обратите внимание именно на фотоконкурсы и на реальные конкурсы, где модели и дизайнерская одежда уже входят вконкурсный сбор. Сейчас век интернет-пространства, и раскрутить себя, стать популярным, публикуяинтересные, продуманные и творческие работы, не так уж и сложно. В любом случае, хорошо подумайте, чего вы ждете от конкурса и какие цели ставите перед собой.