Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусматривает обязательность организации медицинской помощи в соответствии с порядками и стандартами.

Обратим внимание на формулировки статьи 37 Федерального закона:

Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:

1) этапы оказания медицинской помощи;

2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);

3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;

4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;

5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:

1) медицинских услуг;

2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;

3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;

4) компонентов крови;

5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;

6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния).

Поскольку слово "медицинская технология" в новом ФЗ не упоминается, нам приходится делать вывод, что именно порядки и стандарты заменят прежний формат определения медицинской услуги.

Наше пристальное внимание к теме объясняется очень просто: согласно тому же Федеральному закона "Об основах..." услуга, оказанная не по стандарту, может быть расценена как некачественная.

При этом в косметологии и пластической хирургии ни одного стандарта пока не утверждено. Все документы находятся в нормативном астрале, где-то на непостижимых уровнях создания, согласования и утверждения.

Правда есть Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 августа 2008 г. № 410н «Об организации в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации работы по разработке порядков оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартов медицинской помощи», который определяет, как будут разрабатываться порядки оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандарты медицинской помощи. Как видим, перемены готовились уже давно.

Структура стандарта не является застывшей нормой, в каждом случае она может быть уточнена исходя из специфики оказания медицинской помощи при конкретных состояниях.

Департамент Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, ответственный за разработку стандарта, совместно с главным внештатным специалистом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по соответствующему профилю готовит и представляет в комиссию Минздравсоцразвития по рассмотрению стандартов оказания медицинской помощи при конкретных заболеваниях и состояниях.

В случае с эстетической медициной основные идеи предстоит группировать вокруг команды внештатных специалистов по косметологии и пластической хирургии.

Проект стандарта с заключениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федерального медико-биологического агентства, Российской академии медицинских наук и медицинских организаций соответствующего профиля направляется рабочей группой на рассмотрение комиссии.

Комиссия в течение 10 дней принимает решение об одобрении проекта стандарта и представлении его на подпись Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации либо дает поручение рабочей группе о необходимости доработки проекта.

Комиссии также утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 565 от 15.10.2010 г. и имеет право:

а) давать рекомендации о внесении изменений в представленные на рассмотрение стандарты;

б) приглашать на свои заседания и заслушивать представителей органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, общественных, научных и других организаций по вопросам, относящимся к сфере деятельности комиссии.

Таким образом научные, профессиональные и общественные организации могут принять участие в создании стандартов оказания косметологических услуг.

Вопрос в том, хотят ли они это делать. Пока общественные организации в эстетической медицины работают только над изданием журналов и организацией курсов для врачей-косметологов или пластических хирургов.

Ни одна из них, (за исключением, пожалуй, Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения), не приняла участие в обсуждении нормативных актов, связанных с введением профессии "врач-косметолог", квалификационными требованиями к специалисту.

Обсуждение (большей частью кулуарное) порядка косметологической помощи также не вылилось в некий документ, определяющий позицию медицинского сообщества.

Между тем, время идет вперед, оставляя наши возможности нереализованными.

Закон, требующий оказания помощи по стандарту, вступил в силу, стандартов не существует... Отсюда вытекает следующее: чтобы косметология опять не выпала из законодательного русла, стандарты придется принимать в спешном порядке.

Можно себе представить их качество...

Именно поэтому сейчас профессиональные сообщества первой и главной своей задачей должны считать создание прочной и логичной системы оказания косметологических услуг.

Есть резон обсудить новую номенклатуру медицинских услуг и увидеть в ней недочеты (опять же принималась она без участия специалистов эстетической медицины), вычленить услуги, которые имеют прямое отношение к косметологии и начинать работать над стандартами.





Загрузить еще