Его называют одним из самых влиятельных фотографов современности. Он снимает для первых журналов мира - от Vogue до Dazed & Confused. Помимо ведущих Модных Домов его клиенты - Дэвид Боуи, Mercedes-Benz и Королевский театр Ковент-Гарден. Его работы выставлялись в Музее Виктории и Альберта, галереях Тейт Модерн и Саатчи. Его интернет-проект SHOWStudio меняет представление о взаимоотношениях масс-медиа и искусства. Маниакальный перфекционист, технократ и экспериментатор, Ник Найт не считает себя фотографом в классическом смысле слова, не ведет счет персональным экспозициям и альбомам. Для него работа с изображением - не взгляд, обращенный в прошлое. «Я чувствую, что существую в будущем. И, доложу я вам, это необычное место!».

1958 Ник Найт родился в Лондоне в семье психолога и физиотерапевта. Поначалу, как и брат, он собирается идти по стопами родителей. Однако, приступив к изучению биологии, Найт быстро выясняет, что естественные науки ему неинтересны. Куда веселее фотографировать. По собственному признанию, Найт взял камеру в руки только для того, чтобы знакомиться с девушками на улицах. Когда он понял, что снимать у него получается лучше, чем делать что-нибудь еще, он поступает в Колледж искусств и дизайна Борнмут-и-Пул. Еще во время учебы он начинает серию черно-белых портретов своих друзей-скинхедов, к которым Найт и себя относил (аутентичная британская субкультура «бритоголовых» абсолютно чужда расизма). В1980-м альбом становится его дипломной работой, а через два года выходит отдельной книгой.

1982 Работы молодого фотографа попадают в руки креативного директора журнала i-D Робина Деррика, который ныне занимает аналогичную позицию в британском Vogue. Вскоре Найт, перебивавшийся съемками малоизвестных групп, получает от i-D заказ на сто монохромных портретов для юбилейного номера. Новая серия оказывает такое сильное впечатление на арт-директора журнала Марка Асколи, что в 1986 году он приглашает Найта снять каталог Yohji Yamamoto. Найт развернулся не на шутку, и тут же привлек к проекту художника Питера Сэвилла, что для таких проектов было шагом совершенно новаторским. Команда справилась столь удачно, что сотрудничество с японским брендом растягивается еще на 10 лет, а Найт зарабатывает реноме перфекциониста с безудержной фантазией, который контролирует каждый этап работы.

В том же году случается еще одна судьбоносная встреча: Найт бесповоротно влюбляется в студентку, пришедшую к нему в студию на стажировку. Шарлотта Уилер становится не только его женой, но и музой и помощницей. В семье Найт, отец трех детей, ведет жизнь размеренную, совсем не похожую на его взвинченную профессиональную активность. Пара редко появляется на людях, но всякий раз производит впечатление идиллического союза. На вечеринке в честь 90-го юбилея английского Vogue, например, супруги весь вечер трогательно держатся за руки. Ник вообще куда консервативнее, чем полагается думать о модных фотографах. С 1989 года он живет в зеленом пригороде Лондона в доме, который архитектор Дэвид Чипперфильд построил на том же самом месте, где родился заказчик проекта.

1993 Найт пробует себя в новом жанре: вместе с Чипперфильдом по заказу лондонского Музея естественной истории он сочиняет постоянную экспозицию Plant Power. В том же году в ноябре Ник снимает знаковую обложку Vogue с Линдой Евангелистой, забив гвоздь в гроб гранжа и провозгласив триумфальное возвращение гламура в духе работ Хельмута Ньютона и Криса фон Вангенхейма. Вскоре Найт начинает плотно разрабатывать эту эстетику вместе с Александром МакКуином, а попутно снимает обложку для Massive Attack, позднее для Бьорк, Дэвида Боуи, Кайли Миноуг.

1997 Едва ли не самым известным совместным проектом фотографа становится сотрудничество с Dior, продлившееся без малого десять лет. Вместе с арт-директором Джоном Галльяно он разрабатывает новый - совершенно фантастический - визуальный язык дома. В том же году Найт издает альбом Flora - невероятной красоты гербарий с композициями из шести миллионов цветов.

На излете 90-х тяга Найта к экспериментам начинает проверять на прочность границы привычной «глянцевой» красоты. Он снимает безногую модель Эйми Муллинз, женщин, прошедших мастэктомию, постаревших героинь подиумов 70-х, толстушку Софи Даль, причем добивается изящества и сексуальности. Найта упрекают в избыточной постановочности, в том, что он обращается с людьми, как с объектами. В этом, действительно, весь его творческий метод, в котором, в то же время, присутствует и чуткость и уважение к моделям. Не случайно Кейт Мосс и Джемма Уорд позируют ему много и охотно. В те же годы Найт начинает активно применять новейшие компьютерные технологии пост-обработки, усложняя свои и без того насыщенные деталями произведения. Любовь к цифровым манипуляциям становится очередным поводом для критики; мастер всегда парирует, что «фотография и есть сплошная манипуляция», а идея, что она, якобы, отражает реальность - большое заблуждение.

2000 Естественной средой для Найтовских экспериментов со средствами коммуникации становится интернет. Самый новаторский из своих проектов фотограф запустил на рубеже веков. SHOWStudio - это модный канал, специализирующийся на прямых трансляциях, видео-инсталляциях, интерактивных фильмах и не только. Для Найта это опытная площадка и одновременно инструмент, с помощью которого можно воспитать новое поколение мультимедийных художников. Аудитория сайта достигает полмиллиона посетителей в день. На SHOWStudio появляются не только первые лица модной индустрии, но и такие культурные герои, как Бьорк, Брэд Питт и Antony and the Johnsons. Получив в 2006 году престижную награду Moet Chandon Fashion Tribute, Найт закатил в замке Горация Вальполя бал-маскарад, где кухарничал сам Хестон Блюменталь, а Кейт Мосс и Сьюзи Менкес пели караоке. Все происходящее транслировалось восьмью камерами в прямой эфир на сайт SHOWStudio. Шансы, что Найт остановится на достигнутом, стремятся к нулю: «Стоит мне что-нибудь создать, как я начинаю искать то, чего раньше не видел. Нахожу, создаю и тут же отправляюсь на новые поиски».





Загрузить еще