Регистрация

Открытие салона красоты

А Вы, уважаемый руководитель, зачем начали такое не простое дело и создали свой салон красоты, ногтевую или имидж студию, или косметологический центр? Этот вопрос не так банален, как может показаться на первый взгляд. От ответа на него в значительной степени зависит, будет ли успешен Ваш бизнес.

Широко распространено мнение (даже среди специалистов), что салон красоты изначально создается с целью «зарабатывания» денег. Однако это далеко не всегда соответствует истине. Мы провели мини-исследование среди директоров, управляющих и владельцев салонов красоты и косметологических центров, в том числе слушателей нашей школы директоров. В результате удалось выявить основные мотивы, побуждающие заняться салонным бизнесом. Палитра их оказалась достаточно многообразной: от бизнес-подхода до желания иметь «карманный салон» или просто «дорогую игрушку».

Приведем наиболее характерные примеры мотивации:

  • Потому что престижно иметь салон красоты,
  • Для того чтобы делать людей красивыми,
  • Потому что это красивый бизнес,
  • Для того чтобы зарабатывать деньги,
  • Потому что есть у моей подруги,
  • Для того чтобы потом было на что жить мне и моим детям,
  • Чтобы было не скучно сидеть дома,
  • Муж дал денег, чтобы я занялась делом,
  • Чтобы собрать хороший коллектив и вместе работать, одним словом для общения.

Интересно отметить, что желание заработать деньги явилось побудительным мотивом в среднем для каждого четвертого опрошенного.

На первом месте стоят соображения престижности: создавать салоны красоты стало так же модно, как отдыхать на элитных курортах, ездить на топ-моделях автомобилей и т.п.

Однако не следует забывать, что салонный бизнес, как и любой другой, живет по своим законам, игнорирование которых приведет ваше начинание к краху. Неверно выбранные местоположение, название, имидж предприятия, ошибки в ценовой политике, политике оплаты труда и пр. вначале скажутся на снижении прибыли (или ее полном отсутствии), а затем последует печальный, но закономерный итог — банкротство. Чтобы этого не случилось, нужно постараться избежать чужих ошибок. Надеемся, что эта статья, основанная на опыте работы многих руководителей, поможет Вам научиться уважительному отношению к аксиомам салонного бизнеса и добиться желаемого результата — процветания Вашего салона. Итак, зачем НАМ все это нужно? Когда мы проанализировали мотивы создания салонов красоты, то пришли к выводу, что они находятся в довольно полном соответствии с выделенными американским психологом А.Маслоу потребностями личности (в Пирамиде Маслоу они расположены по мере возрастания:от материальных до потребности в самореализации).

Вот как, следуя классификации Маслоу, выглядит мотивация салонного бизнеса:

  • мотив первый - материальный (чтобы заработать денег; чтобы быть независимой материально и психологически от мужа; иное);
  • мотив второй - стабильность (чтобы было, на что жить в старости; пенсия; чтобы передать детям);
  • мотив третий - социальный (надоело сидеть дома; хочется общения; иное);
  • мотив четвертый — самоутверждение (это престижно — иметь свой салон красоты; хочу, чтобы мой салон был самым лучшим, самым престижным; хочу стать известной (известным) и уважаемой (уважаемым); мне интересно руководить людьми; иное);
  • мотив пятый — самореализация (чтобы нести красоту людям; помогать воплощать свои идеалы в жизнь; красивый бизнес; хочу попробовать и понять, что смогу; чтобы всем входящим в него было просто хорошо и комфортно; иное).

В таком разнообразии мотивов кроется опасность недооценки или непонимания руководителями основополагающих моментов организации этого вида бизнеса. В чем же они заключаются?

Во-первых, это малый бизнес и у него, в отличие от больших компаний, нет «ресурса плавучести». Поэтому цена каждой даже небольшой ошибки необычайно высока.

Во-вторых, это сервисный бизнес, залог его успеха — постоянные клиенты и их предпочтения.

В-третьих, основную ставку в салонном бизнесе следует делать на сплоченную, эффективную команду, а не на талантливых одиночек. Помните об этом, пускаясь в плавание по бурным волнам российского бизнеса.

Теперь рассмотрим подводные камни и мели, которые подстерегают Вас на том или ином пути.

Если салон создается как бизнес, то в такой ситуации руководитель, как правило, выполняет все основные требования и маркетинга и управления. Особенно ревностно соблюдаются эти правила людьми, которые имеют богатый опыт в других сферах деловой жизни. Они понимают, что непродуманные решения приводят к краху. (Хотя нам известен случай, когда салон закрылся только из-за неправильного выбора целевой клиентской аудитории и месторасположения. Он был создан как «дорогой салон», однако отсутствие места парковки создало неудобства для элитных клиентов. Они перестали приезжать, а для жителей микрорайона цены за предлагаемые услуги оказались непомерно высокими. Так пропали вложенные в салон деньги.)

В случае создания салона красоты как гаранта стабильного и обеспеченного «завтра» руководитель также будет стремиться к соблюдению положений маркетинга и управления. Для него салон — это курица, несущая золотые яйца. Такой руководитель более осторожен и допускает меньше ошибок. Серьезные проблемы появятся не сразу (о том, что это за трудности и как с ними справиться, мы расскажем в следующих статьях).

Если салон красоты создается как место общения и время проведения «с приятными мне людьми», то здесь сразу могут начать назревать определенные сложности с персоналом и, как следствие, с клиентами и доходностью. Такой подход может быть хорош для закрытого клуба, да и то вряд ли. Руководитель рискует набрать команду «удобных» людей, полностью разделяющих его точку зрения. Здесь большой простор для подхалимажа, а творческое развитие будет парализовано. Результатом, вероятнее всего, станет угасание и низкая конкурентная способность салона.

Если салон красоты создается как средство самоутверждения владельца, то, что же в этом плохого? Абсолютно нечего, если руководитель сохранит трезвый и ясный на действительность. Просто слава и медные трубы - однако, из самых тяжелых испытаний в жизни любого человека. Часто создатели салонов красоты руководствуются желанием «быть впереди планеты всей»: «чтобы у нас было все лучше всех - лучшие мастера, самые престижные услуги, самая громкая слава» и т.д. К этой категории, как правило, относятся салоны, названные по имени владельца. Такой подход дает свои положительные результаты только в том случае, если руководитель (владелец)- сам топ-мастер и его имя - лучшая реклама. Иначе раскрутка нового малоизвестного имени потребует немалых средств.

Одна из наиболее распространенных ошибок в этой индустрии - уверенность в том, что любой «классный» мастер может успешно руководить салоном красоты. Однако директора «со стажем» только улыбнутся такому наивному заблуждению.

Создать и «поднять» салон — это нелегкий труд по 12-16 часов в сутки без выходных, требующий недюжинных организаторских способностей, деловой хватки, а также компетентности в различных областях знаний: от экономики до психологии. Так что одного профессионального мастерства недостаточно.

Если салон красоты создается как способ самореализации своих творческих способностей, то это прекрасно. Только не забудьте, дорогие руководители, что вы еще находитесь в мире бизнеса, в котором существуют законы и правила. Помните, что клиенты Вашего салона - живые люди, вкусы и пожелания которых постоянно меняются, и то, что вчера было прекрасно, завтра уже почти никому не будет интересно. Не забывайте, «в погоне за прекрасным» и о своих сотрудниках. Следите за тем, чтобы их заработная плата оставалась стабильно высокой. Конечно, не стоит ставить во главу угла материальную выгоду, но и недооценивать эту сторону отношений нельзя. Если работник станет существенно меньше зарабатывать, велика вероятность, что он будет искать другое место.

Итак, задайте себе вопрос: «чего я хочу на самом деле? Иными словами, спросите себя, насколько истинным является Ваше желание заниматься бизнесом? Ответить на этот вопрос непросто, так как он затрагивает подсознания. Но все Ваши действия, а в конечном свете и успех предприятия зависят от того, своим ли делом Вы занимаетесь. Надеюсь, что Вы знаете — ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО НУЖНО.