АЛИГНИН — мягкая белая прессованная бумага. В театре актеры пользуются алигнином для снятия грима с лица взамен бумажных салфеток, так как алигнин лучше впитывает влагу, краску, жир.
АЛОНЖЕВЫЙ ПАРИК (от фр. Allonge — удлиненный) — прическа из длинных локонов, спускающихся на грудь и плечи.
АНГРУАЗ — вещество типа мастики (состав: мыло, сахар, вода). Применяется в гримерном деле для замазывания бровей.
АТАНДЕ (от фр. atande -— отвести, отступить) — метод закрепления монтюра на болванке нитками. Нитку закрепляют одним концом за края тесьмы монтюра, отводят нитку от края тесьмы на 3—4 см, закрепляют второй конец нитки булавкой или штифтом. Методом атанде закрепляются обычно височные, лобные, затылочные части монтюра.
АЦЕТОН — химический растворитель. В гримерном деле применяется как средство очистки от лака, всех наклеек (бород, усов, бакенбард и т. д.).
БАКЕНБАРДЫ — борода, отпущенная только на щеках при выбритом подбородке. Бакенбарды имеют разную форму и величину (большие, маленькие, вьющиеся, прямые, длинные, короткие и т. д.).
БЕЛИЛА — косметическое средство белого цвета. Белила бывают жидкие и сухие, состав белил: пудра, спирт (изготовляют их по определенному рецепту).
БИГУДИ — разновидность папильоток. Бигуди — приспособление для завивки. Имеют форму цилиндра, изготовляются из различных материалов: пластмассы, резины, металла. Бигуди-папильотки — изобретение швейцарского парикмахера Крамера.
БЛЕСК— косметическое средство, имеет специфический окрас (перламутровый), используется в гриме для глаз, губ, щек.
БОЛВАНКА—принадлежность для постижерного дела. Приспособление для работы по постижу, имеет форму головы, подбородка, изготовляют из мягкого дерева (липы, ясеня), пенопласта, поролона.
БОРОДА — волосяной покров мужчин на нижней и боковых частях лица.
В театре борода — деталь грима. Бороды бывают разных размеров: большие — «окладистые», маленькие — эспаньолки; бороды-«жа6о», волосяной покров которых расположен вдоль скул и по всей нижней части подбородка, средние бороды — «клин», «подкова», «лопаточка», «козлиная» бородка и т. п.
БРИЛЛИАНТИН — косметическое средство для укладки волос, оно бывает твердым, жидким, имеет вяжущие свойства.
БРИДЫ (приставка) — часть алонжевого парика, имеет форму прямоугольника, делается на материи, тюле, прикрепляется к парику, монтюру или к большой полной бороде.
БУКЛИ — разновидность элементов прически. Имеют форму короткой объемной трубки. Используются в прическах. Модны в париках XVIII-XIX веков.
ВАЛИК — приспособление для прически. Имеет разнообразные формы, делается из крепе, бархата, поролона и других материалов.
ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЗАВИВКА — разновидность перманента, завивка от концов волос к корням.
ВОЛОСЫ «БУЙВОЛ» (сарлык) — шерсть буйвола (вид быков), сарлык.
При определенной обработке применяются в постижерном деле. Из волос буйвола шьют парики, бороды, усы, баки, шиньоны, косы — разнообразные волосяные изделия. Волос «буйвол» мягче и эластичнее конского волоса, но более жесткий, чем натуральный волос человека. Удобен и практичен в работе, хорошо и долго сохраняет форму завивки, париков.
ВОЛОСЫ ИСКУССТВЕННЫЕ — изготовлены из синтетического волокна.
Из искусственных волос изготовлялись парики, которые вошли в моду в 1960-х годах. Женщины носили парики как модную прическу того времени. В театре искусственные во-лосы применяются в постижерной работе. Из них делаются парики, шиньоны, косы, локоны. Искусственный волос, полученный химическим способом, бывает разного цвета, длины, качества (нейлон, акрил, моноволокно).
ВОЛОСЫ КОНСКИЕ — из гривы и хвоста лошади. Цвет черный, серый, белый, рыжий. Конский волос жесткий. Применяется в постижерном деле.
ВОЛОСЫ «ОЧЕСЫ» — получаются от сортировки волос при расчесывании на карде (см. карда). Этот процесс применяется в постижерной работе, когда надо отсортировать длинные волосы от коротких. Из «очесов» делают крепе (см. крепе), которое употребляют для изготовления бород, усов, бакенбард и даже бровей.
ВОЛОСЫ «СПУТКИ» — перепутанные, нерасчесанные волосы, разные по длине и цвету.
ВОЛОСЫ ТРАВЛЕНЫЕ — обесцвечивание при помощи химических составов, изменение цвета волос.
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЗАВИВКА — разновидность перманента. Волосы завиваются от концов к корням.
ГРИМ (от фр. grime — буквально «забавный старикан») — 1. Искусство изменения внешности актера (преимущественно лица) по средством специальных красок (гримировальных), наклеивания усов, бород, париков, ресниц, бакенбард и других постижерных изделий. 2. Гримировальные краски и другие принадлежности грима.
ГРИМ ВОЗРАСТНОЙ — художественное изображение возраста актера при помощи гримировальных красок (грима), наклеек, «растительности», за счет парика (седого, лысого и т. д.).
ГРИМ НАЦИОНАЛЬНЫЙ — это грим разных национальностей, рас. Выполняется при помощи гримировальных красок, наклеек, париков, а также (по необходимости) налепок.
ГРИМ СКАЗОЧНЫЙ, ПОРТРЕТНЫЙ — делается по эскизам, иллюстрациям.
ГРИМ ХАРАКТЕРНЫЙ — применяется актером, играющим характерную роль. Характерный — это характерные отличительные качества того или иного образа с резко выраженными особенностями, чертами, свойственными исключительно кому-нибудь. Характерны для определенного народа, эпохи, общественной среды. В театре актеры часто играют спектакли, в которых имеются характерные роли — чисто индивидуальные характерные черты того или иного образа.
ГРИМЕР — работник театра, специалист по гриму, помогающий актеру гримироваться, а также изготовляющий парики, бороды, усы, накладки, шиньоны.
ГРИМИРОВАЛЬНАЯ КОРОБКА — состоит из 9 красок: оттеняющих (желтой, красной светлой, красной темной, белой, черной, коричневой, синей, зеленой и 3 фоновых тонов загара).
ГУБКА — низшее многоклеточное неподвижное животное. Губка — мягкий ноздреватый остов этого животного, хорошо впитывающий влагу. Губка может быть изготовлена из резины или синтетического материала. Губкой пользуются актеры и гримеры, ею удобно распределять общий тон (грим) на лице, а также покрывать морилкой шею и руки, если это необходимо по образу.
ГУММОЗ — твердое вещество. Применяется в гримерном деле для вылепливания носа той или иной формы, необходимой для данного образа. Гуммоз легко размягчается от тепла, становится эластичным и удобным в работе. При охлаждении быстро твердеет. В состав гуммоза входят жировые гримировальные краски, смола, древесина — камедь. Камедь — густой сок, выступающий у многих деревьев на поверхность коры при ее повреждении и быстро застывающий, напоминает твердый прозрачный камень.
ДЕРМАКОЛ — жидкая пудра розового цвета или цвета загара.
ДУАТЬЕ (от фр. «напальчник»). Разновидность наперстка — пластинка из мягкой жести (закрученная с одного конца), свернутая в трубочку, длина которой 40-45 мм, диаметр трубочки чуть-чуть больше толщины указательного пальца. Используется при шитье монтюров, тресов. Надевается на указательный палец левой руки. Им подцепляется игла во время шитья монтюров на болванке.
ЖИВОПИСНЫЙ ПРИЕМ — работа по гриму с красками, дающими иллюзорный объем.
ЖИРОВАЯ ОСНОВА — разновидность косметических масел. Растворитель жировых гримировальных красок. Применяется для снятия грима или протирания лица перед тем, как на него положить общий грим. Благодаря основе грим мягче и ровнее ложится на кожу лица.
ЖИРОВЫЕ КРАСКИ—гримировальные краски, имеющие в своей основе жир.
ЗАВИВКА — способ придать волосам вид завитости. Способ завивки волос бывает разным: перманент, холодная, горячая, химическая.
ЗАВИВКА ГОРЯЧАЯ — завивка, выполненная горячими щипцами. Изобретена в конце XIX века французским парикмахером Марселем.
ЗАВИВКА ПЕРМАНЕНТ — при помощи химического состава.
ЗАВИВКА ХОЛОДНАЯ — укладка волос при помощи отвара из льняного семени, лимона или воды (делается разными способами в зависимости от характера прически).
ЗАЖИМЫ — приспособления для прически, укладки волос. Делаются из резины, полиэтилена, фибры.
ЗАЯЧЬЯ ЛАПКА (лапка зверька) — принадлежность для грима. Употребляется для удаления с лица лишней пудры, румян.
ЗОНА — определенный участок, имеющий свои границы. Волосяной покров на голове делится на участки (зоны) височные, лобные, затылочные, макушка или фенсионка (см. фенсионка).
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРОБКА ПОСТИЖЕРА — в ней находится все необходимое для работы (наперсток, расческа, ножницы, иголки, крючок, дуатье и другие постижерные принадлежности).
КАРАНДАШИ «КОСМЕТИКА» (цветные) — косметическое средство для подкрашивания губ, век, бровей, обводки глаз.
КАРДА — инструмент для расчесывания волос, щитка из стальных игл, состоит из 2-3 рядов иголок, насаженных на металлическую пластину. Высота иголок 5-6 см.
КАРДА-ЛЕНТА — одна из разновидностей кард. Приспособление для расчесывания волос. Представляет собой ленту с мелкими иголками. Используется для перетягивания волос.
КАРДАЧ — одна из разновидностей кард. Инструмент — тяжелая массивная щетка с металлическими иголками для расчесывания волос.
КАРКАС — остов какого-нибудь сооружения или изделия. Приспособление, применяемое в парикмахерском деле для создания сложных форм дамской прически. Каркас делается из проволоки или из ивовых веток, из картона или железа (железная банка). Каркасы могут иметь формы конуса, пирамиды, сердца, груши и другие различные формы. На них распре-деляются волосы.
КИСТОЧКА — инструмент гримера, разная по толщине и материалу (колонок, белка).
КЛЕЙ (сандарачный лак) — служит для приклеивания растительности на лице: бород, усов, бакенбард, ресниц, а также париков со лбом.
КОК (от англ. cock— «петух») — мужская прическа, взбитая, приподнятая часть волос надо лбом (напоминающая гребень петуха), была в моде в XIX веке.
КОКЛЮШКИ — приспособления для завивки, деревянные палочки различной формы.
КОЛКИ — часть тресбанка, небольшие палочки, на которые наматываются нитки.
КОМПАСЫ — один из видов завитых локонов (локоны цилиндрической формы). Волосы закручиваются в «компасы» следующим образом: сначала делятся на прядки, закрутка начи-нается с концов. Волосы идут прямой лентой перпендикулярно щипцам. Концы зажимаются щипцами так, чтобы волосы шли внутри желобка в одном направлении (иначе будут заломы на концах волос). Правильно завитые «компасы» хорошо просматриваются насквозь, а волосы как снаружи, так и внутри лежат ровно и гладко, как в замкнутом кольце. Локон, завитый в «компасы», имеет форму цилиндра.
КОНТРОНЮР — волосяное изделие типа накладки. Используется для прически на затылочной части. Прикрепляется при помощи зажимов, шпилек, заколок. Делается из газа, тюля, шифона.
КОСМЕТИКА (от греч. cosmeo — искусство украшать, наряжать). Косметика бывает лечебно-профилактическая и декоративная. Декоративная косметика — это искусство гримироваться (приукрашивать лицо). Косметикой называют также средства, применяемые для ухода за кожей лица, шеи, рук.
КРАСКА «БАКАН» — темно-красная краска. В гриме используется для подкрашивания губ, как румяна (брюнетки, шатенки).
КРАСКА «КАРМИН» — светло-красная краска. Используется в гриме для подкрашивания губ как румяна (блондинки).
КРАСКА «ОХРА» (в гриме) — краска желтого цвета.
КРАСКИ (в гриме) — жировые, водяные, сухие (порошок), жидкие (флаконы), морилка, белила, порошкообразные (в коробках).
КРАСКИ «ТЕПЛЫЕ ТОНА» — это желтые, красные, светло-красные, оранжевые.
КРАСКИ «ХОЛОДНЫЕ ТОНА» — это синие, голубые, фиолетовые.
КРЕМ — любая мазевая смесь, предназначенная для нанесения на лицо, руки. Душистые смеси жиров, жироподобных веществ в виде густых и жидких эмульсий и суспензий. В зависимости от физических свойств кремов, сопутствующих гриму, их принято классифицировать: жировые, эмульсионные, суспензионные, тональные и т. д.
КРЕПЕ — постижерное изделие, имеет вид косички, изготовляется на станке тресбанке. Волосы переплетаются между двумя нитками. Крепе — материал для шитья бороды, усов, бакенбард.
КРЕПОН — постижерное изделие, завитые волосы между двумя нитками. Используется в прическах для изменения формы.
КРЮЧОК (тамбуровальный) — приспособление постижера для работы по изготовлению постижерных изделий. Имеет вид иголки с бородкой на конце.
КУАФЁР (от фр. парикмахер). Высококвалифицированный художник-парикмахер. Слово появилось во Франции в XVIII веке.
КУАФЮРА—сложная женская прическа. Прическа, сложная по исполнению, на каркасе, богато декорированная бутафорией, украшениями, XVIII век.
ЛАК ДЛЯ ВОЛОС — косметическое средство для сохранения прически, включает в состав вяжущие вещества.
ЛАКОВКА (лачница) — приспособление для работы по гриму. Пузырек с кисточкой, наполненный клеем.
ЛИНИИ СКОРБИ — термин косметологов. Морщины — носогубные складки, отвислые щеки (собачьи складки), опущенные уголки рта появляются при недовольном, злом выражении лица. В основе своей линии скорби являются признаком увядания кожи лица, это элемент, появляющийся с возрастом.
ЛУБ — кора дерева, ее использовали в Древнем Египте для изготовления париков.
МАКИЯЖ — подкрашивание лица с помощью красок (помада, тушь, тени, маскара).
МАСКА — имеет два значения: 1) косметическая процедура освежения кожи при помощи составов из ягод, овощей, кремов; 2) предмет для предохранения лица от погодных условий и для сцены, делается из бархата, шелка, картона.
МАСКАРА — средство для подкрашивания век, бровей, ресниц; может быть использовано как в декоративной косметике, так и в театральном гриме.
МАСКИРОВОЧНАЯ ПАСТА — для заделки края парика.
МЕЙК-АП (англ.) — подкрашивание лица.
МИМИЧЕСКИЕ МОРЩИНЫ — термин косметологов. Происходят от привычки хмуриться (межбровные морщины), морщить лоб (лобные морщины), нос (морщинки на переносице), привычка щуриться (морщинки у глаз).
МОНТЮР — основа постижерного изделия. Делается из тесьмы, тюля, газа, мадеполама. Служит основой (типа шапочки) для шитья париков.
МОРИЛКА — жидкая краска (загар) во флаконах для окрашивания частей тела (рук, ног, спины).
МУШКА — имеет несколько значений: 1) «муш» — маленькая бородавка, модная в XVII веке при французском королевском дворе; 2) украшение лица в XVII-XVIII веках имеет разную форму. Изготовляется из бархата, муара, драгоценностей.
НАКЛАДКА — волосяное изделие: верхняя лобная, теменная часть (мужские, женские).
НАКЛЕЙКА — «растительность» лица: усы, ресницы, брови, бакенбарды, бороды разнообразной формы, вида, цвета.
НАЛЕПКА — изменение деталей лица при помощи гуммоза, ваты, поролона и других материалов.
НАЧЕС — прием в парикмахерском деле, взбивание волос с двух сторон прядями.
НЕБРИТОСТЬ — естественная и искусственная. Естественная небритость — это волосяная щетина на щеках и подбородке у человека, не брившегося 2-5 суток. Искусственная — небритость, применяемая актерами для данного образа. Делается искусственная небритость несколькими способами: небритость из крепе, из мелко стриженных волос, которые клеятся лаком или специальной мастикой, небритость при помощи гримировальных красок или жженой пробки (художественный прием).
НЕДЕЛЬНАЯ ТОНИРОВКА — окрас волос при помощи красителей.
НЕСЕССЕР — коробка с косметическими принадлежностями: флаконами, щетками, мылом.
НЮК — затылочная часть парика.
ОБЩИЙ ТОН — основной цвет кожи лица без румян (в гримировальной коробке предусмотрено 3 основных тона — №№ 1, 2, 3, фоновая краска).
ОКАНТОВКА — вид стрижки. Выравнивание волос в прямую или округлую форму. Окантовка применяется также и в гриме: окантовка губ — обводка контура губ, при помощи грима, для большей рельефности.
ОНДУЛЯЦИЯ (фр. — струистый, волнистый). Вид завивки (ондулясион) горячим или холодным способом в виде волн.
ОПЛАНТЕ — специальное шитье монтюра для характерных париков (так называемый лысый парик). На половину затылочной части, макушку, лобную часть монтюра ставится (натягивается) опланте, т. е. материал из плотной ткани или мягкой замши, после чего промазывается гримом, смешанным с гуммозом.
ОСВЕТЛЕНИЕ — изменение естественного цвета волос при помощи химического состава (перекись, пергидроль, гидроперит).
ОТТЕНЯЮЩИЕ КРАСКИ — в гримировальной коробке девять цветов, используются в смешении с общими тонами и друг с другом.
ПАПИЛЬОТКИ — разновидность бигуди. Бумажка или тряпочка, на которую накручивают пряди волос для завивки.
ПАПИЛЬОТОЧНЫЕ ЩИПЦЫ — инструмент парикмахера: специальные щипцы для прогревания папильоток. Имеет вид стержней с ложечками на конце.
ПАРИК — накладные волосы с определенной прической. Парики бывают бытовые (носят в жизни) и театральные (надевают для игры на сцене).
ПАРИК ЖЕНСКИЙ — дамский парик, имитирующий дамскую прическу, нужную по образу, характеру, национальности, эпохе.
ПАРИК ИСТОРИЧЕСКИЙ — носили в прошлой эпохе (в XVI в. — алонжевый, в XVIII в. — пудреный. Алонжевый имеет три бриды (лапы), изобретен в XVII веке во Франции при королевском дворе. Прически — «грива льва», «пудель», завивка крупная. Парик пудреный XVIII века сделан из белых волос. Мужской парик с косой сзади, коса завязывается черной лентой в бант.
ПАРИК МУЖСКОЙ — разновидность мужских париков огромна, начиная с простейших (короткая стрижка) до сложных (алонжевые парики), а также характерные парики (крестьянские, лысые, короткостриженые).
ПАРИК ХАРАКТЕРНЫЙ — парик с резко выраженными особенностями, (лысый, парик сказочного грима, клоуна, комика и т. д.).
ПАСТА — густая липкая масса, на которую приклеивается крепе, применяется для придания лицу небритости.
ПЕЙСЫ — элемент прически в виде крючков на щеках (модны в испанских прическах).
ПЕНОПЛАСТ — химический материал, пористый, белого цвета, используется для париков, болванок.
ПЕНЬЮАР — накидка для причесывания. Одежда, защищающая плечи от падающих волос.
ПЕРГИДРОЛЬ — химический состав, обладающий сильным действием обесцвечивания волос.
ПЕРЕКИСЬ—химический состав для изменения цвета естественных волос.
ПЕРМАНЕНТ (фр.) — продолжительная завивка, изобрел немецкий парикмахер Карл Несслер в 1906 году.
ПЕТЛЯ ИЗ ВОЛОС — элемент дамской прически.
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ДЕТАЛИ — для использования в гриме. Изменяют форму лица, носа, губ, щек, лба, подбородка. Изготовляются из резины, пористой массы.
ПЛИТКА ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ — с одним или несколькими отверстиями для нагревания парикмахерских щипцов.
ПОМАДА — косметическое средство, краска для подкрашивания губ.
ПОСТИЖ (от фр. postiche — неестественный) — имеет несколько значений: 1) работа со срезанными волосами; 2) изделия из волос, часть женской прически.
ПРОБА ГРИМА — работа по нахождению внешнего образа при помощи красок, «растительности», парика.
ПРОБКА — используется в гриме для окрашивания в серый, черный, коричневый цвет кожи лица, обычно жженая пробка применяется для нанесения теней, впадин или обозначения небритости.
ПРОБОР — элемент прически, волосы, разделенные на части. Пробор может быть прямой, косой, сквозной, параллельный, зигзагообразный.
ПСЕКАС — рабыня-парикмахер в Древнем Риме, выполняющая работу с волосами, декорирование прически.
ПУДРА — косметический препарат разного цвета (розового, белого, загара) и вида (порошок, жидкий, кремообразный).
ПУХОВКА — служит для наложения пудры на лицо. Бывает из лебяжьего пуха, ваты (тампон из марли и ваты).
ПУЧОК — элемент дамской прически.
«РАСТИТЕЛЬНОСТЬ» — бороды, усы, ресницы, бакенбарды (форма и цвет разнообразны).
РАСТУШЕВКА — бумажная палочка, крепко скрученная из куска бумаги, с утонченными концами и утолщением в середине, которой пользуются гримеры, а также актеры при гримировании. Ею хорошо растушевывать линии при подводке глаз или при рисовании морщин на лице.
РУМЯНА — косметическое средство для подкрашивания лица, сухие и жирные, компактные, используются при легком концертном гриме при дневном освещении.
САРЛЫК — волос буйвола, цвет серый, белый, черный, используется в постижерном деле.
САШЕ — футляр для гребенки, сухие духи из мелко истолченных трав.
СКУЛЬПТУРНО-ОБЪЕМНЫЙ ПРИЕМ — применение в работе по гриму наклеек, налепок, деталей, дающих естественный объем.
СТИЛЬНАЯ ПРИЧЕСКА — модная специфическая прическа определенного стиля на какой-то период.
СУШУАР — приспособление для сушки волос.
ТАМБУРОВКА — прикрепление волос специальным крючком к материалу (при шитье париков, усов, бород и т. д.).
ТЕНИ — сухие косметические краски, служат для подкрашивания лица (век, глазничных впадин, подбровного пространства).
ТОЛЩИНКИ (на лицо) — преувеличение какой-либо детали (делаются из ваты, шерсти, поролона).
ТОНЗУРА (пробритая макушка) — стрижка. Прическа католического духовенства.
ТОНСОРЕС — рабы в Древнем Риме, обладающие навыками стрижки.
ТОРСАДО (фр.) — элемент прически — жгут.
ТРЕС — постижерное изделие: волосы в виде бахромы, переплетенные между тремя нитками на станке тресбанке.
ТРЕСБАНК — станок, состоящий из двух стоек, трех колков для изготовления треса, крепе.
ТУПЕЙ — часть прически, взбитая прядь волос надо лбом.
ФАБРА — косметическое средство для сохранения формы волос, усов, бороды.
ФЕН — электрический аппарат для сушки волос.
ФЕНСИОНКА (фр.) — точка на парике (как дамском, так и мужском), обозначающая макушку, от которой растут волосы в разном направлении.
ФИЛИРОВКА — прием работы с волосами, прореживание волос, выстригание при помощи специального инструмента.
ФИЛИРОВОЧНЫЕ НОЖНИЦЫ — инструмент для прореживания волос в парикмахерском деле.
ФИЛИРОВОЧНЫЙ НОЖ — для той же цели.
ФИКСАТУАР — закрепляющее косметическое средство для приглаживания волос (своего рода бриолин).
ФРИЗЮР — прическа мелкими волнами, завитые пряди волос при помощи определенного состава (обработки).
ХИМИЧЕСКАЯ ЗАВИВКА — при помощи химического состава сохраняет завивку на продолжительное время: до трех-шести месяцев.
ЦИРЮЛЬНИК — парикмахер, сочетающий работу с медициной (вырывание зубов, пускание крови).
ШИНЬОН (фр.) — накладные волосы. Постижерное изделие на тюле или материале, нашивается трес из волос, причесывают, завивают; служит добавлением к собственным волосам.
ЩИПЦЫ КАЛАМИС — щипцы для завивки волос в древнем мире. Имеют вид стержня с шариками на концах и ручкой для держания.
ЩИПЦЫ ПАПИЛЬОТОЧНЫЕ — инструмент для парикмахера, специальные щипцы для прогревания папильоток или крепе. Имеют вид стержня с ложечками на концах, между которыми кладется пучок волос, предварительно накрученный на бумажки или на тряпочку.
ЩИПЦЫ ПЛОЙКИ — одна из разновидностей парикмахерских щипцов (двух-трехжелобковых).
ЭКСЕЛЬСИОР — тонкий прозрачный материал для работы по гриму.