- Дата публикации: 11.12.2015
- Раздел: Публикации
- Компания: проБьюти визаж
- Тематика: Я ВИЗАЖИСТ
- Рубрика: Конкурсный макияж
Техника гримирования
Содержание
Техника гримирования
Мышцы лица
Мимика и грим
Изучение своего лица
Гримировальные краски
Растушевка и лак
Основные правила гримирования
Последовательность грима
Законы светотени
Освещение
Цвет кожи и общий тон
Строение черепа.
Для того чтобы уметь правильно гримироваться, нужно знать строение черепа и мышц лица.
Череп делится на черепную коробку и лицевую часть.
Черепная коробка состоит из лобной кости, двух теменных, затылочной, двух височных и основной
кости, находящейся внизу черепа и служащей его основанием. Лицевая часть состоит из верхней и нижней челюсти, двух скуловых и мелких носовых костей. Все эти кости образуют выпуклости и впадины.
Основных выпуклостей на черепе шесть: две скуловые, носовая с хрящом, две надбровные дуги и подбородочная.
Впадин одиннадцать: две височные, две глазные, две подскуловые, носовая, две челюстные, носогубная и подбородочная (рис. 1).
Форма лица зависит прежде всего от формы черепа, а выражение лица — от состояния мышц. Под влиянием различных рефлексов мышцы сокращаются и изменяют выражение лица. Мышцы, сокращение которых сказывается на выражении лица, называются мимическими (рис. 2).
В старом театре актеры-ремесленники заучивали определенные мимические выражения и пользовались ими в любом случае, в любой роли. Так сложились вековые актерские штампы. Их и сейчас можно встретить в некоторых театрах, где горе, радость, любовь, ненависть изображаются актерами всегда одинаково, с помощью заученной мимики. Передовые русские театры объявили войну всяческим штампам на драматической и оперной сцене. Каждый выражает свои чувства по-своему. Больше того, один и тот же человек в различных обстоятельствах по-разному выражает одинаковые чувства. В этом сказывается и характер человека, и обстоятельства, на которые он реагирует, и сила чувства. У одного радость вызывает бурно оживленную мимику, другой переживает это чувство «про себя», и оно отражается только в ярком блеске глаз, едва заметной улыбке и т. д. Наконец, большое значение имеет характер чувства. Одно дело — радость от встречи с любимым человеком, другое — радость в момент выполнения сложного боевого или производственного задания. Внимательно наблюдая жизнь, актер-художник заметит, что советскому солдату, советскому рабочему свойственна особенная благородно скромная манера выражения своих чувств в тот момент, например, когда его чествуют товарищи за славный боевой или трудовой подвиг. Но и тут бывают бесчисленные оттенки. Одно дело — радостные переживания молодой девушки-колхозницы или рабочего-подростка, другое — те же переживания пожилого рабочего, бывалого солдата и т. д. Мимические штампы не выражают, а искажают эти чувства. И если актер пользуется ими, сознательно или бессознательно, то получается «наигрыш», который всегда свидетельствует о неискренности его игры. Поэтому, описывая мимические выражения, складывающиеся под действием лицевых мышц, мы предостерегаем молодых актеров от механического воспроизведения этих мимических выражений. Ниже речь идет лишь о примерном соответствии переживаемых человеком чувств и его мимики.
Лобная мышца поднимает кожу лба и брови, образуя на лбу горизонтальные морщины, и широко раскрывает глазную щель. При этом лицо может выражать внимание, любопытство, изумление.
Круговая мышца глаза (орбитальная) разделяется на две самостоятельные части: верхнюю и нижнюю. Верхняя опускает бровь книзу, выпрямляет ее, образует на переносье вертикальные складки. В противоположность лобной верхняя орбитальная мышца расправляет морщины лба (это примерно соответствует сосредоточенному выражению лица). Нижняя орбитальная мышца поднимает нижнее веко.
Мышца, сдвигающая брови, расположена выше надбровных дуг. При сокращении этой мышцы брови сдвигаются, внутренние концы их поднимаются кверху, а наружные остаются опущенными книзу; посредине лба образуются поперечные складки, иногда продолжающиеся и на переносье.
Характерное косое положение бровей с приподнятыми кверху головками еще на старинных театральных масках изображало горе, печаль. Но актер может передать глубокое, искреннее чувство горя и при неподвижном, как бы окаменевшем лице.
При бурной радости сокращаются большие скуловые мышцы, лобная мышца и круговая мышца рта. Губы растягиваются, носогубные складки выгибаются наружу, нижние веки приподнимаются, а у наружных углов глаз образуются лучистые складки. В результате сокращения «мышцы радости» получается «улыбка глаз», которая на некоторых лицах так же заметна, как и улыбка губ.
Выражение отвращения и презрения при слегка зажмуренных глазах и опущенных углах рта появляется в момент сокращения орбитальных мышц, треугольных мышц, расположенных возле углов рта, и поперечных мышц носа, находящихся над его крыльями. Следует заметить, что при изображении сугубо отрицательных персонажей неопытные актеры часто злоупотребляют этим мимическим рисунком, и в результате получается «штамп злодея». Такие актеры забывают, что в жизни прототипы их отрицательных персонажей чаще скрывают, чем обнажают свои чувства. Надо избегать штампа «отрицательного персонажа».
Страх и ужас вызывают сокращение лобной мышцы, а также подкожной мышцы шеи, иногда опускание нижней челюсти.
Гнев, раздражение, кроме сокращения подкожной мышцы шеи, нередко вызывает также сокращение верхней круговой мышцы и жевательных мышц.
Мимика является одним из наиболее выразительных средств актерской игры.
Расстояние, отделяющее сцену от зрителя, требует усиления естественных мимических средств актера.
Для того чтобы выражение лица лучше воспринималось зрителем, на помощь исполнителю приходит гример.
Часто повторяемые движения одной и той же группы мышц, зависящие от характера человека, от его переживаний, образуют морщины, которые и создают определенное выражение лица, формируют его тип. Но в тех случаях, когда гример пытается воспроизвести на лице актера какое-нибудь одно определенное чувство, хотя бы и типичное для данного образа, он лишь мешает исполнителю роли. Если, играя роль злого человека, преступника, исполнитель сделает себе «маску злобы» — нарисует резко изломанные брови, глубокую складку между ними, опустит вниз углы рта, то есть закрепит гримом все то, что является мимическим штампом злости, то образ получится фальшивым, неубедительным, актеру играть будет трудно. Как бы ни был обрисован в пьесе характер злодея, не только чувство злости должно отражать его лицо в течение всего спектакля. Актер должен передавать и другие чувства для того, чтобы ярче оттенить основную черту образа. Между тем «маска злодея», нарисованная гримом, помешает мимическому изображению других чувств, лишит лицо выразительности, приведет актера к искусственности и однообразию игры.
Вот почему, гримируясь, следует учитывать, что будет делать актер на протяжении всего спектакля, и лишь слегка подчеркивать типичные для сценического образа черты лица.
Задача актера — освоить найденный на репетициях грим, уметь носить его так, чтобы он стал «своим».
Например, в гриме с узкой глазной щелью недостаточно нарисовать узкий глаз. Необходимо во время игры держать глаза прищуренными. Если же держать глаза широко раскрытыми, то впечатление от грима пропадет.
И, наоборот, если мы с помощью грима увеличиваем разрез глаз, то не надо их щурить. Взаимосвязь между мимикой и гримом — это и есть умение носить грим.
Знание анатомии лица в одинаковой степени необходимо и актеру и гримеру. Но этого еще недостаточно. Приступая к гриму, следует детально изучить особенности каждого лица, его достоинства и недостатки. Допустим, у актера худощавое лицо, высокий лоб, прямой нос и «энергичный», как говорят, волевой подбородок. Если он играет роль молодого человека, лишенного других особо характерных черт, то делать с этим лицом, по существу, ничего не надо: достаточно подчеркнуть только собственные черты, сделать их более выразительными и яркими. А другой исполнитель, обладающий расплывчатыми чертами лица, для этой же роли будет нуждаться в более сложном гриме.
Иногда бывает, что лицо, привлекательное без грима в жизни, со сцены кажется некрасивым, неправильным. Происходит это оттого, что актер загримирован без учета черт его лица. Вместо того чтобы скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства лица, грим усилил его недостатки и исказил то, что было в нем привлекательного. Например, при худобе лица щеки не были округлены, а, наоборот, сужены; или нос, который следовало бы сделать короче, оказался удлиненным.
Достигнуть нужного впечатления можно, только зная анатомию и особенности гримируемого лица. Рисуя на нем впадины и выпуклости, можно добиться полного изменения впечатления от формы лица, не прибегая к наклейкам.
Каждый гримирующийся, детально изучая свое лицо, должен весьма критически и объективно оценивать его достоинства и недостатки. Нужно уметь находить характерность для того или иного образа, исходя из особенностей своего лица, изменяя или уравновешивая те черты лица, которые мешают созданию задуманного внешнего облика.
Например, актер с излишне широким лицом и небольшой головой играет роль, в которой он должен быть внешне красив. Если он гладко зачешет волосы, его голова будет выглядеть еще меньше, лицо покажется слишком большим. Эта непропорциональность придаст лицу комический вид. Стоит только изменить прическу, сделав ее пышной, как пропорции уравновесятся и лицо станет привлекательнее. Уравновешивание пропорций отдельных частей лица имеет первостепенное значение в гриме. Диспропорции в чертах лица являются основой комического грима. Впрочем, следует подчеркнуть, что наши первоклассные комедийные актеры никогда не смешат зрителя неправильностями лица. Народный артист СССР И. Ильинский в роли Мурзавецкого («Волки и овцы»), в роли Хлестакова («Ревизор») вызывает бурную реакцию смеха не какими-либо внешними комическими эффектами, а глубоким раскрытием существа этих характеров.
Жировые гримировальные краски представляют собой густую массу, которая накладывается на лицо и легко снимается вазелином.
На холоде краски застывают, и тогда работать невозможно. Чтобы размягчить краски, их нужно слегка растереть на ладони. На жаре краски разжижаются, поэтому не следует держать их около огня, на солнце.
Коробка гримировальных красок обычно содержит в себе восемь-девять цветов:
1) белый (в чистом виде не применяется, а служит для смешивания и смягчения других цветов);
2) светлорозовый, или, как его принято называть, № 2;
3) темнорозовый с желтизной, или № 3, общий тон;
4) светлокрасный (кармин) — для молодого румянца и губ при молодом гриме;
5) темнокрасный (бакан) — для старческого румянца и губ;
6) коричневый — для теней, впадин, бровей и в смеси с баканом—для морщин;
7) синий — для подводки глаз, изображения небритости, синяков;
8) черный — для глаз и бровей при черных волосах, а также для смешивания и усиления других цветов; иногда набор грима содержит еще и желтую краску.
Синяя и черная краски употребляются очень редко, и без них вообще можно обойтись. Остальные же краски могут быть заменены тремя: белой, красной и коричневой. Смешивая их, вы получите любой из нужных вам цветов. Светлорозовый получается в результате смешивания белого с небольшим количеством красного. Для того чтобы получить темнорозовый тон, к нему нужно добавить коричневую краску.
Но если нет и этих красок, то белую можно заменить цинковым порошком или мелом, которые надо развести с небольшим количеством какого-либо жира. Красную лучше всего заменить обыкновенной губной помадой или, в крайнем случае, свеклой или клюквой, темные цвета — лакричным порошком, разведенным в воде, жженой пробкой или березовым углем.
Если нужно покрыть гримом все лицо, то делают это пальцем. Так же накладывают румянец, закрашивая бока носа, глазные впадины — словом, все то, что не требует тонких линий. Для бровей, морщин, глаз требуется растушевка или тонкая кисточка № 1—2.
В последнее время фабрика гримировальных красок Всероссийского театрального общества выпустила новый набор — десять тонов жидких гримировальных красок в тюбиках, в основном телесного цвета, по образцу используемых в кинематографии. Эти краски по качеству значительно лучше прежних. Они окрашивают более интенсивно, поэтому при пользовании ими необходимо накладывать тонкий слой, что придает лицу естественный цвет. Жидкие краски удобнее накладывать резиновой губкой.
Растушевка
Растушевка обычно продается вместе с гримом. Можно заменить ее обожженной спичкой или сделать самому. Для этого берут кусок бумаги, складывают его вдвое, вырезают конусом, плотно скатывают широким краем внутрь и заклеивают наружный край.
Лак
Бороду, усы, бакенбарды наклеивают на лицо белым спиртовым сандарачным лаком № 9, который продается там же, где и прочие гримировальные принадлежности. Он очень липкий, быстро сохнет и хорошо снимается с лица вазелином, а также хорошо отстает и от наклейки. Для того чтобы очистить наклейку от старого, засохшего лака, ее следует перед гримировкой слегка потереть между пальцами.
Если спиртовой лак достать нельзя, его можно заменить накожным клеем (он продается в аптеках и употребляется для пластырей). Можно самому приготовить лак из канифоли. Для этого канифоль растирают в слегка подогретом спирте или одеколоне.
Ни в коем случае нельзя клеить бороду и усы столярным, канцелярским или другим клеем, так как при этом возможны различные заболевания кожи.
Гримировальные краски совершенно безвредны, так как они состоят из минеральных и растительных красок и жиров. Но они требуют аккуратного обращения.
Правила нанесения гримировальных красок на лицо и пользования принадлежностями для грима делятся на гигиенические и технические.
К гигиеническим правилам относятся следующие: лицо перед гримировкой должно быть абсолютно чистым. Желательно протереть кожу одеколоном, разбавленным водой, или вазелином. Руки необходимо предварительно хорошо вымыть.
Все принадлежности для грима — краски, растушевки, кисти, вазелин и т. д. — должны быть абсолютно чистыми. В противном случае они будут загрязнять и раздражать кожу.
Как при гримировании, так и при разгримировке ни в коем случае не следует втирать краску в кожу. Ее надо наносить легко и в одном направлении: сверху вниз по обе стороны от носа (рис. 3).
При снятии грима лицо покрывается вазелином или другим жиром (только несоленым), начисто вытирается и запудривается.
Умываться после грима нужно теплой водой, так как она, расширяя поры нашей кожи, растворяет частицы жировых веществ, оставшихся после грима и вазелина. Холодная же вода, сужая поры, задерживает эти частицы.
Нежировые краски, как, например, морилка, белила и другие, приготовленные на воде, одеколоне, глицерине и т. д., смываются теплой водой с мылом.
Технические правила гримирования таковы: гримирующийся должен сидеть прямо перед зеркалом, лицо его должно быть хорошо и равномерно освещено с обеих сторон лампами, расположенными примерно на уровне его глаз. Перед началом гримировки волосы должны быть убраны, то есть зачесаны. Если они длинны, их следует завязать.
Парик со лбом надевают до гримировки, а парик без лба и женский парик — после грима и запудривания. Когда парик надет, то, прежде чем его приклеить или приколоть, необходимо проверить, правильно ли он надет. Если парик надет низко, то его кромка неплотно пристает ко лбу. Если он надет слишком высоко, то кромка парика врезается в лоб, образуя глубокую линию. Если парик без лба поднят слишком высоко, то виски парика ползут вперед, к бровям, если же он надвинут слишком низко на лоб, то виски парика сползают на уши. Всегда нужно стараться сделать так, чтобы кромка парика была выше подвижной части лба.
Прежде чем надеть парик, нужно аккуратно зачесать собственные волосы и сложить их так, чтобы они не мешали парику — не были видны из-под его краев и не меняли формы головы.
Женские длинные волосы зачесывают назад, разделяют на затылке пополам и оба конца укладывают вокруг головы — один навстречу другому — так, чтобы они не портили формы прически парика. При парике с зачесанным гладким затылком и пышной или высокой лобной частью собственные волосы зачесывают так, чтобы они не увеличивали затылок. Основная масса волос укладывается там, где будет высокая часть прически в парике. При парике с гладким пробором и пышным затылком собственные волосы кладут как можно тоньше спереди, а основную их массу укладывают там, где будет пышная часть прически в парике.
Уложенные волосы прикалывать шпильками неудобно. Чтобы они не распадались, их завязывают полоской тюля или марли шириной в 8—10 сантиметров. Плотно обхватив полоской уложенные волосы, завязывают ее концы на затылке. Если волосы коротки и шпильки держаться в них не могут, следует также повязать голову тюлем или марлей и концы шпилек, прикалывающих парик, пропустить под повязку.
Надевая женский парик, его берут за затылочную часть и натягивают от лба по направлению к затылку и за виски вниз, затем височные части и углы затылочной части парика прикалывают шпильками, закрепляя его на голове.
Парик должен быть хорошо прикреплен к голове, так, чтобы он плотно облегал ее. Если женский парик слишком велик, то сзади под волосами его закалывают шпилькой, а мужской парик ушивают.
Если парик очень глубокий, его следует ушить на затылке поперечной складкой, а если он мелок, то его разрезают на том же месте, вставляют полоску того материала, из которого сделан монтюр, и снаружи зашивают ее волосами.
(Монтюром называется основа парика, бороды и усов, на которую нашиты волосы. Обычно он делается из батиста или тюля.)
Парики с высокими, пышными прическами удобнее надевать причесанными. Парики с гладкими прическами, плотно облегающими голову, лучше причесывать на голове.
Парик со лбом на длинные женские волосы надевать труднее. В таких случаях лучше лобик надевать отдельно. Делают это так: берут кромку тонкой материи (батист, газ, муслин) шириной в 4—5 сантиметров, край кромки приклеивают на лоб у самых волос, концы раздваивают и завязывают на затылке или соединяют резинкой.
Гримироваться нужно в такой последовательности: если в гриме нет наклеенного носа и других налепок, то начинают наносить краску общего тона. Затем постепенно накладывают румянец, рисуют впадины, выпуклости, гримируют глаза, брови, морщины, губы.
Количество красок на лице должно быть минимальным: чем меньше красок, тем лицо будет живее и подвижнее. Нужно стремиться к тому, чтобы зритель не замечал красок на лице актера и сам актер их не чувствовал.
При переходе от одной краски к другой необходимо вытирать руки и следить за тем, чтобы один цвет случайно не примешивался к другому.
Растушевку и кисть следует держать плашмя. Желательно для каждого цвета краски иметь отдельную растушевку или кисть. Если же приходится пользоваться одной кистью или растушевкой, то нужно вытирать ее после перемены цвета краски.
Нельзя перегружать грим мелкими, невыразительными деталями и штрихами; каждый мазок на лице должен быть выразителен, точен и оправдан.
Нельзя также увлекаться какой-либо отдельной деталью грима (глаза, нос, подбородок). Необходимо уравновешивать ее с остальными частями лица в отношении цвета и формы.
Ширина и интенсивность штриха зависят от ширины растушевки или кисти и от степени нажима. Если какой-нибудь штрих не удался, его лучше стереть и нанести заново, а не исправлять.
Пот и лишний жир с лица не вытирают, а удаляют мелкими нажимами свернутого в комок лигнина или куском марли, ваты.
Пудрить лицо следует только после того, как гримировка закончена полностью, так как краска ложится на пудру плохо и при этом не тушуется. Пудра для грима должна быть не жирная, цвета общего тона, то есть для светлого грима нужно употреблять светлую пудру, а для грима стариков и изображения загара — темную.
Пудрят лицо пуховкой или ватой легко, не нажимая, иначе можно стереть грим. Чтобы пудра не ложилась комками, пуховку перед употреблении встряхивают. Лишнюю пудру с лица снимают заячьей лапкой, а с бровей и ресниц — растушевкой или кистью. Запудривать грим нужно потому, что пудра закрепляет грим, смягчает его резкие линии и удаляет блеск. Чтобы изобразить вспотевшее лицо, его после грима не запудривают, а покрывают глицерином.
Растительность — бороду, усы, брови и т. д. — клеят после запудривания.
В тех случаях, когда приходится применять готовую налепку — клееный нос, подбородок, щеки — или пользоваться гримом с париком, имеющим шею, следует помнить о маскировке краев. Тонкую и узкую полоску ватки наклеивают вдоль края налепки, соединяя последнюю с кожей. Затем всю ватку пропитывают лаком, смачивают водой и прижимают мокрым полотенцем. Благодаря этому лак свертывается, ватка крепко приклеивается, поверхность ее становится упругой, нелипкой. Ее легко закрасить краской общего тона. Этот способ не только маскирует края, но и предохраняет налепку от отклеивания.
Чтобы грим был свежим на протяжении всего спектакля, необходимо уметь сохранять его на своем лице. Во время антракта надо снять с лица пот, слегка подправить краски, припудрить лицо, подклеить растительность, причесаться и т. д.
Кроме того, загримированному актеру рекомендуется в свободное от игры время меньше двигаться, чтобы не устать, не вспотеть.
Когда мы говорим о гриме лица, мы всегда говорим о цвете или о форме. Например, мы определяем: худое лицо, полное лицо — это относится к форме. Бледное, смуглое, румяное лицо — это относится к цвету. Возраст персонажа, состояние его здоровья, мимическое выражение — все это передается в гриме посредством цвета и формы.
Определенное расположение на лице светлых и темных тонов, то есть нарисованных впадин и выпуклостей, создает впечатление формы лица.
Почему мы видим впадину или выпуклость там, где в действительности никакой впадины или выпуклости нет, а имеется только раскрашенная плоскость?
Если мы на листе бумаги нанесем циркулем три одинаковых по величине круга и на двух из них нарисуем тени в тех местах, где они бывают на выпуклом и на вогнутом полушарии, то наш глаз воспримет эти круги как объемные предметы, полушария. Один круг покажется нам выпуклым, второй — вогнутым, а третий круг — без теней — будет выглядеть плоским. Следовательно, объем воспринимается нашим глазом благодаря теням. При этом высветленные места кажутся приближенными, а темные — удаленными.
Сильное и равномерное освещение сцены, значительное расстояние от актера до зрителя лишают его лицо объемности, скрадывают мимику.
Вот почему необходимо гримироваться даже в тех случаях, когда лицо актера вполне подходит к исполняемой роли и не требует изменений ни в цвете, ни в форме. Это нужно для того, чтобы сделать лицо более объемным, а следовательно, более выразительным.
Пользуясь при гримировке приемами светотени, то есть сочетанием темных и светлых тонов, можно создать иллюзию изменения лица. Следует только твердо помнить, что темные тона красок суживают, углубляют, отдаляют предмет, светлые — расширяют, приближают его. Густо положенная темная краска будет казаться темнее такой же краски, положенной тоньше.
Но недостаточно знать законы светотени, при по мощи которых подчеркиваются впадины и выпуклости на лице. Необходимо твердо усвоить, где находятся эти впадины и выпуклости, надо знать их форму, чтобы передать привычное для глаза их расположение. Необходимо помнить об анатомическом строении человеческого лица, о строении черепа, о форме и расположении мышц.
Гримируясь, надо принимать в расчет те впадины и выпуклости, какие имеются на лице актера, прощупав и определив их форму. Допустим, исполнителю необходимо сузить лоб, в таком случае при помощи гримировальных красок (темнее общего тона) следует увеличить височные впадины.
Гримируя лицо, мы кладем краски не на плоскость, которая позволяет рисовать любую форму и рельеф, а на объемные части человеческого лица. Форма теней в гриме зависит не от источника света, а от формы черепа. Тени в гриме — это впадины, морщины и те места на лице, которые необходимо подчеркнуть, углубить, убрать или сузить. При равномерной насыщенности красок двух рядом расположенных цветов та часть лица, которая окрашена более темным цветом, будет казаться впадиной. Окрашенная более светлым цветом часть лица покажется выпуклостью. Это необходимо учесть при выборе красок для грима.
Было бы ошибочно указывать точные цвета красок для нанесения теней при изображении впадин, так как они целиком зависят от цвета красок, которыми сделан весь грим.
При любом гриме общий тон, впадины и выпуклости должны быть выдержаны в одном тоне (красноватом, желтоватом, сероватом), который должен лишь ослабляться или усиливаться. Поэтому, приступая к гриму, очень важно определить, каким должен быть его общий тон.
Выразительность загримированного лица зависит от приемов нанесения красок, от силы и цвета освещения и от расстояния между актером и зрителем.
Живописные приемы грима рассчитаны на переднее рассеянное освещение (рампа, выносные софиты). К этому необходимо добавить, что при сильном освещении сцены и небольшом расстоянии от актера до зрителя грим должен быть мягче. И наоборот, при тусклом освещении и отдаленности сцены от зрительного зала следует применять гримировальные краски более ярких тонов.
Переходы от цвета к цвету в том и другом случае должны быть тщательно стушеваны, причем в первом случае тушевка должна быть тоньше. Как правило, гримируясь, учитывают расстояние до середины зрительного зала, но всегда нужно помнить и о первых и о последних рядах.
При подборе красок для гримировки необходимо учесть и то, что цвет освещения сильно влияет на цвет гримировальных красок, поглощая или изменяя его. При красном освещении сцены красная краска на лице актера (румяна, губы) будет казаться бледной, синяя и коричневая — значительно темнее, чем при белом свете. При зеленом свете красная будет казаться почти черной, а зеленая — бледной. При синем освещении красная краска на лице очень потемнеет, примет фиолетовый оттенок, синяя же сильно побледнеет.
Степень поглощения и изменения цвета красок светом целиком зависит от окраски светофильтров, фонарей и ламп. Важно помнить, что грим, сделанный в уборной актера, еще не может считаться законченным — его необходимо проверять практическим путем: на различных расстояниях от зрителя до сцены, при различном освещении. Проверку следует закончить во время генеральных репетиций.
Климатические условия, принадлежность к той или иной национальности, социальной группе, состояние здоровья, возраст — все это оказывает влияние на цвет человеческой кожи.
У здорового человека кожа упругая, розовая, на щеках равномерный румянец. У малокровных — кожа бледная. Для больных лихорадкой, туберкулезом характерен бледный цвет лица с резко очерченным румянцем. При болезнях печени и особенно при желтухе кожа принимает желтый оттенок, при цинге — землистый.
У людей, работающих на открытом воздухе (крестьян, моряков, рыболовов и т. д.), под влиянием солнца и ветра кожа обветривается и принимает более темный цвет (загар, обветренное лицо). Прежде всего и более всего поддаются загару и обветриванию открытые и выпуклые части лица — нос, скулы, лоб. У людей, работающих в закрытых помещениях и мало находящихся на воздухе, цвет кожи преимущественно бледный.
У молодых людей кожа эластичная, свежая, поры не растянуты. У дряхлых стариков кожа растянута и ложится складками. Цвет кожи у них землистый, очень часто на носу и скулах сквозь кожу просвечивают вены, отчего эти места приобретают сизый оттенок.
Таковы общие предпосылки, которые нужно иметь в виду, приступая к гримированию лица. Перейдем теперь к технике накладывания общего тона, который в гриме дает иллюзию цвета кожи.
Стандартная коробка грима содержит два номера красок телесного цвета, предназначенных для общего тона. Но это вовсе не значит, что ими надо пользоваться в таком виде, в каком они продаются. Чаще всего их смешивают вместе или подмешивают к ним краски других цветов, добиваясь нужного тона.
Было бы ошибочно рекомендовать стандартные, одинаковые для всех случаев цвета. Но чего следует придерживаться непременно — это соотношения красок. Оно зависит, как сказано выше, от общего тона. Этот общий тон должен лишь ослабляться или усиливаться. Поэтому все оттенки, применяемые в гриме одного лица, составляются из одних и тех же цветов краски с преобладанием темного для впадин и светлого для выпуклостей.
При сероватом с желтизной общем тоне цвет для впадин и морщин можно составить из коричневой и серой или синей краски. Чтобы высветлить краску, в нее добавляют общий тон; чтобы усилить краску, добавляют бакан. При красновато-коричневом тоне цвет для впадин и морщин составляется из смеси бакана с коричневой краской, куда опять-таки добавляется общий тон. Краска для выпуклостей в первом случае составляется путем примешивания к общему тону желтого, во втором — розового с желтизной.
При смешивании красок нужно учитывать пропорции цветов. Нужный оттенок достигается добавлением то одного, то другого цвета. Здесь давать советы и указывать пропорции бесполезно. Освоить смешивание красок можно только практическим путем.
Следует напомнить, что белая и черная краски служат для усиления того или иного цвета. Смесь желтой и красной красок дает оранжевую, сочетание синей и желтой — зеленую, а красной с синей — фиолетовую краску.
Общий тон составляют и кладут на лицо следующим образом: берут пальцем из коробки нужную по цвету краску и переносят ее на ладонь левой руки, которая в процессе гримировки служит как бы палитрой для смешивания красок. Составленную для общего тона краску берут частями с ладони указательным пальцем правой руки и наносят на лицо, не втирая, а слегка постукивая пальцем в определенном направлении (как мы уже говорили, сверху вниз и в обе стороны от носа).
При накладывании общего тона нельзя забывать законы светотени. Общий тон не всегда следует наносить на лицо равномерно. Чтобы скрыть существующие впадины и тем самым округлить лицо, на них кладут более светлую краску, а на выпуклости — более темную. Чтобы сузить лицо, с боков наносят более темную краску, а на середину, начиная от лба до подбородка, — более светлую.
Общий тон от лица к шее должен быть тщательно стушеван, сведен на нет. Для грима негра общий тон лучше класть не гримировальной краской, а жженой пробкой, которую разводят на пиве. Этот состав легко смывается теплой водой с мылом. Общий тон при гриме краснокожих, а также при изображении загара обычно распространяется на шею, грудь, руки и другие части тела, которые могут быть видны зрителю. Для этой цели употребляется состав жидких красок (рецепт см. в разделе «Шея и руки»). Как и жженая пробка, он снимается теплой водой с мылом. Преимущество этих составов в том, что они дают впечатление естественного цвета, не стираются во время игры и не пачкают одежды.
Удобнее подбирать, составлять и смешивать краски заблаговременно, а не в тот момент, когда приходится гримироваться.
Оттенок румянца определяется цветом лица, его общим тоном. Чем светлее общий тон, тем светлее должен быть румянец. И наоборот, на темном лице румянец должен быть темным. Вот почему краской в чистом виде пользуются редко. Обычно ее смешивают с баканом, с желтой, белой или телесной краской в зависимости от общего тона.
Красная краска служит не только для передачи цвета румянца, но является и теневой краской. Об этом следует помнить, так как неверно положенный румянец может создать ненужное впечатление худобы, впалых щек, неуместно сузить или расширить лицо.
Кроме того, красной краской пользуются и в характерном гриме: подкрасить нос, глаза, сделать «подпаленки» щечки у ноздрей.
Техника нанесения румянца жировой краской на лицо такая же, как и техника накладывания общего тона. Основной прием — мягкое стушевывание всех границ румянца, постепенное сведение его на нет к общему тону. Для этого вначале румянят лицо бледной краской и стушевывают ее края, затем самый центр румянца красят ярче и снова стушевывают границы.
Не зная строения лица гримирующегося и задуманного грима, нельзя указать точные места расположения румян. Поэтому мы приводим для примера три схематических рисунка расположения румян. На рисунке 4 показано расположение румян, не изменяющее формы лица.
На рисунке 5 показано расположение румян, придающее лицу округлость: румянец расположен на верхних частях щек, ближе к глазам, слегка подрумянен и подбородок.
На рисунке 6 показан румянец, сужающий лицо. Его кладут на щеках дальше от носа, ближе к ушам и стушевывают вниз на всю щеку, оставляя передние части щек (от носа до середины глаз) и подбородок светлыми.
Кроме жировых красок существуют еще румяна в порошке, так называемые «сухие румяна». Употребляются они так: после того как грим закончен и запудрен, заячьей лапкой набирают румяна, слегка встряхивают и наносят на лицо. Лишние румяна снимают ваткой пли пуховкой, действуя ими как резинкой при рисовании.
Большое место в гримировке занимают морщины, расположение которых характерно для возраста и других особенностей изображаемого лица.
Прежде всего морщины образуются там, где сильнее действуют лицевые мускулы, — на лбу, вокруг глаз и у крыльев носа. От часто повторяющегося движения одной и той же группы мышц образуются морщины, которые с течением времени закрепляются на лице.
Следует помнить, что морщина человеческого лица — это излом кожи, узкая впадина, и, нанося ее, нельзя просто провести линию, а необходимо придать ей соответствующую форму.
Цвет краски для морщин тот же, что и для впадин, — чаще всего для этой цели применяется бакан, смешанный с синей или коричневой краской. Он должен быть значительно темнее общего тона.
Кистью или растушевкой проводят черту и тщательно растушевывают ее пальцем. Центр морщины должен быть резче, темнее, а края — тоньше, бледнее и незаметно сходить на нет. Так как кожа над морщиной образует выпуклость, то верхний край морщины высветляют, то есть покрывают краской светлее общего тона. Линия морщины должна быть слегка извилистой, а форма — четкой.
Наносить морщины нужно очень тщательно и аккуратно. Ничто в гриме так не выдает фальши, как излишние по количеству и плохо сделанные морщины.
Нужно наносить на лицо лишь самые характерные морщины. Мелкие штрихи и морщинки не видны зрителю и только грязнят лицо.
П. Лившиц, А. Темкин
Сценический грим и парик
-
27 июняЦвет в лифтинг макияжеКакая бы мода на макияж не была, какие тенденции не доминируют в той или иной стране, каждая женщина хочет быть в первую очередь красивой. Поэтому необходимо исключить в макияже тот оттенок, который...
-
20 январяКак сделать Грим "Сахарный череп"...
-
09 маяЯркий макияж для шоу
-
03 апреляМакияж в японском стиле и аниме
-
11 мартаКарнавальный макияж с элементами фейс-арта
-
09 мартаМастер-класс карнавальный макияж
Загрузить еще