Регистрация
Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1 2 3 След.
RSS
чему должны обучать в ПТУ на отделении парикмахерское искусство?
 
Два месяца назад ко мне в салон привели девушку (мама). Просили взять на практику. Вообще салон после ремонта только открылся, клиенты только те, кто всегда ко мне ходил и ни к кому не сядет, тем более, к практикантке. Я об этом сказала маме девочки, но мама была непреклонна - соседние салоны, а они буквально за углом и в соседнем доме им не нравились. Ну, возьмите. Ну, взяла, предупредив, что смотреть и получать объяснения можно, а вот работать только на болванке и на приведенных с собой клиентах. Благо свободное кресло есть.
Уровень навыков и знаний ужаснул. Не потому, что девочка после 9 класса пошла в ПТУ и плохо училась. Она очень старательна, весьма восприимчива ко всему, что видит и что слушает. Но второй год обучения в ПТУ и вот перечень знаний и навыков:
- стрижка мужская - нетвердо машинкой при помощи насадки, тушевка - впервые попробовала на практике недавно, понятие о классике и модельных (пусть креативных))) стрижках туманное.
- стрижка женская - совершенное непонимание того, что стрижет и как это будет выглядеть, неумение читать схему, нарисовать схему, даже самую простенькую.
- укладка феном - на двоечку с плюсом
- прически - чешет, но ни одной сделать от и до не может, пока выучили только по Камерону одну (с начесом, который тоже учили в салоне, а не в училище), выучили "розочки" в хаотичном варианте, косички плетет пару вариаций и делает из них петли - уже хорошо, прямо лучше, чем все, что она умеет.
- окраска... беда. Она не знала, придя на практику, что означают цифры - номера красок. Вообще. Понятие оттенка, уровня светлоты-темноты, ничего не известно. Мелирование - схема, по которой она пыталась его делать дичь совершенная, набор прядей на фольгу - очень трудно. Училась заново.
Меня сразу заинтересовало - как их обучают? Рассказ о практике в ПТУ: "Нас ставят вокруг кресла, мастер делает стрижку-окраску, молчит. И мы молчим и смотрим". Никто ничего не объясняет.
Теория на уровне первобытных людей, а ей скоро на диплом выходить, тема уже есть - каскадная стрижка и окраска блоками.
Я схватилась за голову - спрашиваю - а как ты сделаешь эту стрижку, как нарисуешь, как окрасишь?
Оказывается, все очень просто - для присвоения 3-4 разряда нужно... сдать готовую прическу. Ее можно сделать дома. Понятно, что делать эту прическу будет не она. Ну, я предложила, чтобы она в салоне ее сделала, она с радостью согласилась.
Еще нюанс - из 2 групп практикантов она единственная, кто заключил от имени директора ПТУ договор на практику в салоне. Остальные валяют дурака в училищных мастерских и почему-то объявили ей бойкот.
Со своей стороны, она отмечает, что довольна практикой и "никогда за такое короткое время не училась и не узнавала так много". И это в салоне, который работает в обычном режиме, ничего экстраординарного.
Коллеги, у меня вопрос - куда дети эти, не выученные ничему, пойдут после 2 лет "обучения"? Как им начать работать, если их не учили? А деньги, между прочим, с них взимают за обучение.
Да, хотела еще сказать об инструменте. Я даже в своей дикой молодости не видела настолько плохих ножниц, они у нее вообще не стригут. Расчески плавятся от фена. И все это сокровище начинающего мастера им велели купить в училище у пришлого коробейника.
Кто-то что-либо имеет сказать, или это норма вообще? Я семь лет не видела практикантов, может, теперь так везде? angry.gif
В смысле, в ПТУ...
 
К сожалению - норма. Где-то я уже постила, что тоже недавно преподаватель материаловедения в ПТУ (у нас проф. лицей) попросила взять на пробу девушку, которая второй год после 9-го класса средней школы учится "на парикмахершу". Получив на все вопросы по знаниям и навыкам или неуверенное пожимание плечами, или отрицательное качание головой, предложила ей после окончания учебы к нам, поучится у кресла. Девушка надменно заявила, что она не лохушка какая-нибудь бесплатно время тратить, и уж лучше пойдет в парикмахерскую "на реальные бабки". Грустно стало, что через полгода такая девчушка получит диплом с разрядом и пойдет в мир, подтверждая то, о чем обсуждалось в теме "Мы глазами клиентов"...
 
У нас приходила в салон девушка из Белоруссии, говорит училась там в училище, стаж работы около полтора года.Хозяйка ее посмотрела и предложила пройти месяц практики, потому что ни укладки, ни чистой стрижки она сделать не могла.Ни одного обучения или семинара по краске.Мелирование на фольгу на 12%.Посидела потусовалась сначала на нашей смене пару дней, потом на другой- и свинтила, сказав что делать ей нечего учиться, когда она уже работала у себя в родном городе и ничего.Я не знаю, как она сейчас работает, потому что почти все стрижки после нее перестригали бесплатно девчонки на смене.Вместо изучения теории она листала журналы.Хозяйка ее в принципе и не держала, ни желания ни охоты изменить ситуацию...
Может, оно и правда им не надо?Свою нишу они и так займут,- потоковых стригален и так много...
 
Спасибо за ответы... Значит, это все-же статистика уже...
Тем и вредно пребывание в ПТУ в таком случае, что дает иллюзии. Если обе бывшие ПТУ-шницы решили, что они реальное бабло будут зарабатывать. Откуда? Как бы из своего кармана выкладывать не пришлось.
О журналах - моя практикантка не листает никакие журналы, хотя я ей предлагала. Спросила даже, какие из профессиональных любимые. Ответ: журнал "Прически". Это тот, который для клиентов.
О забегаловках и пополнении рядов мастеров там. Думаю, не получится так уж просто. В забегаловках народец вредный попадается, некоторые за стошку всю душу вынут. И сложно работать там. Я же вижу, какие клиенты у моей практикантки. Парней знакомых приходится приструнить мне, когда они с нее "под насадочку" стрижку требуют. "У тЯ и так нормально получаеЦЦА!" Это как раз эконом-класс. Уходят довольные, но приходят со своими глубокими мыслями о том, как им надлежит подстричься. :D
 
К сожалению-это так. Как правило, девушки сидят в подсобке и за коробку конфет получают "практику". Зачем шли в училище, непонятно. У нас мало кто потом идет работать в парикмахерскую, чаще продавцами потом работают.Толкового мастера найти практически невозможно. Толковые на одном месте работают, их трудно сманить с насиженного места, а те, которые в подсобке просидели всю практику... На фиг они нужны?
 
henkwin, я пробую обучать. Если встречаю категорическое сопротивление (я уже написала, что последнюю практикантку видела давно), не упорствую. Но в своей нынешней я вижу потенциал работать вполне прилично, она добросовестная и порядочная девчонка, пусть без излишней инициативы. Это даже хорошо. Одна из моих инициативных практиканток сломала в замке ключ от салона, ей так хотелось туда войти скорее и раньше других. :D
И вот я пытаюсь обучить чему-либо свою девочку, без системности, разумеется, но хоть что-то, чтобы она умела какие-то азы, но хорошо. Я понимаю, что это ниАчЁм почти. Я понимаю, что мне от этого нет материальной выгоды - практика бесплатная абсолютно. Но не щенки же они, чтобы выгнать обратно в ПТУ, где вообще ничего никому не надо?
Я сама не знаю, для чего я этой благотворительностью занялась, просто равнодушно мимо пройти совестно, наверное.
Хотелось бы здесь прочесть мнение ПТУ-шниц, но, по моим наблюдениям, они заходят в этот форум накануне сдачи диплома с вопросом типа "Памагите напесать деплом на тему прически вримён Людовика Читырнацатава". К сожалению.
 
Stylist, вашей девочке очень повезло, что она попала к вам. И мне, в принципе, повезло, что в салоне, где я сейчас работаю, мастера мне помогают, кто чем может (или хочет). Ведь на курсах, которые я окончила, мне дали только самые азы профессии.
А в наш салон позавчера девочка пришла из другой парикмахерской (она закончила курсы в нашем городе), тоже, как и я в самом начале, очень боится, хозяйка с ней вчера занималась, учила стричь мужчин при помощи машинки... Но вот разговаривали сегодня в бытовке, и девочка сказала, что пришла в салон только из-за того, что ей срочно нужны деньги, т.к. одна воспитывает маленького ребёнка. И у неё есть только ножницы, пеньюар и несколько расчёсок на всё про всё.
А у нас ноябрь... Погода нелётная. В мою смену сегодня, в самом конце, была только одна клиентка, которой я сделала стрижку и окрашивание её краской, в остальное время с напарницей делали причёски манекенам, чтобы без дела не сидеть. Я вот деньги занимаю на новые ножницы (старые нужно уже приводить в порядок), на расходники, не знаю пока, когда отдам долги. Но для меня главное сейчас - учиться, а бесплатно ничего не бывает.
 
Это, кстати, тоже фактор.Ученики стараются начать зарабатывать деньги хотя бы на инструмент.Вот и получается проклятая рекурсия- просто некогда получить достаточное образование, чтобы хотя бы в минуса не залезать.На инструмент заработать, на обучение.Но подвох в том, что без нормального образования просто не будет клиентов, потому что нет знаний.
Я иногда думаю, как выкручиваться сегодняшним ученикам- если родители не помогут, то это затея обреченная на провал.Можно конечно попрекать их и рассказывать, что многие в 16 лет начали зарабатывать на себя сами и жить самостоятельно- но забывают тот факт, что государственное образование сейчас не бесплатное.Как и жилье от училища.Да и ПТУ-шники эти тоже никому не нужны.
Я не ною, но все чаще просто не понимаю- как мы живем.Как у меня удается свести расходы с доходами.Как им это удастся.Может в столицах ситуация полегче- но в глубинках цены на расходники и инструмент - те же, а вот доход в разы меньше.
И я не понимаю- почему в эту профессию рвутся столько народу- это часто совсем не красивая работа.И поначалу вытягивает больше, чем того хочется.
Как сказка про врачей- на плакате красивая тетя в белом халате в теплом кабинете, а в жизни - в операционной с бомжом с рваными ранами живота и вываливающимися кишками.
 
ЖОКО, да, бесплатно почти ничего... Вам вот дают знания, делятся опытом коллеги, это немало уже, правда.
А насчет инструмента... Я начинала такими ножницами и потребительской расческой, что моя мастер приходила в ужас - у меня не было даже ножниц производства Могилевского завода, которые тогда считались лучшими для учеников. У меня были ножницы, купленные в обычном магазине. Я сейчас на них смотрю и удивляюсь, как я могла ими стричь, у них полотна не раздвинешь кольцами, у меня было всегда два мозоля с кровью от них. Но другие тогда взять было неоткуда.
Насчет "как отдавать деньги и как заработать". По окончании техникума знала и умела я много, а довериться мне не хотел бы никто. Т.к. я не работала в парикмахерском салоне. Я вообще полгода "зависла" без работы, т.к. должность по окончании техникума предложили далеко (тогда еще было распределение, последний год) - Краснодарский край, Черноморское побережье, Архипо-Осиповка, заведующая парикмахерской. Я поехала туда, получила открепление и уехала назад, домой. Жить без предоставления жилья там было нельзя, ЗП 220 р., а комната на день - 10 р.
И вот я со своими ножницами просто на улице. На дворе перестройка, дома ни масла, ни сахара, ни мяса. Даю объявление в газету, иду в соседние детские садики, больницы и предалагаю всем знакомым стрижки, окраски, завивку в четверть цены.
Я быстро набрала очень много желающих подстричься. Ездила и на дом - причесывать невест, просто стричь и красить. Долги раздала, закупила кое-что из инструмента, тогда все равно ничего особенного не продавали, устроилась в салон.
Я это к тому, что инертность на этом этапе "я умею немало, но не знаю, кого подстричь" проявлять вредно. Конечно, ходить по "вызовам" клиентов не легко и часто вообще из звонки некстати - утром узнаешь, что в 10 красишь волосы, а краски у тебя просто нет. Но все равно хождение это приносит огромную пользу - практику. И за это еще и платят.
Помнили бы это ПТУ-шники... Моя девочка твердит одно - не знаю, откуда брать клиентов. Хотя за два месяца практики все уже обросли.
 
Ну почему опять один негатив? Неужели нет позитивных примеров? То, что Вы описываете это взгляд на вас же в тот период, когда вы начинали, со стороны. У меня вон ученики после года практики в салоне уже свои школы открывают ;)
 
Цитата
Форум Парикмахеров написал:Ну почему опять один негатив? Неужели нет позитивных примеров? То, что Вы описываете это взгляд на вас же в тот период, когда вы начинали, со стороны. У меня вон ученики после года практики в салоне уже свои школы открывают ;)

Nikola-ru, а где негатив? Сплошные факты.
Относительно того, что описанное мной - это взгляд на меня в тот же период: позволю себе не согласиться.
1. В техникуме нас первый год вообще не допускали до клиентов, всему мы учились теоретически, а практика - друг на друге ( деление на зоны, мытье головы, накрутка коклюшек, окраска в один тон и т.п.). После этого года была летняя практика, где мы последовательно отработали на клиентах все стрижки классики и модельные, существовавшие на тот период времени. Мужские и дамские. Укладку тоже.
2. На втором году обучения много практики салонной и курсовиков, инета не было, все писалось от руки, много работы в библиотеках, эскизирования и схем. Постиж сдавался тоже без дураков, курсовик мой лично - прическа Маргариты Наваррской (помню, чуть не скончалась, формируя ее из канеколона, да и тамбурование теменной зоны не веселое занятие).
3. Третий год - практика в салонах уже с присвоенным разрядом и подготовка еще курсовиков + дипломная работа, которая включала в себя историческую часть, собственно прическу, окраску, которая делалась при преподавателе и доводилась до ума полностью.
Сдача на модели с макияжем и соответствующей одеждой-обувью-аксессуарами.
После всего этого сравнить ту подготовку и ПТУ неверно.

А после ученичества у вас можно спокойно салон открыть, целый год с вами - это такая школа, которая дорогого стоит, тем более, что вы отдаете знания, не жалея их и не волнуясь, что вдруг вас превзойдут. Вы идете вперед постоянно и вам нечего опасаться. Но вот открыть школу после года обучения - не слишком ли сильно? Вы сами как думаете?
Так что негатива нет, есть недоумение и сожаление. Жаль детей, если угодно. Моя дочь - старшеклассница. Прикидываю на нее и задумываюсь очень серьезно.
 
Stylist,

Я по району развесила объявления на прошлой неделе, когда поняла, что начинают получаться женские стрижки, уже ходила на дом стричь. Пока у меня всего два клиента, но не я одна так начинала, хозяйка салона, в котором я работаю, больше 10 лет бегала по домам. Ещё, только для учёбы, я раздала объявления на ноябрьскую бесплатную стрижку, чтобы меня хозяйка салона поучила, женщины приходили, были довольны.

Одна напарница предлагала открыть маленькую парикмахерскую: "Что ты боишься? Взяла контрольную прядь - и фигачь по ней!", но мне такой подход не нравится. Что значит "фигачь"?! Я только в июле всерьёз взялась за ножницы! Мне ещё учиться и учиться, я пока не стригу (в своём представлении о качественной стрижке), а укорачиваю волосы, и не могу "фигачить" даже ради денег. Конечно, теоретически, это реально, но как потом людям в глаза смотреть?

И ещё. Может, я и не права в том, что влезаю в долги (причём, заказываю не самые крутые и дорогие ножницы), но инструмент должен быть качественным, чтобы не рубить волосы, а мягко срезать.
 
Цитата
Форум Парикмахеров написал:Ну почему опять один негатив? Неужели нет позитивных примеров? То, что Вы описываете это взгляд на вас же в тот период, когда вы начинали, со стороны. У меня вон ученики после года практики в салоне уже свои школы открывают ;)

Николай, ну чего уж, действительно, сравнивать знания, полученные у вас, и учеба в ПТУ? ;)
Базовые знания имеют место быть, весь вопрос в том, какого они качества. Всегда вот хотела работать с волосами и как-то переборов себя (люди с университетским образованием поймут) пошла в проф. лицей. Ужаснулась тому, какие перлы выдавали там педагоги, к примеру: учитель по визажу:"Современные крема для лица в большинстве содержат ботокс, для омоложения..." Я не выдержала и робко возразила, что, мол, не ошиблась ли она, ведь ботокс - это нейротоксин ботулизма, и что действует он исключительно через внутримышечную инъекцию. Она сказала, что, вероятно мы имеем в виду разный ботокс... No comments. Опосля всех преключений, я заняла денег и поехала учится в студию ЛеОл. За что премного им благодарна.
 
песать долго. П.Т.У. нормальное начало..
 
Цитата
Форум Парикмахеров написал:Ну почему опять один негатив? Неужели нет позитивных примеров? То, что Вы описываете это взгляд на вас же в тот период, когда вы начинали, со стороны. У меня вон ученики после года практики в салоне уже свои школы открывают ;)

Думаю. что даже после учебы в вашем салоне через год открывать свою школу рановато.
 
Цитата
Форум Парикмахеров написал:henkwin, я пробую обучать. Если встречаю категорическое сопротивление (я уже написала, что последнюю практикантку видела давно), не упорствую. Но в своей нынешней я вижу потенциал работать вполне прилично, она добросовестная и порядочная девчонка, пусть без излишней инициативы. Это даже хорошо. Одна из моих инициативных практиканток сломала в замке ключ от салона, ей так хотелось туда войти скорее и раньше других. :D
И вот я пытаюсь обучить чему-либо свою девочку, без системности, разумеется, но хоть что-то, чтобы она умела какие-то азы, но хорошо. Я понимаю, что это ниАчЁм почти. Я понимаю, что мне от этого нет материальной выгоды - практика бесплатная абсолютно. Но не щенки же они, чтобы выгнать обратно в ПТУ, где вообще ничего никому не надо?
Я сама не знаю, для чего я этой благотворительностью занялась, просто равнодушно мимо пройти совестно, наверное.
Хотелось бы здесь прочесть мнение ПТУ-шниц, но, по моим наблюдениям, они заходят в этот форум накануне сдачи диплома с вопросом типа "Памагите напесать деплом на тему прически вримён Людовика Читырнацатава". К сожалению.

Да я тоже пробую обучать. Одна девочка была очень старательная, любознательная и "рукастенькая". К сожалению, у нее возникли непредвиденные обстоятельства и она ушла работать кассиром в пиццерию. А жаль. Толк бы из нее вышел. А остальные... dry.gif Так что сейчас всем практиканткам отказываю. Если им не надо, то мне-тем более...
 
Цитата
Форум Парикмахеров написал:Думаю. что даже после учебы в вашем салоне через год открывать свою школу рановато.

Факт остаётся фактом. ;)
 
Ребята, тема превращается в подобие обсуждения клиентами работы парикмахера. Так понимаю профессионально занимающихся обучением среди отписавшихся нет. Я предлагаю, давайте каждый из Вас напишет свою собственную программу обучения для начинающих, ну как он это видит, на что следует сделать упор, последовательность тем и т.д. и мы с Вами все дружно эту программу обсудим. Уверен, что Вы для себя откроите много нового. :/
 
Цитата
Форум Парикмахеров написал:Ребята, тема превращается в подобие обсуждения клиентами работы парикмахера. Так понимаю профессионально занимающихся обучением среди отписавшихся нет. Я предлагаю, давайте каждый из Вас напишет свою собственную программу обучения для начинающих, ну как он это видит, на что следует сделать упор, последовательность тем и т.д. и мы с Вами все дружно эту программу обсудим. Уверен, что Вы для себя откроите много нового. :/

Nikola-ru, а для чего писать программу обучения, если она и так есть, только учить некому по большому счету, либо не желают, как в случае с моей практиканткой?
Заново изобрести велосипед? Есть, к примеру, отличная программа В Академии Долорес (знаю, знаю, вы не очень ее уважаете, но, тем не менее, там обучают достаточно много и успешно). С нулевых знаний. Короче, чем в ПТУ. Только в академии честно отрабатывают деньги, взятые за обучение, да и обучаются там не те, кто пошел "потому, что не знаю, куда еще пойти".
Я уж не говорю об учебниках, по которым учат в ПТУ, вы читали вот этот труд: http://www.ozon.ru/context/detail/id/2195118/ Прочтите хотя бы пару глав. Очень прошу)))
Какая там "своя программа", если такое в ходу...
 
Цитата
Форум Парикмахеров написал:Думаю. что даже после учебы в вашем салоне через год открывать свою школу рановато.

Я тоже так думаю, т.к. нет знаний в области общения с клиентом, нет навыков работы в салоне, много "дыр", которые латает только собственный опыт. Независимо от того, кто являлся учителем и в чём.
Хотя после практики у меня (учащихся техникума) тоже многие открыли свои салоны. blush.gif В нашем городе это, в основном, дочки "золотых папочек", совершенные тупицы, на практике они не появлялись, полагая, что им на поприще руководителя салона практические навыки ни к чему.
Салоны уже закрылись фактически все, остался один, дочка "золотого папочки" сидит там за администратора.
 
Цитата
Форум Парикмахеров написал:Ребята, тема превращается в подобие обсуждения клиентами работы парикмахера. Так понимаю профессионально занимающихся обучением среди отписавшихся нет. Я предлагаю, давайте каждый из Вас напишет свою собственную программу обучения для начинающих, ну как он это видит, на что следует сделать упор, последовательность тем и т.д. и мы с Вами все дружно эту программу обсудим. Уверен, что Вы для себя откроете много нового. :/

Ну почему сразу так резко то?И почему такое предубеждение, что мастер не в силах уразуметь качество обучения, только если он сам не зарабатывает этим на жизнь?
Думаю, даже ученик в силах на собственном опыте оценить полученные знания и качество обучения.
Программа обучения вещь довольно таки растяжимая- зависит от вложений, длительности обучения и количества дисциплин.Ведь если сравнить скажем теорию стрижки 1 месяц и практику 9 и программу включающую в себя технологию классических стрижек и креативных, женский и мужской залы, плюс история прически с древнего Египта, Греции и Рима до наших дней, да санитария и колористика- но все за месяц, думаю разница будет явной.Хоть во втором случае взят больший обхват, но за месяц в чистую голову это все не всунуть- будет каша.Не нужно быть проф. преподавателем, чтобы это понять.
Но за 2-3 года мурыжить детей и выпустить с базой, после которой нужно переучиваться- это еще циничнее, чем высшее, после которого студенты прекрасно помнят кому и сколько взяток давать,но что вообще такое их специализация и кем они выйдут- это уже тяжелый вопрос.
 
Цитата
Форум Парикмахеров написал:Nikola-ru, а для чего писать программу обучения, если она и так есть, только учить некому по большому счету, либо не желают, как в случае с моей практиканткой?
Я уж не говорю об учебниках, по которым учат в ПТУ, вы читали вот этот труд: http://www.ozon.ru/context/detail/id/2195118/ Прочтите хотя бы пару глав. Очень прошу)))
Какая там "своя программа", если такое в ходу...


Ну почему же некому и не желают? Точно так же могут сказать клиенты про парикмахеров - стричь некому и не желают. Я вижу несколько проблем.
Отсутствие эффективных программ обучения с учётом изменившихся требований рынка.
Не заинтересованность преподавателей
Недостаточная материально техническая база
Незаинтересованность студентов в обучении
Спасибо за ссылку на учебник. У меня в библиотеке есть эта книга, давно её не читал, но помню, что некоторые интересные для себя моменты в ней были.
Тут есть ещё один момент «В учебном пособии с грифом Министерства образования» Вы себе не представляете, сколько трудов стоит одобрение учебной программы в министерстве образования. Да, там сидят не специалисты в области парикмахерского искусства, но у них есть чёткие инструкции по нормативам обучающих программ и если Вы преподаёте официально, Вы должны их учитывать.
Я не верю в полноценность обучения в салоне возле мастера. Во-первых, в салоне невозможно охватить разносторонне все необходимые темы (Вы же не будите, обслуживать своих клиентов отталкиваясь от необходимости показать ученику работу необходимую по программе обучения). Если Вы востребованный мастер Вы не сможете бросить своего клиента и помогать отработать стажёру практическую модель.
В качестве стажировки и развития навыков практической работы с клиентами, это да, и даже крайне необходимо, но в качестве полноценного образования это не самый лучший выход.
 
Цитата
Форум Парикмахеров написал:Ну почему сразу так резко то?И почему такое предубеждение, что мастер не в силах уразуметь качество обучения, только если он сам не зарабатывает этим на жизнь?
Думаю, даже ученик в силах на собственном опыте оценить полученные знания и качество обучения.
Программа обучения вещь довольно таки растяжимая-

Неужели мой пост для Вас был очень резок – тогда я прошу у Вас прощения. Насчёт предубеждений, Вы меня неправильно поняли, я имел в виду, что в каждой области должны быть специалисты, например для того чтобы хорошо стричь Вы должны иметь определённый опыт, навыки и методику, точно так же в плане обучения.
Что касаемо Ваших чувств по поводу программы обучения - сыровато, не конкретизировано, но в целом Вы выразили очень правильный, на мой взгляд, ход мысли.
 
Nikola-ru, разумеется, обучение возле кресла мастера не принесет ученику пользы, особенно, опять же, если теория скудная. Хотя практика приносит опыт, а его, как грится, не пропьешь. Бесспорно, что тяжело получить одобрение министерства образования, не говоря уже о нововведениях. Однако, почему-то мы видим картину, когда после хороших дорогих курсов выпускник на расхват в любом салоне, и видим выпускников ПТУ, имеющие очень скромные понятия о "голове с волосами и с чем это едят". Почему в одном случае преподаватели заинтересованы подготовить высококвалифицированного специалиста, а в другом - обеспечить времяпребывание? Вы же сами говорите, что после Ваших курсов через год люди свои школы открывают? После ПТУ в лучшем случае человек пойдет к Вам же переучиваться, если денег хватит. А в остальных случаях - фигачить головы в дешевых парикмахерских. Т.е. вывод напрашивается один: если есть финансовая возможность, то преподаватели заинтересуют, увлекут профессией, несмотря на министерство образования, и получится таки хороший мастер.
 
Многие выпускники ПТУ жалуются на недостаточность практики.Ученики от мастера не имеют достаточной теоретической базы- ну правда некогда в процессе работы экзаменовать стажера по некоторым дисциплинам.
Почему бы не принять тот факт, что пусть лучше теория в ПТУ будет более углубленной, чем практика.В группе с 20 учениками у мастера нет шанса проследить за всеми- правильная постановка рук, или проследить за нанесением краски, или как он моет голову.
А практика в парикмахерской таких учеников получается еще более бесполезной.Сколько учеников пишут о том, что в УЦ им не дали теории, и они решили наверстать практикой в учебной парикмахерской, а вместо этого мыли посуду и им точно так же ничего не рассказали?
Как в ПТУ они никому не нужны и их сплавляют на практику в надежде что они там вершков нахватают- но на практике ими тоже никто заниматься не хочет. "Им за это не платють".Или платят мало.Получается отличная игра в теннис-нужно только вовремя отбить подачу.
 
Цитата
Форум Парикмахеров написал:

Я с Вами согласен, много значит ответственность преподавателя и заинтересованность ученика.
 
Цитата
Форум Парикмахеров написал:Ну почему же некому и не желают? Точно так же могут сказать клиенты про парикмахеров - стричь некому и не желают. Я вижу несколько проблем.
Отсутствие эффективных программ обучения с учётом изменившихся требований рынка.
Не заинтересованность преподавателей
Недостаточная материально техническая база
Незаинтересованность студентов в обучении
Спасибо за ссылку на учебник. У меня в библиотеке есть эта книга, давно её не читал, но помню, что некоторые интересные для себя моменты в ней были.
Тут есть ещё один момент «В учебном пособии с грифом Министерства образования» Вы себе не представляете, сколько трудов стоит одобрение учебной программы в министерстве образования. Да, там сидят не специалисты в области парикмахерского искусства, но у них есть чёткие инструкции по нормативам обучающих программ и если Вы преподаёте официально, Вы должны их учитывать.
Я не верю в полноценность обучения в салоне возле мастера. Во-первых, в салоне невозможно охватить разносторонне все необходимые темы (Вы же не будите, обслуживать своих клиентов отталкиваясь от необходимости показать ученику работу необходимую по программе обучения). Если Вы востребованный мастер Вы не сможете бросить своего клиента и помогать отработать стажёру практическую модель.
В качестве стажировки и развития навыков практической работы с клиентами, это да, и даже крайне необходимо, но в качестве полноценного образования это не самый лучший выход.

Nikola-ru, категорически согласна с вами по всем пунктам, которые вы перечислили. Только зачем идти обучать студентов, если не заинтересован? Вот это остается мной не понято.
Относительно учебников - мне предлагали написать учебник на основе моей книги, которую разделило на контексты и до неузнаваемости изменило издательство АСТ, которому она продана на пять лет. И я знаю, какие там требования. Книгу я писала для парикмахеров и вообще - в стол, так, заметки. Потом заметок стало слишком много и я ее предложила в издательство. Попросили написать еще + для клиентов, написала - вышло еще больше. Это все купили и заключили контракт, что могут с текстом делать все, что угодно. И сделали - дурацкие безымянные вставки в книги типО "Как ухаживать за собой". И т.п.
Об учебнике Ветровой - ужасная идиотская нудятина, по сравнению с незабвенной Сыромятниковой, выражавшейся прекрасными русскими словами.
Несчастным учащимся по этому учебнику нужно искать переводы слов и понятий. Не говоря уже о том, что текст плохо читается вообще.
Но выпущена книга "всеядным" издателем, он и не такое выпускает. Храню у себя труд "Как стать стилистом", если хочется посмеяться - читаю. ;)
 
Все правильно. Обучение тогда хорошо, когда преподаватель знает предмет, горит желанием передать знания и пользуется грамотными учебными пособиями. Но! Все равно это только обучение. Т.е. теория. А практика? На самом деле знания профессии парикмахер приобретаются на передовой, то бишь в салоне, в парикмахерской. И здесь есть одно маленькое упущение - ученика никто не хочет обучать. Вертись сам как знаешь. А даже после самой лучшей теории практика это всегда обучение с нуля. Так что на мой взгляд директора, как бы ни была замечательна школа, а повозиться с новичком все равно приходится.

У меня был печальный опыт с ученицей Пивот Поинт. Девочка блестяще знала теорию. Что ни спроси - все знает. А клиентов боялась. Она так и не смогла справиться с этим и делала нелепейшие ошибки. Пришлось расстаться.
 
Цитата
Форум Парикмахеров написал:Неужели мой пост для Вас был очень резок – тогда я прошу у Вас прощения.

Я не умею в двух словах описать свое мнение так емко, как это нужно для полного понимания.Да и имею глупую привычку до-о-олго и нудно объяснять одну мысль до тех пор, пока не поймут все.Это мало кому нравится, поэтому лучше сыро.Ну и собеседники не новички, так что мне кажется и абзаца достаточно.
Да и как ответить в двух словах на вопрос о программе обучения- слишком много факторов- длительность, количество часов, количество предметов и профиль.Если проводить аналогии с кухонным комбайном - то обычно используются несколько опций или режимов, а остальное тихо мирно лежит в загашнике.Лучше выбирать комбайн трансформер, то есть база и дополнительно к нему нужные гаджеты.Так же и обучение- чтобы не тратить лишнее время и деньги стоит выбрать базу и к нему подобрать уже более узкую специализацию.Ведь парикмахеры то все, но кто то больше мужской, кто то дамский.Кто то выбрал себе специализацию гримера в театре, а кто то свадебный стилист...В общем, "Остапа понесло"...
 
Сразу после 11-ого класса я поступила в ПТУ на специальность "парикмахер-визажист". Это было 11 лет назад, меня там хорошо научили...курить и бессознательно ругаться матом. К счастью, впоследствии я избавилась от этих привычек. Помню как сидят 2 шестнадцатилетние девочки и обсуждают вчерашнее посещение сауны. "Зачем ты с тем мужиком вчера переспала?", спрашивает одна у другой. " У меня мужика уже 2 месяца не было" отвечает другая. Приходит женщина со своей краской светлого оттенка, я ее беру и начинаю красить ( это была чуть ли не единственная моя работа с живым человеком за весь год обучения), подходит преподавательница и добавляет в мою смесь ТОНИКУ, после мытья и сушки волос тетка встает пятнистая. И недоуменно смотрит на меня. Преподовательница осуждающе качает головой, тоже смотря на меня.
С девочками были и ссоры, и драки, и все на свете. Причем дрались они не только со мной, но и друг с другом. И не говорите, что надо уметь уживаться в таком коллективе. Я не умею и не желаю подстраиваться под такой "тюремный" стиль общения. И спустя годы я нигде такого хабальства не встречала, хотя работала в разных сферах, у меня много знакомых самых разных.
После окончания ПТУ я ничего не умела делать: ни красить, ни стричь, ни прически, вообще ничего. Пошла работать сначала мерчендайзером, потом в банк. Но в парикмахерское искусство все же тянуло. Пошла на курсы, в день приводила по три человека на практику, даже преподаватель удивлялась где я их беру ( а я на улице подходила к незнакомым людям), после двух месяцев (учиться надо было 4) начала подрабатывать в салоне, ко мне пошли клиенты. Сейчас уже три года, как я работаю в этой сфере. Как оказалось, руки у меня растут откуда надо и надо было не портить себе нервы в этом ПТУ, а сразу найти подходящие курсы. Поэтому многие уходят в продавцы и официантки, а могли бы пополнить ряды хороших мастеров.
 
Интересное продолжение. Практикантку-девочку я оставила в салоне. Она достаточно хорошо показала себя в обучении, хваткая, очень активная, не боится никакой работы и знания получать любит. Обучается.
У них до сих пор практика и им выдали темы для диплома! Тема диплома моей практикантки - "Асимметричная стрижка на базе каскадной стрижки с окраской блоками". Я ознакомилась с рекомендациями, выданными учащимся и... онемела.
Требования к написанию диплома там просто циклопические.
И это при том уровне знаний, который дает их ПТУ!
1. Нужно работу сдать, напечатанную в Ворде. Начнем с того, что не у всех из них вообще есть компьютер. Это девчонки из небогатых такой техникой семей. У моей старый комп сломался давно.
2. Работа должна состоять из 6 (!) листов текста, в которые нужно втиснуть:
Творческую часть - краткий анализ современного направления моды в прическах, описание техн. операций и обоснование выбора модели.
Технологическую часть - характеристику волос, технологию стрижки (со всеми объяснялками терминов, вплоть до того, "что такое стрижка" :D ), окраску, укладку и проч.
Среди строк об обосновании выбора модели я наткнулась на: "определение цветотипа модели".
Спрашиваю - это же из области имидж-консалтинга, вас этому учили? НЕТ.
И самое интересное и важное, на сладкое:
можно работу с клиентом сделать ДОМА, сфотографировать все этапы и в таком виде приложить к диплому!
Это значит, господа, что можно любому закончить ПТУ, если у него есть хотя бы знакомый парикмахер.
Куда катится этот мир? angry.gif
 
А чему удивляться, если у меня подруга сейчас решила получить высшее образование.Она до сих пор не знает, кем конкретно она сможет работать с ее образованием и в какую степь его приложить- но на раз может оттарабанить выкладки по взяткам за все экзамены и зачеты.
 
Анько, как говаривал один "стилист", который со мной в салоне работал: "Я хочу стать не кем-либо после института. Я хочу стать образованным человеком"))))))))))
Куда пойдут вде группы образованных ПТУ-шников, я не знаю. Знаю, что одна уже диплом сдала. На фото - бабулька лет 70, с выкрашенными в розовый волосами, стрижка "боб"+ косичка-колосок сбоку. Преподаватель, как передали, была в восторге)))))))))))
 
Не горюйте, уважаемые коллеги! В нашей индустрии таких "дипломантов" приживается пара процентов. Поскольку, требовать будут и клиенты и руководители умение, а не их дипломы. В этом году у нас министерство образования в половину убрало количество учащихся ПТУ именно на нашей специальности, из-за того, что по соц.исследованиям работать по специальности идут единицы выпускников. Те, видимо, которые понимали куда и зачем они шли учиться. Остальные же, отбыв повинность и получив дипломы, разбредаются кто куда "в жисть". Кстати, теперь преподавателей обязали в течение трех!!! лет курировать выпускников, по возможности трудоустраивая. А вот на дорогостоящих курсах почему-то ;) уроки не прогуливают, прилежно учатся и в салонах они нарасхват. Может оттого, что сознательно выбрали эту профессию, а не шли по принципу "куда пойти, куда податься"...
 
А насчет качества преподавания ПТУ, тут вопрос двоякий. Да, пИдагогов сейчас развелось, хоть отстреливай. Смотрю на деток, приходящих из нашего ПТУ№15 и думаю: ну, ведь вас учили те же преподы, что и самого Сергея Зверева и Алексея Ярославцева? Спрашиваю у учителя - мол, как так? Получаю ответ, что из общей массы всегда найдутся самородки, с кем легко работать, кто заинтересован. А на остальных, с пустыми глазами, видимо просто рукой махнули. Вот и ставят им оценки непонятно за что и в дипломах расписываются.
 
Цитата
Форум Парикмахеров написал:А вот на дорогостоящих курсах почему-то ;) уроки не прогуливают, прилежно учатся и в салонах они нарасхват. Может оттого, что сознательно выбрали эту профессию, а не шли по принципу "куда пойти, куда податься"...

«Не лечи бесплатно, ибо тот, кто лечится бесплатно,
рано или поздно перестает ценить свое здоровье,
а тот, кто лечит бесплатно, рано или поздно
перестает ценить результаты своего труда»

Гиппократ
 
Цитата
Форум Парикмахеров написал:Не горюйте, уважаемые коллеги! В нашей индустрии таких "дипломантов" приживается пара процентов. Поскольку, требовать будут и клиенты и руководители умение, а не их дипломы.

Marigate, если бы "дипломантов" гоняли, как сидорову козу, во время обучения, приживалось бы больше процентов. Моя практикантка шла в ПТУ с надеждой, что будет матери помогать поднимать брата, мать бъется одна. Семья наскребала деньжонки на обучение, а для этой семьи это немалая сумма. Вот о том и печаль.
То, что сокращают эти группы численно - это правильно. Не стоит давать людям надежду на обучение. Пусть учатся до 11 класса, а потом уже поступают куда хотят. Раз учить их некому.
 
Цитата
Форум Парикмахеров написал:Marigate, если бы "дипломантов" гоняли, как сидорову козу, во время обучения, приживалось бы больше процентов. Моя практикантка шла в ПТУ с надеждой, что будет матери помогать поднимать брата, мать бъется одна. Семья наскребала деньжонки на обучение, а для этой семьи это немалая сумма. Вот о том и печаль.
То, что сокращают эти группы численно - это правильно. Не стоит давать людям надежду на обучение. Пусть учатся до 11 класса, а потом уже поступают куда хотят. Раз учить их некому.

Дык, о том и речь. Что тот, кто отдавал себе отчет - куда и зачем он идет учиться, тот и будет искать пути к самообразованию, как ваша практикантка. К сожалению, из-за нехватки средств, такие страждущие идут получать образование в ПТУ, где будут белыми воронами на фоне тех, кто пришел воздух попинать. Хорошо если педагог, обалдевший от тяжелых и неблагополучных детей, их заметит и уделит им времени чуть больше. Но, как показывает практика, талантливых учеников от их скромности тоже могут причислить к большинству. Вот и возникает недоумение - у одного и того же преподавателя выпускники Зверев и девочка Света, которая имеет смутные понятия, чем отличается градуировка от тушевки, не говоря уже о том. чем отличается щелочь от кислоты.
 
Цитата
Форум Парикмахеров написал:Marigate, если бы "дипломантов" гоняли, как сидорову козу, во время обучения, приживалось бы больше процентов. Моя практикантка шла в ПТУ с надеждой, что будет матери помогать поднимать брата, мать бъется одна. Семья наскребала деньжонки на обучение, а для этой семьи это немалая сумма. Вот о том и печаль.

Сгущаете Вы краски всё гораздо банальней, есть желание или его нет. Михайло Ломоносов через всю Россию пешком прошёл за знаниями, вместе с ним училось много однокурсников, но Ломоносовыми они не стали. Было время, когда у меня не было денег на троллейбус, я пешком шёл 10-12 км в ПТУ, за обучение платил сам со своей скромной зарплаты учителя первых классов.
 
Почитала всю тему, пришла к выводу, что мне с "Путягой" очень даже повезло :D Правда это было давно, в голодном 95м. Мы с подругой мыкались в поисках работы после ВУЗа. Она пошла на биржу труда и там прочла объявление, что в ПТУ номер такой-то (ровно напротив моего дома) открылось парикмахерское отделение, обучение очное и бесплатное. Тогда путяги уже начали переименовывать в лицеи, но суть оставалась прежней. Набирают всех желающих, т.к. учебный год уже начался и у них план горит. Чтож не поучиться на халяву!? - решили мы и записались. Группа получилась не большая и в основном из "осознанных" товарищей (скорее всего из-за того, что объявление висело именно на бирже труда и прочли его те, кому действительно было надо). Было в группе несколько ребят, уже работающих парикмахерами после курсов. Они были не довольны уровнем обучения на курсах и пошли в ПТУ именно за твердой базой. Им было с чем сравнивать и они были по итогам очень довольны полученными в ПТУ теоретическими и практическими знаниями. Учили нас всего 6 месяцев и только самое нужное. Преподаватели - две опытные парикмахерши, тетки языкастые и ловкие (поменяли профессию из-за проблем со здоровьем - у одной астма обнаружилась, у второй варикоз). Так как мы были у них первыми и им было самим интересно обучать, то шло все живенько и активненько. Практика началась почти сразу - повесили объяву об ученической парикмахерской и начали принимать бабулек и местных ПТУшниц. Чуть не насильно преподавательницы подтаскивали нас, дрожащих от страха, к креслу и заставляли стричь, чесать, сушить и т.д. Честно скажу - было трудно. Институтская программа казалась мне детским садом! В ученической нашей парикмахерской было всего два (!) настоящих кресла - на одном преподаватель показывала нам приемы, а другое занимал тот, кто прибежит на занятие пораньше. Остальные над обычными стульями горбатились. Были в группе конечно и совершенно незаинтересованные ученики - они обычно сидели кучкой в сторонке и трепались. А мы тыкали свои носы в самые руки преподавателю, мучали ее вопросами. Помню, как я изобретательно заманивала на практику своих знакомых, родственников, подруг и поклонников (последних было совсем несложно уговорить :D ) После учебы я честно всех своих подопытных год обслуживала бесплатно!
Конечно потом я много занималась самообразованием, но база на мой взгляд, получена была твердая. Как пример - холодная волна. Когда нас в ПТУ стали ею мучать, мы недоумевали - зачем нам этот замшелый прием из далекого века? Отработали, сдали зачет и забыли. Несколько лет назад волна стала очень модной. И вот я после многолетнего забвения "на раз" сделала клиентке холодную волну! Руки все вспомнили! Значит хорошо нас учили, правильно.
Все зависит от человека. Кто хочет учиться, то будет из преподавателей знания клещами вытягивать. А кому наплевать, тем и молотком знания не вколотишь.

 
Nikola-ru, а давайте не будем вспоминать, как мы пешком ходили и что ели? Я тоже могу порассказать много интересного - как прожить на стипендию в 37 р. при стоимости 1 кг. курицы ровно 37 р. Или как сдавать зачеты с 9 утра до 9 вечера, питаясь свекольным салатом за 11 копеек в обед + вода из-под крана.
Да, ищущий знаний обрящет. Только мне приятнее прочесть пост Монстрига о том, как училась она. У тех, кто хотел учить. Чем вспоминать то голодное (в прямом смысле) время, когда училась я.
Монстриг, о холодных волнах - у меня те же воспоминания и те же восторги насчет "руки помнят")))
 
Цитата
Форум Парикмахеров написал:Nikola-ru, а давайте не будем вспоминать, Да, ищущий знаний обрящет. Только мне приятнее прочесть пост Монстрига о том, как училась она. У тех, кто хотел учить. Чем вспоминать то голодное (в прямом смысле) время, когда училась я.

Stylist - время идёт а память о пережитых трудностях до конца не стереть. Хотя в каждом сложном моменте есть и прекрасное о чём можно вспомнить.
Вопрос в другом, меня лично как преподавателя задело обобщение, например нам часто приходиться слышать от клиентов и даже коллег о безруких мастерах и тех ужасах которые они творят на голове, всё в жизни бывает и многое зависит от того как на это посмотреть.
Уровень практиканта может зависит от учителя, от самого практиканта да и от многих других моментов. Я, например не поверю что у Вас лично 100% довольных клиентов, не поверю, что Вы можете, несмотря на накопленную усталость выложиться из года в год в каждой своей работе на 100% и полученный результат будет удовлетворять клиента полностью, несмотря на то какие у него представления о вкусе, какое настроение и т.д. Не знаю, про себя лично такого сказать не могу, хотя очень стараюсь. Мне лично очень приятно работать с теми учениками, которые искренне стремятся к знаниям, это воодушевляет и позволяет больше раскрыться, с закрытыми клиентами тоже нужно работать, сил на них уходит больше, а удовлетворения от проделанной работе получаешь гораздо меньше.
У Вас это первый опыт работы с учеником и поэтому для Вас это очень сильное переживание, на мой взгляд, Вы субъективно воспринимаете ситуацию.
 
Nikola-ru, я с 1992 года преподавала в технологическом техникуме (позже коллежде) практику, какой же у меня "первый опыт" с практикантами? Вы о чем? У меня до 15 человек рецензировалось за 3 месяца. А месяцев в двух семестрах 9 - три потока практикантов только за учебный год, потом летняя практика. И позже, когда ушла из салона коллежда, практиканты не прекращали появляться, пока вообще салоны не прекратили брать практикантов. Лет 10 я с практикантами работала, и работала на совесть, как и сейчас.
Объединять под одним соусом всех, кто работает с обучением нашему ремеслу, я никогда не буду. Речь идет о конкретном ПТУ № 27 нашего города. И о совершенно конкретных лицах, которые там преподают. В этой теме я только номер училища не назвала, а так - все выложено.
О моей личной работе. Нет, что вы, 100% не остаются. Да и я фильтрую сильно. У меня, как у взрослого осознанно работающего человека, есть свой концепт в работе. Не делать того, что я считаю не подходящим человеку, от стрижки до окраски, ни за какие деньги. Не работать с "пафосными" клиентами, не работать с дураками, которых видно за версту и которые разнесут ахинею о тебе, как о мастере, как их ни стриги. Много у меня того, что делать не заставишь. И клиенты остаются у меня только те, кто совершенно очевидно "мой", кто оценивает то, что я делаю, как то, что подходит ему на 100%. Этими людьми я дорожу настолько, что буду работать с ними по сниженному прайсу, т.к. за годы, которые ко мне ходит какой-либо человек, его материальные обстоятельства могут настолько меняться, что только подстричься может себе у меня позволить. Покраситься - уже нет. Вот как-то так вкратце.
Задумалась. Нормальные люди приводят постоянно новых клиентов. И не все мне по душе. Если бы все оставались у меня, я бы не смогла работать уже. :D
 
Цитата
Форум Парикмахеров написал:Nikola-ru, я с 1992 года преподавала в технологическом техникуме (позже коллежде) практику, какой же у меня "первый опыт" с практикантами? Вы о чем? У меня до 15 человек рецензировалось за 3 месяца. А месяцев в двух семестрах 9 - три потока практикантов только за учебный год, потом летняя практика. И позже, когда ушла из салона коллежда, практиканты не прекращали появляться, пока вообще салоны не прекратили брать практикантов.

Насчёт Вашего первого опыта работы с учениками, беру свои слова обратно blush.gif . Тогда Вы наверняка знаете, как построена программа в ПТУ, учеников обычно к клиентам допускают после первого года обучения, а порой уже только на практике когда они придут как стажёры к Вам в салон. Есть гос. нормативы по количеству теоретических и практических часов, программы, вот и выходит, что после долгих месяцев писанины у многих пропадает желание вообще учиться, они не знают с какой стороны подойти к клиенту. Часто преподаватели сами недавно закончили это ПТУ и как таковой практической базы не имеют. Сильных педагогов удержать сложно, они или "идут к станку" заняты своими клиентами или уходят в частные школы.
В те времена, о которых писала Монстриг частных школ, да и салонов было меньше, преподаватели у неё были "списаны" с салона по причине проф. заболеваний, у них было много опыта и желания работать. Всему есть свои причины и следствия.
 
Свершилось! Сделана дипломная стрижка. Стригла сама практикантка, тема "Асимметричная стрижка на основе каскада". Окраска блоками.
Любительские фото:


Укладку сделала повседневную и вечернюю. "Жертва" - администратор.
"И этим я горжусь" (С) :D
 
Цитата
Форум Парикмахеров написал:Свершилось! Сделана дипломная стрижка. Стригла сама практикантка,

Поздравляю! :/
 
Nikola-ru, спасибо! Конечно, стрижка с "гениальными" по простоте оттяжками и несведениями, окраска тоже "сложнейшая", но хоть сама. Кстати, в училище страшно этому всему удивились и восхитились. :D
 
Цитата
Форум Парикмахеров написал:Nikola-ru, спасибо! Конечно, стрижка с "гениальными" по простоте оттяжками и несведениями, окраска тоже "сложнейшая", но хоть сама. Кстати, в училище страшно этому всему удивились и восхитились. :D

Вашей практикантке сильно повезло с наставницей. Терпения Вам и удачи, так болеете за свою протеже, я за нее рада.
Страницы: 1 2 3 След.
Читают тему (гостей: 1)