Регистрация
Открытие салона красоты обойдется в 1–2 млн руб., но на большую прибыль рассчитывать не стоит
​Владимир Судовский из Смоленска еще школьником окончил парикмахерские курсы, а с 16 лет работал моделью. В 2014 году, продав автомобиль, подаренный родителями, Судовский купил франшизу салонов красоты «Точка красоты», арендовав помещение в центре города. «Я хотел создать свой бизнес, но не знал с чего начать, поэтому решил купить франшизу, — объяснил предприниматель РБК. — Обучение персонала, опытная команда, помощь по всем текущим вопросам — идеальный вариант для бизнесмена-новичка». Первым предложением, на которое он наткнулся, была франчайзинговая программа «Точки красоты». Познакомившись с условиями договора и руководителями компании, Владимир отказался от дальнейших поисков.

754327525369510.jpg

Генеральный директор салонов «Моне» и «Точка красоты» Елена Шпаченко Фото: Алена Кондюрина для РБК

Сеть доступной красоты

Франшиза «Точка красоты» появилась в 2012 году по инициативе основателя сети «Моне» Александра Глушкова. «С такими ценами [средний чек в московском салоне составляет около 2,9 тыс. руб.] мы не могли не только выйти в регионы, но даже выбраться за пределы Садового кольца», — рассказывает РБК Елена Шпаченко, гендиректор компании «Точка», которая является владельцем франшизы «Точка красоты». Так родилась идея открыть сеть салонов «доступной красоты».

Первая франчайзинговая «Точка красоты» открылась в ТЦ «Новые Химки» в 2012 году. За 2,5 года работы сеть выросла до 57 салонов, еще 13 на стадии ремонта (всего заключено 70 контрактов). Из них 40 — в Москве и Подмосковье, остальные — в регионах. Общий месячный оборот франчайзинговой сети «Точка красоты», по словам Шпаченко, составляет около 30 млн руб. Глава компании утверждает, что все договоры коммерческой концессии заключаются сроком на пять лет и регистрируются в Роспатенте (только в таком случае они являются полноценными франчайзинговыми договорами). В базе Роспатента РБК удалось обнаружить только шесть договоров.

Стоимость франшизы «Точки красоты» — 250 тыс. руб. на пять лет, роялти — 25 тыс. руб. в месяц. «Мы выбрали фиксированную сумму сразу и осознанно, — признает Шпаченко. — Если работать по процентной схеме, у владельцев может возникнуть соблазн занижать выручку». За эти деньги франчайзи получит полный комплект документов по открытию салона красоты. Владелец франшизы обещает помочь подобрать персонал и бесплатно провести его 10-дневное обучение в колледже «Монеко». Для самих франчайзи предусмотрен обучающий курс из двух блоков. Первый, так называемое введение в философию бренда, — рассказ об особенностях ведения локального бизнеса, набора персонала, общения с клиентами. Второй — блок финансовой грамотности, где бизнесменов обучают основам операционной деятельности, помогают определиться с организационно-правовой формой (рекомендуют ИП) и системой налогообложения (патент).

Оформление салонов, мебель и косметические средства, используемые в работе салона, строго регламентированы владельцем франшизы. «С мебелью все просто — франчайзи обращается к производителю, оставляет заявку как «Точка красоты» и называет адрес, по которому привозят стандартный набор», — рассказывает Шпаченко. На 50–100 кв. м умещаются шесть—восемь рабочих мест и обязательная игровая зона для детей. Благодаря закупкам у одобренных поставщиков франчайзи получают скидки (порядка 10%). «Как только человек ставит подпись под нашим контрактом, он больше не принадлежит самому себе», — шутит Шпаченко. По ее словам, отступление от общей концепции грозит бренду репутационными потерями. «Из 28 страниц нашего договора последние 12 — рассказ о штрафах в случае нарушения правил», — поясняет глава «Точки». Так, за любое использование товарного знака с нарушением условий договора франчайзи может быть оштрафован на $3 тыс. Правда, по словам Шпаченко, за 2,5 года работы штрафы не применялись ни разу.

754327875602419.jpg

Экономика салона: говорит франчайзер

Стартовые вложения в открытие «Точки красоты» составят 1,2—1,8 млн руб. Эта сумма складывается в основном из паушального взноса, аренды первого и последнего месяца (300 тыс. руб.), расходов на ремонт помещения (500 тыс. руб.), закупки мебели и оборудования (350 тыс. руб.). Владелец франшизы также рекомендует создать «подушку безопасности» в 200 тыс. руб. «Вложения варьируется в зависимости от региона и условий аренды, — рассказывает Шпаченко. — В Москве традиционно выше вложения и выше прибыль, но и регион региону рознь. Некоторые региональные франчайзи видят прибыль в 200 тыс. руб., а некоторые — в 70 тыс. руб.». Если салон будет работать в крупном торговом центре («Ашан», «Капитолий», РИО), придется разориться на дополнительные требования владельцев ТЦ (вентиляция, подвод воды), предупреждает Шпаченко. Дополнительные расходы могут составить до 500 тыс. руб.

Средняя выручка салона составляет 600–900 тыс. руб. в месяц, утверждает владелец франшизы. В структуре себестоимости доля материалов не должна превышать 8%. «Если говорить об окрашивании, этот показатель составит 20%, в стрижке — 3%», — уточняет Шпаченко. Зарплата мастера зависит от размера сдаваемой им выручки. Главный офис рекомендует устанавливать вознаграждение мастерам не выше 40% от стоимости услуги. В итоге владельцу салона должно доставаться не меньше 52% выручки. С этих денег он будет оплачивать аренду, коммунальные платежи, налоги. Средняя прибыль салона должна составить 150 тыс. руб., утверждает франчайзер. В таком случае он сможет вернуть вложения за 12–18 месяцев.

Тоталитарное управление

Контролировать франчайзи довольно сложно, рассказывает Елена Шпаченко: проснувшийся предпринимательский дух часто делает их излишне инициативными: «Многие настаивали на том, чтобы делать в салоне татуировки. Говорят, что «клиенты спрашивают». Но, во-первых, это рушит концепт нашего салона, а во-вторых, сегодня я разрешу тату, а завтра там посадят сапожника и будут ремонтировать обувь — тоже потому, что «клиенты спрашивают». Кроме тату франчайзи порывались делать в салоне пирсинг и массаж, рассказывает Шпаченко, но также получили отказ. А вот устанавливать солярии главный офис не запрещает, но предупреждает, что прибыли это не принесет.

Впрочем, раз в три-четыре месяца в список стандартных услуг по инициативе франчайзи вносятся изменения. Для этого нужно, чтобы все владельцы салонов проголосовали «за». Обсуждение происходит в общем чате в WhatsApp, решение выносится на одобрение гендиректора. В результате таких голосований, например, в прайс-листе «Точки красоты» появилось плетение кос, укладка горячим инструментом. Более глобальные вопросы обсуждаются на круглых столах, которые обычно проходят раз в один-два месяца. Региональные франчайзи принимают участие в скайп-конференциях.

Каждое утро франчайзи начинается с отправки данных по выручке за прошлый день в главный офис. По словам Шпаченко, она лично звонит бизнесменам, чьи цифры кажутся ей подозрительно низкими: чтобы узнать, в чем причина, и предложить помощь, например замену заболевшего сотрудника из резервов выпускников колледжа. Раз в месяц сотрудники отдела поддержки объезжают все московские точки, раз в три месяца — региональные салоны, чтобы проконтролировать, соблюдаются ли стандарты качества: смотрят, как администратор общается с клиентами, не остается ли на полу следов краски или волос.

754327527492514.jpg

Экономика салона: говорят франчайзи

Одну из первых «Точек красоты» по франшизе в 2013 году открыл в Волгограде Анатолий Дудкин с супругой. До этого они развивали другой бизнес в сфере косметологии. Несмотря на разницу в стоимости открытия бизнеса в столице и регионах, Дудкин уверяет, что цифры «Точки красоты» близки к истине. На открытие салона предприниматель потратил около 1 млн руб. По словам Дудкина, эта сумма сложилась из его собственных средств и займа, который ему помог получить московский офис «Моне» на «очень выгодных условиях». Правда, выручка волгоградского салона составляет всего 260 тыс. руб. Такие результаты предприниматель связывает с неверно рассчитанной, с его точки зрения, экономикой услуги. Мастера получают ровно половину от суммы, которую платит клиент, еще около 10% уходит на материалы для услуг, и только 40% составляет доход бизнесмена. «Я собираюсь мягко и постепенно снижать процент заработка мастеров, установленный нами на старте, когда мы опасались не набрать штат нужного уровня», — поясняет Дудкин. Из дохода в 104 тыс. руб. предприниматель тратит на оплату коммунальных услуг, уборку и прочее около 20 тыс. руб. Помещение, в котором располагается салон, у Дудкина в собственности, но, по его словам, в Волгограде такую площадь (60 кв. м) в центре города можно снять за 50 тыс. руб. в месяц.

Основатель «Точки красоты» в Смоленске Судовский также утверждает, что его прибыль составляет меньше заявленных 150 тыс. руб., но назвать конкретную сумму отказывается.

Салон Раксаны Антонян в ТЦ «Оранж Парк» (Москва) открылся только в апреле 2015 года. Стартовые затраты предпринимательницы составили около 2,5 млн руб. Основная часть их ушла на ремонт помещения (1,4 млн руб.), где, кроме стен, не было ничего, даже потолка. Аренда 83 кв. м обходится Антонян в 168 тыс. руб. в месяц, еще 90 тыс. руб. она тратит на коммунальные услуги, оплату труда мастеров и бухгалтера. Несмотря на то что в ее салоне пока бывает всего по пять—семь человек в день, а средний чек составляет 500 руб., Раксана надеется на довольно быстрый выход на окупаемость.

А вот салон Людмилы Мончук в краснодарском ТЦ «Красная площадь» — настоящая легенда сети «Точка красоты» по эффективности. Мончук владеет им с конца апреля 2015 года — она приобрела уже действовавший бизнес. «Мы покупали такую «квартиру под ключ» — приходи и живи, — поясняет она РБК. — Прошлый владелец вывел бизнес на хороший уровень, собрал опытную команду мастеров, поэтому неудивительно, что заплатить пришлось больше, чем если бы мы открывали салон с нуля» (цифру не раскрывает). Вернуть вложения она планирует через два года.


Салон красоты «Точка красоты» Фото: Алена Кондюрина для РБК
Средний чек в краснодарской точке держится на уровне 700 руб., в день салон принимает порядка 25 клиентов, что дает ежемесячную выручку в 525 тыс. руб. Такой высокий по сравнению с заработком других франчайзи показатель Людмила объясняет удачным расположением салона, опытной командой и широкой клиентской базой, доставшейся ей в наследство от прошлого владельца. Начальная ставка мастеров составляет 35%, процент может увеличиваться в зависимости от объема продаж профессиональной косметики, которые показывает каждый мастер. Средние затраты на материалы составляют 20%. Несмотря на это, ежемесячный доход Мончук может доходить до 250 тыс. руб.

Главные трудности: кадры и маркетинг

Несмотря на то что владелец франшизы помогает подобрать персонал и проводит его обучение, некоторые владельцы салонов жалуются на кадровый голод. Предприниматель Артем Гринев рассказал РБК, что из-за проблем с персоналом был вынужден закрыть свой салон в Люберцах. Шпаченко напоминает, что московские франчайзи могут взять выпускников колледжа «Монеко» — для этого нужно оставить заявку менеджеру по франчайзингу. Однако Антонян, например, рассказала РБК, что обещанных студентов «Монеко» так и не дождалась: свободных специалистов не оказалось.

Главная забота владельца смоленской «Точки красоты» — привлечение клиентов. Он говорит, что «упор делает» на сарафанное радио. И рассчитывает на федеральную рекламную кампанию, которую в ближайшее время обещает запустить центральный офис: «Местные каналы смотрят только бабушки — не совсем моя целевая аудитория. А если про наш салон расскажут по центральному телевидению, это должно дать эффект».

Самым эффективным видом рекламы для салона красоты Шпаченко считает витрину салона — правильно оформленные вывеска и фасад привлекают больше 50% клиентов, уверяет она. На втором месте работа промоутеров: «Главное, чтобы промоутер работал в брендированной одежде «Точки красоты»: синие футболки и бейсболки летом, синие пуховики и сапожки зимой». Быстрый эффект приносят остановки — уличные стойки с рекламой услуг салона. «Мы анализируем локацию каждого салона и предлагаем маркетинговую стратегию по привлечению клиентов, которая будет работать для конкретной точки», — говорит Шпаченко. Центральный офис готов компенсировать до 50% затрат на уличную рекламу (щит на дороге, баннер на торговом центре). «Но для этого франчайзи должен убедить меня в том, что реклама повышает узнаваемость бренда в целом, а не просто зазывает в салон за углом», — объясняет гендиректор сети.

Антонян сетует на то, что центральный офис медленно реагирует на вопросы франчайзи: «ответы на вопросы по поводу юридических тонкостей приходят не сразу». Дудкин и Судовский, напротив, довольны поддержкой центрального офиса, хотя отмечают периодическую «забывчивость» менеджеров по развитию. «Однажды мы стали «топать ногами» по поводу того, что с нами давно не общались. Написали большое письмо с предложениями по улучшению работы с регионами. В Москве сразу все зашевелились, даже уволили тогдашнего менеджера по франчайзингу, хотя такой цели у нас, конечно, не было», — вспоминает Дудкин. «Чаще всего франчайзи думают, что, купив франшизу, снимают с себя всякую ответственность за свои же промахи, — говорит Шпаченко. — Почти всегда просят найти им помещение, подобрать персонал. Но наша задача не делать все за франчайзи, а научить их вести успешный бизнес самостоятельно».

Откуда родом «Точка красоты»


Александр Глушков открыл первый салон «Моне» в сентябре 1998 года. Сейчас в сети, управляемой через ООО «Монеко», 23 точки, из них восемь​ открыты по франшизе. Выручка «Монеко» в 2013 году составила 594 млн руб., чистая прибыль — 16,7 млн руб. Российская компания на 100% принадлежит кипрской Anoka Investments, в которой у Глушкова — 61%, а у инвестфонда Mint Capital — 39%. Бренды «Точка красоты» и «Моне» также принадлежат кипрской компании (через Anoka Brands). Владельцем ООО «Точка» является сам Глушков.