По статистике, 25% врачебных дел в суде проигрываются по причине отсутствия медицинской документации или безответственного, неаккуратного ее заполнения…

1. Информированное добровольное согласие

Необходимым предварительным условием любого медицинского вмешательства является получение от пациента или его законного представителя информированного добровольного согласия. Такое согласие обязательно должно быть получено в письменном виде. Подписать данный документ может любой совершеннолетний гражданин. В случае если пациент не достиг совершеннолетия, согласие подписывается его законным представителем.

Регламентируется информированное добровольное согласие ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Документ обязательно должен содержать информацию о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. Все указанные данные должны быть изложены максимально полно и в доступной для пациента форме.

Основная ценность информированного добровольного согласия (далее ИДС) для защиты клиники и врача в том, что это письменное доказательство добросовестности врача, в том числе для суда. Очень важно, чтобы ИДС было составлено правильно, не только по своей форме, но и по содержанию. Существующая судебная практика показывает, что зачастую без этих двух условий даже безупречно, с медицинской точки зрения, оказанная услуга может стать источником серьезных проблем для клиники.

Существует ряд требований, которые предъявляются к ИДС для того чтобы в дальнейшем оно могло быть использовано в качестве доказательства добросовестности врача при выполнении медицинских манипуляций.

1. ИДС должно быть подписано вменяемым дееспособным лицом, способным осознавать значение своих действий.

2. ИДС должно подписываться до начала оказания медицинской услуги. Цель подписания такого согласия состоит, с одной стороны, в том, чтобы обезопасить клинику в случае возможных судебных разбирательств, с другой же стороны, это позволяет ознакомить пациента с сутью оказываемой ему процедуры. Вопрос времени подписания информированного добровольного соглашения является принципиальным, так как прежде чем поставить подпись, у пациента должна быть возможность осмыслить информацию и принять решение, за которое он впоследствии будет нести ответственность.

3. ИДС должно содержать в себе всю необходимую информацию об услуге, изложенную доступным для пациента языком.

4. ИДС должно быть реально добровольным, т.е. у пациента не должно остаться ощущение, что ему навязывают услугу. Волеизъявление пациента не должно быть результатом обмана или введения его в заблуждение. А для этого в ходе беседы врачу нужно тактично переспросить пациента, правильно ли он его понял, возможно, даже попросить повторить то, что ему рассказали.

5. ИДС должно быть составлено в письменной форме, на нем обязательно должны стоять подписи и самого пациента, и его лечащего врача. Добровольное информированное согласие, заключенное в устной форме, не соответствует требованиям законодательства.

При составлении информированного добровольного соглашения необходимо, чтобы оно соответствовало определенным критериям. В целом, в медико-юридической практике выделяют следующие ошибки:

- ИДС с пороком формы. Часто встречающаяся ошибка, когда факт получения от пациента согласия на проведение процедуры не был зафиксирован врачом письменно.

- ИДС с пороком содержания. Подобная ситуация возникает, если предоставленные пациенту сведения о предстоящем медицинском вмешательстве не соответствуют требованиям к информированию пациента, установленным действующим законодательством.

- ИДС с пороком воли пациента. Включает варианты, при которых согласие было получено в результате неправильного информирования, искаженного восприятия пациентом информации, заблуждения, в результате насилия, обмана или угрозы. Большинство судебных дел связано именно с тем, что пациент пытается доказать, что его должным образом не предупредили о возможных последствиях процедуры, или неправильно проинформировали.

- ИДС с пороком субъекта. Возникает в случае подписания документа недееспособным пациентом или не оформленным должным образом представителем. Сюда же относится получение согласия у лица, не уполномоченного давать такое согласие, а также у пациента, не достигшего соответствующего возраста.

При наличии хотя бы одного из указанных "пороков" в документе ИДС клиника теряет возможность использовать его в качестве доказательства в суде, поскольку в этом случае оно будет расцениваться как не соответствующее требованиям закона.

При подписании ИДС задача сотрудника клиники – максимально полно донести до пациента информацию об услуге. Безусловно, проще и быстрее это сделать при помощи хорошо структурированного текста, написанного понятным языком. Более того, абсолютно прозрачный с точки зрения содержания документ не требует от пациента необходимости углубляться в него. Как правило, подобный документ просматривается пациентом вскользь, после чего он ставит на нем свою подпись. Напротив, документ, где важное для человека содержание оформлено сплошным текстом и мелким шрифтом, вызовет естественные сомнения и закономерное желание "вчитаться получше".

2. Отказ от медицинского вмешательства

Рассмотрим ситуацию из стоматологической практики для того чтобы понять, зачем нужен данный документ. После удаления зубов пациентке был составлен план протезирования на имплантах. Пациентка заявляет о том, что в данный момент у нее нет средств, поэтому она подождет. Врач соглашается и без подписания каких-либо документов отпускает пациента. Через полгода пациентка приходит (появились деньги), однако план, который был для нее составлен, выполнить уже невозможно. Это связано с тем, что пошла убыль костной ткани и теперь протезирование на имплантах невозможно либо будет стоить значительно дороже, поскольку потребуется еще и костная пластика. Результат - скандал, претензии: "Почему не предупредили? Я бы нашла деньги. Возмещайте теперь разницу в сумме за свой счет!" Вывод: было бы письменное доказательство того, что пациентке объясняли последствия, не было бы финансовых трат у клиники.

По общему правилу, медицинская помощь может оказываться гражданам только с их добровольного согласия. Исключение составляют случаи наличия у человека заболеваний, представляющих опасность для окружающих лиц, в соответствии с Федеральным законом "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Таким образом, воля пациента имеет решающее значение, соответственно, человек может как дать свое согласие на лечение, так и отказаться от него, причем отказаться он может в любой момент, на любом этапе лечения - это его право. Для клиники в этом случае главное - грамотно оформить отказ от лечения, чтобы впоследствии не нести ответственность за возможные осложнения.

Согласно ст. 20 ФЗ N 323, отказ от медицинского вмешательства должен быть оформлен следующим образом:

1) в документе в доступной форме должны быть разъяснены все последствия для пациента в случае отказа от медицинского вмешательства;

2) отказ с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации, после чего он подписывается пациентом и медицинским работником. Можно делать отметки в карте, а можно изготовить бланк с оставленным местом для подробного объяснения врачом последствий отказа и подписью пациента. Заполненный и разъясненный пациенту документ подшивается к медицинской карте, в этом случае врач защищен на случай предъявления дальнейших претензий.

3. Согласие пациента на обработку его персональных данных

С июля 2011 г. в силу вступил Федеральный закон "О персональных данных", и проверки Роскомнадзора стали вполне реальны. Один из базовых документов, которые проверяет Роскомнадзор, - согласие пациентов на обработку их персональных данных.

В целом под персональными данными указанный Закон понимает любую информацию, относящуюся прямо или косвенно к определенному физическому лицу. По общему правилу обработка персональных данных происходит только с согласия субъекта персональных данных (п. 1 ст. 6 Закона).

Согласие на обработку персональных данных - это формализованный документ, т.е. закон предъявляет к нему достаточно жесткие требования как с позиции формы, так и с позиции содержания.

В соответствии со ст. 9, согласие на обработку персональных данных должно содержать следующую информацию:

1) фамилия, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и о выдавшем его органе;

2) фамилия, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и о выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3) наименование или фамилия, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных (т.е. в Вашем случае – клиники);

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6) наименование или фамилия, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

9) подпись субъекта персональных данных.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных положений делает документ недействительным и может иметь негативные последствия, как минимум, повлечь за собой замечание Роскомнадзора в процессе проверки соблюдения законодательства.