Интернет-выставки выступают одним из наиболее современных способов общения продавца товаров или услуг со своим потенциальным клиентом. Этим новым инструментом коммуникаций все шире пользуются средние и малые предприятия разных отраслей. Нельзя сказать, что Интернет выставка это замена «живых» выставок. Скорее, это современное дополнение к ним. Ведь традиционные выставки длятся недолго, проходят редко и только в крупных городах, а значит, не все желающие познакомиться с новинками могут в удобное для них время посетить их.

Интернет-выставки существенно дешевле для тех, кто хочет проконтактировать с потенциальными потребителями: нет накладных расходов на аренду помещения, нет командировочных расходов. Нет утомительного заезда, завоза оборудования, монтажа и демонтажа стендов. Не требуется в авральном режиме готовить буклеты и другую рекламную продукцию, остатки которой потом пылятся на полках в офисе. Да и на привлечение целевой аудитории требуется на порядок меньше средств, При этом электронную выставку посещает никак не меньше потенциальных клиентов, ведь даже на обычной выставке посетитель скорее берет у продавца контакты, чем заключает сделки.

На виртуальных выставках можно представить товар или услугу за несколько минут, не выходя из офиса. Да и посетителю удобнее – можно побывать на Интернет-выставке не выходя из дома. Но помогают ли такие выставки достичь желаемого результата? Судите сами. Время их проведения не ограничено. Виртуальный стенд (мини-сайт, представляющий компанию) доступен для потенциальных клиентов и партнеров днем и ночью – и не в течение недели или двух, а постоянно - 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году. Сайт виртуальной выставки, в отличие от сайта компании в интернете, объединяет целую группу тематически одинаковых предприятий и по определению более известен посетителям сети. Нет ограничений и в пространстве – из любой точки страны на стенд постоянно заходят люди, которые, возможно, никогда не попали бы в выставочный павильон в Москве или другом крупном городе. При этом компания существенно экономит на рекламе, а адрес ее сайта становится известен широкому кругу пользователей.

На сегодняшний день на просторах сети немало качественных ресурсов, представляющих собой такие виртуальные выставки.

Региональные

Организаторами региональных выставок часто бывают торговые палаты того или иного региона в сотрудничестве с местными компаниями. Пример такого сайта – ресурс «Виртуальные выставки Самарской области». Его специфика в том, что на нем представлены выставки не столько товаров, сколько услуг: консалтинг, туризм, образование, доставка корреспонденции и так далее. Другие примеры – сайты «Виртуальная выставка малых предприятий Чувашии», «Виртуальная выставка малых предприятий Москвы». Используя конструктор и систему администрирования, даже неопытный пользователь может стать участником такой выставки, создав на ней свой стенд – мини-сайт своего предприятия.

Специализированные

Специализированные виртуальные выставки посвящены тематике конкретной отрасли. Например, оригинально оформленный, компактный сайт виртуальной выставки энергоэффективных технологий, материалов и услуг. Проект создан по заданию Министерства образования и науки РФ, которое обеспечивает его методическое и организационное сопровождение.

Кликая мышью на флеш-анимированные изображения «павильонов», попадаешь в различные разделы, где сектора показаны на рисунке-схеме и дублируются на меню слева. Здесь представлены такие павильоны, как газоснабжение, теплоснабжение, возобновляемые источники энергии, и так далее.

В совершенно другую область переносит сайт «Стоматологическая выставка». Ресурс узкоспециализированный, тем не менее, около 300 человек ежедневно заходят на эту виртуальную выставку в поисках тех или иных товаров или услуг стоматологической направленности – стоматологического оборудования, материалов, инструментов. Есть и раздел «Как открыть стоматологическую клинику». На выставке пока открыто немного павильонов – зато среди участников ведущие поставщики, такие как Юнидент, Дентекс, Колечко. Представлены также все стоматологические клиники по районам Москвы, некоторые помечены специальным знаком «Проверено, хороший уровень». Стоимость участия в подобной выставке – от 15 тыс. руб. в месяц, при этом в пакет входит не только открытие павильона, но и ежемесячная информационная поддержка – статьи и баннеры от экспонентов несколько раз в месяц публикуются на всех важнейших стоматологических сайтах с месячной аудиторией более 500 тыс. человек.

Индустрия красоты и здоровья, салонный бизнес также обзавелась собственной отраслевой косметологической выставкой «Cosmo Expo», на ней – перечень всех поставщиков парикмахерского и косметологического оборудования для салонов красоты, профессиональной косметики, средств для волос и маникюра, расходных материалов для салонов красоты, центров СПА и косметологических клиник. Посещаемость сайта в сентябре 2008 года была около 10 тысяч человек в месяц. То есть за пару месяцев на ней бывает примерно столько же заинтересованных посетителей, сколько на реальных выставках этой отрасли – InterCHARM, Expo Beauty и других. В этой Интернет выставке участвуют ведущие игроки рынка среди поставщиков всего необходимого для ведения салонного бизнеса – компания ВИП КЛИНИК, СПОРТМЕДИМПОРТ, MBS, Wellness SPA и другие. Не оставляет своих посетителей выставка и в деле просвещения – дважды в месяц несколько десятков подписчиков получают электронный журнал Cosmo Expo – с доставкой прямо на свои электронные почтовые ящики. В журнале собраны анонсы свежих статей по управлению салоном красоты, о маркетинге, рекламе, клиентском сервисе на предприятиях индустрии красоты. И конечно же – поставщики знакомят со своими новинками. На сайте косметической Интернет-выставки Cosmo Expo приводится информация о всех салонах красоты и СПА салонах Москвы, причем ранжированы они по станциям метро. Достаточно кликнуть на карте нужную станцию, и открывается список расположенных рядом салонов красоты. Некоторые помечены специальным знаком «Проверено, хороший уровень». Купить такой значок невозможно – присваивается он консалтерами, побывавшими в салоне под видом тайных покупателей. А курсам обучения для управляющих, администраторов, специалистов салонов красоты посвящен отдельный сайт, входящий в группу Cosmo Expo. Стоимость участия в интернет выставке Cosmo Expo – от 15 тыс. руб. в месяц, но это не только плата за аренду виртуального павильона, но и ежемесячная информационная поддержка – статьи и баннеры от экспонентов несколько раз в месяц публикуются на всех важнейших стоматологических сайтах с месячной аудиторией более миллиона человек.

Глобальные

В последнее время в сети интернет быстрыми темпами растет число глобальных виртуальных выставок, предоставляющих возможность предпринимателям представить продукцию или услуги самого разного назначения. Среди них, например, ресурс Pulset – относительно молодая выставка. Несмотря на большое количество бесплатно зарегистрированных на сайте компаний (свыше 160 тыс.), число виртуальных выставочных стендов исчисляется пока лишь десятком. На стендах представлена справочная и контактная информация о компаниях, помещены фотографии товаров, их краткое описание и цена.

Еще один портал – Торгово-выставочный комплекс Ru-Expo. Здесь наряду со стендом можно получить в сопровождение и интернет-магазин. Из уже рассмотренных ресурсов у этого сайта, пожалуй, наиболее понятный интерфейс. Горизонтальное меню сразу вводит в курс дела, показывая, кому адресован раздел: посетителям, экспонентам или организаторам, а также чему он посвящен. Рубрикатор товаров выведен на главную страницу, так что пользователю сразу предлагается поиск – по товарам или по фирмам. С главной страницы легко попасть на любую из выставок с многочисленными разделами и виртуальными выставочными залами, хотя для получения подробной информации о продукции приходится иногда проделать относительно большой путь. Стоимость участия в подобной выставке – от 25 тыс. до 150 тыс. руб. в год, и это только пакетные решения.

Cодержателен и интересен ресурс «Межотраслевой информационно-деловой выставочный портал» созданный в конце 2006 г. компанией ID PROMO GROUP, он сумел быстро войти на рынок и завоевать лидирующие позиции. Его популярность в предпринимательских кругах подтверждается неуклонным ростом числа участников (уже свыше 1 тыс. в день). Выставочный портал Open Expo охватывает по своей тематике практически все отрасли народного хозяйства и социальной сферы. На данный момент каталог насчитывает более 800 рубрик. Удобный интерфейс позволяет без труда найти нужное предприятие, товар или услугу по тематическим разделам или с помощью многофункциональной внутренней поисковой системы.

Портал OpenExpo прост и удобен в эксплуатации для экспонентов, поэтому обновление и добавление новой информации не составит труда даже для тех пользователей, кто имеет минимальные навыки работы в интернете. В своем личном кабинете каждый экспонент имеет возможность неограниченно обновлять, добавлять и удалять любую информацию, касающуюся его стенда, и что самое важное, вести мониторинг визитов на стенд (включая просмотры каждого из товаров или услуг, представленных в его каталоге) во время всего периода участия в выставке.

По желанию клиентов работу по наполнению стендов может взять на себя организатор электронных выставок, причем на стоимости размещения стенда это никак не отразится. Кстати, к вопросу о цене. По тарифным планам стоимость размещения стендов на OpenExpo существенно ниже, чем у аналогичных проектов (от 1 тыс. до 1500 руб. в мес.), что делает участие в виртуальной выставке доступным для многих предпринимателей.

Преимущества

Основная аудитория Интрнет-выставок – квалифицированные деловые люди, имеющие отношение к различным сферам бизнеса. На порталах электронных выставок они получают всю необходимую информацию, потому что здесь аккумулируются все наиболее полезные и интересные для бизнеса тематические сервисы. Здесь ежедневно ведется новостная лента, дающая полную картину экономических, политических, социальных и культурных событий в стране и мире. Публикуются статьи и аналитические обзоры, касающиеся всех сфер бизнеса в стране, а также интервью, где руководители предприятий рассказывают о принципах ведения бизнеса, секретах успеха, эффективных маркетинговых приемах.

Сайты Интернет-выставок предоставляют такие рекламные возможности как баннерная реклама (с учетом таргетинга по теме или рубрике); контекстная реклама (при поиске по ключевым словам); текстовые блоки и ссылки; рекламные новостные сообщения и статьи; реклама в e-mail рассылках; размещение подробной информации о компаниях, услугах и продуктах в рубрикаторе; графическая реклама книг и товаров; размещение анонсов, пресс-релизов, участие представителей компаний в интервью, проведение опросов и голосований. И это еще не весь перечень элементов интегрированных маркетинговых коммуникаций, которыми можно воспользоваться благодаря появлению электронных выставок.

Резюме

Выгоды от участия в электронных выставках получают и организаторы реальных выставок, и участники, и посетители, многие из которых становятся клиентами компаний-экспонентов.

Так, организатор может разместить экспозицию на виртуальных площадях по интересующим его тематикам. Комплекс возможностей позволяет расширить сферу деятельности, продлить время работы выставки на неограниченное время; получить в использование неограниченные выставочные площади; самим определять время и продолжительность мероприятия; увеличить число экспонентов за счет заочных участников; использовать новые рекламные носители; получить достоверные статистические данные для коррекции реальных выставочных мероприятий и увеличить посещаемость выставки.

Выставочный стенд компании оформляется с учетом пожеланий заказчика, оперативность внесения изменений позволяет стенду всегда быть актуальным. Для этого не требуется ни хостинг для сайта, ни труд программистов и дизайнеров. Не нужно даже заботиться и тратить деньги на поддержание посещаемости. Все эти вопросы берет на себя организатор электронной выставки. Экспоненты могут проводить PR и рекламные кампании в рамках электронных выставок, на которых они представлены. Доступные он-лайн коммуникации с посетителями помогают решать практически все задачи маркетинга в компании.

Посетители могут просматривать стенды компаний экспонентов, знакомиться с представленными новинками, получать полную и исчерпывающую информацию об интересующем оборудовании, товаре или услуге.

Преимущества очевидны. Для посетителей виртуальные выставочные стенды – возможность максимально комфортно ознакомиться с товарами или услугами. При этом никуда не надо ходить, ничего искать – вся информация в удобном виде.