Есть кое-что общее, фактор, объединяющий представителей всех профессий. Любой человек мечтает об успехе – ведь это означает и высокие доходы, и уважение окружающих, и любовь женщин (конечно, в данном случае мы подразумеваем лишь сильный пол), а также уверенность в себе, помноженную на отсутствие страха перед завтрашним днем.

Остается самое важное – понять: как добиться успеха? Мнения великих людей по этому поводу разнятся. Так, Лев Толстой считал, что главное условие успеха – терпение. Коко Шанель придерживалась иной точки зрения, говоря, что успеха добиваются только те, кто не думает о поражении. Ну а Пабло Пикассо, в свою очередь, считал основополагающим ключом к успеху именно действие.

Мы не будем выяснять, чья позиция вернее. В любом деле нужен индивидуальный подход. И кто, как не «Парикмахер 2013» по версии RHDA, Татьяна Нитченко, знает, как добиться успеха  работнику российского салона?


- Татьян, расскажите немного о себе: где вы родились и кем мечтали стать в детские годы? И традиционный вопрос – как вы попали в парикмахеры?

- В детстве я хотела быть хирургом. Потом экономистом, менеджером, еще кем-то. Но мама сказала: «Дочь моя, ты парикмахер! Когда ты берешь волосы в руки, у тебя горят глаза». И мама была права. Я делала прически всем подряд – маме, кошкам, куклам. Я стригла всех соседей, себя, даже кукурузу в бабушкином огороде.

В 18 лет я вышла замуж за военного, и он увез меня из Украины во Владивосток. Там я и поступила в парикмахерский колледж, точнее во Владивостокский филиал Московского художественно-педагогического колледжа технологии и дизайна.

Тогда у колледжа были федеральный бюджет, очень сильный преподавательский состав и огромный набор – каждый год не менее 300 парикмахеров. Учиться в этом колледже было невероятно престижно. Парикмахерское отделение возглавляла Светлана Николаевна Нефедова. Я многим ей обязана. Она невероятно профессиональный, сильный и в то же время беспощадный педагог. Не сдал «холодную волну»? До свиданья – отчислен! Обучение было трехгодичным, но всех неуспевающих она отсеивала и через полтора года выпускала из колледжа. Из группы в 40 человек до выпуска смогло дойти только 15. И я попала в эту элиту. Со второго курса я уже разрабатывала учебные техники для младших курсов. Светлана Николаевна приносила фото, вырванное из какого-то журнала, и спрашивала: «Сможешь объяснить эту стрижку?» И я разбирала, рисовала и объясняла другим студентам.

Жизнь колледжа была очень насыщенной, в том числе благодаря нашему Театру моды. Мы ставили фэшн-спектакли, придумывали сюжеты, сами мастерили парики, костюмы, аксессуары. Полагаю, мы делали это неплохо, поскольку местный драмтеатр даже брал напрокат наши костюмы. Это были настоящие спектакли, исторические и современные…

Вы спросите, откуда нам в провинции было знать о моде, к тому же в то время? Опять же благодаря Светлане Николаевне. Она всегда ездила на чемпионаты ОМС, в том числе за границу. Оттуда она привозила тонны видеокассет и глянцевых журналов. Мы засматривали эти кассеты до дыр и сотни раз изучали каждую страницу журнала. Это был наш «Гугл», «Википедия», источники информации и вдохновения, образцы европейской моды, на которую мы стремились ориентироваться.

Через три года, во время защиты диплома, Светлана Николаевна прервала моё выступление: «Достаточно, ты уже знаешь больше, чем я», – и предложила остаться в колледже преподавателем. Я с гордостью вспоминаю те годы. Думаю, что аналогов этому учебному заведению не было и сейчас нет. Жаль, что колледж закрылся.

Сегодня среднего профессионального образования для парикмахеров практически не существует. Оно уничтожено, потому что старые учителя не смогли создать собственные парикмахерские школы как бренд, а государственные заведения уже не способны удерживать перспективных педагогов. Цепочка передачи знаний была разорвана. В России нет культа собственной парикмахерской школы – зато все знают, что такое Toni & Guy и кто такой Патрик Камерун. В то время как большинство европейских парикмахеров (испанцев, итальянцев, французов) кроме своих никого не знают, даже британских звезд. В этом наше отличие – у нас нет своей школы, но, по крайней мере, мы признаем авторитеты и готовы учиться у достойных парикмахеров из других стран.


За последние 10 лет профессия парикмахера вдруг стала престижной. Правда, мы до сих пор стесняемся называть себя парикмахерами, у нас популярно слово «стилист». Это все пережитки советских времен: тогда было престижно стать инженером, а парикмахер – это практически рабочий. Когда меня одолевали сомнения относительно выбора профессии, мама говорила мне: «Прекрати! Скоро человек, который прикручивает раковину, будет зарабатывать больше, чем инженер. И он будет намного больше востребован». Так и случилось. Сегодня люди, которые умеют работать руками, зарабатывают больше, чем любой менеджер. И спрос на ремесленников будет всегда. В детстве я спрашивала у бабушки: «Как у тебя получаются такие вкусные пироги?» А она мне отвечала: «Потому что я многое делаю руками». И сейчас я понимаю, насколько это актуально для моей профессии.

- Своего первого клиента помните?

- Конечно, помню! Им была моя мама. Ей досталось больше всех. До того как я пошла учиться на парикмахера, я стригла и красила её намного… лучше. С началом моей карьеры мама слегка пострадала в имидже. Зато тогда я поняла, что мало знать базу и иметь первичные навыки, нужно еще уметь применять все эти приемы к конкретному человеку и его типу волос.

- Как вы считаете, какие трудности подстерегают парикмахера-новичка в начале карьерного пути?

- Много разных. Масштаб бедствия зависит от уровня образования и, конечно, коммуникабельности. Сегодняшний рынок диктует очень широкий прайс, т.е. клиенты каждой категории рассчитывают на множество разнообразных услуг. Каждая новая услуга завязана на ту или иную тенденцию в индустрии моды. И парикмахер обязан работать во всех блоках прайса, иначе он просто не сможет зарабатывать. Проблема в том, что система образования, которая сейчас существует в стране, да и в мире в целом, не дает мастеру такой многосторонней подготовки. За столь ничтожное количество учебных часов невозможно освоить и довести до автоматизма такое количество видов работ!

- Вы – стилист многих спецпроектов Cosmopolitan. Какой из подготовленных вами образов для этого журнала запомнился вам более всего?

- Не могу ответить на этот вопрос. Большой поток съемок.

- Как вы думаете, какие прически будут в моде у женщин в 22 веке?

- Я уверена, что будут востребованы прически, которые мы видим в современных фантастических фильмах – «Облачный атлас», «Голодные игры», «Пятый элемент» и прочие. Эти гипертрофированные формы, комбинированные из геометрических фигур, очень точно отображают эстетику космоса, победу синтетических текстур – всё то, что является символами техногенного прогресса.

- В 2012 году вы стали обладателем кубка Russian Hairdressing Award в номинации «Женский образ — прическа на длинных волосах». Где черпали идеи для создания этих образов?

- На тот момент я формировала курс по базовым прическам из длинных волос для международной учебной системы Schwarzkopf Professional ASK. Таким образом, моя «креативная» коллекция на сто процентов состоит из базовых форм – вариаций классического валика.

- Какие именно средства стайлинга вы используете в своей работе чаще всего? По какой причине они – фавориты?

- Чаще всего я использую укладочный лосьон OSiS+ Hairbody (снимает с волос статическое напряжение) и сыворотку OSiS+ BODY (придает  объем и плотность, которые так необходимы волосам славянского типа). Кроме того, я очень люблю крем OSiS+ 4Play,  облегчающий формирование «хвоста» и  обеспечивающий  гладкие  глянцевые поверхности. И, конечно же, мои неизменные спутники – лак OSiS+ Elastic (так как у него легкая фиксация, это позволяет варьировать в работе) и, наконец, лак OSiS+ Session – идеальное средство для фиксации прически, которое не образовывает на волосах хрустящей корки, не пахнет, имеет феноменальную фиксацию и позволяет мне уменьшить количество крепежей на голове клиента – кому приятно носить в прическе кучу металлолома?! На самом деле я могу продолжать до бесконечности, потому что КАЖДЫЙ продукт может дать уникальное преимущество, стоит его только узнать и полюбить.

- В чем, по Вашему мнению, главная ошибка россиянок в уходе за собой?

- Маленький бюджет на посещение салона. Хороший салон не может быть дешевым, а дешевый салон не может обеспечить высокую культуру обслуживания и качество выполненных работ. Поэтому у нас в стране большинство женщин обслуживается «на дому».

Никто на свете не убедит меня в том, что это хорошо! К вам на дом приходит мастер с минимальным количеством продуктов и инструментов. И если у него не окажется с собой того, что нужно, он попросту станет вас отговаривать от желаемой стрижки или укладки. Или еще хуже, сделает процедуру тем, что у него есть.

Далее: на дому нет публики – других парикмахеров, клиентов, администраторов, которые смотрят на работу вашего мастера и оценивают её. То есть отсутствует критический взгляд – что получилось, тому и рады. Вы никогда не увидите, как круто подстригли или покрасили кого-то в соседнем кресле, чтобы сказать: "Я давно так хотела, а вы мне говорили, что это невозможно"! И т.д. и т.п. На самом деле здесь можно перечислять до бесконечности.

- Что для вас моветон в парикмахерском деле?

- Плохой уровень образования парикмахера и компенсирование этого факта личным обаянием и лейблами.

- В 2013 году вы стали обладателем премии RHDA «Парикмахер года». Что в Вашей жизни изменилось после присуждения столь высокого титула?

- В жизни ничего… но карьера растет, как на дрожжах! Помимо кубка, который украшает салон, где я практикую, и гордости моего директора и всего коллектива в целом, я получила от компании Schwarzkopf Professional целую серию призов в виде уникальных поездок по всему миру.

Нет ничего более вдохновляющего, чем путешествия, это возможность получать новые впечатления, познавать другие миры и культуры, и, наконец, шанс творчески проявить себя и достойно представлять страну. Я  побывала в Париже, Венеции и  Вене (где мне выпала честь целую неделю вести учебный курс для австрийских коллег). Также у меня уже выписаны билеты в Прагу и Амстердам. Кроме того, я получила в качестве приза элитное оборудование для парикмахерского кабинета от компании Maletti. И наконец, я получила массу интереснейших предложений по работе от модных дизайнеров и глянцевых журналов.

Разговоры о моей победе в Интернете привлекли ко мне в салон множество новых клиентов, а также закрепили веру старых, что они не зря приходят именно ко мне. Я уже не говорю о собственных эмоциях, которые испытывает любой творческий человек, когда его идеи и труды оценены. Мной гордится дочь,  родители,  друзья, мой продюсер, владелица салона, в котором работаю… Чего же боле?

- О чем вы подумали в тот миг, когда услышали о собственной победе?

- Не помню! Я была в обмороке.

- И наконец, волнующий многих вопрос: «Как добиться успеха в парикмахерской индустрии?»

- Любознательность и прилежание. Прилежание и любознательность. А еще – уважать людей, любить то, чем занимаешься и быть членом команды! ЦЕЛУЮ КРЕПКО!