Женщина хочет быть красивой. А еще женщина хочет быть разной. В наши дни на прилавках магазинов можно найти невероятное количество самой разнообразной продукции, которая изменит наш внешний вид, сохранив и подчеркнув при этом индивидуальность. Благодаря ей мы можем экспериментировать со своей внешностью без вреда для здоровья. Чаще всего таким экспериментом становится изменение цвета волос. Действительно, женщины так изменчивы: они хотят стать то утонченной блондинкой, то черноволосой амазонкой, или темпераментной рыжей. И еще задолго до технической прогресса люди успешно украшали и изменяли свою внешность. Интересно, как же древние брюнетки становились белокурыми, не прибегая к перекиси водорода?

Мода на определенный цвет волос не была спонтанной, она определялась многими историческими событиями, культурными особенностями той или иной местности, ну и, конечно, вечной тягой к переменам или подражанию.

Светлые волосы во все времена приковывали к себе внимание. Они ассоциировались с чистотой, первозданностью. В Древней Греции, где парикмахерское искусство было в те времена наиболее развитым, белокурые волосы считались самыми модными.

После серии победных завоеваний в Европе древние римляне начинают подражать жителям покоренной ими Германии, которые имели в большинстве своем светлые волосы и светлую кожу. Они считали, что темные волосы придают лицу излишнюю суровость. Для обесцвечивания волос римлянки протирали их раствором мыла из козьего молока и золы букового дерева, а затем часами «жарились» на солнце. Более щадящими средствами для постепенного «блондирования» были оливковое масло и белое вино. Позднее стали использовать парики, сделанные из светлых волос рабов. В эпоху Средневековья светлые волосы считались атрибутом «высшего света». В XIV веке во Франции появился указ, запрещающий носить парики из светлых волос кому бы то ни было – они стали привилегией особ королевской крови.

Темные же волосы считались показателем порядочности, домовитости. Модным черный цвет волос был в Египте, Индии, на острове Крит. Для того чтобы добиться красивого оттенка, использовали смесь растительных красителей – хны и басмы. Скорлупа грецкого ореха окрашивала волосы в темно-коричневый цвет.

Стоит отметить, что хна, пришедшая к нам из древней Персии, вероятно одно из старейших косметических средств, которым с успехом пользовались в античности (для окраски волос, ногтей) и которое не забыто и по сей день. Чаще всего именно хну использовали для получения насыщенного рыжего оттенка волос. Кроме хны применялись всевозможные природные средства – шалфей, корица, шафран, календула. В Древнем Риме для придания волосам рыжего оттенка использовали специальное мыло.

В отличие от светлых и темных локонов, рыжие волосы всегда производили неоднозначное впечатление на окружающих. С одной стороны, такой «кричащий» цвет привлекал к себе внимание, ассоциировался с весельем, праздником. Женщины острова Пасхи и в наше время в дни торжеств красят волосы в ярко- рыжий цвет. С другой стороны, в Средневековой Европе рыжий считался «сатанинским» цветом, а рыжеволосых женщин называли ведьмами. Жительницы Венеции красили волосы во все оттенки рыжего. Этот цвет по сей день называют «тициановым», по имени итальянского художника Тициана Вечеллио, который увековечил в своих творениях рыжеволосых красавиц.

В Древнем Египте было изобретено универсальное средство для борьбы с седыми волосами: седину красили жиром черных быков и яйцами воронов.

Как видим, для окрашивания волос применялись исключительно натуральные вещества. Они были довольно эффективны, но для получения желаемого результата приходилось ждать весьма долгое время. В более поздние времена к природным красителям стали добавлять металлосоли, которые значительно ускоряют процесс окрашивания. Затем следует использование чисто металлических красителей. Они подразделялись на односоставные и двусоставные. Первая группа действовала на основе серебра. Компонентами второй были химические соединения серы, меди, серебра, висмута, кобальта. Другим составляющим был проявитель. Несмотря на кажущийся прорыв в области химии, эти краски далеки от совершенства. Во-первых, они были небезопасны для здоровья, во-вторых, каждый металл в процессе окрашивания волос мог дать неожиданный оттенок.

В конце XIX века немецкий химик Август Гофман открывает парафенилдиамин, с помощью которого было создано новейшее средство для окрашивания волос. При его соединении с перекисью водорода получали естественный оттенок. Но краска вызывала аллергические реакции, появлялись симптомы отравления.

В 1906 году химики Кольман и Вольфенштейн выделили из красящей смеси вредный компонент – хинондиимин, который и вызывал подобную реакцию. Отрицательное действие компонента было нейтрализовано, и полученное в итоге красящее средство стало безвредным для здоровья.

За прошедшее столетие косметическая индустрия значительно преуспела, множество производителей предлагали свои революционные изобретения. Современный парикмахер имеет в арсенале весь набор средств, который позволяет превратить темную копну волос в белокурые локоны с минимальным ущербом для волос клиента.

Но опыт древних вовсе не забыт, и сегодня многие фирмы-производители краски для волос используют натуральные компоненты, которые, изменяя цвет волос, заботятся о них самым лучшим образом.