Сегодня наша жизнь немыслима без шампуня – основного средства по уходу за волосами. Бальзамы, маски, лосьоны, всевозможные укладочные средства – все это идет потом, это вторично, а иногда и вообще отсутствует на чьей-то полке. Мы можем подобрать шампунь на любой вкус и цвет: для любого типа волос, с любым запахом, с разным косметическим эффектом, и сложно представить, что когда-то не то, чтобы выбор был более ограниченным, а такого средства как шампунь не существовало и вовсе. И было это не так давно – всего какую то сотню лет назад.

Все средства хороши
В эпоху великих географических открытий европейцы привозили из восточных стран местные рецепты по уходу за волосами и телом. Смекалка и фантазия тамошних жителей была поистине неиссякаема и очень разнообразна. Голову мыли смесью воды и пепла от сожженных растений, отварами кожуры и мякоти растений, кожуры фруктов и овощей. Постепенно научились приготавливать отдельно средства для разных целей – чтобы увлажнить волосы – их смачивали кокосовым маслом, для избавления от перхоти служил экстракт кустарника чапареля. И такие способы ухода за волосами существовали довольно продолжительное время – вплоть до конца XIX века.

Первый шаг
В Англии к тому времени мыли голову только золой и мылом, что оставляло на волосах характерный белый налет. Существовали специальные масла для мытья, но они были доступны лишь самым богатым. Житель Лондона Кейси Херберт совершил настоящую революцию – он изобрел первый шампунь, представляющий собой смесь мыла и травы. Новое средство носило название Shaempoo. Новинка вскоре стала очень популярной среди лондонцев, Херберт с успехом продавал средство прямо около своего дома. Идею его быстро подхватили и вскоре пакетик с шампунем продавался во всех крупных цирюльнях и аптеках.

«Черная голова»
Удивительно, но в то время как в Англии вовсе пользовались новым средством для волос, в соседней Европе продолжали мыть голову по-старинке – золой, мылом, уксусом, бензином, чтобы устранить неприятный налет от мыла. Благая весть о чудо-средстве была принесена случайно и по нужному адресу. В Германии в небольшую аптечную лавку, которая принадлежала химику Хансу Шварцкопфу, зашла женщина, только что вернувшаяся из Лондона. Она рассказала хозяину о том, что в Англии есть порошок, которым можно мыть голову, очень удобный в применении, и было бы замечательно, если б он появился и в Германии. Ханс Шварцкопф, будучи по профессии химиком, через некоторое время создал формулу порошкового шампуня и решил наладить его продажи. Для этого он поместил средство не просто в безымянный пакетик, на упаковке красовались силуэт головы и надпись Schwarzkopf (нем. «черная голова»). Было это в 1903 году.

Стоит отметить однако, что несмотря на популярность как нового средства для мытья волос, шампунь все же был для большинства немцев роскошью из-за высокой цены. Несмотря на это пакетики со знаком черной головы разлетались с прилавков. Вскоре Шварцкопф решил улучшить рецептуру, он добавил в шампунь экстракт фиалки, из-за чего средство приобрело приятный запах, затем появился шампунь с миндальным маслом и пантенолом. Популярность продукта росла и нужно было расширять производство и предлагать потребителю новые виды шампуней, с разными свойствами, разными компонентами. Уже через год после собственно изобретения, в 1904 году открылся завод компании Schwarzkopf, откуда вышли 8 видов шампуня: ромашковый, желтковый, травяной, кислородный, березовый, ланолиновый, серный и с вытяжками смол.

В 1921 году «король шампуня» Ханс Шварцкопф ушел из жизни, но его дело взяли в свои руки его жена и сын, которые расширили производство. В 1927 году появился первый жидкий шампунь. Порошок был на первый взгляд, удобен в применении, но только если сравнивать его со старинными способами мытья волос золой и мылом. Пакетики с сухим веществом промокали а сам порошок мог иногда вызвать аллергическую реакцию. Жидкий шампунь несомненно стал новейшим словом на рынке средств для волос. В 1947 году компанией Schwarzkopf был выпущен первый шампунь без содержания щелочи – прародитель всех современных шампуней.

Французская версия
Все это время во всем мире уже налажено производство шампуней по разным технологиям. В 1934 году компания l’Oréal выпустила свой первый шампунь без содержания мыла. Ее основатель Эжен Шуллер купил маленький завод по производству мыла и совместно с l’Oréal, выпускавшей краску для волос, создал шампунь Dop. Средство практически не покупалось, и тогда Шуллер, по результатам исследований увидел, что треть французов вообще не моют голову! Чтобы как-то изменить ситуацию он проводил беседы с детьми и их родителями, благодаря чему следующее поколение французов уже не мыслило жизни без шампуня.

Двигатель торговли
Не отставала от Европы и Америка. В 1930 году американец Джон Брек создал формулу шампуней для разных типов волос, продававшихся под маркой Breck Shampoo. Хоть средство и было доступно по цене для большинства, люди просто не привыкли тратиться на специальные средства для мытья волос. Тогда Брек пустил в ход рекламу, которая во все времена являлась главным двигателем торговли. Брек обратился к художнику Чарльзу Шелдону с просьбой создать рекламные образы для разных шампуней. В скором времени появилась «девочка Брек» и рекламный слоган, гласящий, что волосы станут мягкими как у ребенка. После ошеломительного успеха, Шелдон продолжил создавать для рекламы шампуней образы женщин, затем на смену им пришли модели из рекламных агенств, а потом через несколько лет лицом Breck Shampoo становились узнаваемые лица – известные актрисы брук Шилдс, Сибил Шепард, Ким Бессинджер и другие.

С тех пор производство шампуней сделало много широких шагов вперед, появляются чудодейственные средства, которые сохраняют яркость цвета, придающие объем, средства 2-в-1, ежедневно мы наблюдаем рекламные ролики разных фирм-производителей. И порой трудно поверить, что черная голова, красующаяся сегодня на душистых флакончиках та же самая, что появилась на первом пакетике шампуня.