Регистрация

Ко мне часто приходят на консультации собственники бизнеса с вопросом, как быстро и максимально безболезненно и, главное, безубыточно для компании уволить нерадивого сотрудника. В этой статье я не буду подробно описывать юридические тонкости, а сделаю акцент на алгоритме увольнения, психологических аспектах и расскажу, как провести увольнение, чтобы из этой процедуры вышли с минимальными отрицательными эмоциями, а по-простому – «без обид», и тот, кого увольняют, и тот, кто увольняет.

Рассмотрим типичную ситуацию.

Итак, после долгих размышлений вы как директор пришли к выводу, что менеджер по продажам Иванова совершенно не устраивает вас по своим профессиональным и личным качествам. Выручки все меньше, новых клиентов не привлекает, а со старых, судя по всему, уже имеет «откаты». Кроме того, она вечно всем недовольна, не здоровается, а вчера бухгалтера дурой назвала. Раньше пол-одиннадцатого Иванову на рабочем месте не увидишь, зато в пять минут седьмого ее уже как ветром сдувает.

Вы приходите в бухгалтерию (она же отдел кадров) с фразой: «Надо Иванову увольнять. Сначала попробуем по... собственному желанию».

Причины: почему вы увольняете?

Чтобы уволить работника, нужно четко для себя знать, почему вы это делаете. Зачем четко знать? Чтобы сознание не блуждало. Поставили цель уволить – увольняйте. Дальше – определяем причину.

Я выделила пять основных причин для увольнения:

непрофессионализм работника. Не хватает знаний, умений, опыта. И нет желания их получать.отсутствие мотивации у работника. Испытательный срок уже прошел, человек думает, что учиться уже не нужно, и автоматически выполняет какую-то работу. Вас это не устраивает.его влияние на коллектив негативно. Человек постоянно недоволен, заражает своим недовольством и отношением к работе весь коллектив. Он – вирус, который нужно локализовать и обезвредить, пока он не парализовал весь коллектив. И тут я вас обрадую, потому что вы его уже локализовали: у вас уже возникло сомнение по его поводу. Осталось обезвредить.неуважение к руководителю. Работник подрывает авторитет руководителя. Вызывает саботаж в работе, это заражает других людей. Он показывает, как можно фамильярно и дерзко общаться с вами. А вы готовы к тому, что вскоре все ваши работники начнут общаться с вами так же? Нет – значит, делайте показательное увольнение.несовпадение миссии сотрудника (цели – для чего он работает) с миссией компании. Это просматривается при приеме на работу. Если основная цель компании – это развитие, а у человека другие ценности, то вам сложно будет находить общий язык, и вы все равно разойдетесь. По идее вы должны были это заметить еще при собеседовании, но почему-то сразу не заметили… Ничего страшного – выход всегда есть.

Почему вы боитесь уволить?

Увольнять всегда нелегко, и все руководители всячески оттягивают этот малоприятный момент. Даже бизнесмены с ярко выраженным авторитарным стилем управления, которые могут кричать, топать ногами и брызгать слюной на провинившегося работника, испытывают трудности при увольнении сотрудников.

Причины, как правило, психологические. По опыту я выделяю три основных:

Причина 1. Жалость к нерадивому сотруднику. Потому что у этого бесполезного, некомпетентного, недисциплинированного работника есть семья, а вы оставите его ни в чем не повинных домочадцев без средств к существованию.

Или часто бывает так: с работой не складывается, а в остальном – это очень хороший человек, в коллективе его все любят.

Решение 1: посчитайте, сколько стоит содержание такого сотрудника и сколько он вам приносит дохода – жалость сразу же пройдет.

Возьмите в руки калькулятор и перемножьте его ежемесячную зарплату на двенадцать (не забудьте приплюсовать к ней налоговые и социальные отчисления).

Например, сколько стоит жалость?

25 000 рублей х 12 месяцев = 300 000 рублей в год.

Желающие могут учесть и стоимость текущего содержания этого работника. Для офисного сотрудника – это расходы на телефон, подключение к Интернету и электронной почте, покупка комплектующих и канцелярских принадлежностей и т. д. В общем, расходов достаточно.

Возможно, после получения итоговой цифры ваша жалость к увольняемому не только значительно уменьшится, но даже обернется негодованием или, по меньшей мере, жалостью к потерянным деньгам, которым вы наверняка найдете лучшее применение.

Впрочем, если вам хочется быть великодушным, то можете выплатить сотруднику выходное пособие. Это обойдется вам намного дешевле, чем ежемесячно выплачивать не заработанную им зарплату.

Решение 2: осознайте, что, увольняя, вы даете человеку шанс найти дело по душе!

Приведу пример из практики – из рассказа счастливого уволенного:

«Осознав, какое дело мне по душе, я еще год готовился к его реализации и в итоге ушел с инженерной должности в сферу «работы с людьми». Когда стал заниматься своим делом, счастью моему не было предела. Исчез постоянный стресс от осознания, что «завтра опять на работу», не стало раздражения и негатива на рабочем месте. Появилось желание рассказать об этом родным и близким, друзьям и делиться новым, тем, что ты находишь и чему учишься каждый день. И если и приходилось иногда много работать, то усталость была приятной».

Причина 2. Жалость к себе и к своим потраченным силам: я его столько учил, а тут снова придется искать другого и заново обучать. И где и как искать новых сотрудников? Опять эта кадровая головная боль!

Решение: см. решения в пункте «Причина 1».

Причина 3. Страх, что сотрудник обозлится, и возникнут какие-нибудь проблемы: «натравит» налоговую службу, поцарапает машину, разнесет сплетни, уведет клиентов и т.п.

Решение: главное, расставаться полюбовно. Нужно дать возможность человеку самому принять это решение. Если он не хочет сам, то создайте такие условия, чтобы у него не было выбора. Ничего не бойтесь, вы ведь правы.

Как уволить?

Ваша задача сделать так, чтобы сотрудник сам понял, что не справляется с работой, либо создать ему такие условия, чтобы он опять же решил уйти добровольно.

Четко определите его мотивацию и искусственно уберите ее. Пример: если мотивация – профессиональный рост, то объясните, что роста не будет. Если мотивация – близость от дома, скажите, что данная товарная позиция переедет на склад в другой конец города. Если мотивация – общение, «обрадуйте» его, что скоро он перейдет на работу только с компьютером и т.д.Дайте сотруднику сложное задание, заведомо невыполнимое: «Иди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что…». Он не справится, потому что ему не хватит профессионального опыта, потому что сама задача трудновыполнима (если вообще выполнима).

Например, если увольняемый работает на должности менеджера по маркетингу или отвечает за продажи, то в вашей власти резко повысить план, а также потребовать скорейшего заключения договоров с самыми недосягаемыми, но желаемыми заказчиками и клиентами.

Если сотрудник справится с невыполнимой миссией, это прекрасно. Может быть, тогда необходимость увольнения просто исчезнет.

Если же чуда не произойдет, то налицо будет формальная причина сочувственно вздохнуть: «Жаль, конечно, но вы сами видите, что у нас с вами ничего не получается».

Просите у сотрудника денег на оплату его обучения (чтобы сам оплатил на год вперед).Проговорите, что скоро будет аттестация, – он может испугаться.Измените условия работы. Создайте более строгие правила, стандарты. Многие люди боятся перемен.Расскажите о возможных изменениях в компании.

Подстраховка для экстренных случаев

В моей практике был случай, когда мне пришлось уволить отличного специалиста с прекрасными показателями из-за недопустимого поведения на корпоративном празднике. Он был сильно пьян, когда забрался на сцену и, пардон, снял штаны именно в тот момент, когда наш генеральный директор из Лондона вещал поздравительную речь. Это зрелище наблюдали 600 человек из разных регионов страны. «Уволить! – незамедлительно последовал приказ. – За плохое поведение!»

Мне было трудно объяснять на утро протрезвевшему сотруднику, за что я его хочу уволить, но моя подстраховка (предварительный сбор объяснительных о мелких нарушениях) позволила это сделать.

Не особо сознательных удобно увольнять за несоблюдение трудовой дисциплины: многократные опоздания, прогулы и т.д. Чтобы этот способ «работал», в трудовом договоре работника и правилах внутреннего трудового распорядка нужно указать, когда начинается и заканчивается рабочий день.

Опоздания обязательно фиксируйте в табеле учета рабочего времени. Когда работник в очередной раз не появится вовремя на рабочем месте, создайте комиссию и составьте акт об опоздании. После того как работник переделает все свои личные дела и появится-таки в офисе, попросите у него письменные объяснения (ст. 193 ТК). Отказывается писать объяснительную записку – создавайте комиссию и составляйте акт об отказе. В состав комиссии включите начальника отдела, работника отдела кадров, двух-трех свидетелей (например, охранника или секретаря).

«Придраться» по мелочам достаточно легко – опоздал на две минутки, ушел раньше на полторы – готовишь акт и на его основании – письменное замечание. Работники, как правило, пытаются оспорить выговор, а на замечания как-то внимания не обращают. Потом эти замечания обновляешь время от времени. Как только нерадивый сотрудник совершит первое серьезное нарушение – оформляешь выговор. И вот тебе пункт 5 статьи 81 Трудового кодекса – неоднократное неисполнение трудовых обязанностей при наличии дисциплинарного взыскания!

С приказом об увольнении по этому основанию лучше не спешить. Дождитесь момента, когда в личном деле работника наберется несколько актов об опоздании, замечаний и докладных записок: если дело дойдет до суда, то это значительно увеличит ваши шансы на победу.

Как проводить беседу с кандидатом на увольнение

Предварительная беседа. Даем второй шанс? Выставляем планы, задачи. Определяем минимальные сроки и конкретные результаты. Жестко контролируем!

Беседа основная и решающая. Во время нее нужно дать человеку понять, что он значимый, но ваши пути разошлись. Вы готовы помочь ему в дальнейшем устройстве, не держите на него зла, дадите рекомендации, если нужно. Используйте последний разговор с работником и для того, чтобы определить проблемы и недоработки в вашем коллективе, попросите у него совета.

После увольнения

Не давайте негативных характеристик, если попросят другие компании.

На отдельной плашке в конце:

Совет:
Составьте профиль кандидата, который вам нужен, отталкиваясь от наглядного примера сотрудника, который вам не нужен!

 

 Из собственного опыта

Увольняю быстро, без отработки, в качестве компенсации выплачивая зарплату, которую человек получил бы в конце месяца.

Всегда разделяю профессионализм и личность человека. С личностью при обоюдном желании можно оставаться в хороших и даже дружественных отношениях.

И закончу статью высказыванием Стива Джобса: «Не позволяйте взглядам других заглушать свой собственный внутренний голос. И очень важно иметь мужество следовать своему сердцу и интуиции. Они, так или иначе, уже знают, что вы действительно хотите сделать. Все остальное – второстепенно».