Последнее время открылось огромное количество салонов красоты. Есть очень скромные «бюждетненькие» и роскошные «ВИП» салоны. Иногда обставленный по последнему слову науки и техники салон бывает совершенно безликим и неудобным для сотрудников и посетителей. А возможен вариант, когда помещение небольшое, рационально распланированное, уютное, но абсолютно не прибыльное, т.к. вся прибыль уходит на «утресание» погрешностей в планировании и оборудовании. Каким же должен быть идеальный салон красоты и его кабинеты? Как найти золотую середину и сделать его удобным - с точки зрения специалиста, уютным - для посетителя, правильным - по мнению проверяющих органов.

Давайте начнем с последнего. На первый взгляд это самое сложное, скучное, но и самое важное. Открывая салон красоты, перестраивая, обустраивая его, мы должны руководствоваться определенными правилами, установленными законом. Речь идет о санитарных правилах и нормах, утвержденных в 2010 году (СанПиН 2.1.2.2631-10: "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги").

Как совершенно четко написано в названии этого документа, он регламентирует не только площади и обустройство самого салона красоты, но и его режим работы, перечень услуг и оборудование, которое в нем может использоваться. Если Вы намереваетесь получать медицинскую лицензию в своем салоне, то понадобиться еще один СанПиН – для больниц, в котором Вы сможете почерпнуть знания о кабинетах специалистов, например, кабинете для инъекционных методик. Не останавливаясь подробно, скажу только, что для проведения инъекций необходимо иметь кабинет терапевтической косметологии, где консультирует доктор, а также отдельно выделенную, процедурную. Перед ней необходимо организовать тамбур, выложить стены и пол кафелем, использовать специальные строительные материалы (плитку для пола и стен, потолочные покрытия) для медицинских кабинетов. Должны быть бактерицидные лампы, специальные мешки для мусора, отдельные емкости для дезинфекции и утилизации отходов и т.д. Все это можно найти в соответствующих законодательных актах (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. № 58 "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность"

Говоря чуть выше об «обустройстве», я не зря употребила это слово. В СанПиНе прописывается не только материал, из которого могут быть сделаны стены, полы и потолки в салоне, но также есть рекомендации, где могут или должны находиться определенные помещения, как должны проходить человеко-потоки, каким путем будет следовать внутри помещения и храниться чистое и грязное белье и т.д. и т.п. Начинающему директору или владельцу салона красоты будет полезно подробно изучить этот документ до того, как он пойдет выбирать помещение. По сравнению с прежним, в СанПиНе 2010 года новым является то, что теперь парикмахерские и салоны красоты можно размещать в подвальных и полуподвальных помещениях, совсем без естественного освещения. Указаны нормы микроклимата для каждого кабинета: освещенности, температуры, скорости движения воздуха и т.д. Также в 2010 году сокращены площади кабинетов. Например, кабинет косметологии и массажа предполагает всего 12 кв м на 1 кресло, а маникюр и педикюр могут вместе расположиться на 9 кв метрах. Площади подсобных помещений стали тоже скромнее. А без них не обойтись. Открывая уже не первое учреждение, связанное с индустрией красоты, проходя самостоятельно все этапы от создания проекта до его согласования в разных инстанциях, хочу сказать, что нет в этом документе лишнего. Много не хватает, но консультации с проверяющими органами никто не отменял. И надо признаться, что сотрудники МЧС или СЭС часто дают очень дельные советы еще на этапе планирования. Трудно предусмотреть все мелочи и нюансы, которые бывают столь важными для работающих у Вас специалистов. Например, размещение раковины или удаленность стола от окна… Но это уже следующий пункт – удобство, с точки зрения специалиста.

Как практикующий косметолог, могу сказать, что в кабинете должно быть все под рукой. Ничего лишнего, но и все необходимое в шаговой доступности. Рабочее место должно быть оборудовано так, чтобы не надо было во время процедуры вставать и идти в соседнюю комнату к раковине за чистой водой, а лучше вообще не отходить от кушетки. Столиков рядом должно быть достаточно, чтобы размесить на них все необходимое для работы оборудование, а не играть в бесконечные «пятнашки» с переставлением приборов, баночек и мисочек. Но и заставлять мебелью и аппаратурой все вокруг кушетки нельзя, т.к. к ней должен быть доступ со всех сторон. В идеале, рядом должна находиться розетка для отключения верхнего света. Обязательно иметь возможность включать ту музыку, которая соответствует текущей процедуре, а не идет в разрез с ней. Использование радио в кабинете косметолога или массажа, по моему мнению, недопустимо. Но и общий музыкальный фон для всего салона тоже не подходит. Представьте себе релаксирующее обертывание под «Полет шмеля».

Чем же оснащают кабинет косметолога. Это всегда определяется перечнем услуг и квалификацией специалиста. Если кабинет рассчитан на косметолога-эстетиста, т.е. специалиста со средним медицинским образованием, то кроме косметических линий для ухода - это воскоплавы, аппараты для парафинотерапии, комбайны с функциями броссажа, вакуумного массажа и чистки, миостимуляции и лимфодренажа, ультразвука. Если мы говорим о врачебных процедурах в салоне красоты, то из оборудования у нас может добавиться разнообразная лазерная техника, радиоволновая, аппараты для безинъекционной мезотерапии, дермабразии, криотерапии и т.д. Необходимо помнить, что для проведения таких процедур в штате салона должны быть сотрудники, имеющие право назначать и отпускать эти процедуры. Кроме сертификатов специалиста, они обязаны иметь свидетельство от фирмы производителя или продавца о том, что они прошли обучение именно на этом аппарате. Недавно у меня самой был печальный опыт. Я попала в салон, где был аппарат для вакуумного массажа. Эту услугу оказывали 6 (!) специалистов этого заведения. Но мне так повезло, что только шестой имел сертификат обучения на этом аппарате, и только он делал процедуру правильно. А абонемент я купила всего на 7 процедур. Аппаратные физиотерапевтические методики является на сегодняшний день довольно востребованными в салонах красоты и клиниках эстетической медицины, т.к. они давно доказали свою эффективность. Но нельзя забывать, что все они имеют свои показания и, главное, противопоказания. Мы имеем дело и воздействуем на живых людей. Не знать и не учитывать противопоказания преступно, т.к. главный девиз любого медицинского работника – не навреди! некоторые владельцы салонов красоты, желая сэкономить, покупают несертифицированную, не проверенную технику, не требуют от своих сотрудников обучения, а иногда и препятствуют этому. В результате, мы получаем вместо микротоков миостимуляцию, вместо фотоомоложения – фотоожоги. Экономия, безусловно, нужна. Сделать абсолютно все по правилам невозможно, т.к. часто требования одной организации противоречат требованиям другой. Но есть какие-то основополагающие, важные вещи, не учитывать которые нельзя. Качество аппаратуры и косметики, квалификация специалистов, наличие разрешительных документов, в том числе и обязательных медицинских осмотров для персонала – это первично и обязательно. Оснащение и удобство расположения чего бы то ни было в кабинете – это вторично, но тоже очень важно, т.к. от удобства зависит и качество выполненной услуги. Если во время процедуры специалист с трудом протискивается между шнурами аппаратуры или бегает в другой конец кабинета за водой, посетитель вряд ли в полной мере вкусит красоту косметического ритуала, за которым он пришел.

Итак, мы подошли к третьему пункту – удобству с точки зрения клиента.

Так устроен наш организм, что наибольшую часть информации мы воспринимаем с помощью глаз и носа. Заходя в салон красоты, мы осознанно оцениваем то, что видим: интерьер, освещенность, внешний вид и приветливость администратора. Наш нос бессознательно нас ориентирует в мире запахов. Никому не хочется вдыхать столь ненавистную хлорку, которой пропахли коридоры больниц. Но дезинфекция в салоне тоже должна быть. Поэтому ее необходимо проводить до начала и в конце рабочего дня, а днем поддерживать чистоту специальными средствами, но с более приятными ароматами. Мы, конечно, привыкли к тесноте или вообще отсутствию прихожей в наших квартирах. Но «прихожая» в салоне должна быть большой и приветливой. Также как в театре, в салоне все начинается с нее. И в СанПиНе также указаны размеры для этой части помещения, наличие отдельного гардероба для посетителей, столика администратора и т.д. И надо сказать, они не маленькие. Позвольте душе ваших клиентов почувствовать свободу! Простор, уют, ароматы, цветовая гамма отделки и мебели, персонал, все должно располагать к расслаблению и ощущению, что все здесь для тебя. Ведь именно за этим приходят к нам наши клиенты. Каждый руководитель решает эти проблемы в своем салоне сам. Но для того, чтобы знать, что не так, необходимо однажды попробовать себя в роли отстраненного посетителя. Позволю себе рассказать Вам маленькую историю посещения салона, чтобы на примере объяснить, что я имела в виду. Однажды, с познавательной целью, как будущий руководитель, я отправилась в салон, который мне рекомендовали как эталон правильности и продуманности организации этого бизнеса.

Начнем с того, что салон располагался в глубоком темном подвале, и идти было необходимо по крутой лестнице. Ну что ж, в центре место найти трудно, нечего скулить. Было бы, правда, приятнее, если бы не рождались ассоциации с Дракулой. А достичь этого можно было добавив света или разрисовав стены на лестнице. Но встретивший меня приветливый персонал быстро стер из памяти лестничный негатив, настроил на прекрасное и отвел в специальную комнату, где меня уже ждала капсула для обертывания. Прекрасно. Меня завернули в пленку, закрыли крышку капсулы, обложили травами, приглушили свет, включили обогрев и ….ушли. 20 минут я боролось с потоком теплого ароматизированного воздуха, направленного прямо мне в нос. Очень быстро я поняла, что уже не просто согрелась, а перегрелась. Но возможности распеленаться, поднять крышку капсулы и прекратить это безобразие у меня не было. Когда через 20 минут я пожаловалась на все это пришедшей сотруднице, ответ меня поразил. «Да, что-то я не подумала. Ну, пойдемте дальше». Ну, пойдемте. Далее я ходила из кабинета в кабинет, т.к. у меня был составлен комплекс из нескольких процедур. У массажиста мне очень понравилось. Консультация была проведена очень грамотно, массаж выполнен квалифицированно. Косметолог тоже был очень приветлив. Но расслабиться там мне не пришлось. Пол коридора рядом с кабинетом был выложен плиткой. По этому коридору посетители и сотрудники, громко топая или стуча каблуками постоянно передвигались мимо нашей двери. Громко говорящее радио, все время призывало быть на стороже, чтоб не пропустить курс валют или новости рекламы. И завершало эту грустную картину отсутствие горячей воды. Поэтому косметолог все время кипятила воду в чайнике, звенела кастрюльками и мисочками. Наверное, пластмассовые миски не всем удобны, зато они не гремят. В общем, релакса не получилось. Маникюр я делать отказалась, так как света над столиком не было вообще, и у меня не было уверенности, что все мои пальцы сохраняться к концу процедуры. К сожалению, перечень недостатков в этом «эталоне» можно было бы продолжить. Но у нас другая цель. Я туда больше не возвращалась. Но есть салоны, часто более скромные, не «эталонные», куда мы приходим, как домой, там удобно и тепло. Работая в салоне красоты или клинике, придите туда как-нибудь как обычный посетитель. Вам многое откроется с другой стороны. Создание уюта – это не только красивые стены и обилие цветов. Это работа и квалификация персонала. Это расположение кабинетов, выбор отделочных материалов и многое -многое другое. Пословица про то, что надо семь раз отмерить, в нашем бизнесе работает как никогда. Все должно быть продумано еще до того, как Вы выбираете помещение. Если оно уже есть, необходимо десять раз все выверить, переставить, мысленно походить из кабинета в кабинет, на масштабной бумаге или в компьютере расставить мебель и аппаратуру. Продумать подводку воды, электричества, вентиляции, не говоря уже о дизайне. Проконсультироваться с теми, кто будет вас проверять, чтобы учесть их рекомендации и минимизировать свои дальнейшие финансовые потери. И персонал набирать еще на стадии строительства или ремонта, т.к. кадры решают, если не все, то многое.

Созидание – это процесс, который никогда не бывает легким. Но, если постараться продумать все нюансы, то можно сделать кабинет, который понравится и клиентам, и сотрудникам. А значит, клиент обязательно вернется, косметолог не будет думать о смене места. И в результате - салон станет успешным и прибыльным! Удачи, творчества и успехов Вам в нашем прекрасном труде!