В кино-, fashion- и видеоиндустрии известный гример Светлана Рымакова играет одну из ключевых ролей. Она создает образы, жизнь которых не зависит от постоянной смены трендов. Они достойны того, чтобы принадлежать вечности и напоминать нам о том, что нет ничего драгоценнее таланта.

Текст: Иванна Крижановская

- Как вы пришли к профессии визажиста? С чего все начиналось?
- Я закончила Одесское театрально-художественное училище, по образованию - художник-гример. Начала работать в кинематографе во время его стремительного развития, успела поработать над девятью картинами, но потом в киноиндустрии начался кризис. Как раз в это время я вышла замуж и родила ребенка, занималась его воспитанием. В этот период в Украине начали появляться первые глянцевые издания, такие как «Ева» и «Натали», с которыми я активно сотрудничала. Так, постепенно, находясь у истоков первых показов, рекламных роликов и клипов, я вернулась к своей специальности художника-гримера. К сожалению, в нашей стране кинематограф так и не возродился в полной мере, и гримеры кино сейчас не очень востребованы, но именно эта сфера моей многогранной специальности привлекает меня больше всего, поэтому я сейчас стараюсь работать больше не для журналов (хотя это я тоже очень люблю), а для видеоклипов, в которых атмосфера и настроение все-таки ближе к киноиндустрии.


- За период своей творческой карьеры вам приходилось работать над созданием образов для фильмов. Расскажите об особенностях работы визажиста в кино.
- Работа гримера в кино очень отличается от работы визажиста, потому что сам процесс создания кино достаточно длительный, он состоит из нескольких этапов: съемочного, послесъемочного, монтажного, и гример должен присутствовать в картине с самого начала. Ведь даже на актерском кастинге необходимо провести «пробы грима», так как от грима зависит образ актера. А если речь идет о сложной картине, например, историческом кино или fantasy, то проводится отдельная, очень тщательная работа по подготовке к съемкам. Она включает в себя как изучение исторических факторов, так и изготовление париков, закупку специальных материалов. Поэтому это очень трудоемкий и длительный процесс, а в зависимости от стиля и жанра картины, еще и разнообразный, ведь грим может быть как очень декоративным, так и малозаметным, простым. Вообще, работа в кино в первую очередь коллективная: оператора, режиссера, актера и гримера, ведь именно от них зависит качество картины.

- Какими совместными работами с режиссерами вы особенно гордитесь? Насколько для визажиста важно работать с людьми, которые настроены «на его волну»?
- Я работала со многими людьми и не могу сказать, что совместной работой с кем-то из них горжусь, а с кем-то нет. Поскольку я люблю свою профессию, то получаю огромное удовольствие от работы с любым режиссером. Конечно же, все люди разные, и мне может не очень нравиться характер человека или какие-то его личные качества, но его профессиональные качества более ценны, а под характер легко подстроиться.
Я счастлива, что мне удалось поработать с Федором Бондарчуком в его картине «Обитаемый остров». Комфортно работать с Аланом Бадоевым, также рада совместным работам с Семеном Горовым, Евгением Тимохиным, Филиппом Ли, Катей Царик и Максимом Паперником. В работе для меня очень важно, чтобы режиссер доверял мне, прислушивался к моему мнению. Я очень люблю сотрудничать с творческими людьми, людьми, которые увлечены своей профессией и профессионально подходят к делу. Главное, чтобы мы работали ради одной цели, вот это действительно важно.

- Тема видеоклипов и модных изданий. Здесь, наверное, тоже скрыты свои особенности и трудности...

- Сами видеоклипы и их эстетика редко позволяют себе выйти за рамки совершенства, и наши артисты пока не могут себе позволить быть некрасивыми в своих клипах, потому чаще всего съемки проходят в fashion-стиле - яркие, нарядные образы. Хотя, например, Алан Бадоев все чаще пытается уйти от этого совершенства и создать, возможно, что-то комичное или неправильное, не трендовое с точки зрения визажистов.
Ну а глянец-это глянец. Там всегда все очень красиво и придраться не к чему. Фотографии для глянца проходят соответствующий постпродакшн, все недостатки убираются, и мы получаем идеальную картинку. Это совсем другая эстетика, здесь ты должен продать, а в клипах ты вызываешь эмоции.

- Что в первую очередь технологически важно для fashion-съемки, видео? Наверное, большое значение имеет коррекция лица...
- Я делаю коррекцию только тогда, когда она действительно необходима. Многое зависит от оператора или фотографа, ведь он должен снять лицо так, чтобы коррекцию совсем не было видно. А если ты работаешь с профессиональным оператором, он сам так поставит свет, что тебе практически ничего и не придется корректировать.

- Есть ли существенные различия в работе для теле- и киносъемок?
- Конечно да, различия есть. Телесъемка - это высокие технологии, это очень четкое изображение. Поэтому грим должен быть безупречным.
В кино используется совершенно другое оборудование, поэтому картинка получается очень мягкая, многоплановая. Также, мне кажется, в кино больше внимания уделяется свету на лице.

- Пытались ли вы создать свой узнаваемый почерк? Что вы обязательно учитываете при создании образа?
- Я часто слышу от коллег: «О, узнаю Рымакову!», хотя, честно говоря, не понимаю, что они там узнают (смеется). Я всегда любила сияющие фактуры, блеск на скулах, на переносице, легкий сияющий тон. В последнее время мне нравится монохромный, мягкий натуральный грим, очень спокойный по цвету. Стараюсь сохранять натуральность. При создании образа большое внимание всегда уделяю бровям, так как считаю, что именно эта часть лица передает характер человека. Хотя в основном мой стиль зависит от общей картинки, которую ты создашь с режиссером и оператором.
«Мой конек» - это быстрая работа, что немаловажно при временных ограничениях, которые часто бывают на съемках.

- Грим и макияж, расскажите об основных различиях.
- Макияж - это декоративная часть визажа, он подчеркивает красоту, а грим может, наоборот, ее искусно испортить. С помощью грима можно сделать уставшее, заплаканное, израненное, обезображенное лицо. Между ними очень тонкая грань. Грим может быть как легким, красивым и малозаметным, так и самым ужасным - со всеми накладками, фактурами и спецэффектами. Грим - более художественное, театральное явление, а макияж преображает человека каждый день.

- Расскажите о материалах, используемых при гримировании. Шрамы, порезы, кровь - каковы особенности создания этих эффектов?
- Создание таких эффектов - долгий, тщательный процесс, но в то же время очень увлекательный. Основными производителями элементов грима для них являются американские и немецкие компании, эти страны давно специализируются на изготовлении подобных материалов. При необходимости все это можно заказать в Интернете и создавать порезы, шрамы и все то, что требуют от вас режиссеры. Есть также акриловый грим на спиртовой основе, который смывается только спиртом - с его помощью рисуют родинки, синяки, татуировки.

- Котируются ли наши специалисты на международной арене?
- Мы работаем ничуть не хуже, чем европейские специалисты, но все равно многие считают, что в Украине эта отрасль в состоянии застоя и особо рассчитывать у нас не на что. Тем не менее, у нас есть продакшн, который занимается обслуживанием иностранцев. Немцы, англичане, итальянцы приезжают к нам, чтобы снимать рекламу для своего рынка. Достаточно поработать с ними один раз, понять их эстетику, «влиться» в коллектив, и тогда нередко можно услышать хорошие слова в свой адрес.

- Стиль кого из визажистов с мировым именем вам импонирует?
- Я восхищаюсь многими работами, но чаще всего не знаю имени мастера. Мне очень нравится, когда работа сделана тонко. Я очень люблю смотреть фильмы, в которых грим не «режет глаз», например, «Властелин колец», «Парфюмер». Ты видишь, что проделана колоссальная работа, именно этим и восхищаешься.

- Съемки фильмов, клипов происходят зачастую в экстремальных погодных условиях: ветер, влажность, холодная или жаркая погода. Каковы особенности нанесения грима в таких случаях?
- Человек работает хорошо, когда ему комфортно. И мне порой очень жаль исполнителей, которым приходится работать полураздетыми при низкой температуре, тело замерзает, краснеет, синеет, и все это приходится гримировать. Поэтому для артиста очень важно каждую возможную минуту находиться в тепле. Жара - это еще хуже, потому что артист потеет, и вся твоя работа просто тает на глазах. В такую погоду желательно использовать специальные матирующие основы, которые наносятся перед тональным средством. Если нужен стойкий грим, лучше пользоваться силиконовыми тонами. Жировые и потовые выделения можно удалять специальными салфетками.

- Вы много работаете с известными людьми. Расскажите об особенностях работы с различными известными личностями.
- В первую очередь ты должен быть уверен в своих силах и не показывато свой страх. Артисты тоже очень волнуются, ведь именно от вас зависит то. как они будут смотреться в кадре. Поэтому важен разговор с человеком, необходимо рассказать, зачем его будут гримировать и как это будет выглядеть. Иногда нужно посоветоваться с артистом, поинтересоваться его мнением. Необходимо найти контакт, максимально расслабить и расположить его к себе. Важно быть всегда «под рукой», но в то же время оставаться на расстоянии. И помнить, что, как правило, плохое мнение об известных людях создает их окружение, а сами они могут оказаться очень открытыми и добрыми.

- Насколько важно для мастера совмещать тенденции и свои внутренние ощущения?
- Меня тенденции особо не волнуют, потому что моя сфера деятельности позволяет. Конечно же, я стараюсь быть в курсе, но это не всегда соответствует моей работе. Если бы я работала на подиуме или в глянцевых журналах, то, естественно, это было бы мне необходимо.

- Искусство, музыка, кино, круг общения помогают вам творить?
- Моя работа-это постоянное вращение в искусстве: и в кино, и в музыке. Иногда я настолько этим перенасыщаюсь, что, выезжая на отдых держусь от аниматоров (смеется). Конечно, я хожу в кино, читаю книги об іистории моды, пытаюсь постоянно черпать новую полезную для себя информацию из различных СМИ. Иногда идешь по улице, видишь человека и думаешь: "какая интересная у дедушки борода, странная линия роста волос", а потом воплощаешь это все в сценических образах. Вдохновение черпается отовсюду, главное - настороиться на нужный лад.

Журнал "Макияж" #4/09