Начать рассказ о губах и губной помаде стоит с бронзового века. Именно тогда, в Месопотамии, женщины стали подкрашивать губы измельченными драгоценными камнями. Древние египтянки придавали своим губам пурпурный оттенок при помощи смеси йода, брома и сушеных красных водорослей.

Токсичный бром был причиной множества заболеваний, за что позже такая помада получила прозвище «поцелуй смерти». В то же время была придумана и перламутровая помада, которая изготовлялась путем добавления в пасту рыбьей чешуи.

И древние греки, и древние римляне употребляли различные пасты для придания губам красного оттенка. Римлянки делали помаду на основе глины или используя киноварь. С киноварью губы были, безусловно, гораздо ярче, в основном за счет, как мы теперь говорим, аллергической реакции. Ведь киноварь тоже крайне токсична.

Около 900 года нашей эры великий Абу аль-Касим аль-Зарави, придворный врач андалузского халифа, отец хирургии, первый, кто начал применять кетгут для хирургических швов, изобретатель как минимум 26 хирургических инструментов, использующихся до сих пор, человек, чей вклад в акушерство спас миллионы жизней, изобрел первую твердую губную помаду. Видимо, придворный врач не мог допустить, чтобы его пациентки травили себя различными токсичными добавками, а великий изобретатель не смог устоять и усовершенствовал пасту для губ до известной нам палочки из смеси краски, различных восков и ароматических смол.

У помады были свои взлеты и падения. Так, во времена средневековья она становится атрибутом женщин из низших слоев общества или дорогих куртизанок, но в XVI веке королева Елизавета I вводит моду на очень бледные лица и ярко-красные губы. Неестественную бледность коже придают свинцовые белила, а яркий оттенок губам - помада из пчелиного воска и порошка из лепестков розы или герани.

Помада из карманов бедноты снова переносится на золоченые столики знати. Затем церковь начинает свои гонения на макияж вообще, и на помаду в частности, и к 1770 году, в Англии, одерживает полную и безоговорочную победу. Парламент принимает закон, по которому женщина, пользовавшаяся до брака косметикой, могла быть осуждена как ведьма, если ее мужу было угодно заявить, что она соблазнила его при помощи этого «орудия дьявола». Бедным англичанкам, желавшим придать губам чуть больше яркости, нежели им было отпущено природой, приходилось кусать их или растирать жесткой тканью. К концу XIX века помада потихоньку начинает отвоевывать свои позиции, появляется в коммерческих каталогах и на прилавках первых специализированных парфюмерных магазинов. Актрисы немого кино пользуются помадой, дабы выделить губы на пленке, остальные женщины стремятся подражать им. Во время Первой мировой войны, когда мужчины уходят на войну, женщины начинают пользоваться большей свободой. Они стригут волосы, укорачивают юбки или надевают брюки, курят и пользуются помадой. После окончания войны мужчины возвращаются, но женщины не отказываются от своих завоеваний. Теперь помаду у них не отнимет ни государство, ни церковь, ни общественное мнение.

Цвета, в которые женщины красят губы, менялись в зависимости от эпохи и страны. Так, ярко-розовый цвет, изобретение которого приписывает себе американская индустрия красоты, был популярен у богатых венецианок эпохи Возрождения.

Считалось, что этот, не вполне естественный для губ, оттенок показывает то, что женщина настолько изысканна, что пользуется косметикой, а значит, и достаточно богата, чтобы себе это позволить. Золотой краской красили губы жительницы Древней Индии. С древности в японском традиционном макияже принято использовать тот самый классический красный, о котором пишут все модные журналы.

Стиль nude придумали египтянки. Среди аристократок в Древнем Египте одно время было модно красить губы так, чтобы они полностью сливались с кожей. Черная помада, которую готы считают своим изобретением, много веков широко используется в церемониальных празднованиях различных африканских народностей.

Кстати, актрисы черно-белого кино тоже пользовались очень темной, почти черной, помадой, чтобы их губы выделялись на пленке, придавая мимике еще больше выразительности.

За тысячелетия существования губной помады, у разных народностей и в разные времена, люди красили губы во всевозможные оттенки и самыми разными веществами.

СОВЕТЫ ВИЗАЖИСТОВ

В зависимости от формы различают губы:
• Нормальные (верхняя губа имеет классическую форму, т.н. «лук Венеры»).
Считаются эталонным вариантом, не требующим никакой коррекции. Обычно обладательницы таких губ могут вообще не пользоваться карандашом для прорисовки контура, тем более что это одна из модных тенденций.
• Широкие.
Визажисты в таком случае советуют прежде всего обратить внимание на пропорции лица в целом. Иногда широкие губы
смотрятся очень сексуально и аппетитно, и коррекция вообще не нужна. Если губы все же хотелось бы сделать аккуратнее и меньше, то нанесите тональное средство на всю поверхность губ, тщательно проработав контур, припудрите линию контура и светлым карандашом поднимите границу не более, чем на 1 мм выше естественного контура, обозначьте новую границу карандашом желаемого оттенка и нанесите губную помаду, используя кисть. При выборе помады учитывайте, что использование блеска и перламутра визуально увеличивает губы.
• Тонкие.
На тонких губах не следует делать визуальный акцент, лучше всего сместить его с помощью активного макияжа глаз. Не рекомендуется наносить темную помаду, лучше придерживаться сдержанных оттенков. При прорисовке контура губ слегка выходите за естественную границу, но не более, чем на 0,5 мм. Для дополнительного объема можно сделать блик по центру губы.
• Неравномерные.
В этом случае никак без контурного карандаша не обойтись. Но прежде, чем рисовать новый контур, тщательно затонируйте и припудрите прежний. Тон и пудру нужно подобрать тон-в-тон с цветом лица.
• Вздутые, пухлые.
Это может быть очень сексуально, если губы не большие. Но если пухлые губы слишком велики, их корректируют так же, как и широкие.
В зависимости от разреза ротовой щели:
• Горизонтальные. Это правильное расположение.
• Углы рта приподняты. Обычно такие губы смотрятся красиво и не требуют особой
коррекции.
• Опущенные.
В этом случае визажисты рекомендуют не доводить карандаш и помаду до внешних уголков губ, оставляя не прокрашенным контур 1-2 мм от внешней границы. Если угол очень выражен, то постарайтесь не акцентировать макияжем губы, а на внешний угол верхней губы перед нанесением помады можно нанести легкий штрих светлым консиллером. Не следует использовать темные и жидкие помады.
• Асимметричные. Не следует использовать темные цвета помад и блеск. В этом случае никак без контурного карандаша не обойтись. Но прежде, чем рисовать новый контур, тщательно затонируйте и подпудрите прежний. Подбирайте тон и
пудру тон-в-тон с цветом лица.
Секреты красивых губ
• Тщательно следите за состоянием губ. Если они обветренные или сухие, следует провести ряд процедур по скорейшему восстановлению эпителия. Для этого нужно распарить губы и мягким скрабом с мелкими частичками аккуратно очистить кожу от ороговелостей. Затем осторожно втереть специальный или обычный жирный крем для губ.
• Перед нанесением помады следует подготовить кожу гигиенической помадой или специальным кремом. Если вы собираетесь использовать устойчивую помаду (восьмичасового действия), обязательно увлажните губы бальзамом.
• Для того чтобы закрепить помаду и усилить ее цвет, нужно влажным спонжем нанести на губы каплю тонального средства и подождать, пока оно подсохнет.
• При любой форме губ для успешного моделирования и долгого сохранения чистоты макияжа необходима тщательная проработка края губ тоном или пудрой.
• Контурный карандаш должен быть хорошо отточенным и не слишком мягким.
• Цвет карандаша, который отличается от цвета помады хотя бы на тон, считается признаком дурного вкуса. А если вы хотите следовать модным тенденциям - слегка растушуйте контур.
• Если вы корректируете форму губ, отклонение от естественного рисунка не должно превышать 1-2 мм.
• Помаду или блеск нужно наносить специальной кисточкой.
• Для придания губам дополнительного объема ставят блики блеском для губ или светлой помадой: на верхней губе - в центре, на нижней - на бугорках.

Текст: Евгений Паланчук
Использованы материалы Юлии Богдановой с сайта www.justlady.ru
Художник: Василий Понетайкин