Давным-давно известно, что для того чтобы продать нечто, нужно подать это нечто не просто в качестве предмета функционального, а вещи, которая несет в себе еще кое-что и придаст своему счастливому обладателю нечто большее, чем она сама. Поэтому фраза о том, что fashion-фотография не просто фотография модной одежды – это уже клише. Правда, многие наши фотографы, в особенности те, что воспитывались на страницах журналов «Мода», а потом долго находились под гнетом «этих ужасных заказчиков, которые ничего не понимают в…», начинают постигать эту банальную истину только сейчас.

Мнения о том, что должна нести в себе модная фотография, расходятся, но одно неопровержимо – в ней непременно должен быть изюм, томный взгляд модели или полуобнаженная грудь уже не работают – приелись. Мы теперь гурманы. Не будем здесь говорить про Запад – у них все иначе, и итальянский Vogue или британский Esquire так очевидно отличаются от наших. Слава богу, и мы начинаем понимать, что в фотографии – важна не только форма, но и содержание. И это содержание, в идеале, должно заставить смотрящего журнал человека остановиться, восхититься, ухмыльнуться, присвистнуть – запомнить. Поэтому и мы пришли к тому, что профессионально работать – это работать в команде, где, как говориться, много голов лучше одной.

 В общем-то, опять же в идеале (читай – на западе), сначала редактора журнала N озаряет тема, которая и будет служить компасом для всех участников съемочного процесса. Далее редактор в компании с арт-директором разрабатывают сценарий, по которому тема, путем известных манипуляций, приобретет впоследствии форму картинок на просторах журнальных полос. И вот здесь то, когда содержание уже есть, возникает одна из ключевых фигур – стилист. Вопреки распространенному и малоприятному мнению, стилист не тот, кто бегает в бутики за одеждой. От стилиста зависит то, насколько точно будет воплощен концепт съемки, то есть детали.

Поэтому, без преувеличения, профессиональный стилист – это уже половина дела. Стилист разбирается в деталях. Он знает историю культуры, историю костюма, живописи, литературы, кинематографа, историю рекламной фотографии, современные тенденции и, что немаловажно – стратегии конкурентов. А главное – он знает, как воздействовать на зрителя – за какие ниточки тянуть – чем заинтриговать, удивить, рассмешить, как сочетать все детали, будь они сочетаемы и создадут эффект стилизации, или несочетаемы – и поставят в тупик. В идеале, стилист может даже знать гегелевский закон – тезис-антитезис-синтез.

Мы живем в Петербурге, здесь все просто, есть одно локальное издание, проводящее серьезные съемки. Есть несколько "крутых" фотографов, "крутых" стилистов, визажистов и моделей, все они знают друг друга – этакий небольшой самобытный космос. Одна из этих "космических" людей – Марина Скульская – стилист, который соответсвует всему предыдущему описанию стилиста как такового. И кроме того, она делится своими знаниями – преподает. Она действительно «крутая» – историк моды, фэшн-журналист, стилист, специалист по связям с общественностью, главный редактор www.sobaka.ru, более 15 лет исследует моду, фотографию и современную культуру и за это время сотрудничала с многочисленными модными изданиями и ведущими fashion-дизайнерами России. Марина проводит мастер-классы и курсы для fashion-фотографов, стилистов, современных модников.

Ближайший мастер-класс «Современная мода и модная фотография. Основные тенденции» пройдет 24 июня, подробности здесь. А с 5 июля начнется курс «Модная фотография: от Мэна Рэя до Терри Ричардсона», о котором можно прочитать здесь.

Так или иначе, работа без стилиста в современной fashion-фотографии уже что-то вроде моветона. А вот стремится нам есть к чему. Достаточно посмотреть фотосессии наших великих современников. Например, серию Стивена Мейзела (Steven Meisel) «Organized Robots», опубликованную в 2006 году в Vogue Italia. К слову, в этой истории про роботов приняли участие модели как Эллис Кромбез (Elise Crombez), Саша Пивоварова (Sasha Pivovarova), Коко Роча (Coco Rocha), Джемма Уорд (Gemma Ward), Мисси Райдер (Missy Rayder), Аманда Мур (Amanda Moore), Хизер Браттон (Heather Bratton).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стилисты, работающие с Энни Лейбовиц (Annie Leibovitz), неопровержимо гениальны, как, вероятно, и другие члены съемочной группы. У нее много проектов, вдохновленных живописью, литературой, кинематографом и анимацией. Да, это дорогие съемки, бюджет их огромен. Хотелось бы верить, что в России отсутствие таких грандиозных фотосессий объясняется отсутствием этих сумм...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенно бесподобна серия Стивена Кляйна (Steven Klein), здесь и Древняя Греция, и голубой период Пикассо, и что-то от Дега.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ну и один из самых известных фотографических девиантов, у которого стилист – как кисть и краски у художника. Вашему вниманию – Давид Лашапель (David LaChapelle).