В 2001 году Россия была принята в члены одной из самых престижных организаций INTERCOIFFURE MONDIAL. Стилист Александр Мысин, президент Intercoiffure Russia, рассказал в интервью нашему журналу о том, как эта организация помогает профессиональному росту ее участников.

- Александр, с 2007 года вы были избраны президентом российской секции глобальной международной ассоциации парикмахеров INTERCOIFFURE MONDIAL. Сколько стран входит в ассоциацию и каковы ее основные задачи?

- Intercoiffure Mondial – это лидирующая всемирная организация, существующая c 1925 года и объединяющая профессионалов-парикмахеров более чем из 50 стран мира. Интернациональная команда Intercoiffure работает в содружестве с самыми известными стилистами Парижа, Милана, Лондона, Нью-Йорка и других мировых центров моды. Организация, объединяющая лучшие салоны и лучших стилистов мира, помогает ее участникам не только общаться, но и реализовывать свои идеи по всему миру. Мы не проводим отдельных конкурсов и не соревнуемся друг с другом бизнесами, наша задача - создание новых тенденций в мировой моде на прически. Известны всего три категории специалистов в любой отрасли, включая парикмахерскую – ученик, подмастерье и мастер. Мастер – это тот, у кого есть мастерская, и когда у человека есть мастерская, то его задача – не только изготовить прическу, но и продать ее. Это ключевое условие развития бизнеса. Почему-то до сих пор понятия «парикмахер», «мастер» у нас всегда увязывалось исключительно с выполнением причесок. Однако, изготовить прическу – это только 1/5 профессии, а 4/5 – умение ее продать. Так, я считаю мастером и каждого бизнесмена, имеющего хороший салон, даже если владелец салона сам не стриг и не стрижет волосы.

- Александр, мы немного отклонились от темы…

- Но такое отступление было нужно, потому что Интеркуаффюр – это организация, объединяющая парикмахеров-мастеров, имеющих свои мастерские, то есть, свои салоны. И люди, которые руководят салоном, которые действительно создают моду, имеют дополнительные средства, чтобы популяризировать свой стиль, стало быть, и их бизнес обязан быть достаточно успешным. Объединение разнородно – в какой-то стране национальную ассоциацию представляет всего один парикмахер, в каких-то - сотни парикмахеров, как, например, в Италии, Америке, Англии. Сегодня Интеркуаффюр – это около 2500 лучших парикмахеров-модельеров по всему миру, а также более 2000 салонов. Российская секция Интеркуаффюр объединяет 22 специалиста-парикмахера, каждый из них имеет свой салон класса Intercoiffure. Достаточно сказать, что это очень известные персоны, такие как Долорес Кондрашова, Дмитрий Винокуров, Ирина Баранова, Елена Баклушина, Владимир Гарус, Виктор Бородин, Марина Васканян и многие другие чемпионы мира, мастера международного класса. Как вы понимаете участники Intercoiffure Mondial - это люди, действительно живущие профессией парикмахер, которые постоянно развиваются сами и способствуют распространению высокой парикмахерской моды без границ.

- Какие рекомендации нужны мастеру, чтобы вступить в члены Intercoiffure Russia?

- Мало вступить в нашу организацию, нужно активно участвовать в ее работе. Intercoiffure Russia создана для того, чтобы профессионалы помогали друг другу популяризировать свой стиль, создавать определенные, кроме зарплат, мотивации для своего персонала в плане карьерного роста. Поэтому нас интересуют не просто парикмахеры и их красивые салоны, а мастера, которые создают моду и стиль, учат других своей профессии и делают это хорошо. Чтобы парикмахеры в любой стране мира могли понять, в каком направлении развивается парикмахерская мода той или иной страны, мира в целом.

- То есть, мы говорим о создании высокого искусства?

- Не совсем, данный вопрос очень относительный – искусство это или не искусство. Чтобы быть понятным своему клиенту, не обязательно создавать какую-то высокую моду, понятную только профессионалам. Например, быть напечатанным в журнале «Космополитен» и сделать модную, вполне жизненную коллекцию - это не только престижно, еще нужно уметь создать образ высочайшего качества. Парикмахерское искусство прикладное. Оно создано для человека, это услуги, включающие в себя не только создание прически, но и создание особого настроения вашего клиента. В этом заключается тонкий психологический аспект профессии.

- Получается, что сейчас граница между высоким искусством и коммерцией в салоне как бы сглаживается?

- Конечно, нет, как во всяком искусстве, у парикмахеров есть мода от кутюр и прет-а-порте. Но первая цель, которая достигается мастером, в том числе и принимающим участие в конкурсах – это научится хорошо зарабатывать, в первую очередь, на своих клиентах. Если нет клиента – нет парикмахерского искусства, не для кого работать. Далее – можно сделать свою прическу, отличную от других и многие ищут себя, свой собственный стиль. Но, на самом деле, и все мы это знаем, если ты хочешь создать что-то новое, было бы неплохо изучить то, что было сделано до тебя. Поэтому часто все повторяется, многие вещи кажутся сомнительными в плане модно это и ли не модно. И я считаю, что человек, по-настоящему способный создать что-то новое, должен изучить историю причесок и очень многое чувствовать.

- Александр, расскажите пожалуйста, о проекте «Золотая лига» Intercoiffure Russia.

- Проект «Золотая лига» - это сборная команда стилистов, которым доверено право разрабатывать и воплощать модные тренды в прическах. В лигу входят парикмахеры достаточно опытные, многие из них имеют стаж 15 и более лет, но пока что у них нет своего бизнеса. Но было бы неплохо, чтобы они открывали салоны. Если вспомнить историю моды, Готье тоже работал на Кристиан Диор. Или Лагерфельд. Естественно, что эта команда, у которой есть возможность создавать мировые коллекции, формирующие сезонные направления в прическах и моде, и их фантазию никто не ограничивает.

- А как вы относитесь к тем мастерам, которые участвуют в конкурсах на свой страх и риск?

- Отлично отношусь! Но для меня мастер – это только тот, у кого есть мастерская. Я очень люблю своих коллег, и, честно сказать, со многими из них я в свое время делился знаниями, в том числе и по бизнесу. Да и сегодня я довольно много общаюсь с коллегами, консультирую их, в том числе и по вопросам управления салонами красоты.

- А есть ли у Intercoiffure Russia какие-то тренинги для мастеров, которые хотят участвовать в шоу или конкурсах?

- Есть, в первую очередь, у Intercoiffure Mondial, у мировой организации, поскольку туда входят люди, вполне состоявшиеся в бизнесе. Программа «Education for life» направлена на сбор определенных средств для обучения и помощь специалистов в тех странах, в которых учиться трудно, в первую очередь, Бразилия, Китай. По поводу конкурсной части – Intercoiffure проводит так называемый конкурс Фонда Гийома. Его задача - сделать грандиозное мировое шоу, в котором у молодых людей, работающих в салонах-членах Intercoiffure Mondial по всему миру, есть возможность создать по одной прическе.

- Есть ли у такой престижной организации какие-то программы поддержки например для мастеров из регионов?

- Еще раз напомню, что мы не занимаемся впрямую финансовой поддержкой, и как члены Intercoiffure Mondial, мы приглашаем друг друга на собственные мероприятия, в том числе и на мероприятия в регионах. Мы не намерены сосредотачиваться только в столице, а очень хотели бы расширить свое общение с регионами. Мастерам из регионов присоединиться к нам совсем несложно, для начала нужно рассказать о своем салоне и прислать хотя бы одну свою коллекцию причесок. И если вы хотите, чтобы вам помогали, мы с удовольствием вам поможем и подскажем, с чего начать. На сегодняшний день у нас есть участники из Санкт-Петербурга, Самары, Рязани, Екатеринбурга и мы стараемся популяризировать свой круг, обсуждать новейшие тенденции, возникающие в том числе и в бизнесе.

- Александр, вы учредитель еще одной общественной организации – Содружества парикмахеров и косметологов России. Каковы ее задачи?

- Содружество было создано около 15 лет назад, и это был мой первый опыт общения со своими коллегами, очень хороший и положительный. Учитывая опыт своих коллег по цеху, я осознаю, что конкуренция должна быть. И она обязательно должна быть здоровой, но самое главное у мастера – это его клиенты. Если ты будешь сосредоточен на задаче, чтобы клиенты получали действительно качественные услуги, значит, ты солидарен со своими коллегами-профессионалами.

- Александр, насколько сегодня прозрачен и предсказуем рынок парикмахерских услуг в России?
- На самом деле, все прозрачно, на рынке услуг есть своя специфика, такая же, какая существует у других профессий, где есть тесный контакт исполнителя услуги со своим клиентом. Парикмахерский бизнес создают люди. И здесь очень много зависит от специалиста и способности его выполнять работу, понимать людей, сделать так, чтобы им понравилось. Слишком велик человеческий фактор. А человеческий фактор просчитывать очень сложно, его можно только чувствовать. Поэтому профессионалы здесь всегда более успешны, они знают свою работу от и до и не только с точки зрения бизнеса, но еще и умеют чувствовать. Мы продаем не только прическу, мы продаем настроение, положительные эмоции.

- Есть ли у вас намерения создать некий негосударственный парикмахерский профсоюз, ведь не секрет, что мастера, отработав много лет за креслом, уходят с целым букетом профессиональных заболеваний?

- В этом вопросе я немножечко по-другому отношусь к своей профессии, для меня главный человек в нашей профессии – это клиент. Я отношусь к нему лучше, чем к любым другим людям, ведь именно мои клиенты создают мой личный успех. И поэтому я все сделаю, чтобы клиент был правильно ориентирован в моде, получил максимально качественные услуги и так далее. Заниматься профсоюзной деятельностью – это не мое, я считаю, что есть достаточно много других функционеров, которые могут это делать. Я человек творческий и прямой и считаю, что если мастеру дать возможность реализовываться от начала и до конца, то у него всегда будут средства, в том числе и на свое здоровье.

- Александр, что вы можете сказать о наших мастерах?

- Русский человек всегда был достаточно рукоделен, особенно, когда вплотную занимался каким-то серьезным делом. Но русскому человеку не хватает предпринимательства. Людей, способных сделать прическу, сегодня много, но тех, кто способен создать свой бренд, да еще конкурентоспособный, очень мало и в этом заключается самая большая проблема. Не выполнить прическу руками, а создать стиль и сделать его таким, чтобы он был востребован. Видимо, нужно ставить перед собой глобальные цели и этого добиваться! И сегодня у стилиста есть достаточно много путей, чтобы стать известным. Людей, реально разбирающихся в структуре волос, видах и формах причесок, а также в психологии клиентов той или иной социальной или возрастной группы - очень мало. Но именно они и есть профессионалы.

- Александр, последний вопрос – о модных этим летом и осенью женских стрижках и окрашивании. Что мы будем носить?

- Лето 2009 пестрит красками и блеском. Сегодня как никогда актуальны разнообразные прически прошлого столетия. В моде высокие коки в стиле 60-х - весь этот джаз, бунт и кроваво-красная любовь. В стрижках – каре, выглядит оно как классическое, но выполняется уже в иной технике (мягко ложится слой на слой). Кроме того, снова в моде анархия 70-х и поп-культура 80-х – немного нелепая, смешная и яркая, с хвостами на боку, яркими пластиковыми заколками цвета фуксии. Сегодня модно красить волосы в естественные тона, следить за здоровьем и блеском волос, посвящать своему имиджу чуть больше времени, чем раньше.

 

  • Мастер – это тот, у кого есть мастерская, то есть, свой салон.
  • Когда у человека есть мастерская, его задача – не только изготовить прическу, но и продать ее
  • Людей, способных сделать прическу, много, но тех, кто способен создать свой бренд, очень мало.