Photographer YULIA GORBACHENKO

Makeup ANASTASIA DURASOVA
Hair YAS KOSAKA
Photographer's Assistant JAVIER BELLOSO
Retoucher Artorik

За последние пару дней, видимо, в связи с моей активностью в уютной, сразу несколько френдов-коллег обратились ко мне за критикой и показали свои работы. Я просмотрела фото,написала свои замечания. Сразу оговорюсь, точнее, напомню свою позицию. Когда я отмечаю плюсы-минусы той или иной бьюти фотографии, я не только оцениваю макияж, но и всю картинку в целом - модель, обработку, свет ,позу, цвета. Короче, как совершенно правильно сказал один мой друг-фотограф,которому я как-то показала свою работу - тоже на оценку, - " Невозможно оценить макияж ,если сама фотография не нравится!". Я очень твердо уяснила эту истину.
Так вот, если считать мои замечания к фотографиям тех моих френдов, то больше половины минусов являются "заслугой" фотографа и ретушера. И не более трети моих замечаний - недоработки визажиста.
Наткнулась на горький опыт работы ТФП в журнале зафрендившей меня коллеги . И вот подумала, что все это идет от некоторой неопытности визажистов. А, возможно, и пофигизма - типа: " я вот согласилась прийти на съемку, сделать макияж-прическу, и на этом моя часть работы выполнена." И вот на этом месте стоп. Когда вы работаете ТФП, вы не делаете кому-то одолжений, вы работаете прежде всего - на себя, любимую. И все совокупные косяки на финальных карточках будут красоваться в вашем портфолио. А люди будут оценивать эти карточки в целом, воспринимается ведь общее ощущение от картинки. Я уже писала о ТФП ранее, но в этом посте хочу поподробнее остановиться на подготовке к съемке и вопросах, которые надо себе задать,чтобы минимизировать расстройства при просмотре получившихся фотографий..
Я для себя выработала ряд правил, систему, в соответствии с которой работаю ТФП. Рассказываю, как все бывает у меня...

С чего начинается ТФП проект? Фотограф пишет мне или звонит с предложением, излагает свою идею.
На этом этапе я получаю самую важную информацию: фотограф: (первым делом оцениваю его работы - сайт, или если вдруг сайта нет, прошу прислать мне его фотографии на мейл): что есть на сайте - если только фешн или тесты в рост при дневном свете, а в предложении обозначено креативное бьюти - наводит меня на подозрение. Может , этот парень впервые будет работать в студии со светом? Я не хочу быть подопытным визажистом и не иметь гарантии, что карточки вообще получатся. С какими моделями работал фотограф - проф девочками из агентств или на его фото запечатлены "обычные девушки" и явно неопытные воннабиз*. Уровень ретуши на фотографиях. Уровень ретуши виден за версту. Пластиковая кожа, пережаренные картинки, волосы, выбивающиеся из прически во все стороны - эти отпугивающие сигналы вы сможете сразу же отметить, глядя на фотографии. проект: что за съемку планирует фотограф: бьюти, фешн, арт, коммерческого плана (не путайте с реальной коммерческой - это значит, что фото только будут выглядеть как коммерческие, к примеру, как реклама крема или шампуня) - во-первых ,нужны ли мне такие фото в портфолио? К примеру, я набиваю сейчас активно бьюти и коммерческие карточки. Мне предлагают поработать над странным абстрактным арт-проектом. Оно мне надо? Только если понравился фотограф сил нет как.

Проанализировав эти 2 пункта, я принимаю решение
+ хочу ли я вообще работать с этим фотографом.
+ интересен ли мне данный конкретный проект.

Если мне нравятся работы фешн у фотографа, а мне предложен бьюти проект ,я вежливо отвечаю что сейчас усердно работаю над фешн портфолио и буду рада приглашению на такого рода съемку. И наоборот.
Если мне работы фотографа не понравились вообще... Это,конечно, самое сложное - что можно ответить человеку, чтобы не обидеть? Я спрашивала у коллег, варианты разные. Например, сказать что нет времени сейчас на некоммерческие проекты. Но никто не даст гарантии, что фотограф не начнет заваливать вас инфой в надежде что у вас это время вскоре появится. Я сейчас набралась смелости и отвечаю, что на время вообще отказалась от ТФП съемок и что у меня очень гуманные цены для тестовых съемок. Главное - не игнорировать человека. Это непрофессионально и по-человечески некрасиво. Я сама раньше часто не отвечала на письма моделей и фотографов, которые мне не были интересны . Забывала, ленилась писать по-английски ну и так далее. Сейчас исправляюсь. Вежливый отказ - это все же вежливый ответ. Возможно, респондент вас порекомендует кому-то или наймет сам,если ваши работы ему очень нравятся.

Итак, мне все нравится -фотограф, конкретный проект. Значит ,вступает в силу следующий этап - подготовительный. Нужно обсудить все до съемки. Просмотреть подобные фотографии. Какой свет будет ,какие позы. Проговорить заранее, что вам интересны прежде всего фото, где макияж будет красиво и хорошо виден. И чтобы обработка была соответствующая.

Мне нужно знать, кто еще будет работать на съемке :
модель (в идеале фотограф присылает несколько электронных профайлов на выбор, но это в идеале). И здесь все по-новой - нравится ли мне модель?Подходит ли типаж под идею съемки? И т.д.
парикмахер - тут тоже понятно
стилист (если фешн съемка, то стилист обязателен), либо фотограф говорит ,какие будут образы и какая одежда у него для этого есть.
ретушер - кто будет ретушировать фото.
количество луков
стилистика макияжа - желательны образцы,от которых я смогу оттолкнуться, особенно если мы работаем впервые.
Разумеется, далеко не все фотографы могут обеспечить полноценную команду - со стилистами, маникюристом и сет дизайнером. Все с чего-то начинали. Важно в таком случае продумать все совместно. У меня в собой всегда набор для маникюра - пилочки, лаки нескольких оттенков.
Бьюти-фото проще - по количеству участников. Стилист не обязателен - главное - хорошая модель, затем - макияж и прическа (пример - фото к этом посту). Моделей можно взять бесплатно для тестов в модельном агентстве. Всегда есть новенькие девочки, которым так же нужно портфолио. Обычно фотограф обращается в агентство, с предложением поделать тесты и агентство предоставляет таких еще неопытных девочек бесплатно. В Европе и США фотографы только так и работают) Конечно, такое модели не супер-профессиональны, многие не умеют правильно двигаться и работать на камеру. Однако такой вариант лучше,нежели пригласить тех самых вонабиз - у девочек из агентства стопроцентно имеются внешние данные!
Очень важно заранее понять, что вам предстоит делать. Натуральная гамма или желтые губы? Я не тащу с собой 2 чемодана косметики, если делать нужно только натуральные или монохромные,некреативные макияжи (см фото).
В проф лексиконе англоязычных коллег есть ёмкое понятие References** - фотографии-образцы. Фотографы и визажисты/парикмахеры/стилисты обмениваются такими картинками, когда готовятся к съемке. Фотограф может показать визажисту, какой свет он собирается применить, или какие позы ему бы хотелось запечатлить, и какой макияж ему кажется подходящим для этой идеи. Для большой съемки может быть использована целая куча образцов - на одних будут позы, на других - одежда, на третьих - аксессуары. на четвертых - прически и так далее.
Либо же, фотограф просит визажиста прислать референсес макияжей, после объяснения идеи.
Это не значит ,что на съемке визажист обязан скопировать макияж с фото-образца. Это значит, что стилистика макияжей должна быть определенная. Например, продемонстрирую референсес к фото, которые иллюстрируют эту статью (фотограф хотела чтобы брови были именно в тон кожи):

Итак, что мы видим? На первом фото нейтральны губы и брови. Акцент на глаза, монохромные тени - моя переработка - на фото (см выше) брови не обесцвечены, как у Кейт Мосс на образце, а закрашены тоном, форма растушевки более агрессивная, уведена к вискам,губы не розовые а бежевые, прическа так же совершенно другая - в целом образ ,который создали мы с Ясом (парикмахером) - является классикой в хаотичном и немного более агрессивном стиле. Второе фото - с темными губыми - губы я сделала глянцевыми, не как на образце, брови так не прятала , прическа так же более хаотичная. Плюс наши фотографии немного десатурированы - фотограф так видела эти карточки сразу, свет и позы, разумеется, отличаются от образцов. Подобные референс удобно использовать, если макияжи вполне стандартны и классичны. Чтобы показать точный оттенок или фактуру помады.
Если же речь идет о махровом креативе, у меня другой способ. Почему? Ответ понятен - чтобы ненароком не стырить чужую идею подчистую. Да, человеческий мозг так устроен, что мы повторяем все, что видим. И когда у визажиста отсутствуют ум, совесть , самолюбие и, собственно, фантазия, получаются истории с копированием чужих работ (в моей помяти сразу всплывает Елена Яткивская со своим нереальным креативом >>). Чтобы не уподобляться г-же Яткивской, предлагаю воспользоваться моим способом.
Найдите фотографию лица с натуральным макияжем, или фото с подходящей позой. Распечатайте фотографию на принтере (я обычно печатаю черно-белые копии) в нескольких экземплярах. И рисуйте непосредственно на распечатках. У меня в ход идут ручки,фломастеры и цветные карандаши. Могу наклеить глиттер и что-то так объемное, если хочется. Это быстро - не надо рисовать заготовки, это точнее, чем эскиз от руки. Например, для чернильной истории:

Я делала вот такие эскизы и отсылала фотографу, на съемке выбрали финальный вариант.

Но возвращаясь к ТФП:)
...Дополнительные вопросы (возникают не всегда, но если я работаю с фотографом впервые, неплохо бы их задать)
Смогу ли я принять участие в отборе фотографий
Смогу ли я делать замечание по ретуши?
В каком виде я получу фотографии?
Сколько фотографий каждого лука я получу?

Вопрос ретуши не менее актуален. В России как-то так повелось, что фотограф сам ретуширует фотографии. Как показывает практика, фотограф - не равно отличный ретушер. То есть фотограф, конечно, может знать фотошоп лучше меня, к примеру (а я его все же знаю, так как специально заканчивала курсы) но вот вряд ли фотограф знает и умеет ретушировать так, как человек, который профессионально этим занимается 10 лет (как ретушер Арторик, который работал над этими бьюти фото). Разумеется, есть нечастые 2-в-1 фотографы, которые профессионально ретушируют - это значит, что ретушь для них профессия. То есть они за деньги ретушируют для журналов, дизайнерских компаний и частных клиентов. А не только ретушируют свои фотографии, да.
Отличный ретушер берет за работу деньги. Сколько? Совершенно по-разному. Бьюти ретушировать сложнее - кожа крупным планом требует внимания, а,следовательно - времени. Качественная ретушь бьюти не приемлет блюра и других способов "запластмассить" кожу. Качественная ретушь - это внимание к каждой точке, к каждому волоску. Я давно поняла, что без качественной ретуши портфолио не собрать. Поэтому я плачу ретушерам. Иногда плачу сама, иногда платит фотограф, иногда мы с фотографом скидываемся и платим вскладчину. Есть, разумеется, и начинающие ретушеры,которым так же хочется собрать портфолио, которые готовы работать бесплатно. Вот только их еще нужно найти :)

Я поделилась своими правилами для ТФП-работы. Они, конечно ,не гарантируют великолепный результат сразу, но однозначно минимизируют возможность неудачных съемок. Для себя я, как и многие коллеги, вынесла одну истину - ТФП съемки лучше всего делать с теми фотографами, с которыми я уже давно знакома,чьи работы мне однозначно нравятся и с кем я неоднократно работала.

* Воннаби (от англ. wannabe = want to be) сленговое понятие, обозночающее товарисчей, страстно пытающихся быть кем-то, кем они стать не могут в принципе. Наибольшее распространение имеет среди молодых и не очень девушек, мечтающих быть моделями и не имеющими для этого природных данных - роста, стройности, пластики, аккуратных черт лица и т.д.
** References ( англ.) здесь: сноска, справка, образец, эталон.

зы: совсем неопытным коллегам, которые только-только закончили школу/начали работать рано думать о полноценном портфолио. Первые месяцы (от 2 до 12 месяцев у кого откуда руки/голова растут) нужно набивать руку, набираться опыта и экспериментировать. Для этого, повторюсь - нужно как можно чаще делать макияж, фиксировать результаты можно и самостоятельно - на собственный фотоаппарат /мыльницу. Если у кого-то есть друзья-фотографы, это, разумеется,удача. Если нет - фотографов для пополнения портфолио можно будет искать уже после того, как информация уляжется в вашей голове, руки начнуть ровно подводить губа-глаза, и вы уже поэкспериментировав самостоятельно, сможете понять, на что лучше клеить глиттер и чем удобно рассыпать пигмент на лицо :))))