-Что за грязь "LS"-Dirt, в чем ее преимущества? Почему именно ее ты выбрал для использования на проекте?
- Мне с «9 роты» задают этот вопрос, я и там ее тоже использовал... На самом деле ничего особенного в "LS"-Dirt нет. Это жидкость, которая дает эффект грязи. Мне нравится, как она работает, мне нравится, как она выглядит в кадре, мне нравится, что она соответствует всем медицинским стандартам и не является опасной для кожи, потому что иногда у актеров бывают царапины на руках или на лице, прыщи, и если я намажу грязью, которая лежит под ногами... Во-первых, я считаю, это непрофессионально, во-вторых, это может занести какое-то заражение актеру. А я в своей работе помимо изобразительной части, еще забочусь, чтобы актер не думал о том, чем его покрывают.
- Существуют ли отечественные аналоги этой «грязи»? Правильно ли я поняла, что некоторые художники используют в качестве грима настоящую грязь?
- Аналог можно сделать, используя пигменты - смешать их с вазелином, с глицерином, добавить спирта... я рецепты сейчас не буду рассказывать. В Америке меня научили разбираться в том, из чего состоит тот или иной продукт, которым ты пользуешься, для того, чтобы, если он отсутствует, ты мог заменить его чем-то или приготовить то же самое из доступных компонентов. Любые тона под актеров я делаю на площадке своими руками. Могу сделать кровь на площадке, и мы делали это на «9 роте» из материалов, которые были под рукой.
- А на съемках «Обитаемого острова» использовалась специальная кровь?
- Специальная кровь для кино.
- А ты используешь томатный сок, или свекольный, или клюквенный - альтернативные, простые варианты кинокрови?
- Свекольный сок хорошо работает, наверное, в театре, потому что там достаточно большое расстояние от сцены. А в кино, когда актер на крупном плане, она должна быть гуще, должна течь, или разлетаться... Кровь должна быть определенного оттенка, определенной свежести, если хотите. Все должно быть очень правдоподобно...
- То есть, это специальная голливудская кровь?
- Ну, не голливудская, ее англичане делают, немцы делают... Возможно, и русские делают, но я пока не встречал.
- Расскажи пожалуйста про руки мутантов, которые актеры надевали, как латексные перчатки. В общих чертах о технологии их производства, сколько вариантов рук было создано...
- Технология та же самая, как и у Колдуна. Сначала альгинат, который несколько часов держит форму. Потом гипс, потом слепок высылается мастерам, дальше идет их часть работы.
- Если было несколько разных вариантов рук, почему ты выбрал именно те ,что выбрал?
- У нас в сцене с мутантами было очень много общих планов, для которых эти руки и были сделаны. Общий план подразумевает не такую точность в передаче информации, как крупный. Поэтому один из вариантов рук мутантов, более упрощенный, скажем так, мы использовали, чтобы заполнить кадр актерами массовых сцен. А мутанты-герои, мутанты-персонажи создавались другими материалами, это была более тонкая работа. Для каждого разрабатывался образ в соответствии со сценарием - был Хрипотек, был Плешивый... Это уже «кухня». Так же, как существует персонажный парик, существует массовочный парик. Массовочный парик на дальнем плане смотрится очень правдоподобно. Если его поставить на передний, будет видно, что это парик. То же самое - руки.
- Как много времени занимало у специалистов Quantum Creations FX сделать один такой комплект?
- Один комплект рук, от момента снятия слепка до момента получения готовых накладок - 6 недель. Так что все это очень скрупулезный, тонкий, аккуратный процесс. Время я назвал без учета пересылки.
- Какое количество персонажей подвергалось «травмированиям» разной степени?
- У нас было около 10 персонажей-мутантов, плюс актеры массовых сцен в Городе Мутантов, человек 100-150.
- А кроме мутантов? Шрамы, царапины... Кто из героев был наиболее физически «изувеченным»?
- В техническом исполнении или в смысле внешней уродливости? Я не могу кого-то выделить. Степень уродливости - это восприятие. Ты можешь ужаснуться, можешь заплакать, можешь рассмеяться. А исполнение - чисто техническая часть. Для меня они все одинаковы, абсолютно. Я знаю, что это ненастоящее, я могу упасть в обморок от того, что в жизни порезал палец, а на актера с «отрубленной» рукой буду смотреть совершенно спокойно. Я об этом не задумывался. У нас с первого съемочного дня был такой нон-стоп, что отвлекаться и думать - «ах, как это сложно!» или «ах, как это неприятно!» времени не было. У нас просто каждый день была смена, и нам нужно было ее снять. Сложности бывают везде. В нашем очень большом департаменте каждый знал свои обязанности, и благодаря этому мы очень слаженно работали, умудряясь при этом даже как-то веселиться на площадке.
- Сколько человек в департаменте и кто за что отвечал?
- Всего я насчитывал до 25 человек. На площадке работали вшестером - я, Света Рымакова, это вторая художница по гриму, моя правая рука.

 

 

 

 

                                                  Светлана Рымакова в работе.

Была Маша Новикова, мой ассистент. Была Семикопенко Юля, была Лена Михайлова. Лена Твелина у нас отвечала за волосы, за прически. Мы снимали массовые сцены, когда в кадре было 360 актеров массовки, которые играли горожан, богатых, бедных, мужчин, женщин, разных профессий, в различных ситуациях. И на эти сложные приезжала Лена Твелина со своими ассистентами, и часов за шесть мы готовили всю массовку.
- Адский труд, который только отчасти можно себе представить... Как происходило взаимодействие с массовкой? Им же приходилось не просто прически делать и красить, а еще и общаться с каждым, в той или иной степени.
- Да, наша работа подразумевает общение.
- Нам в блог пишут комментарии, в том числе, люди, которые принимали участие в массовых сценах. В том числе, хвалят художников по гриму за профессионализм и дружелюбие.
- Я должен отметить, что самые трогательные актеры у нас были в Керчи, когда мы снимали Город Мутантов, потому что половина актеров массовых сцен были из пансионата для людей с церебральным параличом. Они с такой любовью и вниманием относились к нам и к своей работе! Они молились каждый раз, когда у нас не получался дубль, и так радовались, когда режиссер говорил «снято!» Ежедневно утром они приходили на грим и садились каждый в свое кресло, зная, кто именно их гримирует. У каждого был подписан костюм, парик. Их точность и самоотдача просто вызывали преклонение.
- Какими качествами следует обладать художнику по гриму, чтобы добиться успеха и прогресса в своей работе?
- Ну это наверное профессионализм, коммуникабельность, дипломатичность, пунктуальность... чистоплотность.
- Когда ты понял, что хочешь заниматься именно этим, и как ты начал? Что было до учебы в Америке, до работы с Федором на «9 роте»?
- Мне всегда очень нравилось рисовать. Но родители почему-то меня видели музыкантом, пловцом, а потом вдруг увидели пластическим хирургом. Это все было не мое. А рисовать мне хотелось всегда, но, не имея никакого соответствующего образования, я все время откладывал это на потом. И в какой-то момент мама сказала: тебе уже поздно учиться, в художественную школу надо было идти гораздо раньше! Я подумал - ну поздно так поздно. Все равно я периодически потихоньку рисовал, а потом тайком от родителей поступил в академию Vidal Sassoon, где начал заниматься волосами. Больше сталкиваясь по работе с визажистами, гримерами я понял - вот, что меня интересует!.. Постепенно я стал совмещать для себя два этих направления, собрал наборчик с кистями, с красками. Изучал очень много книг, смотрел картины, ходил по музеям... То есть, до обучения в школе Joe Blasko у меня было скорее всего такое самообразование, по наитию, как интуиция подсказывала. А потом в школе мне просто помогли, объяснили с теоретической точки зрения, что за чем следует. И потом, разработка образа - это настолько творческий процесс... Это очень интересно.
- Как давно ты занимаешься этом профессионально?
- Уже лет шесть.
- А что было перед «9 ротой»?
-Перед «9 ротой» было 10 лет школы Бондарчука, когда 6 дней в неделю мы снимали видеоклипы. Это такая закалка которую я всем могу порекомендовать - если вы хотите работать в кино, вам следует отработать 10 лет на видеоклипах у Бондарчука. Потому что это очень серьезная дисциплина, это умение собраться, умение сделать что-то прямо на площадке очень быстро, очень креативно и очень качественно, и не подать виду, насколько это все было сложно.
- Как ты начал работать с Федором?
- Я приехал на каникулы из Лос-Анджелеса, но знаком с Федором был уже до этого. Мы с ним встретились, и он сказал - а, стилист? У меня завтра ролик, давай-ка поработай! Я пришел, отработал, и не понимаю как так вышло - но уже 16 лет мы с ним работаем вместе.
- То есть ты оставил учебу в Лос-Анджелесе ради работы с Федором?
- Да. Ну я периодически уезжал-приезжал, но как-то так сложилось, что ни с кем мне так не работалось, как с ним. Идеальное совпадение направленности, ощущений... творчества. Взаимопонимание.
- Есть ли какие-то мировые звезды-художники по гриму, на которых ты как-то ориентируешься или особенно ценишь их опыт? Твои личные авторитеты?
- Есть конечно, это Мэтью Мэнор (Matthew Manor), Рик Бэйкер (Rick Baker), Ви Нил (W. Nill)... Их очень много. Они - оскароносные художники по гриму. У некоторых из них я учился, и хотел бы добиться такого же профессионализма в своей работе, как они.
- Большая часть снятого материала подвергается компьютерной обработке. Все то, что связано с образами персонажей, с гримом - что из этого и в какой степени дорабатывается?
- Я не знаю, я еще не видел окончательный материал, собранную картину. Пока не могу ответить.
- Проект первый такого масштаба для России, ужасно сложный, к тому же фантастика. На что ты ориентировался, какие образы держал в голове? Ведь в эстетике и изобразительном мире «Обитаемого острова» прослеживаются определенные параллели...
- Я отталкивался от героев, которых мы создали. А техническая часть - это те ноу-хау, которые существуют на сегодняшний день в кинематографе. Наверное, в смысле грима, можно сравнить «Обитаемый остров» с «Пиратами карибского моря» - с первыми и третьими. Наверно, «Блэйд». «Дракула» Копполы. А потом, мне не хотелось делать эффект ради эффекта! Когда я работаю, я всегда пытаюсь понять, для чего мне нужен тот или иной эффект и стоит ли его делать.
- Ты сейчас продолжаешь обучение?
- Я сейчас уезжаю в ту же лабораторию на два месяца, учиться.
- То есть ты постоянно учишься?
- Технологии меняются очень быстро, качество пленки меняется, сейчас вообще все на «цифру» снимают. То, что можно было делать пять лет назад для кинопленки, уже не подходит для хай-дефинишн. Многих актрис, к сожалению, дисквалифицировали из-за того, что у них плохая кожа, их меньше снимают.
- Изменил ли тебя как-нибудь такой во всех отношениях масштабный проект, как «Обитаемый остров»?
- Я не могу и не хочу создавать впечатление, что я работаю только главой департамента, только на крупнобюджетных проектах - нет, мне очень интересно работать вообще! Если я нахожу какой-то интересный сценарий, я соглашусь, даже с малым бюджетом.... Можно взять тот же свекольный сок и смешать его с мукой, чтобы кровь выглядела правдоподобно, а материалы были малобюджетными, можно в принципе выйти из любой ситуации, если тебе нравится то, что ты делаешь и если ты не стоишь на месте, если ты - профессионал.

полный текст интевью читайте на сайте "Art Pictures Studio"
http://www.art-pictures.ru