Статья из журнала Hair's How #41 ( май 2010)

Вы можете пролистать наши журналы в онлайн-режиме или скачать их в формате .pdf совершенно бесплатно на нашем официальном сайте

Купить наши издания, а также подписаться на журнал, вы можете в нашем магазине

 

 

9-resized-1000x600t.jpg

Человеческая натура имеет потрясающее качество попадать под влияние различных предубеждений и стереотипов. Так произошло однажды и со мной. В этот период я практически отчаялась найти парикмахера для своих безумно вьющихся, непослушных волос, и вот однажды добрая знакомая мне посоветовала обратиться к Себастьяну Шений. По её словам, это талантливый, креативный стилист и фотограф, который работает с моделями, актрисами, и вообще — обладает всеми возможными и невозможными качествами и достоинствами. Признаться, каждый раз, когда я слышу подобные дифирамбы в адрес кого бы то ни было, во мне, как по мановению волшебной палочки, вспыхивает желчное чувство скепсиса и недоверия: мол, ничто не способно удивить и взволновать наш искушённый взор. Но женское любопытство всегда берёт верх над рациональными умозаключениями, и я решила рискнуть. Выяснилось, что он работает на дому, а не в салоне, так что первую встречу мы назначили в одном из парижских кафе. Все мои представления и фантазии по поводу того, кто будет творить чудеса с моими волосами, разрушились в первую же секунду.
Во-первых, он приехал на мотоцикле a la Harley Davidson. Во-вторых, творческий хаос на голове, ошеломляющие тату, байкерская атрибутика и вообще облик рок-мятежника уж точно не вписывались в мои представления о парикмахерах. Очаровательная улыбка, лёгкость в движениях, фонтан позитивной энергии, буквально завораживающая манера общения, моментально создают ощущение, что ты знаешь этого человека с детства. С первой секунды он общается с вами с той интимной лёгкостью и некоторой долей опеки, которую могут себе позволить только очень близкие друзья. Но больше всего покоряет его внимательность и неподдельная заинтересованность именно вами: абсолютно ненавязчиво, за каких-то 15 минут разговора он узнаёт о вас всё. Я и оглянуться не успела, как сидела перед зеркалом в его квартире, одну из комнат которой Себастьян обустроил под салон-студию. Я бы даже сказала салон-музей! Место, которое, на мой взгляд, абсолютно точно отражает характер, увлечения, мир Себастьяна: невероятное количесво фотоаппаратов различных эпох, картины, фотографии, различные аксессуары со съёмок, средства по уходу за волосами, краски самых разных марок...

На первый взгляд кажется, что всё это расположено в каком-то хаотическом беспорядке, но при более внимательном рассмотрении понимаешь, что здесь во всём ощущается его энергия, и только в таком антураже Себастьян чувствует себя комфортно: он точно знает, где что лежит, и может поведать историю каждого предмета своего творческого кабинета-студии. Мне захотелось вдруг узнать о нём как можно больше.

Сэб, не ищи в моём вопросе коварного подтекста, совсем нет, но если бы мы встретились при других обстоятельствах, я бы никогда в жизни не подумала, что ты парикмахер... Почему ты выбрал именно эту профессию? Семейное ремесло?
- Нет, роковая случайность. Я начал в 16 лет. В салоне, где я был клиентом, мне предложили работу на лето. Атмосфера так понравилась, что в сентябре, вместо того чтобы начать учебный год, я поступил в школу парикмахеров, где и учился в течение 3 лет.
Каким образом происходит обучение во Франции?
- Есть частные и государственные школы. Я закончил частную, что совсем не означает, что они лучше. Просто так сложилось. Школа даёт определенную академическую базу парикмахерского дела: укладка волос, холодная завивка, различные техники стрижки и окрашивания.
А практика во время обучения есть?
 - Да, обязательно. Обучение проходит так: неделя практики в салоне, неделя изучения теории в школе. В результате ты можешь защитить диплом мастера-стилиста высокой квалификации BP coiffure (Brevet Professionnel Coiffure), который даёт право открыть свой салон. Либо получаешь CAP (Certificat d'Aptitude Professionnel ) — свидетельство об окончании профессионально-технического училища. В таком случае ещё десять лет надо работать в различных салонах для подтверждения профессиональной квалификации.
Но ты же сразу открыл свой салон?
- Да, на паях с одним другом мы открыли салон возле Сен-Жермен (Saint-Germain des Pres). Но в конце концов мы разошлись во взглядах по некоторым жизненным позициям, и я предпочёл пуститься в свободное плавание.
Не хочешь рискнуть снова?
- Не сейчас. Мне очень нравится моя независимость и свобода. Я работаю на съёмках, в рекламе, работаю также фотографом, у меня масса проектов, и всё это не позволяет привязываться к одному месту. Кроме того, есть люди, которые предпочитают фиксированный график: с 10 утра до 6 вечера. А есть такие, как я, которым не нравится «план-план», вот участие в мероприятиях разного рода — то что надо! Сейчас я как перекати поле: я там, где нужно что-либо делать с волосами, а это кино, театр, реклама, мода, соседка сверху...
_DSC0448-resized-1000x600d.jpgНо вот ты много работаешь на телевидении, и в результате находишься под жёстким давлением графика, каждодневной рутины, которой вроде бы так избегаешь. Зачем?
- Ну, в работе для крупного дорогостоящего проекта есть масса преимуществ: контакты, знакомства, возможность путешествовать, съёмки же проходят по всей Франции. Это своего рода эксперимент: совершенно другая атмосфера, другой способ работы. Честно говоря, мне безумно интересно наблюдать и участвовать в работе этой огромной машины под названием телевидение. На канале TF-1 я участвую в большом телевизионном проекте о французской кухне. Здесь от меня не требуется особой креативности, но на моей совести безупречность «голов» телеведущих и жюри. Смешно.
Понятно, а из других твоих сфер, что тебе больше нравится — кино, театр, мода?
- Мода. Когда работаешь с такими дизайнерами, как Джон Гальяно и Жан-Поль Готье, находишься в атмосфере чистого творчества, это постоянный поиск и даже свое­образный вызов. На fashion show у тебя всегда есть так называемый «chef du cabine» — главный стилист показа, который находится в непосредственном контакте с дизайнером. Это он выбирает основной мотив в причёсках, и именно он вместе с кутюрье будет диктовать моду и влиять на тенденции сезона. Меня в профессии вообще больше всего заводит то, что можно предощутить тенденции в стрижке, цветах, укладке, в чём угодно. Представляешь, сделать сегодня то, что будет в моде через 3-4 года!
Но ведь парикмахерское искусство — это не только Haute coiffure, а ещё и ежедневная ординарная работа. Как ты с этим справляешься?
- Для начала, я люблю то, что является основой профессии — волосы. Мне очень нравится фактура, материал, способность осуществлять всё, что можно придумать с волосами. И, конечно же, мне интересны люди. Я открыт миру и чертовски любознателен, а мои клиенты — это возможность постоянного общения, культурного и информационного обмена.
А как ты работаешь с клиентом: следуешь пожеланиям или импровизируешь?
- Мы живём в обществе, в котором визуальный ряд очень важен: по общему стилю и причёске складывается определённое отношение к человеку. Я сейчас утрирую, но однажды может прийти mademoiselle, умоляющая сделать причёску, которая будет подходить к её сумочке. Стрижка стала модным аксессуаром, который гармонирует с тем, что ты считаешь своей индивидуальностью. Рок-н-рольщице нужна причёска a la rock-n-roll, а банкиру — классическая стрижка. Хотя... всё относительно: банкир с классической стрижкой и грязными волосами ничуть не элегантнее, чем кто-то с абсолютным, но ухоженным беспорядком на голове. Конечно, я предлагаю образ, учитывая черты лица, возраст, физические данные и ещё массу нюансов. Самое главное — быть чутким, уметь слушать и уделять человеку столько времени и внимания, сколько этого требует каждый отдельный случай. Я обязан давать больше, чем просто стрижка из модного журнала, и мне нравится участвовать в создании образа, который отображает характер и индивидуальность.
А что для тебя источник вдохновения?
- Я ведь не только стилист, а ещё и фотограф, и всё, что касается образного выражения, визуального ряда, картинки — моя страсть. А вообще источником вдохновения может быть всё что угодно: музыка, фильм, актриса, спектакль, путешествие... Самосовершенствование и поиск новых форм происходит non stop. Люди моей профессии — это прежде всего фанаты своего дела, в котором эмоции, чувства, интуиция и личная культура зачастую значат больше, чем определённые правила.
А профессиональное общение, конкурсы парикмахеров — принимал ли ты когда-нибудь участие в них?
- Нет, этого я никогда не хотел. Для меня всё, что касается синдикатов, конкурсов, различных тусовок — это жестокая карикатура на парикмахерское дело, совокупность того, что мне претит и чуждо в этой профессии.
Ты вот вне тусовки, работаешь без салона, а как тебя находят клиенты? Через твой сайт?
- Нет, мне это не нужно. В нашем деле очень важно иметь большое количество контактов, а дальше информация распространяется из уст в уста. Итак, какую стрижку будем делать?
Ты можешь делать всё что угодно с моими волосами, Сэб, я тебе полностью доверяю...