Когда я договаривалась организовать мне интервью в одном из салонов Парижа, то вовсе не подозревала, что окажусь в самом сердце французской индустрии красоты.

Все величие места, куда меня привела знаток Франции, искусствовед и переводчик Наталья Попова, я осознала, только вернувшись в Россию и начав работать над этим материалом…

Салон CARITA, носящий фамилию двух сестер-основательниц – Марии и Розы – он открылся миру в далеком 1945 году. С тех пор накапливает бесценный опыт, знания и мастерство, вкладывая их и в научные разработки собственной косметической марки под одноименным названием.

Концепция «От Кутюр» и концепция «Глобальной Красоты» – так называют творческое наследие сестер Карита.

Это сколько нужно было вложить любви и энергии, чтобы салон пережил своих хозяек и процветал по сей день? В чем секрет его долголетия и поистине мирового успеха? Ответы на эти вопросы я искала, вспоминая свои ощущения от филигранной элегантности салона в Париже, его изысканного аромата и искреннего гостеприимства, изучая информацию о Марии и Розе Карита в вездесущем интернете. Из всего этого выделила основные моменты, которые, на мой взгляд, могут быть интересными и полезными нашему читателю.

История успеха

Появившись на свет в бедной многодетной семье, Мария и Роза вынуждены были рано начать работать. Скорее всего, как мне думается, именно понимание того, что они могут рассчитывать только на себя, и запустило механизм их успешности. Как пишет один интернет-источник: «18-летняя Мария арендовала маленькую лавочку, которую сестры превратили в парикмахерскую. Кроме ножниц и проворных рук, их главными инструментами были жестяной таз и вода для мытья волос».

Роза и Мария

Начинали они в Тулузе, обратив на себя внимание тем, что придумывали и делали нестандартные стрижки и прически. Затем перебрались в Париж и через какое-то время стали первыми женщинами, которым удалось открыть собственный салон в столице мировой моды, да причем в самом престижном месте – на улице Фобур Сент-Оноре.

 Тот самый первый парижский салон. 1945 год

Их племянник Кристоф, на время подхвативший эстафету семейного бизнеса, в своих воспоминаниях писал, что в этом сестринском тандеме Мария (блондинка) была художником («У вас золотые руки»,– говорили ей восхищенные клиентки), а Роза (брюнетка) – бизнесменом. Но, замечает племянник, при необходимости они могли и меняться ролями.

Провинциалки набрались смелости перевернуть устоявшиеся идеи в мире красоты того времени. Как пишут, любимая характеристика, данная сестрами самим себе: Nous sommes des entrepreneurs de la metamorphose – «Мы люди перемен, мы меняем мир».

В своем постоянно преобразующемся Доме красоты сестры стремились сделать не парикмахерскую, а скорее царство неги и покоя. Созданный итальянским архитектором внутренний сад с водопадом и мраморными чашами появился у них задолго до появления первых SPA.

И с самого момента основания своего салона в Париже сестры были окружены не просто известными, а очень известными людьми. Они умудрились завоевать постоянную клиентуру среди самых сложных клиентов.

 1951 год

В своем царстве красоты и релакса они были полноправными правительницами. Лично встречали клиентов у входа и уже через минуту давали указания парикмахерам, косметологам, массажистам. Они же провожали клиента и, оценивая проделанную работу, могли запросто попросить парикмахера изменить прическу. Мария и Роза были мастерами метаморфоз и всегда знали, как подчеркнуть достоинство или скрыть недостаток внешности каждого клиента. Собрав лучших мастеров, сестры создали в своем доме атмосферу подлинного творчества и культа красоты. Только личный подход к клиенту - цвет прядки, разлет бровей, степень открытости затылка.

 Салон на Фобур Сент-Оноре, 11 становится Домом Красоты. 1968 год.

Именно сестры Карита, подчеркивают информационные источники, придумали для Брижит Бардо ее легендарный «конский хвост», ставший символом 1960-х. Они превратили Катрин Денев в блондинку, а для Мирей Матье нашли прическу «паж», которой та не изменяет долгие годы. Соорудили для Марии Каллас ее знаменитый шиньон. Знаменитая Анжелика – Мишель Мерсье – тоже пользовалась услугами сестер Карита.

С Бриджит Бардо 

 Кристоф с Катрин Денёв

 Список их достижений очень длинный, всего не перечислить в этой публикации, но хотелось бы отметить, что они разработали технику мелирования и изобрели филировочные ножницы, которыми пользуются миллионы парикмахеров во всем мире.

Широкая публика узнала о них благодаря телевидению. В 1960-х годах на французском ТВ огромной популярностью пользовалась программа для женщин DIM DAM DOM, название которой произошло от сокращения французских слов Dim(anches), de Dam(es) et D(h)om(mes) – «Воскресенье, женщины и мужчины». Мария и Роза создавали прически и макияж для моделей, которые снимались в этом шоу. С легкой руки сестер Карита на свет появилась новая профессия – стилист и визажист.

Работая днем в салоне, по ночам Мария и Роза готовили прически и макияж для модных показов самых передовых дизайнеров века, знаменитых кутюрье – Кристиана Диора, Юбера Живанши, Ива Сен-Лорана и многих других. А еще сестры принимали непосредственное участие в создании фотографий и обложек для журнала Elle: они чуть ли не с лупой рассматривали каждое фото, проверяя, насколько виртуозно была сделана работа. Вне салона тоже кипела работа. Сестры активно участвовали в светской жизни: выходы в рестораны, на вернисажи и премьеры рассматривались как прекрасная возможность расширить круг знакомств и, следовательно, привлечь новых клиентов. Тем более что знакомству со знаменитыми mademoiselles были рады многие. Как вспоминает в одном из интервью Жоэль Пулен, старейший косметолог Дома красоты, в 1980-е годы в салон приходило до 400 человек в день.

Благодаря своему таланту и трепетному отношению к желаниям клиентов, в начале 1960-х годов сестры подарили миру свою первую косметическую линию и концепцию «Глобальной Красоты» – восприятие косметического ухода за лицом, телом и волосами в тесной взаимосвязи с душевным комфортом и наслаждением. Страсть к совершенству во всем стала частью корпоративной культуры CARITA.

 Салон CARITA тогда...

 ...и теперь

Его так и называли Alexandre de Paris – без фамилии было ясно, о ком речь. Полное имя – Луи Александр Реймон. Он присоединился к сестрам в 1952 г. и проработал в их салоне 5 лет, после чего открыл собственное дело. Делал прически королям и президентам, аристократии, актрисам. Прическа Элизабет Тейлор в «Клеопатре» – его рук дело. 15 лет он был президентом всемирной парикмахерской организации.

 Роза и Мария с известным парикмахером Александром.

CARITA – косметика кинозвезд

В отличие от многих косметических компаний, CARITA всегда настаивала и продолжает настаивать на бесполезности многофункциональных кремов и прочих косметических средств, утверждая, что для решения каждой отдельной проблемы коже необходимо специальное средство. Особое внимание марка уделяет разработке средств против старения.

CARITA придает ароматам, технике нанесения средств, текстурам и даже цвету средств такое же значение, как эффективности формул, качеству ингредиентов и использованию высоких технологий.

CARITA, как информируют глобальные сети, не только любимая марка Мадонны, косметика пользуется особой популярностью у западных звезд шоу– и кинобизнеса. телевидения, политики.

Своими глазами

Экскурсию по современному салону CARITA в Париже по адресу: Фобур Сент-Оноре, 11, – для нас, гостей из России, провела Жоэль Пулен, старейший косметолог Дома красоты.

Визитной карточкой салона, расположенного на четырех этажах, является черно-белый стиль, будто вобравший в себя образ своих основательниц: волосы Марии были светлыми, a Розы – темными. Особую элегантность интерьеру придает белейшая винтовая лестница (есть и лифт!), окна внутри помещения смотрятся как-то загадочно и уютно, словно призывают: загляни во внутрь себя, там столько богатства! Огромная фотография сестер Карита – как символ продолжающего здесь жить присущего им духа перфекционизма.

И огромное количество кабинетов и залов! Мы будто не переходили из одного в другой, а переплывали в облаке дорогого благородного аромата. Жоэль без устали показывала, рассказывала, магическими движениями втирала нам в кожу рук какое-то волшебное средство. А я не успевала щелкать фотоаппаратом – так хотелось вобрать побольше этой утонченной салонной красоты и разлить ее по страницам передовой печатной «Красоты PROf»!

А вот что ответила Жоэль Пулен на вопросы нашего журнала.

В России подразделяют три уровня салонов красоты: «эконом», «бизнес» и «люкс». Есть ли такая градация во Франции?

Да, конечно. У нас все так же. И CARITA – класс «люкс». И это прослеживается во всем: в интерьере, в квалификации персонала, в работе с клиентами. Салон расположен в очень хорошем месте. У салона свои постоянные клиенты – уже четвертое поколение постоянных клиентов из Парижа, из Франции и даже со всего мира. Вообще, произнося слово «люкс», нужно быть очень осторожными. Есть ошибочный «люкс»: это нечто средненькое, что пытаются так называть. У нас настоящий «люкс». Мы не имеем права на ошибку, придаем большое значение всем деталям. Глубоко чтим и тщательно поддерживаем тот высочайший уровень, который когда-то задали сестры Карита.

Какова миссия марки CARITA?

Миссия CARITA – от всего сердца заниматься красотой наших клиентов, как женщин, так и мужчин. Когда клиент приходит в CARITA, он сразу же оказывается в заботливых руках. В нашем деле есть вещи чисто человеческие и есть технические. Очень важно это понимать. Что бы специалист ни делал: эстетику лица, маникюр, прическу, – ему нужно как можно больше включать человеческого, чтобы изменить общее настроение клиента, чтобы тот чувствовал себя прекрасно.

Репутация CARITA – это результат. И так было всегда. Мы уже 50 лет (отсчет с 1960-х годов – прим. автора) как в этой профессии, и ее нужно любить. Иначе 50 лет без любви – это невозможно. Наша радость во всем – на кончиках пальцев, которые делают прическу, макияж, создают эстетику лица и тела; в восторженных откликах клиентов: «Ура! Счастье!». Главным посылом Марии и Розы Карита изначально было: «Здесь нет злых людей». Это наша миссия, наша профессия – найти в клиентах большой шарм и раскрыть его.

Мода часто меняется, но CARITA всегда остается современной, никогда не теряет популярности. Мы чтим каждого клиента, передаем ему свой свет через кожу, через прическу, чтобы они тоже светились изнутри. Это меняет взгляд, поведение. Это дает молодость. Ведь молодость – это не то, что исправляет морщины, это то, что есть внутри каждого человека.

И все же, какие методики вы используете для омоложения кожи – какие-то уходовые средства или инъекционные?

Различные уколы – это медицина, это делают в медицинских центрах. Маски, сыворотки – это косметология, этим занимаются в салонах красоты. В Европе так. Любая косметологическая процедура у нас начинается с релаксации. Далее с учетом типа кожи и проблемы применяются конкретные продукты – находится свое решение. Мы используем аппараты для лифтинга, которые помогают косметическим средствам лучше проникнуть в кожу. Этот уход приятный и результативный.

Какой маникюр сейчас востребован у вас больше всего?

Все, кроме наращенных ногтей. Востребованы натуральность и здоровье ногтей. Многие предпочитают самый минимум в маникюре.

Женщины чаще всего приходят к вам в салон за одной процедурой или сразу за комплексом?

Наши клиентки предпочитают глобальную красоту. Ухаживают за собой от головы до кончиков ногтей. Могут провести в салоне целый день. Все наши процедуры очень расслабляющие.

Клиентки сами выбирают процедуры или полностью полагаются на ваших специалистов?

Нашим специалистам доверяют, ведь делать людей красивыми – наша профессия.

Какова площадь вашего салона? И каков штат?

Думаю, наша площадь – около 800 квадратных метров. Есть еще информационный центр. Наш салон самый крупный в Париже. Раньше у нас была сеть небольших салонов, теперь один. Штат – не более 30 сотрудников, их дресс-код – белое и черное. Он соответствует интерьеру. Это фирменные цвета марки CARITA, отражающие скромность и простоту буржуазии.

Есть ли у вас проблемы с кадрами?

У нас есть человек, который занимается подготовкой кадров. Наши специалисты должны быть, прежде всего, практиками, должны знать все аспекты работы с кожей. Они должны уметь располагать к себе клиентов, вызывать у них доверие. Мы объясняем две вещи: зачем и как. По протоколу – от и до. Во Франции хорошо защищены права потребителей. Поэтому специалистам нужно быть очень осторожными. Прежде чем начать какой-то уход, мы внимательно расспрашиваем клиентов (об аллергиях, нежелательных реакциях и т.д.). Если мы понимаем, что не можем решить какую-то проблему, то рекомендуем обратиться к врачу. Мы честны с клиентами…

 Честность, равно как и смелость, вера в себя, вечный поиск и развитие, необыкновенная работоспособность, талант, нестандартность, любовь к людям, забота, трепетное отношение к делу – вот ключи, как показывает пример сестер Карита, к непоколебимому и глобальному успеху. И у нас с вами тоже есть право воспользоваться ими.