Отношение салона красоты к медицинскому лицензированию зависит и от того, в какую сторону будет развиваться ваш бизнес: останетесь ли вы в рамках только имиджевых услуг (парикмахерская, маникюр, педикюр) или введете в линейку услуг более рентабельные сегодня косметологические и физиотерапевтические процедуры.

Перспективы салонов красоты связаны с увеличением объема медицинских косметологических услуг, а для этого уже требуется медицинское лицензирование.

Азы медлицензирования

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства РФ, 13.08.2001) и Приказом Минздрава РФ «Об организации лицензирования медицинской деятельности» от 26.07.2002 № 238, салоны, предлагающие медицинские услуги, должны обладать лицензией Минздрава на косметологическую амбулаторно-поликлиническую помощь.

Но до сих пор и в косметологических учреждениях, и в салонах часто применяются нелицензированные косметологические методики. При этом все говорят, что разрешение у них есть. Однако часто это – заблуждение. Точнее, незнание закона.

31 декабря 2004 г. Минздравом РФ был утвержден Приказ «Об организации выдачи разрешений на применение медицинских технологий». Ранее все методики, которые считались медицинскими, но не подлежали сертификации государством, применялись без всяких официальных разрешений. Достаточно было получить лицензию на осуществление медицинской деятельности со специализацией, например, по косметологии терапевтической или хирургической.

В целом усиление государственного контроля над косметологией позитивно скажется на отрасли, так как у потребителя появится определенная гарантия легитимности покупаемых услуг, хотя тут многое зависит от лояльности местных властей. Работать в лицензированном салоне красоты могут только хорошие профессионалы с медицинским образованием: врачи и средний медицинский персонал.

Они по требованиям Минздрава предоставляют следующее:

 

  • диплом об образовании (высшем или среднем) государственного образца РФ;
 
  • свидетельство о базовом образовании (ординатура, интернатура, аспирантура) РФ или/и о первичной специализации;
 
  • сертификат и свидетельство о повышении квалификации по соответствующей специализации за последние 5 лет, причем в наличии обязательны обе бумаги;
 
  • российское гражданство.

В этих премудростях должен разбираться главный врач, который руководит клиникой или салоном красоты. Его наличие обязательно. Причем, главный врач – это не только организатор здравоохранения, но врач, имеющий не менее 5 лет стажа по специальности, которая указана в лицензии и соответствует одному из профилей медицинского центра.

Копии документов специалистов представляются в орган лицензирования, где их проверяют дотошные чиновники. В салоне (или клинике) должны быть профессионалы каждой специальности. В штатном расписании наименования ставок соответствуют видам деятельности, а количество – на усмотрение администрации, тут нет никаких ограничений.

Еще на сотрудников оформляются личные медицинские книжки и профессиональный ежегодный осмотр. Требования (виды осмотров и исследований) различны к медикам разных специальностей, и их без труда вам подскажут в районном СЭС. С течением времени, естественно, возникает потребность в увольнении старых и приеме на работу новых кадров. Нет проблем, принимайте! Их документы в орган по лицензированию отправлять не надо. Главное, чтобы документы новых сотрудников соответствовали всем требованиям Минздрава.

Сертификаты на оборудование и расходные материалы

Вся аппаратура, которую вы приобретаете, должна поставляться с сертификатами, регистрационными удостоверениями или паспортами. Они запрашиваются у поставщиков оборудования или у представительства фирмы-производителя. При их наличии нет причин для беспокойств: приборы разрешены Минздравом для применения в косметологических и косметических процедурах.

При косметических процедурах (те, что с НДС) используются аппараты с бумагами эстетического (косметического) аппарата, а при косметологических (те, что без НДС) – сугубо медицинского назначения.

Независимо от состояния приборов и их новизны заключите договор на гарантийное (постгарантийное) обслуживание оборудования с организацией, имеющей лицензию на этот вид деятельности. Документация на аппаратуру и мебель также предоставляется в орган лицензирования и должна храниться в салоне красоты или SPA-центре.

К продукции, используемой в качестве расходных материалов для процедур, предъявляются аналогичные требования. Это относится и к косметическим средствам, и к одноразовым перчаткам, простыням, бахилам и т.п.

Пожнадзор

С этой инстанцией все просто. Нормативы стандартны для любого вида деятельности (немедицинского), должно быть наличие следующего: приказ об ответственном лице за противопожарное состояние, журнал с отметками о регулярном инструктаже, план эвакуации, правильное открывание дверей, наличие противопожарной сигнализации, средства тушения пожаров (попросту огнетушителей), достойное состояние запасного выхода и т.п. Тут никаких сложностей, в отличие от следующего ведомства.

Азбука СЭС

Кроме наличия разрешений, салоны красоты обязаны следовать и другим правилам. Например, Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Парикмахерские. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию» (СанПиН 2.1.2.1199-03), которые разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний среди клиентов и персонала парикмахерских и определяют основные санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию парикмахерских, независимо от их категории по уровню обслуживания клиентов, установленных государственным стандартом, а также к условиям труда и соблюдению правил личной гигиены персонала.

Санитарные правила распространяются на проектируемые, строящиеся, реконструируемые и действующие парикмахерские, независимо от их подчиненности и форм собственности, косметические, маникюрные, педикюрные, массажные кабинеты.

Приведем общие положения данного документа:

«Санитарно-эпидемиологические требования должны соблюдаться при осуществлении следующих услуг гигиенического, декоративного и эстетического характера, оказываемых парикмахерскими населению: – стрижка, укладка, окраска, химическая завивка и другие услуги по уходу за волосами; – окраска бровей, ресниц, макияж, маски, гигиеническая чистка лица и другие косметические процедуры; – массаж лица и шеи; – маникюр, педикюр; – изготовление париков, накладных усов, бород, бакенбард, шиньонов и украшений из волос, в том числе по индивидуальным заказам клиентов. В соответствии с оказываемыми услугами в составе парикмахерских могут быть: залы парикмахерского обслуживания, кабинеты: косметический, массажа, педикюра, маникюра; помещение для постижерных работ. В косметических кабинетах выполняются процедуры гигиенического и декоративного характера. Работники косметических кабинетов должны иметь среднее медицинское образование и сертификат специалиста на данный вид деятельности».

Три магических буквы – «СЭС» – приводят в трепет многих. Тем не менее, без этого не обойтись, это обязательно. Хотя требований много и они различны к разным видам деятельности, невозможного и нереального не существует.

Имейте договор на дезинфекцию и дезаратацию, вывоз мусора, медицинских отходов, ртутьсодержащих отходов (бактерицидных ламп), договор на стирку белья и стерилизацию необходимых инструментов.

Имейте достаточное количество емкостей для предварительной замочки разных использованных материалов (игл, шприцев, ваты, косметических дисков, перчаток, ветоши), немалое количество ведер, швабр и халатов для обычной уборки разных поверхностей и генеральной уборки.

Имейте журналы генеральных уборок и учета работы бактерицидных ламп.

Имейте действующие медицинские книжки.

 
Имейте журнал приобретения и расходования дезсредств.
 
Имейте инструкции о правильном проведении текущих и генеральных уборок.
 
Имейте обученный и проинструктированный персонал.

Все вышеуказанные бумаги регулярно заполняются, а приказы не реже 1 раза в год обновляются. Архив хранится от 5 до 10 лет. Список всего, что обязательно должно быть в салоне красоты, можно уточнить в СЭС. Они не отказывают.

Наличие документов и действия в соответствии с ними – гарантия отсутствия проблем. Плановые проверки СЭС и дезслужб: от 1 раза в 3-4 месяца, но не реже 1 раза в год.