В своем журнале я пишу время от времени ликбез-посты, посвященные, например, профессиональным краскам для боди арта или их безвредности для здоровья моделей. Сейчас же хочу тряхнуть стариной порассуждать об экономической стороне моей деятельности, в частности, ценообразовании и проблемах конкуренции.
Написать этот пост меня побудили несколько обстоятельств. Во-первых, обсуждение работы с моей близкой подругой, партнером по бизнесу и коллегой olga_bayer . Ольга руководит работой студии DURASOVA.RU в Москве и общается со многими нашими коллегами и, разумеется, с заказчиками. А во-вторых, ситуация здесь, в Нью Йорке где я так же сталкиваюсь с некоторым непониманием потенциальных клиентов. "Что-то дорого" - говорят потенциальные заказчики - "А какие у вас скидки бывают?" Вот у меня даже иллюстрации готовы:
Например, мои работы для боди арт шоу (демонстрации боди арта в клубе):

А потенциальный клиент показывает вот эти фотографии и не понимает, почему два моих образа стоят как пять таких:

Сразу хочу отсечь возможные недоразумения. Я не хочу сказать, что я такая офигенно крутая, а этот художник - говно . Я просто хочу сказать, что мы (я и этот художник) предлагаем услугу РАЗНОГО уровня. Сейчас расскажу все по порядку!
Боди арт - услуга весьма уникальная, ее невозможно унифицировать, подогнать под общий стандарт. При этом услуга узконаправленная, никак не рассчитанная на массового потребителя и широкий спрос - как на Российском рынке, так и в Европе и США. Как вы понимаете, это связано как с характером выполнения бодипейнтинга, предполагающим частичное или полное обнажение модели, так и с личностью художника,его выполняющего (художественность, техничность, стиль, уровень сложности и даже личная харизма) а,следовательно, с возможностью использования данной услуги.
Список применения боди арта в коммерческих целях не так велик: Бодипейнтинг для фото/видео (реклама, календари, видеоклипы и ролики, частные портфолио) и бодипейнтинг для демонстрации "вжиую" ( боди арт шоу/ дефиле/показ на выставках, в клубах и на вечеринках). Плюс услуга, которую я условно называю "корпоративным боди артом" - работа с публикой (дети, посетители праздника или корпоратива) в режиме нон-стоп.
При всей узости нашего сегмента, предложение на рынке боди арта явно превышает спрос. Параллельно работают бодипейнтеры высочайшего уровня (с точки зрения художественности/техничности), добротные середнячки, а так же откровенные ламеры от бодипейнтинга.
Конкуренция - это прекрасно. Во-первых, это свидетельствует об активности рынка данного продукта/услуги . Во-вторых, дает потребителю возможность выбирать, сравнивать из множества вариантов и находить наиболее подходящий вариант для себя. И в-третьих, для самих продавцов бодипейнтеров (то есть для нас) - это серьезный стимул постоянно развиваться, быть гибкими и придумывать что-то новое, необычное, чтобы выделиться среди наших коллег-конкурентов. И здесь у каждого свои способы: кто-то создает уникальные костюмы и декорации, кто-то предлагает заказчикам "полный пакет" - подбор моделей и постановку номеров и т.п. Не самые добросовестные мастера пытаются минимизировать издержки за счет экономии расходных материалов, а попросту -используют "левые", непрофессиональные краски (акрил-гуашь). Мне приходится часто слышать слово "демпинг" от моих коллег. Но является ли существование низких цен на боди арт демпингом? Нет. Грубо говоря, Демпинг - это умышленное снижение цены на товар/услугу, среди равных ей, представленных на рынке. То есть, когда один из продавцов предлагает аналогичную по всем параметрам услугу/продукцию но по гораздо меньшей цене,чем сложилась на рынке. То, что я вижу не является демпингом по сути: разброс цен вызван различным уровнем предложений. То есть, например, слабенький боди арт (невысокая техничность-художественность, простой рисунок, не очень аккуратно выполненный на "модели в трусах" без макияжа-прически-костюма ), явно не может стоить столько же, сколько целостный образ хорошего уровня (профессиональная модель, высокий уровень техничности мастера, красивый аккуратный рисунок, макияж, прическа и костюм, дополняющие образ ). Заказчик может выбрать классного мастера за цену А, среднего мастера за цену Б, или откровенно пожадничать и нанять ламера с банкой гуаши за цену В. Налицо конкурентный рынок:))
Здесь гораздо неприятнее для меня, например, другой момент: зачастую заказчик, или его представитель, или посредник (агентство, организатор мероприятия) выбирающий художника, ничего не смыслит не только в боди арте, но и вообще лишен эстетики,чувства вкуса и т.п. И, главное, не может понять и объяснить руководителю(человеку, принимающему решение), почему одна и та же, казалось бы услуга может стоить В а может ни хрена себе - целых А. И что результат, естественно, будет отличаться пропорционально цене - как в лучшую ,так и в худшую стороны...А люди со вкусом и понятиями,впервые увидев дешевенкий вариант "раскраски" на выставке, или в клубе, ужаснутся и решат, что бодипейнтинг - это пошло и безвкусно. Я не раз сталкивалась с такими людьми, и некоторых мне удалось переубедить(в том числе и заказчиков:)
Но ведь все очень просто, и боди арт - такая же услуга, как и тысячи других на рынке, и цена на нее зависит, в общем-то от вполне объективных факторов. Вот мы и подошли к ценообразованию.
Из чего складывается цена такой услуги, как боди арт? Я перечислю несколько компонентов.

1). Расходные материалы. Профессиональные краски недешевы изначально,по сути это высококачественная косметика на водной основе. В России естественные налоги-растаможка-наценка еще больше увеличивают стоимость изготовленных за границей расходных материалов. Кроме красок, мы используем и декоративную косметику, ресницы, блестки, слюду, стразы,цветные лаки для волос и т.д и т.п. Одноразовые расходные - бумажные полотенца, влажные салфетки, ватные диски - просто как в трубу улетают!
2). Инструменты. Кисти и спонжи, аэрографы и компрессор - удовольствие недешевое. Профессионал выбирает надежное оборудование и качественные инструменты. Чем это грозит его клиенту кошельку мы все понимаем.
3). Костюмы, украшения и аксессуары. К сожалению, модель в трусах - явление весьма распространенное (и не только в России). Ведь придумать и создать детали костюма - это время+материалы+умения = деньги. Что-то приобретается готовое, что-то шьется или мастерится/лепится/ваяется/декорируется самим мастером. Некоторые вещи можно использовать несколько раз. Но зачастую, выполняя пожелания заказчика, художник вынужден приобретать и создавать новые составляющие декора и костюма. Думаю, рассказывать о том, сколько стоят ткани,
украшения, фурнитура,бижутерия и прочая хрень - не стоит.
4). Время и усилия мастера. бодипейнтинг - процесс сложный и трудоемкий. Немало времени занимает и предварительная подготовка: разработка идей и создание скетчей, изготовление трафаретов, покупка красок и прочих расходных материалов. Про изготовление костюмов я уже говорила. Работать часы напролет (привет шее, поясничному и грудному отделам позвоночника ), переносить тяжелые сумки с материалами и обоудованием - это тоже усилия+здоровье.
5).Сложность рисунка. Безусловно, не очень аккуратный размашистый рисунок - это одно, а высокохудожественный образ с кучей прорисовок - несколько другое. Боди арт на руке стоит не столько же, сколько полный арт всего тела. Но зачастую, заказчику ошибочно кажется, что "вот такой ма-а-аленький логотипчик на голубом фоне" - это очень просто и легко.
6).Уникальность услуги. Высококвалифицированный труд всегда стоит дорого. А в создание боди арт образа вовлечены сразу несколько профессионалов: визажист, парикмахер, стилист, костюмер, декоратор, модель и уникальный художник.
7). Имидж. Логично предположить, что вещь,которая выглядит дорого, будет стоить дороже. Шикарная именная сумка обойдется вам дороже, чем сумка такого же размера из аналогичного материала на "Черкизоне". И, заметьте, покупатель бутика не станет торговаться, как на базаре:)) Высокий уровень работы мастера, несомненно , положительно повлияет на имидж стенда/вечеринк/компании. Верно и обратное, ведь публике есть с чем сравнивать - интернет полон прекрасными работами, а на соседнем выставочном стенде, возможно, работает высококлассный бодипейнтер:)

При этом бодипейнтер, к сожалению, не может сделать большой скидки "за количество"("мы заказываем 10 моделей, сделайте нам скидку в 40%") - каждый образ будет таки уникальным и красок не меньше потратиться, и усилий. Боди арт это не заводская штамповка...

Вот такие размышления у меня получились, уважаемые друзья и коллеги! Давайте подискутируем на эту тему! Жду Ваших мнений и поправок!

UPD by Ольга Байер, небольшие тонкости: Временной парадокс.Количество времени, потраченного на образ,влияет на стоимость работы.Заказчик хочет быстро, но всякий ли художник может при этом качественно?Нет.Причем независимо от уровня мастерства.Значит работает больше людей. С другой стороны, заказчик может дать время - может ли это снизить стоимость работы?Нет.Художник дольше гнет спину и тратит больше красок)))(зато правда, может поработать один или команда в меньшем составе- и больше каждый заработает) Вот такая хрень.Вспоминается по этому поводу надпись в автосервисе: "Быстро.Качественно.Дешево. - можно выбрать только два параметра"...

Скорость работы художника может зависеть не только от уровня его мастерства, натренированности, но и от психофизических параметров.Например, скорость реакций, темперамент,адаптация,страх публичных выступлений, утомляемость, эмоциональная подвижность (сказал кто-то за спиной "о блин кошмар какой", и пипец -крылья сникли) и т.п.Отличный художник может затормозить на интерактиве или просто быть медлительным...