В арсенал собственных квалификаций профессию визажист выбирают, как правило, творческие люди (или считающие себя таковыми).
Эта профессия привлекает своим творческим началом, где термин "творчество" синоним благозвучному и манящему слову "свобода". Девушки, желающие сменить привычный образ жизни, размеренный и определенный офисный стиль на блеск софитов, модные показы, шоу, фото- и видео-проекты, мир кино и телевидения, часто выбирают профессию визажиста, стилиста и открывают себе дверь в яркий бизнес fashion-индустрии.

Сфера практической деятельности визажиста – салоны красоты, модельные агентства, киностудии, театры, телевидение, фотостудии, бутики косметики, брендовые мэйк-ап студии и др. В нашей стране визажисты предпочитают в большинстве случаев работать частным образом, на себя, так как процент, который приходится отдавать компаниям, достаточно велик (от 50%). Для обеспечения стабильного дохода можно реализовываться сразу в нескольких сферах, совмещать занятость в компаниях с частной практикой. Краткосрочные курсы (в среднем, от 1 мес. до полугода) дают зеленый свет скорому старту новой жизни. Для многих именно соотношение времени обучения и финансовой перспективы (труд визажиста считается высокооплачиваемым видом деятельности) является определяющим при выборе, на кого пойти учиться, чтобы быть ближе к моде.

Однако не все так просто и заманчивые перспективы могут так и остаться перспективами и мечтами. Чтобы реализация себя в профессии стала успешным проектом, следует быть осведомленным в области специфики работы визажиста.

Визажист – специалист в области макияжа, создания образа с помощью средств искусства макияжа. Главные обязанности визажиста – корректировка контура лица, маскировка основных недостатков, подчеркивание отдельных черт лица, нанесение макияжа с учетом требований, пожеланий и предпочтений клиента, индивидуальный подбор косметических средств, знание декоративной косметики.

Одним из специфичных моментов профессии является соотношение высокой оплаты деятельности визажиста и средний уровень спроса на рынке труда в России. С другой стороны – количество выпускаемых визажистов, визажистов-стилистов, визажистов-косметологов и визажистов-имиджмейкеров в нашей стране идет по нарастающей динамике. Это означает довольно высокий уровень конкуренции среди специалистов beauty-making. Однако следует заметить, что, возможно, конкуренция в данном сегменте одна из наиболее справедливых и здоровых!

В конечном счете, востребованность визажиста определяет не количество кубков, наград и побед на профессиональных конкурсах (хотя они являются существенным бонусом), не количество оконченных школ – зарубежных или отечественных, а его практические наглядные навыки, визуальные результаты его творческой деятельности. Что это? Его портфолио, отзывы клиентов (сарафанное радио) и профессиональный авторитет (репутация), опыт работы. Путь от начинающего художника по лицам до звездного стилиста определяется качественным подходом к каждому следующему этапу, трепетное отношение к своей работе и к ее результатам, постоянное совершенствование и поиск нового.

В тот момент, когда практика отрывается от теории воплощением творческого видения, закладывается фундамент успешного мастера в области искусства профессионального макияжа. Поэтому можно с уверенностью сказать, что на пути к успешной реализации в профессии немаловажную, почти определяющую роль играют личностные качества визажиста, особенности его натуры. К успеху приведут такие врожденные черты характера как художественный вкус, хорошие коммуникативные навыки, доброжелательность, развитое пространственное и образное мышление, аккуратность, эмоциональная устойчивость, чувство такта и пунктуальность.

Это не пожелания, а вполне конкретные условия организации деятельности визажиста. В Должностной инструкции в пункте 1.6. одним из требований к знаниям профессионального визажиста является знание основ психологии (должностные инструкции разрабатываются не под конкретное наемное лицо, а под определенную профессию, которая зарегистрирована в классификаторе существующих профессий). Так что востребованный визажист обязательно еще и психолог.

Специфика профессиональной реализации визажистов на рынке услуг индустрии красоты в нашей стране

Начинающие визажисты развиваются в основном по типичной схеме профессионального роста:
- профессиональные курсы
- накопление опыта (сотрудничество с профессиональными фотографами, участие в сборной "солянке" из визажистов-новичков для дизайнерского показа)
- реклама – коммерческая деятельность
- собственные творческие проекты, работа со звездами и медийными лицами.

Второй этап – это целый мир и круговерть, уникальное явление, на мой взгляд, определяющее специфику реализации красивых услуг на нашем рынке. Оно носит названиеTFP ("Time for Print (англ. Время за распечатки)) — это термин, используемый во многих фото-сообществах с описанием соглашения между моделью и фотографом. Вместо того, чтобы платить друг другу за услуги, фотограф соглашается предоставить модели определенное количество отпечатков лучших фотографий с сессии и ограниченную лицензию на использование этих снимков в обмен на подписание релиза модели....."ист.Википедии). Для визажиста это означает "поработать за фотографии". Иначе говоря, мир TFP – это мир взаимовыгодного бартера, обмена услугами.

Мир фэшн-индустрии – это взаимосвязь деятелей различных творческих и деловых сред – дизайнеров, визажистов, стилистов, имиджмейкеров; это фотографы, СМИ, косметические компании и проч. И в России миром этим правит бартер, условно бесплатный обмен условно взаимовыгодными услугами, в основе которого положено умение договариваться и выбирать партнеров. Бартер может быть качественным и некачественным. Качественный бартер – это такое сотрудничество, которое подразумевает партнерство профессионалов, имеющих схожий уровень профессионального мастерства в своем ремесле, необходимые ресурсы и расходные материалы для осуществления своей творческой идеи и получения результата такого уровня качества, на который рассчитывали.
Еще одна отличительная сторона такого вида бартера – он не бывает бесплатным.

Большинство визажистов допускают самую распространенную ошибку на пути своего карьерного роста, которая весьма специфична именно для России: они идут по пути наименьшего сопротивления и попадают в сети некачественного бартера – это сотрудничество с непрофессиональными фотографами-любителями и новичками в фотографии, с непрофессиональными моделями, выбор в пользу средств декоративной косметики масс-марок, отличающихся низкими ценами и низким качеством. Задача по сложению халявы и ожиданию достойного результата, который будет увековечен на ваших собственных рекламных источниках, равна нулю.

Специфика европейского способа оказания взаимовыгодных услуг такова – визажисты либо предоставляют свои услуги на коммерческой основе, либо сами платят за получение портфолио (потому как никто не готов работать бесплатно), что относится к новичкам, либо это качественный бартер, потому как некачественный не имеет смысла и перспективы. Визажист в г. Барселона (Испания) в среднем зарабатывает частным путем от 150-250 евро за свадебный макияж (в зависимости от своей квалификации и востребованности), средняя стоимость создания образа для фотосессии составляет 300 евро, без учета стоимости услуг парикмахера-стилиста. Поэтому частный труд визажиста в Испании можно действительно назвать высокооплачиваемым. Спрос на услуги стилистов в целом – в разы выше, чем на российском рынке труда.

Еще одной особенностью профессиональной реализации визажиста в Европе являются очень распространенные и востребованные акции от различных брендовых косметических марок – работа в открытых мэйк-ап студиях, рассчитанная на рекламу косметических декоративных средств и прямые активные продажи. В одном торговом комплексе на едином пространстве могут функционировать сразу пять или шесть открытых make-up студий. Европейские клиенты более открыты к восприятию услуг визажиста-стилиста. Профессиональный макияж – такая же социально-адаптированная вещь, как, скажем, маникюр или прическа.

В нашей же стране профессия визажист-стилист все еще окружена некой завесой тайны и мифов и все еще остается экзотической специальностью. Надо заметить, что немалый процент населения вообще не знает, кто такие визажисты и чем они занимаются, или имеют об этом весьма смутные представления.

Специфичность реализации визажистов обусловлена таким фактором как локализация деятельности. Мы можем рассматривать как поле для карьерного роста мастеров по профессиональному макияжу в большинстве случаев только крупные города, мегаполисы. Однако с популяризацией профессии – благодаря актуальности модных проектов в СМИ, на телевидении, проведению Фестивалей Красоты, Недель Моды в нашей стране – перспективы развития и профессиональной реализации выглядят все более оптимистично. Воплощение перспектив в успешные проекты в реальности, на мой взгляд, зависит от отношения специалистов к своему труду, от их выбора в пользу каждого последующего шага с высоким коэффициентом качества.

Виргиния Верц (Beauty&Style Studio Virginia Verc) для Красиво.СПб
фото: Раиса Канарева, Игорь Талов, Ивано Курилов.

 





Загрузить еще