Врачи-специалисты и медицинская сестра процедурной работают в коммерческой медицинской организации, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь населению. Какая норма продолжительности рабочего времени в неделю устанавливается данным работникам?

Сколько часов должны работать врачи и медсестры при оказании амбулаторно-поликлинической помощи?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В медицинской организации, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь населению, продолжительность рабочей недели врачей-специалистов, осуществляющих исключительно амбулаторный прием больных, не должна превышать 33 часов, а если их должностные обязанности не ограничиваются исключительным ведением амбулаторного приема больных - 37,5 часов. Продолжительность рабочей недели медицинской сестры процедурной в такой организации не должна превышать 37,5 часов.

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 92, ст. 350 ТК РФ для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации (часть третья ст. 350 ТК РФ). Так, перечни должностей и специальностей медицинских работников, организаций, а также отделений, палат, кабинетов и условий труда, работа в которых дает право на сокращенную 36-, 33-, 30- и 24-часовую рабочую неделю, утверждены постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности" (далее - Постановление N 101).

Для отнесения конкретного специалиста к тому или иному перечню необходимо соотнести его условия труда с указанными в перечне:

  • - профилем учреждения (отделения, кабинета);
  • - должностью (специальностью) работника;
  • - характером выполняемой им работы.

Лечебно-профилактические организации и учреждения (поликлиники, амбулатории, диспансеры, медицинские пункты, станции, отделения, кабинеты) предусмотрены в разделе I Приложения N 2 к Постановлению N 101. Лечебно-профилактические организации являются подвидом медицинских организаций (смотрите ст. 12 ранее действовавших Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-I). В свою очередь, под медицинской организацией согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ. Согласно же ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями Трудового кодекса РФ. На этом основании мы полагаем, что требования Постановления N 101, в том числе раздела I Приложения N 2 к нему, распространяются и на коммерческие медицинские организации. Косвенно этот вывод подтверждает также судебная практика: смотрите, например, решение Муромского городского суда Владимирской области от 19.12.2011 по делу N 2-984/2011, апелляционные определения СК по гражданским делам Московского городского суда от 14.06.2012 по делу N 11-9561, от 14.06.2012 по делу N 11-9572.

Кроме того, в настоящее время действуют постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 11.12.1940 N 2499 (далее - Постановление N 2499) и принятый в соответствии с ним приказ Наркомздрава СССР от 12.12.1940 N 584 (далее - Приказ N 584), устанавливающие продолжительность рабочего дня для отдельных категорий медицинских работников, равную 6,5 и 5,5 часам. Эти нормативные правовые акты могут применяться в части, не противоречащей Постановлению N 101*(1). Со ссылкой на изложенную выше ст. 11 ТК РФ, а также учитывая, что названные акты были приняты до установления нынешних организационно-правовых форм юридических лиц, мы также полагаем, что требования Постановления N 2499 и Приказа N 584 распространяются в том числе на коммерческие медицинские организации. Однако, к сожалению, материалов судебной практики по данному вопросу нам обнаружить не удалось.

Разделом I Приложения N 2 к Постановлению N 101 установлена 33-часовая рабочая неделя для врачей лечебно-профилактических организаций, проводящих исключительно амбулаторный прием больных. Таким образом, если указанные в рассматриваемом вопросе врачи-специалисты (терапевт, гинеколог и оториноларинголог) проводят исключительно амбулаторный прием больных*(2), то им должна быть установлена 33-часовая рабочая неделя.

Если же должностные обязанности врачей-специалистов не ограничиваются исключительным ведением амбулаторного приема больных, то, на наш взгляд, их норма рабочего времени устанавливается положениями Постановления N 2499 и Приказа N 584, согласно которым для врачей и среднего медицинского персонала амбулаторно-поликлинических учреждений (за исключением врачей, занятых исключительно амбулаторным приемом больных) устанавливается шести с половиной часовой рабочий день.

Должность медицинской сестры процедурной Постановление N 101 не предусматривает. Однако, поскольку согласно приказу Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 N 526 "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников" должность сестры медицинской процедурной включена в профессиональную квалификационную группу "Средний медицинский и фармацевтический персонал" (раздел 2), можно прийти к выводу, что на медицинских сестер процедурных распространяются выше названные положения Постановления N 2499 и Приказа N 584 об установлении шести с половиной часового рабочего дня.

В связи с тем, что действующее трудовое законодательство (часть первая ст. 350 ТК РФ) не обязывает работодателя устанавливать медицинским работникам сокращенную продолжительность именно рабочего дня, то по нормам Постановления N 2499 и Приказа N 584 необходимо определить нормальную продолжительность рабочей недели. В сноске к Приказу N 584 указано, что продолжительность рабочего дня определяется в соответствии с шестидневной рабочей неделей. При пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями норма рабочего времени за учетный период (неделя, месяц и т.д.) сохраняется. Учитывая, что согласно части третьей ст. 95 ТК РФ накануне выходных дней продолжительность работы при шестидневной рабочей неделе не может превышать пяти часов, то для работников с продолжительностью ежедневной работы 6,5 часа нормальная продолжительность рабочего времени составит 37,5 часа в неделю (6,5 x 5 + 5). Указанная продолжительность является нормальной при любом режиме рабочего времени, в том числе при пятидневной рабочей неделе или сменном графике работы.

Следовательно, для врачей (за исключением врачей, занятых исключительно амбулаторным приемом больных) и медицинской сестры процедурной, работающих в коммерческой медицинской организации, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь населению, продолжительность рабочей недели составит 37,5 часов.

Сколько часов должны работать врачи и медсестры при оказании амбулаторно-поликлинической помощи?

При определении продолжительности рабочего времени медицинских работников необходимо учитывать и положения ст. 92 ТК РФ, и постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870, согласно которым работать не более 36 часов в неделю имеют право работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Поэтому если по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда работа медицинского работника признана вредной или опасной, то его рабочая неделя сокращается как минимум до 36 часов*(3). В тех случаях, когда работник в соответствии с Постановлением N 101 имеет право на меньшую продолжительность рабочей недели, чем 36 часов, его продолжительность рабочей недели устанавливается на основании Постановления N 101.

────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Возможность применения норм Постановления N 2499 при установлении норм рабочего времени для тех категорий медицинских работников, которые не входят в перечень, приведенный в Постановлении N 101, подтвердил представитель Роструда И. Шкловец в следующих комментариях:

Вопрос: Применяется ли в настоящее время Постановление Совета народных комиссаров от 11.12.1940 N 2499 "О продолжительности рабочего дня медицинских работников", согласно которому у некоторых категорий врачей и среднего медицинского персонала продолжительность рабочего дня составляет 6,5 часов, а продолжительность рабочего времени при шестидневной рабочей неделе - 38,5 часов в неделю (6,5 часов x 5 дней + 6 часов в субботу)? ("Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2011 г.);

Вопрос: Разъясните, применяется ли в настоящее время Постановление Совета народных комиссаров от 11.12.1940 N 2499 "О продолжительности рабочего дня медицинских работников", согласно которому у некоторых категорий врачей и среднего медицинского персонала продолжительность рабочего дня составляет 6,5 часов, а при шестидневной рабочей неделе - 38,5 часов (6,5 часов x 5 дней + 6 часов в субботу)? ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 3, май-июнь 2011 г.).

*(2) Относительно исключительного осуществления врачом амбулаторной медицинской помощи смотрите Вопрос: Врач-травматолог-ортопед травматологического пункта осуществляет амбулаторную медицинскую помощь. Какова продолжительность рабочего времени данного врача травматологического пункта

// Ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2012 г.

*(3) Относительно проведения аттестации смотрите 

Вопрос: Необходимо ли для проведения аттестации рабочих мест в бюджетном медицинском учреждении привлекать специализированную организацию или работодатель может проводить ее самостоятельно, создав свою внутреннюю комиссию? Все ли рабочие места подлежат аттестации? Можно ли проводить аттестацию не сразу, а поэтапно? Какова ответственность работодателя за непроведение или частичное проведение аттестации рабочих мест?

 // Ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2010 г.