В России в последние годы практикует немало врачей из-за границы. Клиники пластической хирургии открыто рекламируют хирургов из-за рубежа, которые приезжают делать операции российским пациентам, в клиниках красоты консультируют иностранные специалисты, оздоровительный и лечебный массаж проводят массажисты из стран Юго-Восточной Азии.

Между тем вся эта деятельность находится вне закона.

Более того, в России не имеют права практиковать специалисты, получившие образование и в странах ближнего зарубежья, потому что как бы близки не были наши родственные связи, де-юре это- иностранные государства.

Между тем, существует закон федерального уровня - Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, и статья 54 " Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью" прямо указывает:

"Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а на занятие определенными видами деятельности, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации, - также сертификат специалиста и лицензию".

Еще конкретнее эти ограничения прописаны в Постановлении Правительства Российской Федерации от 7 февраля 1995 г. № 119 "О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах".Постановление устанавливает, что документы, удостоверяющие право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в бывшем СССР и Российской Федерации, выданные до принятия настоящего Постановления (то есть до 1995 года прим. 1nep.ru) лицам, получившим медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, сохраняют юридическую силу в Российской Федерации и обмену не подлежат.

То есть Положение о порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, на лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в бывшем СССР, не распространяется.

Одним словом, для тех врачей и медсестер, кто закончил медицинские учебные заведения (высшие и средние специальные) после 1995 года, существуют значительные ограничения по допуску. Такие же, собственно, как и для тех, кто приезжает к нам практиковать из США, Европы или Юго-Восточной Азии.

Специалисты, получившие медицинскую подготовку в иностранных государствах, могут быть допущены к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации при условии, что федеральными государственными органами управления образованием совместно с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития будет установлена эквивалентность образования.То есть, иностранный специалист только после успешной сдачи специальных экзаменов и получения в установленном порядке лицензии на занятие определенными Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития видами деятельности может начать медицинскую практику.

Надо также обратить внимание, что лица, получившие медицинское и фармацевтическое образование за границей и допущенные к медицинской или фармацевтической деятельности в Российской Федерации, но по каким-либо причинам не работавшие по своей специальности более 5 лет, могут быть вновь допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях. При этом компенсация затрат на обучение осуществляется за счет личных средств обучающихся.

Организация допуска к медицинской и фармацевтической деятельности прописана в совместном приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 24 мая 2006 г. № 1200-Пр/06.

Документ утвердил формы документов, использующихся для направления на сдачу специальных экзаменов, в том числе и форму заявления специалиста. В 2006 году Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития издала приказ № 1383-Пр/06, которым утвердила перечень образовательных учреждений, где действуют постоянно действующие комиссии для проведения экзаменов.

Руководителям территориальных органов Росздравнадзора рекомендовано по согласованию с руководителями учреждений высшего и среднего профессионального образования представлять копии протоколов специальных экзаменов в Управление организации государственного контроля качества медико-социальной помощи.

Оттуда данные будут поступать в Федеральный реестр специалистов - свод сведений об образовании и квалификации каждого врача в Российской Федерации, который сейчас находится в стадии создания. Это позволит проследить путь каждого специалиста в его рабочей деятельности.

Этим же приказом специально оговорено, что направление на сдачу экзаменов осуществляется с учетом географического расположения предполагаемого места проживания и работы соискателя, а также его специальности. В отдельных случаях, с учетом мотивированного желания соискателя, допускается направление такого лица в другое образовательное учреждение, включенное в данный перечень.А теперь обратимся к тому, как проходят такие экзамены.

Процесс регламентируется приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 июля 2000 г. № 284 "О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах".

Рассмотрим процедуру подробно:

К сдаче специальных экзаменов допускаются лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, при условии, что федеральным органом управления образованием осуществлено признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях. Лицо, претендующее на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью по специальности, предъявляет документы, удостоверяющие личность, и подает заявление в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития с приложением:

а. документов об образовании;
б. сведений о предшествующей работе по специальности;
в. фотографий.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, получив указанное заявление, рассматривает вопрос о проведении специальных экзаменов в соответствующем образовательном учреждении и выдает направление на сдачу специальных экзаменов.В состав постоянно действующих комиссий для проведения специальных экзаменов входят ведущие специалисты здравоохранения и медицинской науки, представители медицинских и фармацевтических ассоциаций, а также представители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.Персональный состав комиссии утверждается руководителем соответствующего образовательного учреждения.На основании направления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития председатель комиссии устанавливает претенденту срок сдачи специальных экзаменов с учетом времени для подготовки к ним.Экзаменационная комиссия работает по мере поступления направлений Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.Результаты специальных экзаменов оформляются протоколом, в котором указывается, допускается либо не допускается претендент к медицинской и фармацевтической деятельности по специальности в Российской Федерации. Протокол подписывается председателем комиссии, а также ее членами, принимавшими специальный экзамен, и заверяется печатью соответствующего образовательного учреждения. Копии протоколов представляются в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

В случае успешной сдачи специальных экзаменов выдается сертификат специалиста, который и дает право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью по специальности на всей территории Российской Федерации.