Регистрация

                                                                                                                                             Решила написать несколько постов посвященных цветоанализу. Мои посты будут совмещать в себе часть теоретических данных почерпнутых на занятии А. Бадовой, а также материалы, которые я почерпнула из различных источников в процессе изучения этой тематики, мои личные дополнения, наблюдения и обобщения. Конечно, здесь будут только основные тезисы, по котогрым невозможно научиться составлять индивидуальные цветовые палитры и сочетания, но, думаю, эта информация может быть полезна для многих интересующихся и работающих с цветом. 

Говоря о свете, физики выделяют его двойственную природу - это одновремено корпускула (частица) и волна. Будем рассматривать свет с волновой точки зрения. Белый (солнечный) свет имеет сложную стуктуру и состоит из совокупности волн с длиной волны в диапазоне от 400нм до 700нм - это видимое излучение.

Если разложить белый свет через призму, можно увидеть все цвета спектра - видимого диапазона волн. В данном случае призма просто разделяет и направляет в разные стороны волны с различной длиной волны. 

 Получаемые в ходе данного эксперимента цветовые лучи и составляют цвета спектра. Как видно среди этих цветов нет ни белого, ни серого, ни черного, ни коричневого, поскольку природа их образования несколько иная. Можно проделать обратный эксперимент и с помощью еще одной призмы, развернутой на 180 градусов, получить на выходе пучек белого света. 

Существуют разные системы расположения цветов. Обычно у стилистов и визажистов для рассмотрения цветов выбирается форма цветового круга. Лично мне она очень нравится, она удобна и наглядна. В цветовом круге выделяют 12 цветов, порядок этих цветов повторяет последовательность цветов в радуге или естесттвеном спектре, получаемом разложением белого света через призму.

Выделяют базис первичных цветов, которые называются основными или базовыми цветами. У художников, стилистов и визажистов обычно это: синий, красный и желтый цвета. Путем смешения этих цветов можем получить все остальные цвета цветового круга. Вторичными цветами называют цвета, получаемые путем смешения первичных цветов, к ним относятсяжелтый, зеленый, синий, фиолетовый, красный и оранжевый. Третьичными цветами называют цвета, полученные путем смешения вторичных цветов - это желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый, синий, сине-фиолетовый, фиолетовый, красно-фиолетовый, красный, красно-оранжевый, оранжевый, желто-оранжевый.

 Однако, на самом деле в качестве подобного базиса можно выбрать и другие цвета. Например, в технике очень часто используют систему RGB (R-красный, G-зеленый, B- синий), и представляют все цвета через их смешение, колбочки на сетчатке человеческого глаза также различают только синий, зеленый и красные цвета, в полиграфии использут базис, составленный из голубого, пурпурного и желтого цветов и.т.д. 

Каким образом мы видим, что та или иная поверхность окрашена в тот или иной цвет? Каждая поверхность обладает свойством поглощать, отражать и пропускать через себя излучение определенных волн. Если мы видим, что поверхность некоторого предмета, красная, например, значит эта поверхность поглощает все лучи цветового спектра, кроме волн с длиной волны 650-700нм, т.е. красных, которые отражает, и мы видим именно эту отраженную волну. Если некоторая поверхность, например, сине-зеленая, значит она поглощает все лучи цветового спектра, кроме синих и зеленых волн, которые отражает, и результат отражения этих друх волн мы видим, как сине-зеленый цвет.

Таким образом, белая поверхность та, которая отражает все волны цветового спектра, а черная та, которая поглощает все волны цветового спектра. Подобное смешение цветовов световых волн называется аддитивным. Оно широко используется в технике, где работа идет непосредственно с цветовыми лучами.



Однако, если говорить о смешивании красок, то дело обстоит несколько иначе, а именно с таким видом смешивания работаем мы, визажисты. Например, красная краска, обладает свойством отражать лучи красного цвета и поглощать остальные лучи, если смешать ее с краской другого цвета (которая также отражет только лучи определенного цвета, а остальные поглощает), то каждая их смесь отразит еще меньше света. Таким образом чем больше красок мы смешиваем, тем более темный цвет получаем (но это не серый и не черный цвет, а некий бурый (темно-коричневый), потому что никогда не возможно достичь однородного смешения красящих пигментов, поэтому смесь всегда будет отражать некоторые части световых волн). Это называется смешением цветов путем вычитания или субтрактивное смешивание. Затемнение цвета при смешивании красок стало одной из причин, по которой импрессионисты писали отдельными точками и мазками ярких спектральных цветов, а не смешивали цвета.



Белый, серый и черный цвета носят название ахроматических цветов, т.е не содержат в себе цветового тона, а только обладают свойством светлоты. Наиболее светлым ахроматическим цветом является белый, наиболее тёмным — чёрный