ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ И ГАРМОНИИ ЦВЕТА

К гармоничным сочетаниям цвета относятся: сочетания, произво­дящие впечатление колористической цельности, цветовой уравно­вешенности, цветового единства. Под цветовым равновесием понимается такое соотношение и такие качества цветов, при которых они не кажутся чуждыми один другому и ни один из них не преобладает над другим.

Правда, необходимо сделать оговорку: всякая гармония означает определенную закономерность, но не всякая закономерность может вести к гармонии.

Во все времена эстетическая оценка цветовых отношений, в первую очередь, определялась отношением цветовых тонов. Именно сочетания различных цветовых тонов, прежде всего, обуславливают и характеризуют гармонические сочетания цветов. Кроме того, большую роль играют сочетания цветовых тонов по светлоте. По-настоящему, оценить сочетания цветовых тонов можно только с учетом их светлотных и тональных отношений. Поэтому любой цвет нельзя рассматривать изолированно от его насыщенности и светлоты. При этом не надо забывать, что один и тот же цвет в разном светлотном диапазоне может производить, в зависимости от ситуации и настроения, иногда приятное, а иногда неприятное впечатление.

Из всего сказанного следует, что гармонию цветов можно и нуж-но рассматривать как композицию цветовых отношений и как совокуп­ность цветовых комбинаций, с учетом всех основных характеристик цветов - светлоты, насыщенности, цветового тона, оттенка, формы и размеров площади, занимаемых этими цветами. Эстетически оценить указанную гармонию каким-либо другим способом, кроме визуального, невозможно. Т.е. главным эстетическим критерием гармонических сочетаний цветов является визуальная оценка.

Самым легким достижением гармонически сбалансированной цвето­вой композиции является построение гармонии, основанной на смеси цветов, в сумме дающих нейтральный серый цвет. Это утверждение было научно доказано в 1797 году. Поэтому при построении простейшей гармонической композиции цвета нужно учитывать правило нейтрализации цветов, т.е. подбирать цвета по цветовому тону, площади распределения, насыщенности и светлоте так, чтобы в итоге они перевоплощались в нейтральный серый цвет.

Конечно, волосы сами по себе сложно окрасить так, чтобы создать психологически нейтрально серый цвет. Поэтому при подборе слож­ных композиционных и гармонических цветов, нужно учитывать такие факторы как макияж, цвет одежды и многое другое.

Для создания более динамичной и интересной композиции важно придавать ей какой-то основной оттенок, который будет доминировать, и создавать психологическое настроение. Запомните, что идеальна не та композиция, которая математически просчитана, а та, которая психологически и эстетически красива и приятна. Да, конечно, хорошо бы все просчитать, вывести общую цветовую гамму в смеси в серый цвет. Но где душа, где энергия? Не надо забывать, что клиенты от нас ждут чего-то ТАКОГО, а не просто «мелирования».

Но, как говорится, талант - хорошо, но без знаний он ничто, поэтому при создании красивых композиций все-таки придется пользоваться правилами и законами. В практике парикмахеры колористы поль­зуются пятью основными правилами создания «цветовых картин»:

1. Привила контраста;

2. Правила гармонических сочетаний;

3. Правила формы и массы цвета;

4. Правила распределения и расположения цвета в композиции;

5. Правила оптических иллюзий.

КОНТРАСТ

Контраст - при сравнении между собой двух или более цветов, находятся чётко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, говорится о диаметральном или полярном контрасте. Так, например, противопоставления большой-маленький, белый-чёрный, холодный-тёплый в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты10.

В работе контраст является наиважнейшим средством, поскольку при помощи него можно акцентировать внимание на необходимых зонах и участках, а также отвлечь внимание от ненужных элементов и недостатков. Различают всего пять видов контраста:

1. Контраст цветовых тонов;

2. Контраст светотеневой;

3. Контраст температур;

4. Симультанный контраст;

5. Контраст насыщенности.

КОНТРАСТ ЦВЕТОВЫХ ТОНОВ

Контраст цветовых тонов - это контраст цветов, основанный на различие цветовых нюансов, например, красный, синий и желтый. Максимального эффекта можно достичь, добавляя между оттенками ахроматические цвета, например, черный.

КОНТРАСТ СВЕТОТЕНЕВОЙ

Светотеневой контраст достигается путем сочетания цветов, различных по светлоте. При этом контраст будет тем сильнее, чем выше разница по светлоте. Этот контраст, чаще всего, применяется в парикмахерском бизнесе, и даже если колорист создает контраст температур или цветовых тонов, он обязательно усиливает эти контрасты светлотным.

КОНТРАСТ ТЕМПЕРАТУР
Контраст температур - это сочетание цветов различных по температуре, например, сине-фиолетовый и оранжево-красный. При окрашивании волос, использование этих контрастов не распространено, что огорчает, поскольку зачастую такие контрасты смотрятся намного красивее, чем светлотные.

СИМУЛЬТАННЫЙ КОНТРАСТ
Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором глаз во время восприятия какого-либо цвета, тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, т.е. одновременно, порождает его сам. Этот факт означает, что основной закон цветовой гармонии (создание гармо­нично серой композиции) базируется на законе о дополнительных цветах. Симультанно порождённые цвета возникают лишь как ощущение, и объективно не существуют.

Очень подробно об эффекте симультанного контраста описано в трудах Иоханнеса Иттена. Симультанный контраст, например, можно увидеть, если в течение полуминуты рассматривать на белой бумаге оранжево-красный круг - вокруг него появится светлый сине-зеленый ореол.

Если также всматриваться в чисто красный круг, то ореол будет почти зеленым. И наоборот: стоит всмотреться в зеленый треугольник, как сейчас же на белом поле появится цвет красного персика.

Таким образом, порядок противоположных цветов появляется в наших глазах, так как в сетчатке отражаются три цветовых субстан­ции, которые вызывают смешение рассматриваемых цветовых тонов. Если на зрение действует только синий цвет, то способность зрительного восприятия этого цвета постепенно как бы теряется, а воспринимаются только красный и желтый цвета. Из-за этого и возникает красно-желтая копия (отображение) синего цвета. От аналогичного воздействия на глаза черного цвета в них ощущается белое остаточное отображение - копия. Этот эффект и есть тот самый симультанный контраст.

Симультанный контраст можно наблюдать и в других случаях. Например, нейтральный серый цвет на красном фоне воспринимается уже не как нейтральный, а как зеленоватый. Серый цвет на синем фоне воспринимается как серый с оранжевым оттенком, а серый на зеленом фоне - как серый с красным оттенком. Так цвета взаимно связаны друг с другом.

 Но симультанный контраст можно увидеть, не только рассматривая цветные предметы. Самой известной картиной, порождающей симультанный контраст, является изображение Иисуса Христа. Внимательно всмотритесь в центральные четыре точки картины. Продолжайте смотреть в течение 30-40 секунд. После перенесите взгляд на ровную, лучше всего белую поверхность стены или бумаги. Ваш мозг конвертирует цвета, создавая на их местах цвета-антиподы.

 КОНТРАСТ НАСЫЩЕННОСТИ

Этот контраст основан на сочетании цветов, имеющих различную насыщенность, т.е. различное содержание серого (натурального) цвета. К сожалению, в полную силу контраст насыщенности на волосах создать практически невозможно, поскольку палитры красителей не содержат глубокую гамму цветов, разложенных по насыщенности. Но если вы хотите создать такой контраст, то начните смешивать красители друг с другом и получите практически всю палитру.