Сколько лет женщины окрашивают волосы? Тысячи! Причем цель этого действа остается неизменной - скрыть седину и придать волосам красивый оттенок. А вот способы и средства окрашивания неоднократно менялись, так что в «истории красок» сегодня можно найти место всему - и научным курьезам, и гениальным открытиям.

Древние секреты окрашивания волос

Это сегодня в основе красителей для волос лежат химические формулы. А в древние времена женщинам приходилось использовать лишь те красящие вещества, которые можно было найти в природе. К счастью, их всегда хватало: ромашка, индигофера, сандаловое дерево, хна, ореховая скорлупа и т. д. В Древнем Египте и на Ближнем востоке женщины в основном красили волосы хной - красителем, который получают из сухих листьев и стеблей кустарника лавсонии. Смесь хны с горячей водой придает волосам разнообразные рыжие оттенки. А чтобы усилить эффект, в хну добавляли чай. Кроме того, для закрашивания седины египтяне использовали совсем уж «дикие» рецепты - например, смесь растительного масла с кровью черных кошек.

Rubens-Venera.jpg

      
Зачастую древние модницы (и модники!) использовали такие рецепты для окрашивания волос, которые сегодня нам кажутся, по меньшей мере, странными. Так, древние кельты и галлы (1000-50 гг. до н. э.) обесцвечивали волосы с помощью известковой воды (разновидность щелочи). Волосы приобретали ослепительно-белый цвет. Вдобавок кельты красили лица синей краской для запугивания врагов на поле боя. Надо думать, что в сочетании с выбеленными известью волосами такой make-up производил надлежащий эффект. Вообще складывается впечатление, что «джентльмены предпочитали блондинок» уже в древние времена. Так, в Древней Греции царил настоящий культ светлых волос, ведь считалось, что богиня любви и красоты Афродита была золотоволосой. Один из существовавших в то время рецептов осветления волос предусматривал смешивание раствора углекислого калия (поташа) с желтыми цветами. В IV веке до н.э. гречанки красили волосы этим составом или посыпали их светлой пудрой. В Древнем Риме краски для волос тоже пользовались большой популярностью - историки обнаружили более 100 различных рецептов для обесцвечивания или окрашивания волос. Кстати, на заре истории римляне гордились своими темными волосами, а светлые волосы даже считались отличительным признаком проституток. Но времена менялись, и светлые волосы вошли в моду вместе с проникновением в Рим греческой культуры. Римские женщины наносили на волосы обесцвечивающие вещества, а затем подставляли головы солнцу - так можно было получить золотистый оттенок. Если волосы после такого воздействия выпадали, римлянки прибегали к помощи париков, сделанных из волос белокурых рабынь. Богатые люди могли позволить себе посыпать волосы порошком из настоящего золота, чтобы те казались светлее (кстати, так поступали еще древние финикийцы). Не хватает золота? Тогда в ход шла цветочная пыльца и измельченные лепестки желтых цветов. Но не блондом единым жил древний римлянин! Популярностью пользовались и темные красители для закрашивания седины. Они изготавливались из пепла, скорлупы грецкого ореха, лука-порея и... пиявок. Римляне использовали и совсем уж агрессивные способы окрашивания волос. Так, было замечено, что если смочить уксусом свинцовый гребень, он оставляет на волосах темные следы (соли свинца). А если использовать гребень повторно, волосы станут еще темнее.
Между прочим, в древности мужчины не считали зазорным красить волосы. По крайней мере, окрашивание бороды практиковалось во многих культурах. В Вавилоне и Абиссинии мужчины красили усы и бороды в черный цвет, а в Древней Персии использовали хну для придания им рыжего оттенка. Кельты и викинги отбеливали бороды и усы. Богатые ассирийцы не жалели золотого порошка для придания волосам и бороде золотистого оттенка. А кое-где окрашивание волос считалось обязательным элементом подготовки к торжеству, например к свадьбе. Так, тунисские невесты для окрашивания волос «под венец» готовили специальную краску «мардума» - они смешивали чернильные орешки (естественный источник танина), гвоздику и медный купорос.

Эпоха возрождения и средние века окрашивание волос



В Средние века католическая церковь наложила запрет на окрашивание волос. Более того, священнослужители косо смотрели и на натуральных блондинок, подозревая, что распущенные светлые волосы могут ввести в соблазн даже самых стойких мужчин. Однако женщины продолжали красить волосы, используя для этих целей хну, цветы дрока, яйца, шафран и даже почки теленка.

По мере усиления монаршей власти в Европе моду на тот или иной цвет волос стал задавать королевский двор. Так, во времена правления Елизаветы I (1533-1603 гг.) в Англии самым популярным оттенком волос стал рыжий, ведь королева славилась своими огненными волосами. Чтобы воспроизвести этот цвет, англичанки смешивали шафран и порошок серы. И их не смущали даже побочные эффекты окрашивания, такие как тошнота, головная боль и носовое кровотечение! 
Популяризации золотисто-рыжего цвета способствовал также итальянский художник Тициан (1477-1576 гг.), изображавший на своих полотнах рыжеволосых женщин. Итальянки, мечтавшие сделать свои волосы рыжими, наносили на них обесцвечивающие смеси, готовя их из квасцов, серы, соды и ревеня. Потом дамы располагались на солнцепеке и ждали, пока под действием солнца волосы не посветлеют.
В эпоху Возрождения лидером в деле разработки новых рецептов окрашивания стала Франция. Считается, что Маргарита Валуа (1553-1615 гг.), которую Дюма прославил своим романом «Королева Марго», ввела в употребление химический способ осветления волос, который был для того времени просто революционным. Однако большинство женщин продолжали использовать растительные вещества - они наносили на волосы порошок желтых цветов, а затем закрепляли его особым клейким составом.

В XVII веке люди окрашивали волосы в темный цвет с помощью свинцовых гребней, как это делали древние римляне. Для окрашивания в светлый цвет применяли лимонный сок и отвар ромашки. Кроме того, все большее распространение получает ароматизированная пудра белых и пастельных оттенков, которую наносят как на парики, так и непосредственно на волосы. Век XVIII и вовсе можно назвать «веком напудренных париков». В это время вместо пудры часто используется обычная пшеничная мука. По оценкам ученых, количества муки, которую для посыпки париков ежегодно изводили солдаты британской армии, хватило бы для того, чтобы испечь хлеб для пятидесяти тысяч человек!

Новое время в новом свете для краски для волос

Начало XIX века не способствовало экспериментам с цветом волос: консервативное общество не принимало ярких красок и осуждало использование косметики. Так, со времен первых колонистов и на протяжении всего XIX века в Соединенных Штатах обесцвеченные волосы ассоциировались с чрезмерным тщеславием или безнравственностью. Женщина по-прежнему воспринималась прежде всего как жена и мать, а не как объект восхищения. Красота была вторичной: считалось, что женщина сначала должна быть добродетельна, а уж потом - красива. 
Конечно, это не значит, что красители были забыты окончательно. В 1839 году предприимчивый парфюмер Жюль Оэль (Jules Hauel) начал продавать в своем магазине в Филадельфии красители на растительной основе, а также мыло, духи и медвежий жир (тогдашний аналог кондиционера для волос). И бизнес процветал! Подобные товары можно было купить и у коммивояжеров. Кроме того, многие дамы продолжали готовить красители у себя на кухне. Домашние рецепты обычно предполагали использование различных трав, корней и листьев. Некоторые красители включали более необычные ингредиенты, в том числе ржавчину. Правда, строгая Викторианская эпоха сильно повлияла на моду: женщины использовали не слишком заметные красители для волос. 
В XIX веке окрепли связи между Европой и Азией (как раз на это время приходится расцвет Британской империи с ее многочисленными колониями). Знакомство с восточной культурой привело к тому, что европейские женщины оценили красящие способности хны. Оперная дива того времени Аделина Патти еще больше подогревала популярность рыжих оттенков: женщины стремились быть похожими на нее, и хна шла нарасхват! 
Кстати, в то время хной называли практически все красители для волос, даже если они изготавливались на основе других ингредиентов. Покупатели могли выбирать коробочки с ярлычками «черный», «красный», «блонд», «нейтральный» или «белый». В их составе, как правило, можно было найти хну, индиго или кассию наряду с другими ингредиентами. В XIX веке для осветления волос впервые в истории начали использовать перекись (хотя некоторые историки полагают, что люди, возможно, начали пользоваться перекисью столетиями раньше, еще в древние времена!). Но как бы там ни было, в 1867 году лондонский химик Э. X. Тиллей (Е. Н. Thiellay) и парижский парикмахер Леон Юго (Leon Hugot) продемонстрировали действие перекиси на волосы. Эта бесцветная жидкость разрушает натуральный меланин, содержащийся в стержне волоса, и пряди приобретают желтый или оранжевожелтый оттенок. Правда, за счет своего агрессивного воздействия перекись очень сушит волосы. Но, тем не менее, это был настоящий прорыв - и с этого времени можно вести отсчет истории современного окрашивания

20 век - максимум цвета для волос!

article-1313654-0B4551A7000005DC-748_468x620.jpg
Конец XIX века был временем невероятного научного подъема. В числе прочих бурно развивавшихся наук была и химия. Еще в 1863 году химики синтезировали парафенилендиамин - химикат, который хорошо зарекомендовал себя в окрашивании текстиля. Дальнейшие исследования красителей на основе каменноугольной смолы и анилина привели к разработке современных формул для окрашивания волос. Правда, тут надо заметить, что в этих формулах присутствовала такая летучая составляющая, как... любовь. Кто знает, когда бы химики додумались до синтетической краски для волос, если бы не любовь Эжена Шуэллера к своей жене! Эжен Шуэллер, сын булочника, с детства обожал химию. Во время учебы в химическом институте он продемонстри¬ровал такое рвение и способности, что его преподаватель профессор Виктор Огер предложил молодому специалисту - инженеру-химику - место помощника лаборанта в Сорбонне. Заработки там были небольшие, но деньги, чтобы содержать семью, у Эжена теперь появились. И он женился. В один из дней 1907 года мадам Шуэллер отпра¬вилась в парикмахерскую - ивернулась оттуда в слезах. Вместо белокурых локонов ее личико обрамляли пегие пряди, больше похожие на солому. Происшествие с женой задело чувствительные струны души молодого химика, и к тому же в нем проснулся настоящий азарт профессионала. Пора было браться за дело!
 
Однако оборудование университетской лаборатории, где работал Эжен, было древним, а набор химикатов - невозможно скудным, а потому сделать что-то стоящее в этих условиях было нереально. Тот же профессор Огер устроил Шуэллера старшим лаборантом в лабораторию Центральной аптеки Франции. Это было совсем другое дело, и с новыми возможностями у Эжена появился шанс. Вскоре в результате его химического творчества был получен новый синтетический краситель, который содержал соли меди, железа и сульфата натрия. Только это была совсем новая формула, где пропорции были тщательно просчитаны. И краска немедленно была представлена жене. «Посмотри какой цвет! А как блестят мои волосы! Ты просто чудо!» - счастливая женщина крутилась возле зеркала и не могла перестать восхищаться и своими волосами, и своим мужем. Эжен был горд. «Может, предложить новую краску парикмахерам?» - вернулась его мысль в практическое русло. И вскоре он продал одному из них пару фла¬кончиков краски, которую назвал звучным, ничего не значащим словом L'Aureale, и не особенно удивился, когда тот заказал еще.
 
 
jUlUvdUWI8.jpgЭжен запатентовал свою краску и начал ее производство, которое разместилось прямо в двухкомнатной квартире на улице Альже. Столовая Шуэллеров превратилась в демонстрационный зал, а спальня - в лабораторию. Нанять кого-то Эжену было не по карману: начальный капитал компании «Безопасные краски для волос», основанной им в 1907 году, составлял смешные 800 франков. И Шуэллер работал сам: по ночам готовил свою продукцию, а утром сбывал ее парикмахерам. В 1909 году судьба свела молодого предпринимателя с бухгалтером Эпернэ, только что унаследовавшим 25 тысяч франков. Мадам Эпернэ и ее подруги говорили, что в восторге от краски L'Aureale. Да и парижские парикмахерские с нетерпением ждали очередных партий продукта. А сам Шуэллер так увлеченно рассказывал о новых разработках, что бухгалтер решил рискнуть и вложить свои средства в предприятие Шуэллера.
 
С такими деньгами уже можно было расширять производство. Первым делом Шуэллер переместил свою компанию в четырехкомнатную квартиру на улице Лувр. В новом имени L'Oreal, которое Шуэллер дал своей компании, удачно сочетались образы, связанные с французскими словами l'ог («золото») и aureole («ореол - блеск, сияние»), В качестве торгового агента он нанял бывшего парикмахера российского царского двора, а сам активно занялся рекламой. Спустя всего три года после создания марки продукция L'Oreal уже продавалась в Голландии, Италии, Австрии. Еще через несколько лет «безопасные краски» можно было купить даже в США, Бразилии и России. Так Эжен Шуэллер не только положил начало производству профессиональных красителей для волос, но и разрушил стереотип о том, что окрашивание волос - весьма рисковая процедура. А дальше события развивались по нарастающей!
 
20-е годы
Годы после Первой мировой войны (с которой Шуэллер вернулся живым и здоровым!) стали временем расцвета для компании L'Oreal. В моду вошли короткие стрижки, а поскольку отросшие корни на коротких волосах более заметны, спрос на краску для волос рос день ото дня. И Шуэллер открыл свой первый завод на улице Клавель. Там работало уже сто человек, трое их которых были химики. В тех же 20-х годах другая французская компания под названием Мury создала формулу, позволяющую красителю проникать в стержень волоса, а не только покрывать его снаружи. Так как новый краситель держался на волосах дольше и выглядел более естественно, он оказался более эффективным для закрашивания седины, а также для улучшения натурального цвета волос.
30-е годы 
affichette-loreal.1278981981.jpgВ 1930 году компания L'Oreal выпускает краску на растительной основе Imedia, которая производит настоящий фурор на рынке. Еще никогда подобные средства не имели таких естественных оттенков и не наносились так легко. Плюс ко всему Imedia можно было наносить на волосы даже после химической завивки, которая переживала в это время свой первый бум. Кстати, для продвижения этой краски Шуэллер применял неординарные маркетинговые ходы. Например, на упаковках с краской были честно напечатаны предупреждение о возможной аллергии и рекомендации предварительно тестировать продукт на чувствительных участках кожи. Столь серьезная забота о клиенте и научный характер пояснений и инструкций также способствовали рыночным победам Imedia. В 1939 году у компании было около трехсот представителей, в основном бывших парикмахеров, которые напрямую работали с большинством французских косметических салонов. А в самой в группе L'Oreal трудились уже более тысячи человек! В это время большое влияние приобрела киноиндустрия - женщины старательно копировали внешний облик актрис, которые появлялись на экране с красивыми прическами и макияжем. Так, Джин Харлоу, популярная кинозвезда 1930-х годов, осветляла волосы до платинового оттенка блонд, и этот цвет стал настоящим трендом. Правда, постоянное отбеливание привело к тому, что Джин со временем пришлось носить парики. И когда она умерла в 1937 году в возрасте двадцати шести лет из-за уремического отравления, тут же пошли слухи о том, что ее смерть стала результатом токсического воздействия отбеливателя. В то время как некоторые женщины прибегали к перекиси или отбеливателю для стирки в попытках стать похожей на Джин Харлоу или Мэй Уэст, другие использовали хну для менее радикального изменения цвета волос. В это время своя «красочная революция» происходит и в Германии - в 1934 году Георг Штроер, сын основателя компании Wella, впервые смешивает краску для волос с интенсивным ухаживающим препаратом Kolestral. В результате он получает первую крем-краску для волос в мире. Его изобретение получает название Koleston. К слову: в это время бытовало убеждение, что волосы перед окрашиванием нужно обязательно обезжирить.

Новая краска с текстурой и ухаживающими свойствами крема не только позволяла изменить цвет волос, но и «смазывала» их поверхность, делая окрашивание более щадящим. Клиенты оценили новинку по достоинству, и семья Штроер поспешила запатентовать свое изобретение. Перед Wella открывались большие перспективы, но тут вмешалась Вторая мировая война...
В 30-е годы производство красителей активно развивается не только в Европе, но и в Америке. Американский химик Лоуренс Гелб во время своего визита во Францию в 1931 году открыл для себя продукты фирмы Мury и тут же приобрел права на них. Вернувшись в Штаты, Гелб вместе со своей женой Джоан основал компанию Clairol и начал работу над красителем на углеводородной основе, который женщины могли бы использовать в домашних условиях. Спрос на него оказался таким огромным, что к 1938 году ежегодный объем продаж Clairol достиг 1 миллиона долларов! Тем не менее, многие женщины по-прежнему скрывали то, что они красят волосы. Сейчас трудно себе это представить, но в то время в некоторых салонах существовали специальные входы, которыми пользовались клиентки, не желавшие, чтобы кто-то заподозрил их в окрашивании волос!

40-50-е годы

 
Вторая мировая война не смогла «выбить из седла» производителей красок для волос. Предприятие Шуэллера только набирало обороты: 1947 год ознаменовался огромным успехом Rege-Color, первой краски L'Oreal для самостоятельного использования. Что же, для тех, кто не мог себе позволить профессиональные услуги по окрашиванию волос, эта краска стала отличным решением!
В 50-е годы красок становится все больше. Оправившись от последствий войны, компания Wella возобновляет производство крем-краски Koleston - и это средство становится лидером продаж во всем мире. Уже через три года после повторного запуска Wella продала более 5,5 миллиона тюбиков краски! Но руководство компании не собиралось останавливаться на достигнутом (как-никак, конкуренция обязывает!) - вскоре Wella выпустила окислительную краску для волос, которая обладала лучшей покрывающей способностью и позволяла одновременно окрашивать и осветлять волосы.
50-е стали переломным временем в истории окрашивания волос: новые и усовершенствованные продукты позволили закрашивать седину более эффективно и осветлять волосы без предварительного обесцвечивания. Кроме того, они были удобны в применении и давали ровный цвет даже на поврежденных волосах. Неудивительно, что ими стали пользоваться все большее число женщин. Окрашивание перестало быть чем-то неприличным. Даже наоборот! Компания Clairol продвигала свои продукты с помощью рекламных кампаний, героинями которых становились вполне респектабельные «хранительницы домашнего очага» или «соседские девчонки». Интересно, что в одной рекламе 1956 года Clairol задавал провокационный вопрос: «Правда ли, что у блондинок жизнь веселее?» (попробуйте - и узнаете!), а в другой волновал зрительниц фразой: «Уж если у меня есть только одна жизнь, позвольте мне прожить ее блондинкой!». Так постепенно косметические марки ломали стереотипы, связанные с окрашиванием волос. Теперь оно стало поистине массовым явлением.

60-е годы
Косметический рынок в 60-е годы развивается настолько стремительно, что даже крупные компании, которые до сих пор специализировались на отдельных направлениях, осваивают смежные линии. В это бурное десятилетие Schwarzkopf выпускает краску Igora Royal - и краситель становится настоящей классикой. Популярность Igora Royal так велика, что фирменный силуэт Schwarzkopf - черная голова - появляется даже на афишах. К концу десятилетия компания предложила первую в Европе тонирующую пену. В свою очередь компания Clairol разрабатывает Loving Care - краситель без перекиси, способный закрашивать седину. Чтобы привлечь даже самых консервативных покупательниц, компания в рекламе именует краску ополаскивателем и зазывает покупательниц слоганом «Седине бой! Смой ее долой!». Кстати, в это десятилетие Clairol остается лидером продаж на рынке Соединенных Штатов. Еще один известный бренд, снабжающий женщин красками для «домашнего» использования - компания Revlon, в то время как Redken и Allegretti пользуются особой популярностью на рынке продуктов для салонного окрашивания. Тем временем Wella расширяет палитру Koleston - она включает уже 35 оттенков. А весной 1967 года к ним добавляются 6 красных нюансов, что знаменует начало новой - яркой! - эры в окрашивании. В 60-е годы мир впервые услышал название Londa - именно к этому времени семейное предприятие, основанное аж в 1880 году как «Производство и продажа сеток для париков», превращается в синоним качественного окрашивания волос в Восточной Европе.

70-е годы 

921333_4adb_625x1000.jpgВ 70-е годы происходит еще одна мини-революция - появляется техника добавления светлых прядей, которую мы знаем как мелирование. Правда, тогдашнее мелирование было более заметным и однообразным, чем то, с которым мы имеем дело сегодня.
На волне культуры хиппи растет интерес ко всему натуральному, так что косметические компании начинают выпускать красители на растительной основе. Они не содержат таких химикатов, как аммиак, пероксид или парафенилендиамин, и именуются «натуральными». И пионером тут оказалась американская компания Revlon, которая выпустила Colorsilk - первый краситель для волос без аммиака.
70-е - время зарождения новых культурных течений. В США и Великобритании расцветает стиль панк, и охваченная бунтарскими настроениями молодежь начинает красить волосы во все цвета радуги. А поскольку денег на настоящие красители хватает не всегда, изобретательные панки красят волосы порошком для приготовления напитка Kool-Aid. Это, конечно, создает некоторые проблемы с мытьем головы, но зато оттенки получаются что надо! В то же время растет популярность блонда - женщины по-прежнему мечтают о волосах цвета платины и чистого золота. А потому чуткая к настроению потребительниц компания Wella выводит на рынок не только улучшенную формулу Koleston 2000, но и новые оттенки Special Blond.
Интересно, что начиная с 70-х годов все больше мужчин начинают красить волосы. Причем предшественницей продуктов for men стала старая древнеримская практика опускания гребня со свинцовым покрытием в уксус для того, чтобы волосы потемнели. Правда, бренд, предлагавший такие красители, назывался вовсе не римской, а греческой формулой - Grecian Formula. Продукты Grecian Formula постепенно делали волосы темнее за счет того, что металлические соли оседали на волосяном стержне без проникновения внутрь. Целевой аудиторией бренда стали мужчины, стремившиеся к постепенному закрашиванию седины - чтобы изменения не выглядели неожиданными или заметными.

80-90-е годы

В 80-90-е рецептура красителей продолжает совершенствоваться в двух направлениях: с одной стороны, они становятся все более стойкими, а с другой - все более мягкими по отношению к структуре волос. В 1990 году голландская марка Keune Haircosmetics патентует LP300 - стабилизатор цвета для красителя Tinta Color и одно¬временно запускает в продажу ряд окислительных красок. Кроме того, производители краски начинают уделять повышенное внимание блеску - теперь от продукта требуется не только тщательное закрашивание седины и плотный, глубокий цвет, но и способность добавить волосам блеска. Поэтому красители этого периода и носят красноречивые названия вроде обновленного Koleston Color Shining Set от Wella.

На смену яркой палитре 70-х приходят более естественные цвета. Эволюционируют техники мелирования и колорирования - теперь они позволяют создавать мягкие переходы цвета, причем в самых разнообразных вариантах. Зародившаяся в 70-е тенденция красить волосы в ядовитые вызывающие цвета по-прежнему находит своих поклонников среди неугомонных подростков: так, в 1990-е японские тинэйджеры-готы красят волосы в травянисто-зеленый цвет. 
He нужно быть серьезным исследователем, чтобы понять - сегодня волосы красят миллионы людей по всему миру. Потребители могут выбирать из широкого спектра продуктов для волос - к их услугам перманентное, полуперманентное или временное окрашивание. Косметические компании также предлагают наборы для окрашивания, обеспечивающие особые эффекты, такие как мелирование или «перья» натуральных или откровенно искусственных оттенков. И косметические компании не сбавляют оборотов, предлагая все более щадящие красители усовершенствованного действия.
Американские исследователи приводят интересную статистику: в начале 50-х годов волосы красили только 4-7% американок, к 1970-м этот показатель увеличился до 40% (в связи с чем, кстати, из американских паспортов исчезла графа «цвет волос»), а к 2004 году он составил целых 75%. К началу 90-х производство красителей для волос стало самой динамичной отраслью в сфере продуктов по уходу за внешностью. В 2000 году оборот отрасли в США составил около 1 миллиарда долларов.

Еще статистика: около 51% «пользователей» красителей для волос делают это, чтобы скрыть седину (ничего не попишешь, в европейской культуре седина редко вызывает положительные ассоциации). На сегодняшний день окрашивание волос приобрело популярность даже в тех странах, где раньше казалось чем-то из ряда вон выходящим. Например, японцы почти не красили волосы аж до конца XX века, но сейчас все больше жителей Страны восходящего солнца добавляют к своим естественным черным волосам яркие пряди или вовсе окрашивают волосы в рыжий, каштановый и другие цвета.

Кстати, о цвете. Сегодня любая женщина и любой мужчина могут выбирать свой цвет из сотен оттенков блонда, каштанового, рыжего, черного и серебристого или же добавлять необычные эффекты. Оттенки блонда оставались «бестселлерами» на протяжении долгого времени, и сегодня около 80% женщин предпочитают именно эти оттенки. В 2000 году одна только компания Clairol производила свыше семидесяти различных оттенков краски «блонд» в виде нескольких серий красителей. В 2002 году возник новый тренд - неожиданно выросли продажи оттенков каштанового. Салонная практика свидетельствует: все большее число клиентов в то время просили окрасить им волосы в более темные оттенки и предпочитали блонду мелирование оттенков карамели, меда и ириса. Интересно, что по всему миру люди чаще окрашивают волосы дома, чем в салоне. Особенно эта тенденция усилилась в период недавнего экономического кризиса. Однако в салонах окрашивание было и остается чуть ли не самой популярной услугой. Профессиональное окрашивание имеет свою «географию»: в одних странах преобладают продукты мультинаиональных корпораций (Wella, L'Oreal, Schwarzkopf), в других - продукты «местных» компаний. Например, в 2004 году Framesi была самой продаваемой маркой на итальянском рынке.
 
Новой тенденцией окрашивания можно назвать создание линеек красителей для мужчин и подростков. Дотошные американцы посчитали: примерно каждый двенадцатый житель США красит волосы! Как правило, это мужчины в возрасте от 30 до 50 лет, одинокие или разведенные. Тинэйджеры - благодарные потребители продуктов для окрашивания, ведь для них цвет волос - это модный аксессуар, который можно использовать для самовыражения. Юношеский максимализм требует яркости, поэтому среди молодых людей популярны необычные оттенки, спецэффекты, мелирование или радикальное осветление. Согласно опросам, примерно 30% под¬ростков в США и Европе красят волосы. При этом юноши предпочитают оттенки желтого и зеленого, а девушки - рыжего и фиолетового.
История окрашивания - часть общей истории человечества. И с самого ее начала научные открытия постоянно подталкивают косметическую отрасль вперед - ведь спрос на краски для волос все время растет! К счастью, сегодня мы можем красить волосы без риска для жизни, ведь с современными красителями красота больше не требует жертв. Ну а о том, какие компоненты входят в состав современных формул, мы расскажем в следующем разделе...