Регистрация

Автор материала парикмахер-модельер  Ольга Онипченко

А какие же мы сами? Все это время мы говорили о клиентах, какими бывают они, какие особенности их поведения, внешности, характеров. А мы? Какими видят клиенты нас?

Многие из тех клиентов, с которыми я разговаривала на эту тему, рассказывали, что им страшно впервые заходить в парикмахерскую. Либо это пафосное отношение работников дорогих заведений внушает клиентам такой трепет, либо дымящая сигаретами кучка работников салонов, стоящая у дверей заведения, в котором они работают. Парикмахерских множество, и как узнать клиенту, решившемуся на что-то новое, куда лучше пойти?

Как мы, парикмахеры, выглядим? У нас много обликов, ведь мы работаем в индустрии красоты, но какие-то основные черты нам присущи.

Начнем с работников недорогих парикмахерских. С тех пор, как отменили белые халаты в парикмахерских, мастера выглядят довольно странно. Иногда даже понять, что это мастер – парикмахер, довольно затруднительно. Как правило, все обуты в растоптанную обувь, чаще всего шлепанцы, туфли без задников (хорошо, если не в тапочки). Как правило, защищают свою одежду они при помощи старомодных фартуков из синтетики на завязочках. Или одевают вещи, отслужившие свой срок в повседневной жизни. Старые водолазки, свитера, брюки, даже «велосипедки».

Работники парикмахерских «средней руки» - тот же подход к подбору обуви, одежды – заношенное, застиранное, да еще новые вещи «со старыми дырками» - приобретенная у рыночных торговцев якобы модная одежда – джинсы, рубашки, куртки из некачественного денима, летом – майки из синтетического материала, и абсолютно все это упорно не гармонирует друг с другом и со своими хозяевами.

Салоны подороже – удивительная преемственность черт! Немыслимые джинсы со стразами от талии до ступней ног, майки с надписями «Chanel» и т.п. «фирменными» знаками. Редко увидишь человека, одетого из недорогого, но соответствующего статусу магазина, не вызывающе, но со вкусом и сознающего, что своим видом он уже несет определенную информацию – она называется «дресс-код».

Работники салонов с дорогостоящими услугами – тут, конечно, дела обстоят гораздо лучше. И обувь красивее, и одежда удобнее, если не униформа. Перебор в другом – часто в подражание какой-то «звезде» салона мастера стараются перещеголять друг друга в разном – от количества золотых вещей, одетых одновременно, до минимальной длины юбки. Однажды я даже видела мини-юбки на всех девушках, работающих в одном салоне, и при этом они все были одеты в чулки «сеточкой». Разумеется, то, что это именно чулки, а не колготки, было у всех замечательно видно, чем наслаждался каждый клиент-мужчина.

Вообще, разгул моды – «секси» приобретает в парикмахерских опасные размахи. Резинки трусиков-«танга», вылезающие при любом легком наклоне на поясницу девушек, одетых в брюки с низкой талией. Кружевные бюстгальтеры, без секрета высовывающиеся из огромных декольте маечек «в облипочку». Ошейники с клепками и ремни с цепями на талии, огромные серьги, изобилие стразов везде и всюду. Как вы думаете, что чувствуют жены наших клиентов, ожидая мужа после стрижки и глядя на такую красоту? Только не желание вернуться в этот салон.

Эволюция: Старый мастер -> Модный мастер

Я не ханжа. Я даже не очень люблю униформу. Кому-то она идет, а кто-то выглядит в ней сущей карикатурой. Но я призываю мастеров-парикмахеров всех уровней к разумному компромиссу, балансу в одежде. Лучше недосолить, чем переперчить! Как мы можем убедить клиента в своем глубоком знании современных модных тенденций, стоя перед человеком в растоптанных, отживших свой век туфлях и видавшей лучшие виды одежде?

Не лучше и вариант «новое, но дешевое, некачественное и гиперсексуальное». Юбочка, напоминающая больше широкий ремень, обрамленная кружевами и усыпанная искусственными камнями, блузка с откровенным декольте, открывающая живот, высоченные «шпильки» и эротичные колготки со стрелками. Как рядом с такой красоткой чувствует себя дама с проседью и уже не идеальной фигурой, сидящая в кресле?

Конечно, все мы выглядим по разному и приведенные примеры не исчерпывают всей многогранности наших обликов. И многое в одежде людей, работающих в парикмахерских, определяется уровнем их заработка. Я это слишком хорошо знаю, прошла на собственном опыте. Но раньше нигде ничего невозможно было купить!

Если у кого-то нет денег, достаточных для того, чтобы одеться современно в брендовом магазине, я уверена, до ближайшего «сток-центра», или даже «секонд-хенда» он добраться может. Когда голливудские актрисы покупают вещи, сшитые 30 и 50 лет назад «с чужого плеча» и идут в них на вручение «Оскара», это называется «винтаж». Когда человек одевается в «секонд-хенде», это не значит, что он хуже. И совсем необязательно всем рассказывать, где вы себе купили одежду. Главное, выбирайте ту, что к лицу и лучше качеством, чем на базаре! Учитесь комплектовать свой гардероб так, чтобы выглядеть со вкусом и, конечно, на свой возраст.

Совершенно нелепо, когда мастер с фигурой размера 48-50 носит вещи в обтяжку и выглядит, как перестраховавшийся купальщик, одевший сразу три спасательных круга – так смотрятся обтянутые одеждой жировые отложения. Это, конечно, не значит, что мастер с такой фигурой должен носить рубахи-разлетайки, но рубашку свободного покроя всегда можно купить.

С обувью дело обстоит сложнее. Она должна быть и актуальной, и удобной, и, желательно, недорогой. Легче всего решить вопрос с обувью, дождавшись распродажи в крупных обувных магазинах. Сравнивая цены, о которых говорят покупатели вещей на рынках, могу сказать, что в этом случае они одинаковы.

Если проблема состоит в том, что вы никак не можете подобрать себе образ и купить одежду на работу, подумайте, в чем вы ходите просто по улице? Это и есть ваш стиль, если он требует доработки, посмотрите глянцевые журналы и выберите готовый образ там, ему и старайтесь соответствовать, выбирая вещи при покупках.

Я заранее прошу простить меня за то, что затрагиваю достаточно больной вопрос – я имею в виду одежду и средства для ее покупки, имеющиеся не у всех, но любой психолог скажет вам, что клиент подсознательно выбирает того мастера, который эстетически близок к его представлению о человеке, одетом со вкусом. А уж клиент с достатком и тем более. Я знаю массу примеров, когда мастер совершенно не котировался в салоне и, удачно подобрав одежду, открывался клиентами заново. Некоторые даже не узнавали прежнего мастера, садясь к нему, как к новому.

Еще раз скажу о работе подсознания – ведь одежда и есть ваше немое обращение к клиенту. Если клиент видит мастера, одетого заштатно, «никак», он никогда не выберет его для первого обращения. Даже если клиенту или клиентке придется сесть в кресло такого безликого мастера, они никогда не смогут всерьез принять мнение мастера насчет изменения собственной внешности. Тот, кто выглядит «никак» и работает «никак». И поговорка «не родись красивой» здесь не проходит. Если вы, работая в индустрии красоты, не смогли сделать себя лучше, как вы можете сделать лучше других? Значит, у вас нет вкуса, чувства стиля. И денег. Следовательно, вы – не успешный мастер. Вот вам примерный расклад мыслей, возникающих у клиентов при взгляде на вашу внешность.

Выглядеть профессионально – не значит выглядеть вызывающе. Не можете подобрать определенный образ – носите одежду простого и корректного покроя, но хорошо сшитую и подходящую лично вам. У нас, парикмахеров, есть еще профессиональные вещи, которые удобно одеть и выглядеть «мастером на все руки» - к примеру, хороший кожаный пояс с «кобурой» для ножниц и зажимов.

Есть, наконец, готовые вещи от фирм-производителей препаратов и парфюмерии для волос – рубашки, майки, бейсболки с логотипами этих фирм. Как правило, это очень удобные вещи «свободного размера», т.е. подходящие на несколько размеров одновременно.

Дальше – какие у нас прически и макияж? Часто – никакие. И лица, далекие от изображений на рекламе косметических препаратов, часто рекламируемых нашими салонами. Только не надо говорить, что лучше чистой кожи ничего быть не может и отсутствие макияжа говорит лишь о хорошем вкусе и воспитании. Мне доводилось слышать даже от косметологов, что тональный крем вреден для кожи лица.

А вы сами как думаете? Я знаю много женщин разных возрастов, в том числе и таких, которые начинали пользоваться тональными кремами, выпускаемыми в СССР, а значит, довольно примитивными по составу. Они и сейчас пользуются тональными кремами, только гораздо лучшего качества. Знаете, кожа на лице этих женщин не отличается в худшую сторону от кожи поклонниц естественной красоты. Так что спор о том, вредна косметика, или нет, наверное, не будет решен в пользу тех, кто совершенно или частично отвергает средства макияжа.

Кстати, от некоторых мастеров, насквозь пропахших табаком выкуренных на пороге их салонов сигарет, просто смешно слышать о том, что они являются поборниками естественного вида лица. Как правило, обрамлением таких лиц, как у этих работников «индустрии красоты», являются неряшливые пряди прокуренных волос, невымытых и не ведающих иной укладки, кроме быстрой сушки феном.

К услугам мастеров салонов многочисленные виды услуг, сопутствующих их виду деятельности – от консультации и помощи в нанесении косметики профессиональным визажистом, до наращивания ресниц и татуажа, выполняемых в косметическом кабинете.

Утверждать, что всем необходим обязательный макияж, я не берусь. Но чистая, ухоженная кожа на лице; лоб, нос и подбородок, не блестящие от пота и жира; не потрескавшиеся, а покрытые блеском губы – показатель аккуратности, ухоженности и успешности.

Мы «работаем лицом» так же, как руками. Наше лицо должно выражать все эмоции, которые мы испытавыем, когда работаем. Мы много говорим, общаясь с нашими клиентами. В разговоре мы обмениваемся идеями, убеждаем, предлагаем. При помощи мимики мы приветствуем и прощаемся с клиентом. Многие из нас, придя домой, чувствуют, как с вечерним умыванием и нанесением ухаживающей косметики с лица уходит «маска», весь день держащаяся на работе.

Это не значит, что выражение нашего лица лжет. Как у артистов, дикторов телевидения, наше лицо «работает». У него должно быть выражение «ах, как я рада видеть вас!», а не «ну, что же, это опять вы…» - иначе наши клиенты не найдут отклика на наших лицах. Выражением лица можно сказать многое. Я знаю мастеров, одного взгляда которых на работу своего коллеги в зеркало (особенно, когда коллега занят, а взгляд видит только клиент) достаточно для того, чтобы клиент понял, что ему в следующий раз лучше не обращаться к своему мастеру. Клиент, увидев выражение лица типа «какой кошмарный результат принесла работа над вашими волосами», пересаживался в следующее посещение к мастеру, который сумел передать свое безмолвное «послание» мимикой лица.

Конечно, тренироваться делать такие вещи не надо. Я просто хочу дать понять, насколько важно качество, если можно так выразиться, вашего лица. И если на глазах ярко-бирюзовые тени с перламутром, а на губах цикламенового цвета помада, клиент тоже вряд-ли оценит вашу мимику. Он ее увидит, но вряд ли ей поверит.

Думаю, что не лишнее сказать об обрамлении нашего лица – наших волосах. Мы – парикмахеры! Я недаром еще раз напоминаю об этом. Мы, с точки зрения клиентов, имеем идеальные стрижки, прекрасную окраску волос и великолепно выполненную укладку. Так почему огромная масса людей нашей профессии будто бы стремится разубедить в этом клиентов своей прической и цветом волос?

Я уж не говорю о мытье головы и укладке прямо при клиентах. Это просто вопиющие нарушения салонной этики. Хождение «в бигудях», начесывание волос, сидя в собственном кресле в рабочем зале, окраска волос в свободный часок при клиентах, создание перманентной укладки волос во время работы над волосами посетителя – оставьте все это в прошлом, нашим предшественникам – мастерам «старой школы».

внешний вид парикмахера

Иногда, разглядывая волосы своих коллег на семинарах, я задаюсь вопросом – как можно так себя изуродовать и не исправить? А иногда думаю, что им и так хорошо. Хорошо ходить с жуткими стрижками, обесцвеченными «в дым» волосами, до сих пор окрашивать волосы в дикие контрастные цвета – например, блондин и огромные клоки цвета бордо, фиолетового или даже черного?

Настоящий мастер слона-парикмахерской всегда перфекционист, это человек, который не может удовлетвориться средним результатом, ему необходимо все максимально лучшее, что может получиться. Это человек, который не потерпит плохую стрижку или окраску настолько, что сам схватит ножницы, кисть для окрашивания и либо приведет в надлежащий вид то, что ему не нравится, либо острижет себя под ноль.

Именно такое качество характера помогает добиться лучшего результата в работе. Если мастер, видя неудовлетворительное качество волос на своей голове, спокойно живет себе дальше, то и работает он так же: не вышло чистого светлого мелирования на волосах клиента – пусть идет с желтыми прядями; «ступеньки» на волосах после стрижки – и так сойдет!

Перфекционист – парикмахер доводит работу до максимально приближенного к его замыслу результата – стрижка точная, окраска красивая и стойкая, и т.д. А клиенты считывают это подсознательно. Часто клиент выбирает мастера по тому, какая прическа на его голове – раз хорошо причесан, значит, хорошо стрижет.

Иногда такой подход, как нетерпимость к недостаткам своей внешности, присущ мастерам, не обращающим внимание на недостатки в работе с волосами клиентов – главное, я хорошо выгляжу, а как я работаю – уже неважно. Тогда клиент, разочарованный своим неточным выбором, уходит от красавицы-мастера. Совет красавицам, следящим только за своей прической – меньше приставайте к коллегам с просьбами «подкрасить» и подстричь вас, а также освободите их рабочее время от укладки вашей прически! Обратите внимание на то, как вы сами делаете свою работу – скорее всего, пристального внимание заслуживает именно она!

После обсуждения нашего облика хочется поговорить о нашем отношении друг к другу. А может, друг к врагу? Понятие «заклятые подруги» очень подходит иногда к некоторым коллективам салонов.

Конечно, мирить таких подруг я не собираюсь, как не собираюсь регулировать этой книгой микроклимат в каждом отдельно взятом салоне – это дело специальных психологов. Но я хотела бы, чтобы мы посмотрели на себя более пристально, внимательно – как мы говорим друг с другом, как поступаем друг с другом при клиентах?

Разумеется, «в чужом глазу соринку видим, в своем бревна не замечаем». О том, как мы общаемся, клиенты иногда со смехом рассказывают друг другу.

Постоянное пребывание в рабочем зале на виду многочисленных посетителей делает нас более раскованными, невосприимчивыми порой к тому, что обыкновенный, «не публичный» человек понимает как нескромность. В самом деле, разговаривать в присутствии нескольких клиентов могут сначала не все, а потом мы начинаем просто не замечать, сколько человек нас слышит и о чем мы говорим.

Давайте вспомним, как часто обсуждаются нами события нашей личной жизни – где и как мы провели вчерашний вечер, как отпраздновали день рождения, как отдохнули, что купили и сколько заплатили, где и что лечили, куда поехал путешествовать руководитель салона и сколько заплатил за отдых за границей.

Это еще довольно безобидный перечень наших бесед. Более расширенный спектр – лечение у гинеколога, невропатолога с описанием действия лекарств и процедур. Или отношения в семье, ссоры и примирения с молодым человеком. Обсуждение внешности, рабочих качеств отсутствующих коллег – не между собой, а прилюдно.

Самые свежие примеры из жизни – рассказ коллегам и клиентам о родах владелицы салона с подробностями наподобие кесарева сечения. Или вход в кабинет косметолога во время эпиляции у клиентки зоны бикини и оповещение о том, что в салон принесли блинчики.

Знаете, конечно, у некоторых просто напрочь отсутствует чувство такта и они никогда в силу своих умственных способностей не поймут, что несут чушь.

…Была у нас одна сотрудница, мастер, она же заведующая салоном, которая совершенно не задумывалась о том, как она себя ведет и что говорит. К примеру, придя в салон, она могла войти в рабочий зал, где уже трудились четверо мастеров и сидели ожидающие обслуживания люди и спросить: «Меня никто не хотел?»

Это было еще не самым лучшим примером ее беспардонности.

Нередко в салоне не было горячей воды (дело было давно) и в подсобке постоянно находился огромный бак с водой, греющейся при помощи кипятильника. Заведующая строго следила за тем, чтобы каждая из мастеров, зачерпнув горячей воды, тут же налила холодной – чтобы кипятильник не сломался, оказавшись во включенном состоянии полностью на воздухе.

Однажды она буквально ворвалась в зал, где кипела работа и воскликнула, указывая пальцем в сторону подсобки: «Кто последний голову мыл и воду набирал? Вот вы тут стоите все, а ОН там висит, и у него одна головка в воде!» Наверное, Фрейд разобрался бы в течении мыслей нашей заведующей, но к моменту произнесения этой знаменательной тирады ученый давно умер, а вот клиенты покатывались с хохоту.

В другой раз ей понадобилось средь белого дня разобраться в кладовке, куда техничка складывала свой инвентарь. Вытащив оттуда старые женские трикотажные панталоны, которыми, похоже, мыли полы, она растянула их за штанины в разные стороны руками и, пыля этим старьем во все стороны, вошла в зал с вопросом: «А это чьи штаны? Не ваши?» Она спрашивала совершенно серьезно, а мы так привыкли к ее выходкам, что даже не обратили на ее возглас внимания.

В креслах у всех нас оказались мужчины, и все они без исключения отреагировали на комизм ситуации – у кого то просто тряслись плечи от беззвучного смеха, кто то откровенно громко смеялся. Ответил ей ученик одной из мастеров – повернувшись к заведующей с внимательным выражением лица он сказал (совершенно серьезно): «Это какие штаны? С дырочками? А-а, тогда это мои!»

Возможно, некоторые читатели этих строк знают и более смешные случаи и примеры неловкого общения мастеров в зале друг с другом. Возможно, кто-то позволяет себе ругаться и выяснять отношения прямо при клиентах. В самом крупном салоне, где я работала, мастера не только это делали, но даже выпивали и закусывали селедкой с картошкой прямо в рабочем зале, пользуясь его размерами и укромными уголками за зеркалами. Эти подробности вызовут шок у тех, кто по работе уже знаком с понятием «поведенческий стандарт».

Хороший продвинутый салон и любое высококлассное предприятие принимает сотрудников с условием ознакомления с правилами поведенческого стандарта, а так же при приеме на работу сотрудники еще в отделе кадров ставят свою подпись под уведомлением о том, что с нормами и правилами поведенческого стандарта на данном предприятии они ознакомлены и впредь обязуются неукоснительно их соблюдать.

Кстати, это очень удобно, т.к. человеку, незнакомому с подобной практикой становится предельно ясно, что от него требуется, как он должен себя вести, как одеваться, как разговаривать в обычной штатной ситуации, какие темы на работе обсуждению не подлежат.

Если вам покажется, что это излишне строгие правила, что слишком конкретно указывать людям, что делать, а что запрещено – уверяю, на каждом предприятии, решившем ввести такие стандарты, лишь заботятся о сотрудниках. Если, конечно, владелец предприятия не самодур, самостоятельно сочиняющий новые пункты и дополнения к правилам.

Я работала на предприятии, в котором поведенческие стандарты персонала были приняты в соответствии с подобными правилами сети отелей «Мариотт». Английская практика прекрасно прижилась на русской земле – предприятие легко сертифицировалось на трехзвездочную категорию, и это было лишь начало. Даже самое низшее звено персонала – технички были довольны работой.

Трудно привить высокие стандарты поведения в низкопробных заведениях, не все люди готовы морально вести себя прилично. Но если хотя бы один сотрудник будет просто думать о том, что можно, а что нельзя говорить и делать при клиентах, он всегда будет замечен.

У нас работал молодой мастер, мужчина, очень воспитанный и интеллигентный, он даже приветствовал своих клиентов весьма примечательно – мужчин называл по имени-отчеству, а дамам, спускающимся по лестнице в рабочий зал, подавал руку. Не было ни молодых, ни старых людей, которые бы этого не замечали.

Противоположность этому мастеру составлял довольно развязано ведущий себя молодой человек, строящий свое общение с клиентами (женщинами или мужчинами) на основе авторитарного поведения с вкраплениями стиля ведущих «Комеди-клаб». Его манера общаться напоминает амплуа «гламурного подонка». Некоторым клиентам это даже нравится. Но были эпизоды, когда именно из-за своей манеры поведения этот мастер терял клиентов не только своих – люди уходили обслуживаться в другую смену, чтобы не слышать излишне сальных шуток и не быть свидетелями споров и ссор между этим мастером и его девушкой, обычно происходивших если не на глазах посетителей, то в пределах слышимости.

Мнения, как кому вести себя, могут быть разными, а понятие «приличное поведение» всегда подразумевает одно и то же. Приличный человек никогда не создаст возле себя атмосферу неудобства, неловкости, желания устраниться от общения. Излишняя экспансивность, напротив, всегда воспринимается как агрессия.

Главное, что мы должны помнить – наше поведение должно доставлять клиентам чувство комфорта, клиенту должно быть легко и удобно с нами. Общаясь, мастер должен излучать радушие и показывать готовность сотрудничества с клиентом.

Хороший тренинг для тех, кто заинтересован в совершенствовании своего общения с клиентами и сотрудниками – почитать книги о нравах прошлых столетий. Желательно, чтобы в них было больше диалогов. Некоторые слова и фразы легко запоминаются и, примененные в обиходе работы, производят хорошее впечатление. К примеру, выражение «прошу вас!», примененное для приглашения клиентки вымыть голову, отлично запомнится и приятно удивит ее.

Но это разговор о поведении в рабочем зале. А вне его? Нецензурная брань, истерический хохот и обсуждения только что вышедших из салона клиентов, доносящиеся из помещения для персонала, не служат хорошей рекламой и часто просто коробят услышавших все это.

К тому же, некоторые помещения в салонах, в которые может донестись подобное, просто должны быть изолированы от любых шумов. Если у косметолога клиентка делает релаксирующую процедуру, а у массажиста сеанс успокаивающего массажа, повальное веселье, доносящееся шумом и гамом до ушей клиентов отрицательно скажется на работе – расслабления не получится.

А музыка, сопровождающая нашу работу? Мне довелось бывать в салонах высокого уровня, где во все залы проведены колонки от… радиоприемника и весь салон слушает радио. Это дурной тон, господа! Если вы намерены максимально способствовать приятному состоянию ваших клиентов, позаботьтесь о музыке! Есть подборки специально для салонов красоты с приятной музыкой, неспособной оскорбить ничей вкус.

Правда, я заметила, что люди с невысоким интеллектом (мастера или клиенты) начинают засыпать под подобную музыку. Но это, как правило, поклонники песенок типа «под сиреневым кустом веселились всем двором». Видимо, менталитет не позволяет истинно прекрасному проникнуть в их мозг. Что же, пусть спят – клиенты в кресле, а уж мастер за работой не заснет, а в комнате отдыха – пожалуйста, если невмоготу!

Компенсацией за эти маленькие неудобства служит высокая оценка другого уровня клиентов – нам не раз выражали благодарность за хорошую музыку совершенно неожиданные люди – мужчины, обычно отрешенно смотрящие на себя в зеркало. Или вышедшая из массажного кабинета клиентка, тут же попросившая переписать названия звучавших во время массажа дисков.

Эти же люди комментировали обстановку в других салонах – невозможность спокойно посидеть в кресле мастера или отключиться у косметолога под репертуар Витаса или песню «Черные глаза – вспоминаю, умираю!». Ничего не имея против творчества любых артистов, клиенты в салоне хотят спокойной и приветливой атмосферы. Для желающих «позажигать» есть ночные клубы и концерты.

Ну как, узнаем себя в этих примерах? Никто не совершенен. Я помню, как назойливо много лет назад крутили на кассетном магнитофоне в рабочем зале салона «Ласковый май» и «Модерн токинг». Нам казалось – всем нравится. Наверное, нравилось не всем… На ошибках учатся. Желательно учиться на чужих.

Еще хотелось бы коснуться такой темы, как обсуждение клиентов. Как бывает неприятно знать, что в кресле у тебя ничем не примечательная особа, но с деньгами. Но какой прок, когда человек уходит, во всеуслышание заявить, что ты прекрасно знаешь, откуда там денежки и что как личность человек этот полный ноль? Вам заплатили деньги за обслуживание? И вы их приняли – от «полного нуля». Есть хорошая поговорка – «нашел – молчи, и потерял – молчи». Если клиент (клиентка) вам так неприятна, почему в глаза не попросить больше к вам не записываться?

Хорошо, если ваши резюме только что ушедшему клиенту слушают посторонние люди. А если в соседнем кресле находится хороший знакомый «жертвы» вашего сарказма? Дело плохо – вплоть до увольнения. Конечно, никто за сплетни уволить вас не вправе, но имейте в виду – законами нашей страны предусмотрено наказание за клевету, за слова, порочащие честь и достоинство человека. Любого.

Попробуйте хотя бы два или три рабочих дня пристально понаблюдать за своими словами, произнесенными на работе – насколько часто вы осуждаете других людей, клиентов, мастеров, сотрудников других салонов? И попробуйте прерывать себя в начале каждой осуждающей тирады. Если вам при выполнении этого несложного задания придется промолчать весь день – делайте выводы сами.

Знаете, что происходит с вашей собственной карьерой, работой, когда вы пускаетесь в обсуждения и осуждения? Вы тянете к себе негатив – невольно вы становитесь «злее». А злой мастер – неприятный для клиентов мастер. Они к доброму пойдут.

Становитесь «добрым мастером». Заметили, что мастер, у которого есть работа, всегда добрее, чем тот, у кого ее нет? Разумеется, заметили. И дело не в том, что доброму некогда сплетничать. Видимо, у него есть другие темы для разговора. Это очень умно. Клиент, мастер которого не обсуждает других посетителей, может быть уверен, что и ему в спину не прошипят ничего плохого и обличительного.

Читайте новости кино, ходите в театры, на выставки, в музеи и галереи. Читайте новинки литературы, слушайте новую музыку. Если вы расскажете о своих впечатлениях после такого досуга, клиенты будут вас уважать. Никто не решит, что вы по идиотски распорядились свободным временем.

Человек, стремящийся увидеть, узнать и создать свое мнение об увиденном и узнанном самосовершенствуется незаметно для себя самого. Когда вы читали последний глянцевый журнал? И что вы можете сказать по поводу прочитанного? Если ничего – вы его не читали. Вы его «глядели».

Но вы же сотрудник индустрии красоты? Так примите добрый совет – читайте, а не смотрите модные издания. В них масса полезной информации и просто новых слов для вашего лексикона. Помните фильм с Джудом Лоу, где он играет красавчика-повесу по имени Альфи? Альфи был красив, элегантен и в разговоре с ним женщины приходили к выводу, что он образован – просто Альфи имел правило каждый день учить новые слова. По одному в день. Легко? Конечно!

Попробуйте это сделать – ваш лексикон существенно обогатится. А так же улучшится память. Вы спросите – зачем такие сложности? Ответ: если для вас это сложно, то учить слова пора на самом деле. Потому, что для человека, словарный запас которого богат, запомнить значение нового слова не составляет никакого труда! С таким человеком наверняка можно поговорить о разном. У него есть много тем для разговора – мне самой неоднократно задавали вопрос мои коллеги – как ты можешь найти общую тему с разными людьми? А меня интересует сразу много тем. Совершенно искренне. От конных состязаний областного масштаба до творчества Рериха. Хотелось бы, конечно, иметь больший спектр интересов. Но не на все хватает времени.

Будьте заинтересованы в чем либо сами и станете интересными другим людям. В нашем случае – клиентам. У них ведь тоже разные увлечения! Кто-то разводит редкие сорта комнатных растений, кто-то занимается керамикой, а кто-то собирает интересные авторские светильники из всякого железного хлама, превращая их в предметы современного дизайна. Кто-то увлечен своей работой и ничем больше не занимается и с удовольствием говорит об этом. И даже если это нейрохирург, и вам не о чем с ним говорить – попросите его рассказать, в чем заключается его работа. Как считал великий Дейл Карнеги, ничто так не интересует людей, как они сами. Проговорив с вами час о самих себе без перерыва ваш клиент уйдет из салона с уверенностью, что вы интересный собеседник, а вы сами получите новую информацию, о которой понятия не имели.

Знаете, в книге «Настоящие мемуары гейши» ее автор, знаменитая гейша Минеко Ивасаки, заработавшая громадное состояние своим искусством общения, писала, что в день у популярной и успешной гейши несколько встреч – она посещает званые вечера, обеды знаменитых людей. И перед посещением каждая из гейш знакомится с информацией о деятельности приглашающего ее человека: если это политик, читает о законах, в разработке которых он принимал участие; если иностранный подданный – изучает особенности культуры страны, из которой он приехал и аспекты его деятельности; если артист или художник – его творчество. И только после этого она считает себя готовой к общению.

В этом давнем обычае много полезного – если ваши клиенты интересны вам, как личность, вы будете знать их работу, интересы и помнить все это. Клиенты с благодарностью относятся к такому вниманию. А если при этом с мастером есть, о чем побеседовать – замечательно, где еще найдешь такого приятного собеседника. Можете быть уверены – ваш клиент вас ни на кого не променяет. Особенно если во время разговора вы не забываете о его волосах!


Загрузить еще