Автор материала парикмахер-модельер  Ольга Онипченко

Даже в крупных салонах разных городов отношение к прическам из длинных волос неоднозначное. Как правило, почти никто не хочет делать эти прически, услуга хоть и пользуется спросом, но сезонно – или на Новый год или во время выпускных балов в школах или на свадьбы. Вот и все. Зачем тратить время на изучение того, как делать прическу из длинных волос и как работать с клиенткой, пришедшей за этой услугой, если можно просто отказать под предлогом того, что вы эту работу просто не делаете.

Как гордо звучит: «Я этим не занимаюсь!» Почему-то эти слова произносятся с большим апломбом. Но есть другая сторона этой же ситуации – услуга предоставляется мастером, как под копирку делающим одинаковые прически всем, не глядя, идет или не идет. Вот научился кто-то букли делать, и пошло – волосы в «хвост» и разложить их буклями в разные стороны.

Кстати, есть люди, пользующиеся тем, что в салонах дефицит мастеров, справляющихся с укладками длинных волос для торжественного случая. Это теневые мастера, специализирующиеся на выездах на дом к невестам и выпускницам, имеющие обширную клиентуру и стригущие купоны по выходным дням.

Конечно, уметь делать укладки из длинных волос – особая статья даже для мастера – универсала, и здесь одного внимательного изучения технологии недостаточно – нужен очень высокий класс обучения и долгий тренинг. Поэтому этот раздел книги посвящен тем, кто выполняет эту услугу или очень хочет научиться это делать.

Общение с клиенткой, которой необходима такая укладка, осложняется из-за нечастого обращения обладательниц длинных волос за прической в парикмахерскую. Обычно они плохо представляют себе, что они хотят видеть у себя на голове и общение с ними превращается в тяжкое обсуждение.

Чтобы упростить задачу себе и клиентке, запаситесь сразу папкой с фотографиями своих работ или вырезками из журналов. Попросите клиентку рассмотреть эти снимки и выбрать элементы будущей прически. Заметьте – элементы, а не прическу! Зачастую клиентка не может себе представить, что какой-то элемент можно заменить, а какой-то может быть использован не на затылке, а на макушке.

Клиенткам самим невозможно трансформировать в воображении элементы прически, поэтому вы должны объяснить, что все, что понравится на фото, нужно обсудить, подойдет ли это в формировании будущей прически лично им.

Я делаю эскизы будущих причесок, пользуясь готовыми бланками с нанесенным контуром головы, но могу просто нарисовать на обычном листе, что я хочу сделать. Если рисовать вам сложно, можно схематически показывать на бланке с контуром головы прическу и ее детали в фас, профиль и оформление затылка. Клиентке сразу становится легче представить все, что вы ей предлагаете, а на споры и объяснения уходит гораздо меньше времени.

Сейчас ведется много споров по поводу того, стоит ли делать «пробную прическу». То есть клиентке, которой к определенному времени нужна прическа, для верности надо прийти на пробную прическу и выяснить, насколько ей она к лицу. Может быть, что-то изменить. Мне очень понравился ответ в журнале: одна девушка, московский стилист, ответила, что если мастер делает пробную прическу, значит, он не уверен в самом себе, это не клиентке, а мастеру нужно убедиться, что он справится с поставленной задачей.

На самом деле, если мастер полностью владеет умением манипулировать любыми волосами, если знает, как за короткое время создать из волос любой длины прическу, ему не нужны репетиции и пробы. Достаточно того, что прическа будет оговорена заранее. В салоне, где работаю я, услуга по обсуждению прически носит название «консультация» и редко занимает более получаса. Я никогда не делаю пробных причесок, так как работаю быстро, и сама прическа займет всего час. Если я начну делать пробную прическу, получится, что я сделала две прически: одну на консультации, другую непосредственно тогда, когда она заказана.

…Салон, в котором я работаю, стильный и очень молодой, ему всего три года. На стадии становления наша владелица решила сделать короткую, но емкую презентацию в одном из ночных клубов города. По ее мнению, нужно было показать на сцене работу с длинными волосами сразу трех мастеров нашего салона. Она предложила мне разработать девять различных моделей причесок с тем, чтобы каждый вышедший на сцену мастер сделал прическу за три минуты. Конечно, задача была не из легких, но выполнима – я сделала эскизы и на сцену вышли: владелица нашего салона (прекрасно работающий мастер), я и еще один мастер салона.

Предварительно мы разделили тематику причесок – первый блок состоял из причесок, выполняемых на предварительно забранных в хвост волосах, заплетаемых в косы и жгуты с последующим оформлением шпильками и лаком. Второй отличался от первого тем, что в оформлении причесок использовались различные аксессуары – цветные нити, цепи, декоративные шпильки; третий – прически для девушек, у которых естественно вьющиеся волосы.

Все блоки причесок были представлены зрителям, как варианты самостоятельной укладки дома, то есть любая девушка, посмотрев это шоу, могла выбрать для себя вариант укладки для похода в клуб, на вечеринку и т.д.

Прически выполнялись на заранее подготовленных волосах, девушек-моделей предоставило модельное агентство. Меня удивило, каким успехом может пользоваться такое шоу. Да, оно прошло не без запинки, но мелкие сбои в сценарии видели только мы, те, кто его выполнял.

Время для выступления было довольно тяжелое – шел первый час ночи, и публике было уже совсем не до причесок, но когда мы начали работу на сцене, танцы прекратились и, что самое удивительное, никто не вышел из зала, все смотрели на наши прически. Получилось короткое шоу нон-стоп, одна модель вставала и шла на дефиле с прической, вторая тут же садилась в кресло.

Видимо, тема, близкая каждой девушке – как дома можно сделать вечернюю прическу – привлекла внимание к нашей презентации. В конце выступления нам аплодировал весь контингент ночного клуба. Руководитель модельного агентства и режиссер нашей презентации призналась впоследствии, что тоже была удивлена тем, как долго мы держали зал в концентрации внимания на себе. Она засекла по треку – музыка звучала двадцать одну минуту, и за это время все внимание зала принадлежало только нам.

Всем работникам салона запомнилась эта презентация, она будто сплотила нас. Наверно, в этот вечер мы впервые почувствовали себя единым целым, командой.

Красивая гармоничная вечерняя прическа из длинных волос никогда не перестанет быть актуальной. Владение искусством перевоплощения женщины из «куколки днем в бабочку вечером», как говорила Шанель, никогда не утратит актуальности.

Но недостаточно владеть этим искусством, нужно еще уметь правильно преподнести его клиентке, сейчас вечерние прически становятся частью жизни женщин крупных городов, понятие «светская жизнь» входит в обиход, а привычки прийти в салон с тем, чтобы выйти из него преображенной лишь на один вечер или день еще не возникло.

Клиентки боятся стать слишком иными, очень важно тонко уловить грань перехода к более изысканному облику, не нарушив при этом общий стиль, присущий человеку. Конечно, бизнес-леди в стразах и перьях вечером – вульгарный перебор, профессиональный промах. И все же – кому и что предлагать?

Когда в мое кресло садится клиентка с просьбой сделать прическу для торжественного случая, я, естественно, спрашиваю, что это за торжество. Поводов масса – от корпоративных праздников до собственных дней рождений. Стиль прически я начинаю искать… от одежды. Я спрашиваю о платье, костюме, фактуре ткани, покрое одежды и нахожу точку отсчета – стиль одежды всегда диктует детали прически.

Разумеется, красивый деним диктует свободный стиль прически, достаточно гармонии деталей. Уместна даже классическая прическа, к примеру, если джинсовое платье от «Кристиан Диор». Была у меня такая работа – очень женственное платье от этого дизайнерского дома и классическая «бабетта» очень сочетались вместе.

Если это джинсы и рубашка – фантазия раскрепощается, вариации на разные темы выбирает из моих предложений сама клиентка. Это и высокие прически с торчащими веерно прядями волос, и собранные в пучок крупные жгуты и высоко заколотые «хвосты», и спускающиеся на спину спиральные локоны. Все невозможно описать – каждая прическа индивидуальна и рождается спонтанно. Даже в период массовых заказов на прически – выпускные вечера и т.п. я стараюсь не повторить ни одной прически два раза.

Если одежда – вечернее платье, конечно, роль играет его фасон. Классическое, романтическое, с корсетом, с открытой спиной – все учитывается, иногда даже отделка. Вышивка гладью в восточном стиле может навеять мысли о деталях прически в духе японской гейши, индийские мотивы могут дать возможность предложить закрепить какую-то деталь прически заколкой в индийском стиле. Были у меня прически, когда мы с клиенткой решали повторить шнуровку корсета на затылке толстым шелковым шнуром. Вышивку бисером я часто дублирую бисерной сеткой на каком-то участке прически. Излишнюю строгость облегающего черного платья и прически «ракушка» одна моя клиентка попросила «разбавить» какой-то забавной деталью и мы «закололи» сзади ее прическу огромной медной пряжкой от ремня.

После такого перечисления голова может пойти кругом – ну, ладно, стразы или ленточки из атласа – всем известные добавления к вечерним прическам. А откуда взять бисерные сетки, пряжки, индийские заколки, шелковые шнурки! И это далеко не весь мой арсенал – в нем есть кожаные ремешки разных тонов, проклепанные и просто мягкие, есть огромное количество бус – из натурального камня, искусственных жемчужин, золотые, серебряные шарики, китайские палочки, золотая и серебряная соломка, упаковки разноцветных перьев, пришивные стразы разного размера, цепочки из металла под золото, серебро, железо, медь, просто черные и самого различного калибра, дальше бесполезно перечислять.

Вся эта огромная коллекция собирается годами, если при взгляде на какой-то предмет в магазине, старой шкатулке или даже на распродаже вы представляете себе, какую прическу может дополнить этот до странности дешевый «раритет». На самом деле, аксессуары для причесок редко бывают дорогими. Конечно, диадема от Сваровски, купленная на свадьбу пришедшей к вам за прической невестой, дешевой быть не может. А вот метры цепочек и бус, старая брошка с хорошими стразами, которую вы оживили своей фантазией – это недорого.

Важно не то, сколько это стоит, важен момент, в который это может пригодиться. Если вы занимаетесь вечерними прическами, вы просто обязаны отличать основные модные течения и быть в курсе всего, что предлагает мода для отделки одежды на каждый конкретный сезон. Это и есть основная подсказка о том, что нужно купить и приготовить – а вдруг пригодится? А пригодится обязательно – бисерная сетка появилась, как только вошла в моду отделка бисером – я просто купила много разного бисера и приготовила длинные нити, которые потом быстро прикалывала крест-накрест к волосам.

Иногда прическу, сделанную безупречно, надо чем-то «огрубить», сделать под стать агрессивному образу – в ход идут кожаные полоски, клепаные ремни, приколоть которые можно куда угодно – это дело техники.

Старые металлические брошки, заколки, красивые деревянные палочки, высушенные колосья и даже натуральные цветы (розы, например) можно сделать никелево-золотыми или серебряными при помощи одного баллончика с автомобильной краской, купленной в ближайшем магазине автокосметики.

В общем, в ход идет то, что подсказывает вам фантазия, развивать которую можно просто ежедневно – подошли к прилавку, задумались – и готово! Это вам не будет стоить ничего, а обрадованные оригинальностью ваших дополнений клиенты платят за это с большой радостью.

s_1.jpg

…Одна моя клиентка, выходя замуж, купила очень оригинальное свадебное платье – оно напоминало фактурой ткани лепестки лилии, и это подчеркивалось деталями корсажа. Предельно чувственное и предельно строгого покроя.

Когда я увидела его снимок на экране ее телефона (я иногда прошу клиенток принести фото одежды), я поняла, что аксессуаров к ее прическе я себе не представляю. Нам с ней хотелось чем-то дополнить ее прическу, но ни стразы, ни диадему использовать мы не хотели – это было каким-то банальным дополнением, хотелось чего-то, чего мы не могли придумать. Я обещала походить по магазинам и посмотреть. Вдруг найдется.

Специально я никогда не хожу, чтобы что-то нашлось. Не ищи – само найдется, есть такая поговорка. Она оправданна – если держать в памяти вопрос, не концентрируя на нем внимание постоянно, ответ находит тебя сам. Так было и на этот раз.

Я шла мимо распродажи жутких летних босоножек, украшенных огромными цветами и удивлялась дешевизне товара – двести рублей пара. И вдруг я увидела две великолепно сделанных лилии, с нежными лепестками, с точно повторенной сердцевиной, будто настоящие цветы. Ощущение было, что до них и дотрагиваться нельзя – такой тонкой была ткань, из которой они были сделаны. Они служили украшением двум довольно угрюмого фасончика белым босоножкам. Я тут же купила пару и торжественно погрузила ее в ближайшую урну, открепив при этом лилии.

Откуда у меня два таких подходящих цветка, я не осмелилась рассказать невесте, делая ей прическу. Один цветок был закреплен сбоку в прическе справа, второй – сзади слева и чуть книзу. С платьем они составили замечательный ансамбль.

После свадьбы она рассказала мне, как ее наряд рассматривали подруги и гости, а я призналась ей, откуда взяты лилии. Рассмеявшись, она сказала: «Даже если бы я это знала раньше, неужели ты думаешь, меня бы это остановило? Эту «реликвию» моей жизни я храню вместе со свадебным платьем и фатой».

Аксессуары, конечно, не творят прическу, они делают ее выразительнее. Это не значит, что аксессуар должен присутствовать в каждой прическе – напротив, если вы сможете создать прическу, не нуждающуюся в дополнениях, прическу, из которой не торчат во все стороны невидимки и шпильки, которая не залита лаком до блеска степени ледяной коры – вы умеете делать идеальные прически.

Для хорошего мастера совершенно неважно, какого цвета шпильки он использует – даже шпильками черного цвета он заколет волосы блондинки так, что ничего не будет заметно. Если есть сомнения – наборы шпилек и заколок-невидимок для работ с длинными волосами выпускаются разного цвета, даже белого, так что проблем с закреплением волос нет.

Нередко я сталкиваюсь с обескураживающим меня вопросом на консультации по прическе – клиентки спрашивают, что им приносить с собой и в каких количествах, имея в виду шпильки, заколки и даже пену и лак. Рассказывают, что в других парикмахерских требуют все приносить с собой, так как расход всего этого очень велик. Надеюсь, традиция просить о таких вещах клиенток канет в прошлое. Неужели трудно включить в стоимость прически расходные материалы? Где клиентка будет искать шпильки, и какую пену и лак вам принесет? Если вы работаете с длинными волосами, вы, несомненно, предпочитаете определенные лак, пену, жидкие лаки, специальные спреи для финальной фиксации и прочее! Разве вас удовлетворит лак, который недостаточно быстро сохнет, или пена ненужной вам степени фиксации? Ваш профессионализм будет заключаться в том, что у вас в любой момент под рукой окажется все, что необходимо. У меня все хранится отдельно, в специальной сумке с удобными отстегивающимися контейнерами. Когда нужно, я просто приношу ее в рабочий зал и точно знаю: в ней есть все, что нужно. Клиентки неизменно это замечают и всегда оценивают, нередко вслух. Постоянные клиентки, заказывающие укладки для длинных волос, окрестили сумку «волшебным сундучком», так как из нее извлекаются подчас самые неожиданные вещи.

Но мы слегка отвлеклись от темы. Итак, предположим, клиентка остановила свой выбор (не без вашей помощи) на определенных деталях, из которых должна состоять ее будущая прическа. Ваша задача – правильно оценить исходную длину волос. То, что называется «полудлинная стрижка», как правило, довольно короткая сверху, хотя по общей длине может достигать лопаток и ниже.

Конечно, идеальные волосы для прически – по лопатки и одинаковой длины. Но такая длина довольно большая редкость в наше время, стрижки почти все градуированные, а их обладательницам хочется блеснуть длинными волосами в высокой, к примеру, прическе.

Если волосы клиентки на фронтально-теменной и височно-боковых зонах слишком короткие, чтобы использовать их, превращая в элементы прически, оформите эти зоны феном и щеткой, как обычно при укладке подобной прически. Волосы макушки и затылка уже достаточно длинные, чтобы выложить из них детали прически. Конечно, многие привыкли работать с волосами, предварительно забранными в хвосты, так легче сконцентрировать элементы прически. Но «хвост» забирает слишком много длины и является непозволительной роскошью, если мы обсуждаем прическу, создаваемую из градуированной стрижки.

Как выйти из положения, не используя резинки и «хвосты»? Начинайте оформление с макушки – начешите макушечную зону и, подчесывая к ней последующие затылочные пряди, закрепляйте каждый слой невидимками крест-накрест. Постепенно вы дойдете до низа затылочной зоны, и все волосы на голове будут подчесаны у корня и закреплены невидимками. Концы волос при этом направлены вверх.

Если вы предварительно оформили всю прическу феном и щеткой (не забыв про пену или мусс для укладки), остальное – дело вашей фантазии. Можете изгибать затылочные волосы при помощи легкого лака и расчески в разные стороны, можете вычесать «хвостами» и уложить в одном направлении – важно только одно – чтобы ваша прическа сочеталась с фронтальной зоной, и зоны переходили одна в другую органично, а не противоречили друг другу.

Конечно, если взяться за дело в первый раз, ничего хорошего не получится. Нужны навыки работы феном и самыми разными щетками, хорошее владение техникой начеса и тупировки, и, пожалуйста, не возлагайте всю надежду на лак для волос финальной степени фиксации. Работайте шпильками, невидимками, но лакируйте только в конце обработки пряди, когда вы уверены, что именно такую форму вы желаете закрепить. Кто-то метко назвал слишком залитую лаком прическу «лакированные уши» - действительно, чем больше спрея попадает на прическу, тем больше слоев лака оседает на открытых ушных раковинах, и они тоже покрываются им. И блестят.

Еще во время учебы на уроках моделирования мне пришлось усвоить эту незамысловатую истину – чем меньше виден лак, закрепляющий прическу, тем выше ее качество.

Не удержусь и «спою хвалебную оду» преподавателю Академии парикмахерского искусства ДОЛОРЕС Е.Баклушиной – если кто-то хоть раз видел виртуозное владение массой волос этого мастера причесок, он видел великое чудо сотворения прекрасных и простых с виду по технике укладок. Кажется, волосы слушаются малейшего движения ее пальцев, они неуловимо укладываются, чуть ли не сами в задаваемую ею форму. Мне посчастливилось учиться у Елены Баклушиной на курсе «Прически из длинных волос» и я с замиранием сердца смотрела на ее руки – чудесные и разнообразные прически из волос любой длины и фактуры она творит за пятнадцать минут.

Очень хочется поблагодарить этого прекрасного мастера за то, что она бескорыстно раздаривает свое замечательное умение всем, глубина ее дарования такова, что Елена просто не замечает, как преображает людей, желающих обучиться у нее мастерству.

Я не напрасно говорю об искусстве «управления волосами». Чем больше причесок сделал за время своей работы мастер, тем лучше он ощущает, как будут вести себя волосы во время создания прически. Понимание того, какой волос вы укладываете на этот раз, облегчает вам задачу. Часто, уловив «желание» волос изгибаться в ту или иную сторону, вы легко получаете органичную форму без усилий и частого лакирования.

Не стоит на начальных этапах прически пользоваться мощными жидкими лаками или гелем для сильной фиксации. Часто я вижу такую технику и удивляюсь, если мастер доволен результатом и не желает совершенствовать свою технику, чтобы перейти на легкие лаки для моделирования прически. Порок такой прически заключается в том, что она выглядит облитым застывшим желе монолитом, а волосы – живой подвижный материал, прическа должна выглядеть так, как будто держится не на флаконе вылитого на нее лака и кучи шпилек, а на одой декоративной заколке.

Зачастую клиентки с полудлинными волосами не представляют себе, что их стрижка может быть базой для прически, и просто заказывают укладку феном. Попробуйте предложить вариант с оформлением затылочной зоны, как с длинными волосами – клиентки бывают приятно удивлены представившейся возможностью. Стоимость прически при этом увеличивается, а ваш авторитет мастера растет.

прическа фата улетела

…Одна девушка, моя клиентка с очень короткой стрижкой, внезапно собралась сыграть свадьбу. Внезапно – потому, что в принципе она знала, что выйдет замуж за своего избранника, но решила отрастить волосы подлиннее, чем пять сантиметров. Но избранник проявил твердость характера и настоял, чтобы свадьба состоялась не через полгода, когда волосы будут длиннее, а намного раньше и непременно с фатой.

Волосы у невесты мягкие и густые, но при такой их длине она переживала, что прически просто не будет никакой, т.к. на висках и затылке они были сведены почти «на нет». А фата оторвется от волос, как только налетит легкий ветерок.

Короткие волосы – благодатный материал для экстравагантных укладок, и с формой для свадебной прически все решилось быстро. А фату я закрепила в надежно начесанный из пятисантиметровых волос «прикорневой дред», пролакированный для совершенной надежности.

Прическа удалась, и невеста, напутствуемая мной рекомендациями по удалению фаты после свадьбы, уехала к счастливому жениху. В салоне мы проверили напоследок, хорошо ли держится фата, для чего невеста энергично мотала головой во все стороны.

Фата держалась.

Через некоторое время после свадьбы молодожены пришли стричься, и девушка шепотом сообщила, что фату «оторвали только к первому часу ночи». Фата была прикреплена тремя шпильками.

Эта история о совсем коротких волосах – лишь показатель того, что длина волос для торжественной прически может быть любой. Если она составляет хотя бы двенадцать, к примеру, сантиметров, сделать прическу уже реально.

Часто за укладкой полудлинных стрижек для вечера в ресторане, клубе, на работе обращаются клиентки, которых уже не назовешь девушками. Элегантные женщины с прекрасными стрижками не хотят выглядеть «как всегда». Ваше внимание в этом случае должно быть удвоено – эти клиентки должны получить отличную укладку…затылочной зоны. Практически всегда получается так, что они не могут позволить себе ничего сногсшибательного в оформлении прядей, обрамляющих лицо, это непривычно и неудобно для них, а красиво приподнятые волосы затылочной зоны создают нужный эффект торжественности. Очень много раз мне приходилось распутывать проклеенные гелем для волос «жгутики» и размачивать гофрированные пряди, которыми украсили головы таких клиенток другие мастера.

Зачем создавать нелепые украшения на фронтальной зоне, если клиентка по социальному статусу и по возрасту не может носить такие элементы? Оставляйте укладку около лица подобной той, какую она привыкла видеть ежедневно, просто немного «рафинируйте» ее, сделайте не растрепанной, а тщательно выложенной и по границе с затылочной зоной оформляйте волосы так, чтобы они составили единую прическу с фантазийными элементами вечерней укладки.

Эффектом в такой тактике укладок является то, что клиентка меняет и визаж, и украшения на вечерние или более нарядные, а главные изменения в прическе делаются на затылочной зоне. В итоге, повернувшись затылком к окружающим ее людям, она продемонстрирует со вкусом внесенные в повседневную прическу дополнения, а не придет на раут с укладкой, которая принесет один дискомфорт и неловкость.

От причесок из волос недостаточно длинных перейдем к прическам из волос, «слишком» длинных. Почему слишком? Потому, что если волосы гораздо ниже поясницы, мастера часто не знают, куда девать эту длину. «Укладываю я их, укладываю, а они все есть и есть» - такую фразу однажды я услышала после долгой работы одного мастера над прической из весьма длинных волос.

Всегда ли длина - это плохо? Куда ее деть? И надо ли куда-то девать? Как оформить прическу впереди? Когда приходит клиентка с длинными волосами, множество вопросов возникают одновременно.

Клиентка, имеющая длинные волосы, ходит в парикмахерскую крайне редко. И чаще всего, имеет совершенно одинаковую прическу «и в пир, и в мир» - забранные назад волосы, челки нет, коса, хвост – вот и все разнообразие. В этом есть и минусы, и плюсы.

Минусы – клиентка, как правило, слабо представляет себе прическу, которая может быть выполнена на ее волосах. Она понятия не имеет об элементах, которые могут быть использованы, ей часто кажется, что прическа «развалится». Она не пользуется пенками и лаками, редко пытается накрутить волосы самостоятельно, но хорошего результата пока не добивалась. В салон ее приводит желание все же выглядеть по-другому. Хоть однажды.

С ней сложно разговаривать, она волнуется, думая, что сейчас ей взгромоздят всю массу волос на макушку и с «вавилонской башней» на голове она пойдет домой, вызывая насмешки окружающих.

Плюсы – эта клиентка привыкла к тому, что ее лицо всегда открыто, а волосы зачесаны назад. Значит, она не боится выглядеть «прилизанной», открыть ушные раковины, позволить всем увидеть ее форму головы без объема волос. Это прекрасная база для работы – вспомним просьбы о челке, которая должна прикрыть лоб и одновременно прижать уши, быть закрепленной непостижимым образом на затылке и при этом сохранить первоначальную форму. Такая просьба – не редкость для клиенток, не имеющих длинных волос. Они часто желают закрыть то, что им кажется некрасивым в своем лице и форме головы.

Что же предложить длинноволосой клиентке, редкой гостье парикмахерской? Сначала – образ. Куда и в какой одежде она отправляется? Наша главная «шпаргалка» поможет нам и в этот раз.

Но, тем не менее, простых решений нет. Даже обычные романтические локоны на длинных волосах быстро распрямляются, если каждый не обработан пеной сильной фиксации и лаком.

Лучше не отходить от привычного для этих клиенток стереотипа – открытого лица. Конечно, зачесывать назад волосы не стоит – слишком обыкновенно. Проверяем линию роста волос на лбу: она редко бывает безупречной. Решаем, как ее скорректировать – неровный или высокий рост волос на лбу корректируется косым пробором и разведением прядей от него в нужных направлениях.

При ровной линии роста волос на лбу мы можем оформить волосы фронтальной зоны плетением различного вида.

Плетение – хороший помощник в убирании длины волос. В плетения и хвосты уходит добрых двадцать сантиметров. Если волосы длиной около метра, остается гораздо меньше.

Не стоит оформлять прическу высокими деталями впереди – клиентки с длинными волосами, но без авантюрных наклонностей не воспринимают положительно свое лицо с высокими объемными деталями в области челки.

…Бывают и исключения. Девушка с весьма длинными волосами и отличными внешними данными пришла делать прическу ко дню рождения. Ей хотелось чего-то простого, но эффектного.

Для примера она показала страницу журнала с фотографией модели с пучком волос, закрепленным почти у виска и буйно начесанным, с выпущенными из начеса длинными прядями. Но, как сказала она, ее прическа должна быть не такой растрепанной.

Разделив волосы косым пробором от угла челки через высшую точку головы к затылку, я сформировала 2 хвоста: один у края лба сбоку, второй сбоку нижнего затылка. В основание каждого пучка я закрепила 2 шпильки с длинными нитками и заплела по одной косе и одному жгуту, вплетая в них нитку. Сбрызнув лаком все приготовленные косы и жгуты, я «сосборила» их, вытягивая нитки и, оформив небрежные петли, получившиеся из кос и жгутов, закрепила все шпильками и «поставила» концы волос при помощи лака тонкими «перышками».

шпильки невидимки прическа

Пара декоративных шпилек в волосы – и прическа готова.

Девушка осмотрела прическу и удивленно сказала: «Еще ни разу мне не делали так быстро прическу из моих волос. Так просто… и так здорово!»

Конечно, автор технологии – не я. Но пользуюсь ею не так уж редко. Приспособление «шпилька плюс ниточка» - неисчерпаемый источник новых форм, ведь каждый раз все получается по-разному.

Но вернемся к описанию обработки теменной зоны наших длинноволосых клиенток. Сразу следует оговорить важную подробность – вы должны точно рассчитать зоны, на которые разделите волосы для прически и они должны быть прочно закреплены зажимами, иначе вы просто запутаетесь в волосах. Самая главная ошибка – не имея достаточно опыта, зачесать все волосы в один хвост. Получится слишком тяжелая в обработке деталь.

Итак, отделяем фронтальную зону и – самое простое – косым пробором разводим волосы в стороны и крепим затем на затылке, посложнее – плетем различные косы с подхватами, закручиваем в жгутики, завязываем узлы, выкладываем гладко плоскими прядями в виде плетения корзинки, словом, делаем оформление у лица.

Важно помнить, что фронтальные волосы – самые длинные и если мы справились с ними, это уже полдела.

Остается «сущий пустяк» - справиться с остальными волосами сзади. Если длина просто огромная – убирайте ее посредством завязывания в узел у основания хвоста, который вы закрепите на затылке. Уберется сразу полметра волос. Можно завязать последовательно два или три хвоста и сделать узел на всех – все зависит от вашей задумки.

Хочется напомнить слова Патрика Камерона, творца великолепных технологий причесок из длинных волос, сделавшим свое искусство достоянием широких масс парикмахеров: «Всегда помните о балансе! От того, как вы разделите волосы и где закрепите хвосты, зависит успех вашей окончательной работы!» Великий мастер причесок из длинных волос делает акцент на делении волос не зря – чистота линий ваших причесок, безупречность окончательной работы зависит от основы, фундамента – расположения оснований ваших элементов, т.е. закрепленных резинкой хвостов.

И еще – не ленитесь и не скупитесь на покупку «шляпных резинок» - тех самых, которыми сможете без вреда для волос ваших клиенток закреплять их волосы. Они продаются (для тех, кто не знает) в отделах для швейных принадлежностей и представляют собой резинку, обработанную трикотажной ниткой. Купив несколько метров такой резинки, сделайте заготовки – нарежьте длиной по 8-10 см., соедините два конца заготовки вместе и завяжите узелок – вы получите хорошо тянущуюся резинку, которая не развяжется. Прикрепите к ней две невидимки и закрепляйте хвосты из длинных волос способом, который Патрик Камерон демонстрирует во всех своих книгах, кассетах и дисках с технологиями причесок.

Итак, оформление затылочной зоны. Конечно, стиль должен быть выдержан – если фронтальная зона оформлена в классическом стиле, не стоит менять его на затылке. Если это романтика или «кантри», или, если вы искусны, конкурсная техника – тоже.

Но современная мода любит и смешение стилей, эклектичность. Чувствуете порыв вдохновения? Смешайте стили и элементы! Но без фанатизма. Как храму Афины Парфенон не подойдет бревенчатая крыша и крыльцо, так ваша эклектика не должна превратиться в образец абсурда.

…Прошлым летом, как всегда, июнь был месяцем укладок для выпускного бала. Некоторые ответственные посетительницы нашего салона, заканчивающие школу, приходили обсудить свою будущую прическу на консультации. А некоторые приходили

просто сразу…

Администратор сообщила, что пришла девушка на укладку для выпускного бала и уже сидит в моем кресле. Лицо у администратора выражало крайнюю степень озабоченности. Не придав этому значения, я вышла в зал, увидела девушку, сидящую в кресле и у меня подкосились ноги.

Глядя на свое отражение безмятежными глазами, распустив волосы и раскинув их поверх кресла, сидела Василиса Микулишна из одноименного мультфильма. Пышные русые волосы, казалось, никогда не знали ножниц и почти касались пола.

Эта девушка не была на консультации прически. Я видела ее в первый раз и абсолютно не знала, что предложу ей. Мы немного поговорили, и я узнала, что она хотела бы заплести волосы как-то необычно, но и длину показать, т.к. в школе постоянно ходила с заплетенными волосами. Еще бы! Если бы она их распускала, ей было бы можно не учить уроки – на любой контрольной, укрывшись одеялом из волос, можно было бы списать все, что угодно. Ее бы просто не было видно.

Я не видела иного выхода, чем убирать длину в какие-то крученые детали, объемная укладка исключалась – даже скрученные и уложенные плотно к голове детали выглядели бы объемно.

У Камерона есть фото прически из жгутов, которые плетутся от теменной зоны, плотно прилегая друг к другу от одной стороны головы до другой, выкладываясь практически горизонтально. Девушке понравился этот вариант, но она напомнила, что низ волос она хотела бы видеть распущенным.

Я заплела жгуты до середины затылка, из оставшихся волос закрепила хвост, обмотала его окончанием жгута, и выпрямила распущенные волосы утюгами. До сих пор жалею, что у меня не было с собой фотоаппарата!

Вот и пример сочетания классического пучка и жгутов – этнического элемента. Помогла покладистость девушки – она сразу согласилась на мое предложение. Был и другой случай – когда гармоничную прическу из плетений и тех же жгутов пришлось расплести из-за того, что девушка, которой тоже предстояло идти на выпускной, считала, что ее прическа должна быть объемной и высокой. Прическу переделали, она не шла к худенькому нежному личику, была слишком громоздкой, но девушка ушла, сияя от счастья. В таких случаях мне всегда стыдно за свою работу, несмотря на то, что клиент удовлетворен.

Что же все-таки такое для парикмахера прическа из длинных волос – проблема или награда и творчество? Решить должен мастер. Недостаточно уметь делать одну прическу и штамповать ее всем. Это недопустимо. Если вы постигли искусство оформления длинных волос и умеете делать одну прическу, делайте шаг к следующей. Сумейте сделать модным то, что кажется немодным. Всем надоели петли из волос? Выложите такую неординарную прическу из петель, чтобы никто и не понял, что это петли. Все боятся начеса и считают «ракушку» и «бабетту» настоящим ретро? Вносите современные детали в эти прически, и пусть удивится клиентка с длинными волосами тому, что ее классическая «ракушка» была самой выигрышной прической на вечеринке. Никто не хочет делать из хвоста высоко начесанный шиньон? Предложите такую прическу темноволосой девушке и попросите визажиста сделать макияж «под Одри Хепберн» - неужели клиентка откажется на один вечер побыть героиней фильма «Завтрак у «Тиффани»?

Какова идея, философия, если хотите, прически из длинных волос? Один раз, как распускаются редкие виды цветов, должна «расцвести» прическа, которая будет идеально подходить вашей клиентке. Недаром Е.Баклушина, отвечая на вопрос, а какую прическу вы сделаете сейчас, отвечает неизменное «не знаю»… Знают ее руки, напряженно работает сознание, и ей быстрее воплотить, чем рассказать… Конечно, она знает. Но ей доверяют безоговорочно – она всегда сотворит чудо.

Разумеется, не всех мастеров защищает броня репутации великого творца причесок. Зачастую мы сталкиваемся с недоверием – да, может быть вы и сделали моей подруге прическу на свадьбу, от которой все были в восторге, но ведь она гораздо красивее меня, и волос у нее лучше.

Ваша защита в этом случае – хорошие фото ваших работ, сделанных ранее. И если клиентка все еще сомневается в успехе, подробно разберите на словах ее прическу, расчесывая ее волосы и показывая, где и что вы собираетесь сделать. Предупреждайте при просмотре иллюстрированных альбомов с прическами из длинных волос, что каждый элемент этих причесок можно и увеличить, и уменьшить, и убрать, и поменять его местоположение. Тогда работать с клиенткой станет проще.

Перейдем к обсуждению интересной темы – свадебные прически. Любопытно, что невесты с длинными волосами, приходя обсудить будущую укладку на свадьбу, сначала объясняют, что она должна быть из распущенных волос. Наверное, накрученных... Чувствуете стереотип «доморощенной укладки»? Просто невеста не представляет себе иной прически. Не стоит забывать, что ее не представляет иной и жених, и мастер должен создать настолько совершенный образ, чтобы жених не шел под венец с уверенностью, что сегодня его избранница, кажется, перестаралась.

Но и вариант «только что из речки вылезла», как описала прическу своей подруги, вышедшей замуж, одна девушка, тоже не слишком подходит. Прическа невесты – выше критики. Чаще напоминайте своим клиенткам-невестам, что замуж выходят в первый раз единожды. Бывают вторые, третьи и т.д. браки, никто не против, но первая свадьба бывает один раз и предстать на ней во всей красе нужно обязательно. Правда, понятия о «всей красе» у каждого свои.

…Одна девушка, очень любящая «рваные стрижки» и неординарные окраски, попросила меня сделать ей прическу для торжественного случая. На дому. Мы обсудили детали прически – она заказала прическу из выглаженных утюжками остроконечных прядей, хаотично уложенных друг на друга.

Зная ее тягу к самым необычным формам, я несколько удивилась окраске, которую она заказала. Это были перемежающиеся ярко-золотые и иссиня-черные пряди. Немного похоже на тигра. Окраску мы сделали предварительно.

Придя с инструментами к ней домой (у нас приятельские отношения, домой я прихожу только к друзьям и родственникам), я увидела макияж – очень похожие на оттенки волос тени для глаз, нанесенные полосой, делали лицо одновременно похожим на Клеопатру и… тигра. Оригинально. Я знала, что эта девушка – довольно скрытная особа, но сюрпризы продолжились после того, как я сделала укладку и она стала еще больше похожей на тигра, со своими волосами цвета полос у этого зверя.

В комнату вошла ее мама, осторожно неся неимоверной красоты платье – длинное платье в стиле барокко, с верхней юбкой цвета золота и отделкой по воротнику и рукавам пышным тонким золотым кружевом. Семья девушки не бедна, и я поняла, что платье дизайнерское.

Когда девушка облачилась в это одеяние, контраст прически и макияжа с платьем стал очень заметен, но в этом был какой-то шарм, оригинальность.

Передо мной стояла испанская принцесса, с лицом и волосами тигрицы. Я привыкла к экстравагантным просьбам в плане имиджа этой девушки, но этот контраст меня потряс. Если учесть, что это было лет восемь назад, уровень эпатажа становится еще боле понятным. Я поняла, что сделала прическу невесты. И невеста сознательно не проинформировала меня об этом, видимо, подозревая, что я откажусь.

Наверное, это была самая экстравагантная прическа невесты, которую я когда-либо делала. Уже годы спустя совершенно незнакомые ей люди, тоже мои клиенты, рассказывали мне, что видели это чудо – около центрального ЗАГСа.

После этого примера я хотела бы сказать о том, что соответствие прически остальному образу все же должно быть максимальным. Если невестой выбрано лаконичное прямое слегка приталенное платье, ей не слишком подойдет прическа с этническими выкрутасами. Хотя классические силуэты оставляют большой выбор стилей укладки волос.

Если платье явно романтическое с аксессуаром в виде кружевной фаты, логично будет сделать прическу в романтическом стиле. Все это я пишу для того, чтобы стало понятно, как направить диалог с невестой на консультации по поводу прически в нужное русло. Одежда всегда диктует стиль прически, это надо напоминать клиентке во время выбора.

Я предпочитаю делать свадебные прически из элементов, все волосы поднимающих вверх. Объясню, почему. Нередко мне приходилось «перечесывать» прическу невесты, впопыхах прибежавшую в салон с совершенно бесформенно развалившимися волосами. Очень неприятно, если в процессе свадьбы прическа претерпевает изменения, иногда даже просто обвисшая на глаза челка напрочь уничтожает радостное настроение невесты. Что же можно говорить о полностью перекосившейся укладке?

Сейчас свадебная мода предлагает большое количество платьев с корсетами, это очень красиво смотрится – открытые плечи, подчеркнутая линия груди, открытая шея. Если распустить волосы, возникает ощущение недоделанности, как будто видишь перед собой непричесанную принцессу. Не видно линии шеи, полускрыты плечи, вдоль лица висят пряди волос, они часто скрывают половину красиво расшитого корсета и открытую спину. Зачем тогда корсет? Самым выигрышным вариантом, на мой взгляд (никому не хочу навязывать собственное мнение), является прическа из приподнятых волос с фатой, прикрепленной на линии среднего затылка, которая кокетливо колышется, заканчиваясь у линии талии. Силуэт невесты приобретает легкость, образ – полную завершенность.

Девушки, готовящиеся к свадьбе, редко готовы обсудить подобную прическу для себя. Им кажется, что прическа должна получиться ненадежной, фата непременно отцепится в самое неподходящее время, локоны разовьются. Они просто не носят ничего подобного в жизни и убедить их, что любая выбранная ими форма продержится сколь угодно долго, пока они сами ее не расчешут, удается не сразу.

Прежде всего, вы сами должны быть абсолютно уверены в том, что вы можете сделать такую прическу. Я иногда шучу, что могу давать сертификат на свои свадебные прически – держатся они очень долго. Уверенность мне придают рассказы моих клиенток – одна невеста уехала после свадьбы на турбазу, открепила фату (прическа была из высоко поднятых волос, прядями закрепленных на верхнем затылке, хвосты прядей образовывали спирально закручивающиеся лепестки крупной «розы») и купалась, загорала, вызывая удобством прически зависть всего пляжа, настолько «гламурно» смотрелась она на фоне отдыхающих приятелей.

Что даст вам уверенность в том, что воплощение прически, которую вы придумали, не вызовет у вас затруднений? Конечно, заблаговременное знакомство с волосами вашей клиентки. Запись в журнале, гласящая «прическа невесты, 9.00» ничего не скажет вам о длине, толщине ее волос, о стрижке, которую предстоит превратить в свадебную прическу. Мне однажды довелось попасть в неприятную ситуацию, когда совершенно незнакомая девушка записалась на прическу, опоздала на 25 минут (всего на прическу мне был отведен час времени, обычно мне достаточно и этого). В кресло села особа довольно амбициозного вида и провозгласила, обращаясь ко мне: «У вас есть 35 минут для того, чтобы сделать из моих волос нечто прекрасное!» О моих чувствах в этот момент может догадаться любой здравомыслящий человек.

Чтобы не попасть впросак, консультируйте всех желающих сделать у вас свадебную прическу, заблаговременно. Если вам нужно поработать с волосом, чтобы понять его фактуру и то, насколько послушен он будет, ограничьтесь одним локоном – обработайте его пеной, протяните и отшлифуйте щеткой, накрутите на бигуди, если нужно. Вы получите нужную информацию, а ваша клиентка убедится, что вы уверенно работаете с ее волосами.

Некоторые клиентки думают, что на «репетиции укладки» они увидят свою прическу полностью. Я думаю, если сам мастер уверен в своих силах, делать две прически – одну накануне, а другую в день свадьбы абсурдно. Нужно просто объяснить полную ненужность «дубля», аргументировав это так: тот, кто не знает, что у него получится, может репетировать и три и четыре раза, а тот, кто знает, что справится легко, не нуждается в репетициях.

Бывают случаи, когда в разговоре с клиенткой нужна твердость и убежденность. Эти клиентки того психологического типа, которые доверяют мастеру лишь при условии апломба с его стороны. Нередко они становятся жертвами «пафосных стилистов», работающих лишь на «свадебной халтурке» с выездом на дом.

...Однажды владелица большого салона свадебных платьев рассказала мне о «стилисте», с которым она работала некоторое время. Она оставляла своим покупательницам – невестам его телефон, а «стилист» работал над их прической и макияжем у них дома в день свадьбы. Перестала владелица салона снабжать его клиентками после одной свадебной субботы, когда «стилист» не явился к семи невестам на прическу. Просто не пришел, даже никого не предупредил.

Она рекомендовала мне послушать, как он разговаривает с клиентками. Я спросила, для чего мне это? «Да ты просто послушай, как он грамотно разговаривает, невесты после беседы с ним по телефону ему доверяют уже безоговорочно!» Учиться всегда пригодится – я позвонила по городскому номеру как- то вечером, представившись невестой, и приготовилась внимать всему, что скажет мне стилист.

cb6.jpg

И он сказал… Монолог его был долог, я лишь вставляла в него робкие вопросы.

— Скажите пожалуйста, вы можете сделать мне прическу такого-то числа?

— Смогу. Но это будет рано утром, у меня большая запись в этот день. Какие у вас волосы?

— Ну, примерно до лопаток.

— Я приеду, прическа и визаж будут стоить 1200 рублей плюс такси. Записываю вас на три часа.

— Но у меня в два уже роспись в ЗАГСе!

— Вы не поняли. Я занят, поэтому приеду в три часа ночи.

— Ночи!!! А что же я буду делать все оставшееся время?

— Ну, посидите в кресле, кофе попьете… Если вам нужна хорошая прическа, потерпите, а так я не навязываюсь, можно и за двести рублей в подвальной парикмахерской сделать прическу…

— Нет, нет, я согласна, не надо в подвальной…

— Знаете, вы правы, вы просто не в курсе, чем они там работают. Вот я – другое дело, у меня препараты все импортные, лак такой, что волос сразу деревенеет, все держится хорошо, даже шпильки все разных цветов, под волосы – и белые, и черные, и коричневые! Я же учился в Питере, меня все уже знают, я года два работал в Москве, ездил на дом к известным людям, потом вернулся к нам в город, поработал годик на «элитке», занимаюсь теперь невестами.

— Скажите, а макияж как вы мне подберете?

— То есть? Я всем назначаю встречу в Цетральном универмаге, около отдела косметики, говорю, что им надо купить там и смотрю лицо, уже знаю, как накрашу. Даю рекомендации по уходу за кожей, назначаю средства, их тоже там можно купить.

— Знаете, мне кажется, в универмаге я не смогу подобрать косметику, та, которой я пользуюсь, продается в «Л,Этуаль».

— Да? А что это за магазин? Я могу и туда приехать.

На этом я сочла свой диалог со «стилистом» законченным и положила трубку. Уровень его «стилизма» был предельно ясен – позер, нахватавшийся поверхностных знаний и словечек, нигде не работающий, пользующийся легкой поживой – девушками, не особо разбирающимися в предоставляемом уровне так называемого «сервиса».

Хорош сервис – встать в три часа ночи, предварительно намазавшись всеми новокупленными по рекомендации великого «стилиста» средствами для ухода за лицом (представляю, как хохотали бы косметологи, услышав о его рекомендациях); ожидать неизвестно как сделанной прически, уповая на маловразумительные убеждения о том, что «стилист» где-то учился, а затем с чашкой кофе, оплатив по салонной цене услуги «Фигаро», упорхнувшего на оплаченном тобой же такси, коротать ночь до рассвета, боясь прилечь и отдохнуть перед целым днем свадьбы, дабы не растрепать «шедевр из волос» на голове, залитый прочнейшим лаком и не смазать великолепный макияж, созданный на основе купленной мной же косметики!

Вспомнилось еще слово «элитка». Кого же он имел в виду? Это люди с высоким общественным положением? Большими деньгами? Кто же это? А главное, почему «стилист» перестал с ними работать? Может, они предпочли легальный салон стрижке на кухне у себя дома?

Вот такой «профессиональный» разговор довелось мне услышать по рекомендации владелицы салона свадебных платьев. Мне кажется, это очень показательный диалог.

Я бы назвала его «как не надо разговаривать с клиентками». Ненужный пафос проще и цивилизованнее заменить на профессиональную беседу. И не нужно никаких рассказов, о том, какие, к примеру, у вас шпильки. Если вы профессионал в прическах из длинных волос, вам прекрасно известно, что они могут быть любого цвета, но не видно будет ни одной.

Здесь я хочу затронуть тему других вспомогательных средств – для сокращения времени обработки волос и создания неординарных эффектов нужно многое другое. А именно – профессиональные инструменты. Ваши верные помощники – щипцы различного диаметра, щипцы с «винтовой нарезкой» для локонов, щипцы – «гофре», утюги различных размеров – для длинных волос и для короткой челки, наборы различных бигуди, специальные расчески для начеса, вычесывания пряди, зажимы для создания «волн», сеточки и многое другое.

Я просто фанат инструментов. Единожды попробовав какой-либо профессиональный специализированный инструмент, я покупаю себе такой же. И у меня есть некоторые рекомендации по приобретению. Конечно, приобретать только в специализированных магазинах, с гарантийным талоном, чеком. Когда я выбираю инструмент, я часто прошу попробовать несколько сразу, но разных фирм. Меня интересует степень накала, мощность (реальная, а не заявленная в паспорте), прижимная способность у щипцов и утюгов. И многое другое, что я пробую в магазине. Все должны знать свое право, как потребителя – все свойства инструмента должны быть вами выяснены до покупки, а если вдруг вам не дают ничего включить и опробовать, разворачивайтесь и уходите. Потому, что перед продажей продавец обязан предоставить вам полную информацию о возможностях приобретаемого товара, а если вы ее не получили, вы можете возвратить купленный инструмент на основании того, что у вас не было о нем полной информации. Это по «Закону о защите прав потребителей».

Создаваемый вами «парк инструментов» поможет вам в любой ситуации чувствовать, что вы можете сделать все, о чем вас попросят – будь то укладка на щипцы с треугольным сечением или с помощью утюга «волнами». Если у вас за время вашей практики парикмахера скопилось много инструмента, не стесняйтесь выставить его напоказ в салоне – клиентка, выбирающая с вами прическу, оценит имеющийся «арсенал» по достоинству.

Повторю то, о чем уже говорила выше – никто не удивляется цене, если видит, сколько стоит оборудование, которым творят то, за что назначается плата. Если клиентку просят прийти с упаковкой шпилек и флаконом лака – цена одна, если просят не приносить ничего, а уходит она с прической, выполненной высокотехнологичным инструментом, причесанной хорошими расческами, закрепленной классным лаком, и в волосах сияют стразы или другие украшения – она прекрасно понимает, за что она платит. А вы прекрасно понимаете, что в следующий раз она снова придет к вам!

учащимся парикмахерам по прическам

Рекомендации учащимся парикмахерам по прическам

Вы хотите научиться делать прически из длинных волос? Конечно! И уже знаете, что это непросто. Но постижимо. Что необходимо уметь в первую очередь? Причесывать волосы. Да, всего-то навсего. Почему? Да потому, что расчесывать длинные волосы – целая наука, ее должны постичь ваши руки. Это вопрос ощущения самих волос. Как расчесать так, чтобы клиентка не скрежетала зубами от боли? Как разделить волосы на зоны и удобно для себя заколоть их? Какая щетка больше подходит для их расчесывания?

После того, как вы научились расчесывать волосы, научитесь закреплять их в пучок при помощи резинки. Пользуйтесь пособиями, я очень рекомендую книги Патрика Камерона, его видео, все профессиональные журналы, издаваемые в нашей стране. Можете не удивляться – сто раз закрепив «хвост» из волос резинкой, чисто причесав волосы для него и не допустив «петухов» из неправильно затянутых волос, вы подвинетесь в опыте создания причесок очень далеко. Потому, что деление волос на зоны и закрепление их в пучки – неотъемлемая часть работы над прической, и чем чище вы выполните ее, тем быстрее подготовите волосы для самого создания прически.

Дальше – учитесь делать хороший начес и тупировать пряди. Некоторые брезгливо сморщат носик – зачем и кому сейчас нужен начес? Посмотрите любые журналы с фотографиями дефиле известных фирм – редко начес отсутствует совсем. Начес – основа многих причесок, от качества начеса зависит формирование окончательных деталей, я уж не говорю о тупировании волос – оно применяется еще чаще. Искусно вычесанные прически на основе начеса или красиво выложенные тупированные детали – часть ваших будущих работ.

Если вы освоили все это – начинайте помогать себе феном, бигуди и щипцами. Обработав волосы пеной, сушите их, вытягивайте и прокручивайте. Очень удобно сушить длинные вымытые волосы диффузором с длинными «пальцами», без расчески. Я часто пользуюсь таким феном при сушке длинных волос. Вы можете сказать: не слишком ли много специальных инструментов? Отвечу: инструментов, которые облегчают и убыстряют вашу работу, много не бывает. Попробуйте высушить волосы длиной в метр с нанесенной на них пеной при помощи фена и щетки!

Я советую купить фен, у которого есть и форсунка и диффузор, в пределах 500 рублей. Это возможно, есть отечественные фирмы, выпускающие инструменты, которыми можно пользоваться, как профессиональными. Я сама пробовала такие в работе и могу сказать, что дизайн, конечно, не так великолепен, как у немецких, итальянских и т.д., но в работе они очень неплохи, особенно, если вы только учитесь!

То же самое касается утюжков, щипцов, гофре и других электроинструментов. Не гонитесь сразу за дорогими. Дорогой инструмент – прекрасно, но его приобретение должно сопровождаться вашим опытом в выборе различных профессиональных вещей, а опыт не появляется с рождения. У меня были фены, которые мне привозили из-за границы, т.к. тогда их просто не продавали, и один из таких фенов проработал ровно полгода, а у другого отлетела лопасть вентилятора во время первого включения. Но моя первая машинка для стрижки волос производства «Лонда» ГДР аккумуляторного типа работает до сих пор, а купила я ее пятнадцать лет назад.

Многие парикмахерские учебные заведения не начинают занятий по прическам из длинных волос, пока учащиеся не приобретут манекен-головку. Нужна ли она тем, с кого этого не требуют? Если позволяют финансы, приобретайте. Если не позволяют, все равно приобретайте – складывайтесь по несколько человек и покупайте. Нет более благодарного клиента, чем манекен, для учащегося. Манекен всегда готов предоставить вам свои волосы – ночью, утром, днем. Чем искать клиентку каждый раз, пытаясь сдать очередной зачет, носите «клиента» с собой. Он терпеливо вынесет пытку вашим расчесыванием и корпение над никак не удающимися элементами.

При выборе манекен-головки будьте внимательны к тому, какие у нее волосы и как они прикреплены к ней. Не нужно покупать слишком длинноволосую манекен-головку, достаточно длины даже до 35 см. Конечно, можно длиннее, если вы увлеченно плетете различные виды кос. Часто в магазине говорят, что волосы натуральные, но представьте, какова стоимость действительно натуральных волос! Чаще всего они все же искусственные, но работать с манекеном все равно удобно. Конечно, накручивать волосы на щипцы и протягивать их утюжками лучше не стоит.

Можно попробовать, если очень хочется, тогда вы на сто процентов удостоверитесь, какие волосы у вашей «красавицы» - если прядь расплавилась, значит, точно не настоящие.

При покупке, если есть выбор из нескольких вариантов манекен-головок, выбирайте ту, у которой красиво и часто «посажены» волосы. Есть весьма редковолосые модели, их сразу видно. Такие «лысушки» не выдерживают долгих занятий.

Кстати, не стоит слишком часто намывать голову манекена, она не жирнится от изобилия лака, а вот слои фиксирующих средств делают волосы податливыми в прическе. Просто расчесывайте после прически волосы щеткой, лак счесывается, но не весь, это поможет в создании следующей прически.

О лаке и расческах. Как много зависит от них? От лака и расчесок зависит все в создании причесок. Внимательно следите за преподавателем, каким инструментом работает он, и обязательно ищите такой же или похожий. От видов расчесок зависит чистота вычесанной прически, у вас должна быть: щетка с резиновой «подушкой» и хорошо гнущимися металлическими зубьями для расчесывания волос, длинная расческа с двойным качеством зубцов – частым с одной стороны и редким с другой, ею начесывают и тупируют детали, а так же делят волосы на зоны. Часто редкие зубья используют для вычеса «веером» стоящих кончиков волос и т.д. Расческа для начеса с вилкообразным «хвостиком» тоже пригодится. Есть так называемая «камерунская» расческа – щетинная расчесочка, которой Патрик Камерун часто пользуется, ее можно купить и у нас, а рассмотреть, какая она, можно на дисках или в книгах работ этого мастера.

Лак – не так то просто выбрать его. Для новичков, считающих, что если лак закрепляет деталь из волос, как древнюю окаменелость, он очень хорош, скажу – напротив, он плох. Желая переделать какую-то деталь прически, вы будете долго отрывать волосы от прически, разрушая то, что не надо. Лак должен быть очень сухим, вуалевым, никакой «мокроты» при нанесении – только ощущение легкой сухой фиксации. Может быть, на словах не так уж понятно, но, попробовав несколько лаков одновременно, вы поймете, о каком лаке я говорю. «Мокрые» лаки будут долго сохнуть на детали, которую вы держите в руках и прилипать к пальцам, склеивая их с волосами. Если вы считаете, что деталь прически, «прибитая намертво» лучше непринужденной фиксации незаметным спреем, вы никогда не будете делать прически хорошо.

Взгляните на работы Е. Баклушиной, П. Камерона, Сталины Кушховой – где вы видите лак? Есть блеск волос, глянец деталей, но нет свисающих капель лака, скопившихся на разных участках прически. Посмотрите на конкурсные прически – форма есть, а лака не видно – это настоящий класс! Обратите внимание на работы Сергея Зверева – идеально лежащие волосы в любой прическе, а лака не видно!

Берите пример только с лучших учителей, пусть только по фото. Не слушайте подружек, купивших флакон жидкого геля и упоенно поливающих им волосы с прической из длинных волос – быстрота совсем не признак качества, иногда наоборот. Заставьте волосы слушаться ваших рук, а не бронебойной фиксации лака и тогда вы шагнете дальше своих незадачливых соучениц!

Когда вы постигнете азы, которые я перечислила выше, настанет время пробовать себя на настоящих волосах настоящих людей. Где можно найти самых благодарных и бесплатных клиентов? Как всегда, они рядом с вами.

Прежде всего, это дети, девчонки в детском саду. Представьте, какую радость принесет ваш приход на утренник, где вы сделаете прически всем желающим! Набор расчесок, резинки, шпильки, лак, разноцветные блестки – я всегда беру только сухие блестки, в лаках с блестками я разочаровалась давно. Именно на ребенке лучше всего понимаешь, нежно ты обращаешься с волосами при создании причесок или нет. Дети не будут обманывать, что им не больно, они пищат и кричат.

Правильно делают! Вас надо гонять, вам учиться и учиться. А прически для малышей незамысловатые – «хвост» на макушке, скрученный жгутом и выложенный вокруг резинки, становится «шишкой»; два «хвостика» с зигзагообразным пробором между ними, накрученные на щипцы – прической Мальвины: включайте фантазию и никогда не повторяйте прически! Запретите себе это делать! Для детей нет излишеств, им чем больше «наворотов», тем лучше, иногда прическа выглядит просто абсурдно, но в восторге вся группа детского сада, а мальчики всем составом дружно влюблены в одну и ту же девочку.

…Прически для маленьких клиенток – большой стимул для воображения. Ко мне обратилась мама одной маленькой шестилетней девочки, участвовавшей в конкурсе, проводимом модельным агентством нашего города. Девочка занималась в театре моды, и по итогам года занятий проводился конкурс, девизом которого был лозунг «Детки как конфетки».

Суть заключалась в следующем: нужно было взять название какой-то известной конфеты и отразить это название в образе – в прическе, платье, макияже и аксессуарах. Конечно, было очень много девочек, одетых под девизом «Красная шапочка», но дальше подобного фантазия мам не заходила. А конкурс был серьезный – после фотосессии проводился Интернет опрос, по итогам которого выбиралась победительница. Нужно было что-то сногсшибательное.

И я решила сделать прическу под девизом конфеты «Ананасная». Платье, вязаное вручную с этнической тематикой у меня нашлось, пришлось доделать для прически вязаный из пряжи «травка» зеленый ободок, прикупить несколько метров коричневой цепочки и мелкие черные стразы.

Маленькую модель причесали так: по радиальным проборам к центру головы я заплела косички, соединив их в один пучок. Пучок волос закрепила и начесала большой шиньон, вычесав его в ровный «шар». Весь «шар» был обильно засыпан золотыми блестками, покрыт крупной сетью из коричневой цепочки – она изображала ячейки на коже настоящего ананаса. Места, где перекрещивались две цепочки, закреплялись мелкими шпильками с черными стразиками. Вокруг «ананаса» крепилась лента из вязаной зеленой пряжи-«травки», изображающая листья.

Модель имела успех – ее победу в конкурсе помнят даже несколько лет спустя. Для большего соответствия образу девочку покрыли автозагаром и сделали легкий макияж, превратив в голубоглазую мулатку.

Я делала прически на конкурсы маленьких моделей и до этого. Просто этот случай запомнился больше других. И снова я повторю – мы учимся каждый день и если мы хотим мыслить креативно – какое модное слово, обозначающее «творчески» - мы должны творить если не на деле, то мысленно. Приучите себя делать это каждый день – прическа рождается сначала в вашей голове, а затем выполняется вашими руками. Времени на размышления масса – вы едете на учебу, гуляете в парке, идете в кино – вокруг всегда столько людей и никто не может запретить вам обдумать, какую прическу вы бы сделали любой из проходящих мимо женщин, девушек и маленьких девчонок.

Я точно знаю – чем дальше от центра вашего города вы живете, тем больше любопытства и радостного удивления вызовет ваше предложение какой ни будь девочке сделать африканские косички или просто заплести «колосок». А уж появившись на садиковом празднике с предложением причесать всех красиво вы будете популярнее Снегурочки. Сначала вы ищете работу, затем работа находит вас.

Лишь один совет – всегда делайте все добросовестно, насколько можете. Позволив себе «схалтурить» раз, другой вы расслабите себя, сказав – никто ничего не заметит, а потом перестанете замечать свои недочеты и сами. Зато их хорошо видят клиенты. И чтобы их число увеличивалось, а не уменьшалось, постоянно акцентируйте внимание на тщательности своей работы, показывайте ее со всех сторон при помощи второго зеркала – клиентки бывают нередко удивлены, увидев себя сзади и сбоку. Гармония – то самое понятие, которое должно быть в основе каждой придуманной вами прически. Видя гармоничную прическу со всех сторон, клиентки проникаются уважением к тому, кто создал ее. А вы, доставив массу положительных эмоций своим, может, пока не оплачивающим ваши прически клиенткам, не сомневайтесь – каждая созданная вами прическа приближает вас к желанному дню. Это тот день, когда администратор шикарного салона, где вы будете работать, скажет о вас клиентке: «Извините, на сегодня у нее все время расписано, может, записать вас на другой день?»





Загрузить еще