Автор материала парикмахер-модельер  Ольга Онипченко

Прежде всего – о предложении этой услуги. Для начала будем говорить об окраске женских волос. Есть клиентки, которые окрашивают волосы постоянно, или часто прибегают к этой услуге. Они достаточно хорошо разбираются в том, что им могут предложить, какой цвет или сочетание цветов им интересно, разговаривать с ними об их окраске – одно удовольствие.

Но когда речь идет о клиентке, которая никогда не окрашивала волосы, даже предложить эту услугу, не говоря уже о том, чтобы на это предложение ответили согласием, весьма проблематично.

Почему? Среди клиенток существует много «страшных сказок» о том, как «сжигают, пережигают» волосы окраской, после этого они отваливаются от корня и часто никогда больше не вырастают. Многие боятся того, что выбранный цвет им вообще не подойдет, а как с этим жить дальше? Многие просто опасаются любых перемен в облике, зачастую это клиентки, мало посвящающие времени декоративной косметике – они не настолько хорошо изучили возможности манипулирования цветом для изменения себя и боятся вступить на скользкий, как им кажется, путь изменения внешности. Бывает и прошлый печальный опыт даже десятилетней давности дает себя знать – когда-то окраска оказалась ужасной и теперь не хочется волновать себя, может, лучше так походить.

Причин не окрашивать волосы у клиенток бывает множество, но, на мой взгляд, окраска – такая замечательная возможность подчеркнуть все достоинства прически и внешности и убрать множество недостатков, сделав их своей личной тайной, что противопоказание для применения окраски только одно – аллергия на компоненты красителей.

Давайте поставим «точки над «и» в этой теме сразу – хорошие фирмы-производители косметики для волос в каждой аннотации рекомендуют пробу на аллергию. Это почти никогда не делается ни в каких салонах. Причина понятна – клиентка пришла, времени у вас ровно столько, чтобы оказать ей услугу – какие уж тут пробы. И все –же внимание при первичном окрашивании на признаки возможной аллергии или возникающей быстро крапивницы надо обращать – у меня был случай, когда клиентка, намеренно скрывшая от меня свою аллергическую реакцию на порошкообразные осветлители (настолько сильно ей хотелось стать блондинкой) не предупредила о том, что у нее всего за 30 минут может развиться сильнейшая аллергия. Стоило мне закончить нанесение осветлителя, как она начала чесать покрасневшие кисти рук, ее лицо стало быстро приобретать багровый оттенок, но смыть краску сию минуту она отказывалась, говоря, что сейчас все пройдет.

Разумеется, я тут же смыла краситель и сломя голову помчалась в аптеку за хлоридом кальция, нужно было моментальное противоаллергическое средство. Я очень удивилась, когда клиентка взяла потянутые ей ампулы, со знанием дела вскрыла и выпила две из них залпом и заявила, что сейчас все пройдет. Я была в таком состоянии от напряжения и испуга, что «скорая помощь» могла потребоваться мне. Через три дня она вновь записалась на окраску, но теперь я окрашиваю ее кремом-осветлителем, не слушая протестов и уговоров.

Итак, внимательно наблюдаем за реакцией кожи на первичную окраску. В случае незначительной гиперемии (покраснения) кожи на границе нанесения красителя – на лбу, висках, затылке удваиваем внимание и, если ухудшения состояния не происходит, думаем о процентности окислителя – не велик ли он или меняем сам краситель на краситель другого поизводителя.

Наверное, нет смысла настаивать на полном соблюдении технологии окрашивания, которую демонстрируют представители фирм на своих мастер-классах. Надеюсь, все знают технологию окрашивания краской, которой работает салон. Из практики видно, что это не так. Когда работаешь долго и с разными красками, думаешь, что знаешь все. Окислитель, эмульсия для окисления, оксидент – какая разница? Смешай один краситель с окислителем «не родной» фирмы и покрасишь точно так же. Умеешь делать окислительную жидкость, раздолбив таблетки сухой перекиси водорода? Замечательно, в случае чего она заменит эмульсию. Это дешевые рассуждения, недостойные профессионалов. Я понимаю, что на начальной стадии работы парикмахером можно брать не очень дорогую линию красок и эмульсий для окисления. Но если вы профессионал со стажем, зачем рисковать качеством услуги?

о том, как «сжигают, пережигают» волосы окраской, после этого они отваливаются от корня и часто никогда больше не вырастают.

Нравятся красивые тона определенных производителей? 

Берите его краску и эмульсию, при этом честно объяснив клиентке, что вы берете дополнительную сумму за окраску потому, что цвет будет более стойким, насыщенным и это на самом деле придаст «салонный вид» ее волосам. Никто не откажется заплатить за это. Все понимают – цена растет эквивалентно качеству. А если вы перешли из малобюджетного салончика в салон с более высокой ценой услуг – не бойтесь потерять клиентов, которые не захотят добавить денег за окраску. Значит, они не слишком ценили вас, как мастера. Ведь часто разница в ценах составляет стоимость одного килограмма хорошей колбасы. И не сомневайтесь – через некоторое время клиенты вас найдут – если вы на старом месте работали действительно классно и позаботились о том, чтобы ваши координаты были известны.

Итак, красить мы умеем. Как же клиентка узнает, что мы делаем это лучше, чем она сама? Мы должны рассказать ей об этом.

Для начала, даже если об окраске речь не заходила, а вы только стрижете волосы, протестируйте окраску, если она есть или если есть в ней необходимость – зоны седины, отдельные седые волосы, которые стали заметными и т.д.

Начинать разговор об окраске с фразы «вам нужно покрасить волосы» не стоит. Клиентка готова к тому, что ей предложат, по ее мнению, ненужную ей услугу и вы уподобитесь назойливым консультантам в бутиках, которых все посетители обходят десятой дорогой.

Скажите ей о том, что вы видите – непрокрашенные зоны у корней, частично вымывшийся или, наоборот, сильно пигментированный волос, возможность изменения ее тона на более актуальный. Причем, настаивайте на том, что ей обязательно стоит это сделать, но не настаивайте на том, что это должны сделать вы и сейчас. Она и только она может сделать выбор. Вы должны только рассказать о том, что она может выбрать, как широк этот выбор. И, чем подробнее и лучше вы опишите перспективу улучшения ее окраски, тем быстрее она выберет…вас!

…Однажды ко мне подошла одна очень пожилая мастер из моей смены в том огромном салоне, который я описывала в предыдущих главах...

Дело в том, что когда ко мне садилась клиентка, бдительно допрошенная нашими «пенсионерками» насчет того, что она собирается сейчас сделать, она отвечала, что хочет только стрижку.Тогда они пропускали ее сквозь свой кордон, и продолжали ожидать клиентку «повыгоднее».

Я начинала работать с клиенткой, которая им показалась неперспективной, и часто оказывалось, что после нашей с ней беседы о состоянии ее волос она желала покраситься. Просто для разных клиенток я пробовала подобрать разные виды

окрасок. Кому-то были по душе натуральные цвета, а их красили исключительно во что-то «кричащее», кому-то хотелось просто придать новый оттенок старой окраске, которую они не могли состричь уже долгое время, кто-то боялся «сжечь, как в прошлый раз» и хотел только промелировать волосы на фольгу, а «старые мастера»

свирепо выдирали из силиконовых шапочек пучки волос при помощи крючка и такой метод мелирования не устраивал клиенток.

Вот и решила одна из «старых мастеров» поговорить со мной о чуде, которое ежедневно творится с клиентками – входит с желанием подстричься, выходит со стрижой и окраской. Очень показательно то, как она меня спросила об этом.

«И как это ты их уговариваешь? Может, ты какое «кошачье слово» знаешь? Почему они все краситься у тебя хотят?» - вопрошала она с пристрастием.

Я ответила честно, но она мне не поверила. Я клиенток не уговариваю. Никогда. Я им подробно объясняю, что, по-моему, можно и нужно сделать с волосами, чтобы было красивее, лучше, дольше держалось, больше было к лицу. А кто это сделает, я не уточняла. Я давала бесплатный совет, а меня для выполнения этих предложений они выбирали сами. Они просто говорили: « А можно это сделать сейчас?» И мы начинали претворять советы в жизнь.

Старая мастер мне не поверила. А вы как думаете? Надо «уговаривать» или по-доброму рекомендовать?

Насчет рекомендаций – снова возвращусь к теме осмотра журналов и, в случае окраски, таблиц с оттенками волос. Не стоит оставлять клиентов для раздумий над работой, которую будете выполнять вы. Стойте рядом и принимайте участие в выборе, ведь так часто приходится вовремя вставлять комментарии, особенно если тема касается цветотипа клиентки.

Я полагаю, все понимают, что имеется в виду под словом «цветотип» - весь облик вашей клиентки. Она может быть белокожей брюнеткой, загорелой блондинкой, шатенкой с кожей цвета топленого молока, голубоглазой и русоволосой или черноволосой с глазами цвета темного шоколада. Но может быть и не слишком благозвучное и не очень красивое сочетание – бледная прозрачная кожа и при этом глаза серого цвета. Или очень смуглая кожа и волосы цвета пепельный шатен. В любом случае сначала вы, разумеется, смотрите «данность», а затем решаете, какой вид окраски предложить.

Интересно, что практически 90 % клиенток с пепельно-русым или русым цветом волос терпеть не могут свой натуральный оттенок. Они часто пытаются изменить его полностью. Работая с ними, я всегда предлагаю колорирование вместо окраски всех волос целиком.

Если в русых волосах нет седины, нет надобности и делать мелирование, что часто предлагается как изменение оттенка волос. Часто клиентки идут от стереотипа, что мелирование решает все проблемы, связанные с нежелательным цветом – в данном случае они часто называют его «никаким». «Я никакая» со своими русыми волосами – то и дело слышишь от обладательниц самого распространенного в наших регионах цвета волос. Какой же цвет предложить для колорирования, чтобы клиентка почувствовала себя яркой, но не вызывающей?

Если у нее определенно строгий имидж, лаконичный стиль одежды и работа, требующая достаточно сдержанного подбора цвета во всем облике –исходить нужно от ее уровня цвета волос. В таблице цветов уровни глубины цвета обозначены цифрами – например, уровень 6. Имея исходную цифру, предлагаем сделать пряди того же уровня, но другого оттенка, например, медь, темное золото, коричневый ряд.

Можно сделать отступление от шестого уровня в сторону пятого или седьмого, значит, светлее или темнее на один тон. Но цвет должен быть другим, или работать двумя цветами сразу, чередуя их по очереди.

Осторожно с пепельными цветами – слово «пепельный» само по себе очень красиво, но не надо забывать, что это серый цвет. Чтобы ваша клиентка не показалась себе «молью в обмороке» после окраски, колорируя пряди в пепельный цвет, добавьте еще и второй, более насыщенный оттенок.

Интересно, что волосы клиенток, окрашенные таким образом, вызывают после окончания работы восхищенные оглядывания в зеркало и вопрос: «А вы мне что, все волосы прокрасили? Мои были совсем не такие!» Как раз подчеркивание собственного оттенка другими тонами дает полное представление о настоящем богатстве своего собственного цвета волос. Некоторые клиентки недоумевают – ведь предлагаемые цвета почти не отличаются по уровню тона, откуда же возьмется эффект? От контраста, едва уловимого, но вполне определенного.

Явным плюсом такой окраски является очень маленький процент окислителя, применяемый для активирования красящего крема, что даст гарантию долгого пребывания красящего пигмента в волосах при их минимальном травмировании. Еще один несомненный плюс – окраску не надо повторять ежемесячно и можно изменять с течением времени, добавляя к отросшим волосам цвета другого тона.

Конечно, если доля седины присутствует в русых волосах, пренебрегать мелированием не стоит, но добавочный цвет всегда сделает вашу работу немного индивидуальной, что будет оценено клиенткой по достоинству.

Русые тона волос были взяты здесь как пример. По тому же принципу могут быть колорированы другие цвета волос – от темно-коричневого до блондина, главное в этом принципе – незаметное подчеркивание собственного цвета волос при помощи легкого контраста оттенков.

Более яркое и контрастное колорирование требует тщательного обдумывания сочетаний цветов. Нередко приходится видеть старания мастера, который берет три и четыре тона сразу и, вдохновенно нанеся их все на разные пряди, не получает никакого сногсшибательного эффекта. Больше похоже на моток буклированных ниток. Стоит ли тратить время клиентки и свое время на такую окраску? Кто, увидев эту окраску, восхитится и скажет – сразу видно, мастер хорошего салона поработал? Уверяю вас, никто. Клиентке даже неловко будет назвать стоимость, а она будет немаленькой.

Если клиентка просит вас «сделать ее просто невозможной, другой, непохожей на себя», сначала взгляните на нее – нет ли следов подобных просьб на ее отросших волосах? Если есть, то у вас два варианта – либо предыдущий мастер сделал это плохо, либо ей никто не смог пока угодить и вряд ли вы станете исключением. Но попробовать стоит.

Сначала посмотрите на возможные ошибки, допущенные предыдущим мастером. Спросите, когда была сделана окраска и чем. Затем – внимание! – выясните предельно точно, какие цвета предпочитает клиентка для «невозможно эффектного вида». Если это цвета очень яркие, старайтесь договориться о балансе в их выборе – к примеру, ярко-фиолетовый и оранжевый – понятно, что клиентка будет выглядеть, как клоун. Договоритесь о замене оранжевого на красный оттенок – и это уже будет не так контрастно.

Словом, почаще вспоминайте и рассматривайте спектральный цветовой круг на таблицах для окраски волос. В нем есть все подсказки – какой цвет контрастирует с другим, а какой соседствует и не будет выглядеть контрастом, а даст красивое дополнение. Работайте головой, прежде, чем начнете делать что-то руками. Это сэкономит время и… нервы.

Ведь если вы досконально выясните, в какой конкретно цвет желает покрасить волосы клиентка, вы полностью застрахованы от того, что при завершении окраски она заявит, что хотела совершенно другое.

о том, как «сжигают, пережигают» волосы окраской, после этого они отваливаются от корня и часто никогда больше не вырастают.

 …Наш салон посетила клиентка, которая с самого начала вела себя вызывающе...

Тон, в котором она разговаривала, не оставлял желать ничего хорошего от общения с ней. Она, имея достаточно поврежденные полудлинные волосы, хотела промелировать их, чтобы стать постепенно блондинкой. Мастер, в первый раз обслуживающая ее, наслушалась всего – она рассказала, что окрашивала волосы до этого в Москве, щадящим красителем на основе растительных компонентов. Видимо, ее ввели в заблуждение, т.к. состояние ее волос просто «кричало» об обратном. Стать блондинкой благодаря мелированию за один раз она не могла, волосы были окрашены на уровне «2», они были темно-коричневыми.

Ее заказ был выполнен, осветленные пряди оказались русыми и ей это не понравилось. Тогда перепуганная мастер нанесла тонирующую в ореховый цвет пенку, чтобы придать волосам более-менее пристойный вид. Результат удовлетворил клиентку и она, расплатившись, ушла.

Конечно же, в следующую смену того же мастера она вернулась. Тонирование вымылось и волосы приобрели зеленоватый оттенок. Клиентка потребовала промелировать ее бесплатно еще раз – «исправить» работу.

Пришлось разговаривать предметно и с самого начала. Было разъяснено, что ни о каком возврате денег или бесплатном исправлении не может быть и речи, т.к. ей сделали то, что она заказывала. И что ее волосы могут обесцветиться лишь на 7 уровней светлее ее собственного, при помощи таблицы ей показали, какой цвет при этом получится – уровня 7 или 8, и это в лучшем случае. И что тонировать после осветления придется обязательно, из-за того, что пигмент, внедряемый в ее волосы не один год (!) был коричневого цвета и осветление не будет чистого оттенка. И что все это, вместе с лечением волос, которое даст гарантию фиксации цвета и качественно завершит всю процедуру окраски, будет иметь цену согласно прейскуранта.

Сказанное вызвало протест, но уже в более слабой форме, когда же окончательно было сказано, что требуются только такие действия, за них будет нужно заплатить отдельно, но это гарантирует результат, которого клиентка пыталась добиться с самого начала, она «сдалась». Она сказала, что только наш салон, среди всех салонов, которые она обошла со своей просьбой, не отказал ей.

Надо было держать марку. Мастер был заменен, т.к. предыдущая мастер просто боялась подойти к агрессивно настроенной даме. Результат мелирования ее удивил. Дело в том, что в первый раз она диктовала и процент окислителя для мелирования и время выдержки.

При обсуждении цвета для тонирования прядей пришлось довольно жестко направлять желания клиентки «в нужное русло» и заново объяснять, что светло-русые пряди невозможно тонировать в «блондин». Был выбран цвет светло-табачного оттенка, который создал нужное сочетание с волосами, оставшимися прежнего темно-коричневого цвета. Зеленый оттенок пропал, клиентка была довольна всем, кроме цены, которая была выше, чем в первый раз.

Пришлось снова объяснять, чем тонирование кремом-краской отличается от тонирования пенкой и отчего большее количество прядей, промелированных во второй раз, стоит дороже.

Конечно же, эта клиентка пришла еще раз. Оплата за второе посещение явно показалась ей завышенной и она все же настаивала на перекрашивании своих волос, т.к. тон ее снова не устраивал. По поводу оплаты ей предъявили распечатку всех позиций прейскуранта, которые отражали оказанную услугу, а по поводу бесплатного перекрашивания ей показали таблицу цветов, спросив, какой именно цвет она выбрала в прошлый раз. Она указала светло-табачный оттенок. «Вы же его сами выбрали?» - спросили у нее. «Да», - последовал ответ. По закону о защите прав потребителей, она была осведомлена обо всем, что ей собирались сделать и сама выбирала цвет волос. В этом случае прав салон и окрасить волосы в третий раз бесплатно ей не удалось.

Не собираюсь комментировать этот случай. Все говорит само за себя – грамотно излагайте свои соображения по поводу любой услуги, в частности, окраски, и после оказания этой услуги вас просто не в чем будет упрекнуть.

На способе окраски, называемом «мелирование» остановимся особо. Некоторые путают его с «колорированием», но первое понятие происходит от слова «меланин» - красящий пигмент, вымываемый из волоса, т.е. «выбеливание», если можно так выразиться. Второе понятие подразумевает «колор», т.е. «цвет», внедряемый в волос при помощи окислительно-восстановительной реакции, словом, «окрашивание». Может ли профессионал поставить знак равенства между понятием «мелирование» и «колорирование»? Каждый решит это для себя сам. Я применяю эти понятия раздельно всегда, и все мои клиенты тоже знают разницу. Короткое объяснение в процессе работы всегда идет на пользу вашему авторитету, как специалиста. Просвещайте своих клиентов, это идет на пользу вам!

Итак, мелирование. Бездна возможностей сделать волосы одного человека совершенно разными в разные периоды времени. Способов множество – мелирование «на расческе», самое простое. Мелирование на фольгу или бумагу – различные способы набора прядей и различная постановка прядей, выбор их направления. Мелирование через шапочку – забытое, смешное, но очень эффективное – если шапочка хорошая. Какой вариант предложить клиентке?

Начать размышлять над способом мелирования нужно, глядя на стрижку клиентки, а так же на густоту ее волос. Да, да – на густоту. Нередко я вижу женщин, в стрижке которых мелирование играет не роль удачного дополнения, а роль каких-то светлых лоскутов, без всякой системы разбросанных там и сям на голове. Иногда мастер настолько торопился, что пряди можно сосчитать, и увидеть, где они находятся. Я считаю это верхом небрежного отношения к клиентке. Лучше не делать никакой работы, чем выставлять своих клиентов на посмешище.

Если у клиентки короткая стрижка или волосы растут редко, или они тонкие – в этих трех случаях нельзя пренебрегать правилом: набирайте пряди тонко, как только можете. Не жалейте времени, если вам это еще трудно делать, механика движений – наживное дело, скорость придет, а вот клиент после первого мелирования широкими прядями уже не придет. Что дадут широкие пряди в короткой стрижке? Голова будет либо похожа на арбуз с белыми полосками, либо на раскраску тигра или зебру, смотря как будут поставлены пряди с мелированим. Что будет с волосами редкими или тонкими? Они будут казаться реже и тоньше. Да, кстати, а как же волнистые волосы? Что будет с ними, если смело брать пряди по сантиметру шириной и по пять – семь длиной? Голова будет похожа на парик клоуна – ведь каждая прядь, распушившись на концах, будет выглядеть, как клочья ваты, ведь кудрявые волосы поглощают блеск.

Что даст тонкое мелирование на коротких волосах? Плавный переход от осветленных волос к натуральным, без рваных «ступенек». А на редких? Визуальное ощущение густоты волос – волосы одного цвета плюс осветленные тонкие пряди, перемешиваясь при расчесывании, создадут вид в два раза более густых волос. А на тонких? Тот же эффект, что и на редких – большая густота и еще мелированные волосы, став более легкими от осветления, приподнимут слегка объем всей массы прически.

Мелирование на полудлинных стрижках дает больший простор для творчества. Можно воспользоваться беспоигрышным «тонким» набором прядей, а можно обыграть детали вашей стрижки, подчеркнув ее особенности. Например, промелировать все волосы прядями, повторяющими линии разделения волос при стрижке. Конечно, пряди надо «вписывать», учитывая будущую укладку, наклон волос, ведь бывает так некрасиво, когда мелирование заметно у корней размытыми пятнами.

Длинные волосы мелирование украшает и подчеркивает их длину. Здесь вариантов еще больше – можно выбирать зоны для мелирования и акцентировать внимание на них. К примеру, челка или макушка. С длинными волосами надо обращаться особенно аккуратно – их не сострижешь, если неудачно промелируешь, придется закрашивать неудачные пряди, а это кропотливая работа.

Некоторые клиентки предпочитают тонко мелировать свои длинные волосы лишь на зоне «деки» и на висках, не затрагивая затылочные волосы. Получается красивый переход от светлых волос к более темным под ними. Смотрится очень натурально.

Мелирование – отличный способ склонить к окраске такого клиента, который не красил волосы никогда и прекрасная возможность вывести клиентку из надоевшего ей окрашивания.

Если клиентка никогда не делала окраску, обязательно стоит начать с предложения о мелировании. Это могут быть всего несколько тоненьких прядей и стоимость работы будет небольшой, но клиентка сможет взглянуть, насколько это ей идет, и совершенно не страшно обращаться к мастеру, который удачно дополнил ее имидж, за дальнейшими, более интесными изменениями. Как правило, никогда не делающие окраску клиентки находятся в том возрасте, когда появляется первая седина. Они не задумывались над окраской, им нравился их цвет волос и вдруг они видят первые седые волосы. Это всегда неприятно, а для некоторых просто удар – все относятся к своей внешности по-разному. Обычно все начинают борьбу с сединой с вырывания редких седых волосков. Лучше сразу сказать, что это неправильно – луковица волоса, из которой его постоянно рвут, в конце концов начинает выращивать деформированные волосы – они и виться начинают, и неровные – их сразу заметно на общем фоне.

Предложите решение проблемы – мелирование той зоны, где появилась первая седина, это почти всегда лоб и виски. Мелирование этих зон не только скроет седину, но и освежит пряди у лица светлым оттенком.

 …В нашем городе есть салон бизнес-класса, в который меня звали работать года два...

- прекрасный с виду салон, стильный интерьер, работает на продукции хорошо зарекомендовавших себя фирм. Руководитель – вот кто смущал меня. Эта женщина, цепко держащая бразды правления, по образованию педагог и в парикмахерском бизнесе не может считаться новичком – салону более десяти лет. Но в работе она руководствуется лишь одним принципом – пусть услуга будет дорогой и подана с апломбом.

Итак, я все же пришла туда работать. И через некоторое время одна из постоянных клиенток этого салона записывается ко мне на окраску и стрижку. Принявшись за работу, я увидела, что русые с небольшой долей седины волосы клиентки промелированы и одновременно оставшиеся пряди прокрашены в свой собственный цвет. Бессмысленность такой окраски немного удивила меня – ведь можно только мелировать, скрывая седину, а покрашивать русые волосы в русый цвет просто незачем.

И я промелировала клиентку без окраски промежуточных прядей. Она тоже, в свою очередь, удивилась: «Мне всегда красят все волосы», - сказала она. Я спросила, видит ли она разницу? «Пожалуй, те волосы, что красили в русый цвет раньше, теперь рыжеватые?» - спросила она. Да, те волосы действительно были неряшливо-рыжего оттенка и скрыть это помогало мелирование. Я спросила, хочет ли она, чтобы в следующий раз мы вернулись к прежней схеме окраски. Она ответила, что просто мелировать волосы ей нравится больше.

Вечером этого дня я была вызвана к владелице салона в кабинет. «Я слышала, вы намеренно удешевили услугу на одну треть?» - спросила она. Я даже не поняла сначала, что она имеет в виду. «Вы сделали мелирование, но не сделали окраску тон-в-тон. Что о нас подумает клиентка?» - спросила меня наш руководитель. «Что я не стала ей дурить голову», - ответила я. «Вы считаете свою работу качественной, ведь вы не прокрасили все волосы», - не унималась руководитель. «Я оставила волосы, которым не требуется окраска, здоровыми и нетронутыми красителем, что совершенно не повредило внешнему виду прически и понравилось клиентке», - ответила я. «Я не понимаю, вам деньги не нужны, что-ли?» - вопрошала руководитель.

Такие деньги мне не были нужны. Я не собиралась делать деньги на вранье своим клиентам. Наверно, уже понятно, почему я скоро ушла из этого салона. Руководитель была очень удивлена…

Если строить свои доходы от работы на обмане клиентов, рано или поздно они все равно это поймут. Или случайно, как в примере выше, узнают, как все же должны были их покрасить, подстричь. Я поняла за годы своей работы, что самое выгодное – строить свои доходы на честной и качественной работе. Только это всегда в цене, и никакие дефолты и кувыркания курсов валют не могут поколебать истинных человеческих ценностей – порядочности и человеколюбия.

Если вы честно скажете заказавшей окраску клиентке, что она ей абсолютно не нужна, как бывает в случае заказа, например, окраски в черный цвет и срочно – она вам сначала не поверит. Но если вы объясните, что этот цвет сделает ее старше лет на десять, а вы не берете деньги за состаривание, она поверит и не будет краситься в черный. Вы потеряете деньги за окраску. Приобретете постоянного клиента. Что лучше – один раз «сорвать банк» или преданный вам клиент, который будет посещать вас из года в год, вспоминая, как вы ее отговорили от неправильного поступка, в котором бы она раскаялась? Конечно, преданный клиент!

…Обычно наш салон посещает вся семья – муж, жена и дети

Такое предпочтение приятно и иногда приходится вносить коррективы в свою работу при помощи того или иного члена семьи.

Супруг одной из моих клиенток во время стрижки разговорился со мной об окраске своей жены. «Знаете, она делает это мелирование и выглядит, будто уже седая. Ей нравится, а мне – нет!»

Парикмахер хранит много тайн о своих клиентах. В этом случае тайна заключалась в том, что супруга этого мужчины поседела лет на десять раньше, чем он произнес свою фразу у меня в кресле.

Когда его жена пришла в салон, я рассказала ей о разговоре с ее мужем. Она рассмеялась и мы задумались: мелирование ей очень шло и мы не собирались от него отказываться. В последующих окрасках мы прибавляем к мелированию окраску прядями в более темный, чем исходный цвет волос, тон. Муж доволен.

Но со времени этого разговора я начала разговаривать со всеми знакомыми мужчинами разного возраста о том, что они думают по поводу мелирования. И почти все ответили, что считают мелирование признаком возраста. Возраста, когда пора скрывать седину. Интересно, что когда я просила подробнее описать возраст – ведь мелирование делают и очень молодые девушки, каждый из опрошенных мужчин затруднялся дать ответ. Итог разговора сводился к фразе: «Ну, в общем, смотря как оно сделано…»

Внимание! Ключевую фразу о качестве мелирования сказали мужчины. Конечно, женщины в этом лучше разбираются, но в конечном счете окраску женщины делают ради мужчин – если бы в мире существовали одни женщины, вряд ли они утруждали себя раздумьями о своей внешности. Так что мелирование должно быть настолько обдуманным, чтобы не смотреться «сединой».

Еще раз о седине. Одну мою постоянную клиентку, которая раз и навсегда много лет назад выбрала себе цвет и окрашивает все волосы полностью (ей около 55 лет и доля седины в волосах составляет процентов 80) однажды спросили на работе: « А у вас, наверно, до сих пор нет седых волос, мы сколько вас помним, вы все в одой поре!» Она ответила: «Нет, конечно, ни одного седого волоса! Я всегда регулярно крашусь!».

В каждой шутке есть доля правды – конечно, самодостаточная женщина может признаться, что у нее есть седые волосы. Но ходить седой она вряд ли станет.

Когда седых волос слишком много, полумерами уже не обойтись. Надо красить все волосы, желательно, в один тон, или придумать красивое сочетание нескольких тонов.

Есть хорошее правило цветового моделирования в случае возрастной окраски: стараться не красить волосы в «родной цвет», брать цвет на 2 тона светлее. Это беспроигрышно, т.к. возрастные изменения кожи лица – пигментные пятнышки, темные круги возле глаз, выступившие капилляры – все это подчеркивается темными и яркими цветами, которые метко называют «цвета-провокаторы».

Но все относительно. Я очень осторожно берусь за возрастные окраски и предварительно оцениваю ожидаемый результат. И все же бывают клиентки, оттенок и состояние кожи которых, да даже их имидж диктует отступление от этого правила.

Очень свежее ощущение в этих случаях дают чистые, благородные оттенки натуральных темных волос, темной меди, шоколада. Есть у меня и замечательная женщина с огненно-красным цветом волос, она единственная моя клиентка «за 50», впервые увидев которую, я не отказалась от нанесения провокационно-красного оттенка, еще и усиленного цветным мелированием на теменной зоне. Тонкие ярко-медные пряди цветного мелирования подчеркивают красный цвет ее волос. Но возможной эта окраска стала благодаря ее коже – цвета топленого молока, голубым глазам, высокому росту и безупречной манере одеваться в очень строгого покроя вещи. Да, ей это идет. Но женщина с иной внешностью и ростом покажется с такой окраской не по возрасту экстремальной.

Удобно в случае окраски в один тон применять «растяжку цвета», пользуясь одним тоном, но окислителями разного процента. Корни окрашиваются в первую очередь и процент окислителя здесь может доходить до 9 %. Затем в другой емкости для окраски разводится тот же тон, но на 1,9 %. В результате после выдержки корни и концы волос имеют одинаковый свежий цвет. Раньше рекомендовалось протягивать по длине краску от корней, но это одновременно «рыхлило» окислителем структуру волос, уже окрашенных, делая окраску менее стойкой.

Благодаря тонирующим 1,9 % и 4 % можно получить идеальное тонирование по длине и оно настолько долго держится, что даже ранее осветленные волосы не выпускают красящий пигмент.

Сейчас очень много различных новых средств, о наличии которых еще десять лет назад можно было только мечтать. Не все парикмахеры, однако, работают с новыми средствами, полагая, что лучше, например, по-старинке сделать смывку блондирующим средством, чтобы убрать нежелательную окраску и перекрасить волосы. Или мне часто приходится работать с волосами, осветленными прядями и тонированными после этого ополаскивателем в яркие цвета типа «фуксии» или «ярко-рыжего».

Давайте оставим старые методы и перейдем к более эффектным новым технологиям смывок и окрасок! Любой давно работающий профессионал, прочитав подробную инструкцию, без которой эти средства не продаются, овладеет этими технологиями за один день. Хотя лучше посетить обучающий семинар.

Что делается сейчас для удаления старой краски или «декапажа» (если уж говорить профессиональным языком)? Наносится осветлитель и обесцвечивается как красящий пигмент бывашей окраски, так и сам волос, неся ту же нагрузку, что и при осветлении. Разрушается красящий пигмент самого волоса. Если применить декапирующий специализированный состав, то разрушен будет только пигмент искусственного красителя.

После первичного использования декапирующих средств мастера часто бывают разочарованы – они могут не до конца смыть пигмент с первого раза, часто остаются более темные кончики волос – повторим декапирование и получим нужный результат. К тому же и клиентки почти ничего не слышали о подобном средстве, приятно будет обрадовать недовольную своим надоевшим цветом волос клиентку, что теперь можно изменить все быстро и без лишнего стресса для волос. Но быстрота – еще не значит простота.

Применяя декапирующие средства, внимательно изучите инструкцию к нему. После исчезновения искусственного пигмента волос выглядит просто осветленным, даже если был интенсивно черного цвета, зачастую приходится наносить состав дважды, на отросших волосах пигментирование более глубокое.

Не стоит обольщаться обманчивой легкостью последующей окраски. Любая привычная краска для волос может повести себя неожиданно – пигмент начинает темнеть и волос окрашивается на два или три тона темнее, чем вы задумали. Лучший вариант в этом случае – подождать несколько дней, если же это невозможно, продумайте, в какой цвет вы хотите окрасить волосы и внимательно следите за развитием пигмента на голове клиентки, на любом мастер- классе по декапированию вас предупредят о том, что волос может темнеть даже в течение нескольких суток.

Конечно, самое лучшее, что вселит в вас уверенность – окраска и декапирование пробных прядей или работа с уже отрезанными локонами, не поленитесь провести на них «испытание» новых средств, но все же умение приходит с опытом работы.

Прекрасный результат дает мелирование декапированных волос, если оно устраивает клиентку. Сняв излишне темный тон или яркость, смягчите эффект мелированными прядями и после стресса, который испытывает клиентка с темным или вызывающим тоном волос, она будет очень довольна

Что же касается цены - снова повторю, что качество стоит дорого, а переделка некачественного – в два раза дороже. Скажите вашей клиентке о возможности использования дорогого, но эффективного средства – у меня еще никто не предпочел дешевое и плохо выглядящее дорогому и красивому!

Очень редко я вижу работу мастеров, работающих с «цветным мелированием» - обесцвечивающими и одновременно красящими в ультра – яркие цвета порошкообразными красителями. После знакомства с этими средствами я была просто в восторге – какое количество разных цветовых эффектов можно получить на любых волосах, даже на многократно окрашенных в черный цвет! Для испытания красных и оранжевых тонов я наносила краситель на окрашенные черные невымытые от стайлинговых средств волосы и получала яркие оранжевые и красные пряди! Раньше для этого требовалось осветлить и окрасить отдельно. А насколько удобно работать этими красителями, если делаешь окраску кремобразным красителем и после его нанесения прямо по окрашенным волосам набираешь пряди и окрашиваешь их в контрастное цветное мелирование! Время окраски сокращается, а результат удивляет клиенток настолько, что они начинают расспрашивать о новой технологии, даже если их никогда не интересовал процесс окрашивания.

Работать с такими средствами – не только настоящее удовольствие, ведь результат стопроцентный, качество услуги – высокое. Это еще и огромный плюс вам как специалисту – клиенты всегда рассказывают друг другу о новинках, увиденных в салоне. На овладении такими услугами можно создать себе дополнительную базу клиентов, которым было нужно именно такое, но нигде этого еще не было. Будьте первыми, следите за новациями, благодаря журналам, выходящим у нас в стране, это так просто!

Хотелось бы коснуться такой темы, как окраска «зонами». На семинарах, в журналах часто даются схемы и показывается, как это должно быть. На самом деле окраска с выделением каждой цветовой зоны- неисчерпаемая тема для изменения имиджа наших клиентов. От тончайшей игры родственных оттенков до креативного яркого облика. Во что же превращают этот способ окраски некоторые мастера? Привлеченные кажущейся простотой этого метода, они уже дошли до окраски, которая напоминает ободок кричащего, как правило, цвета, и осветленную макушку! Еще более ужасный вариант – обесцвеченный добела верх и черный «ободок». У кого траур? У клиентки на волосах или у мастера в голове? Давайте работать по более сложным схемам! Хватит обманывать себя тем, что вы делаете двухцветную окраску и это очень красиво. «Ободок» - это некрасиво и нечестно по отношению к клиенткам.

К тому же, перейти от такой окраски к другой и сделать свою клиентку по настоящему «дорого» окрашенной не так трудно. Дорого – это прежде всего затраты вашего труда и работа головы. А уже потом – цена красителя.

В заключение темы окраски хочется еще раз напомнить о том, какие мелочи, сопряженные с услугой окраски дадут вам возможность показать свой профессионализм. Прежде всего, клиенткам и клиентам очень приятно, если мастер перед окрашиванием волос нанес на контур кожи возле начала роста волос защитный крем. По моим наблюдениям, на это часто не обращают внимания мастера, но всегда обращают внимание клиенты. Пусть это незначительная мелочь, но такие мелочи всегда отличают мастера, который этим не пренебрегает.

Затем – сам процесс смывания красителя и закрепления его специальными фиксаторами цвета, восстановление структуры волос бальзамами-ополаскивателями. На этом многие экономят, считая излишней затратой покупку хорошего бальзама или фиксатора цвета. Поверьте, мелочей в обслуживании клиентов нет! Каждая женщина, которой вы окрасили голову, будет приятно удивлена, если ей вместе с нанесением бальзама на волосы сделают массаж кожи головы – так даже бальзам распределять удобнее. А уж если вы еще и обертывание с маской для волос ей сделаете, ее удивление может стать переплескивающимся через край – не каждый мастер так внимателен к состоянию волос после окраски. Чем больше времени вы потратите на уход за волосами клиентки после окраски, тем выше она оценит ваше мастерство.

Иногда бывает так, что от хорошего, но слишком заработавшегося мастера клиенты переходят к какому то медленно, но тщательно работающему тихому и незаметному «копуше». Одна клиентка выразила свое мнение по поводу молниеносной работы бывшего мастера так: «Я прихожу в салон и плачу деньги за то, чтобы мной занимались, а не обрабатывали, как на конвейере, гоняя из кресла в кресло. Мне приятно, если я ощущаю, что время посвящается именно мне и меня стригут и красят со всем вниманием, на которое я рассчитываю».

Клиенты сами подсказывают нам, что нужно делать, чтобы стать их любимым мастером. Их просто нужно послушать!

Рекомендации учащимся на парикмахеров

Разумеется, первые окраски всегда ставят в тупик. А вдруг краска не так смешана с окислителем? А вдруг он вообще не тот? Как наносить краситель кисточкой на волосы, чтобы расческа не мешала? А вдруг клиентка заметит, насколько я это неловко и медленно делаю?

Самое главное – не волноваться. Кого бы вы не красили, этот человек сам, сознательно сел в ваше кресло и конечно видит, как вы молоды. Старайтесь сразу, с первых шагов в окраске волос вырабатывать последовательные действия, которые всегда одинаковы: нанесение защитного крема на кожу вдоль краевой линии роста волос. Если у вас нет такого крема, нанесите бальзам для волос, или любой крем – конечно, так вы не до конца защитите кожу, но будете уметь наносить его профессионально быстро и ровно. Затем не стесняйтесь отойти от клиентки и смешать краску. Некоторые никак не могут заставить себя повернуться к клиентке спиной.

Ваша главная страховка в выборе краски и подходящего процента эмульсии – аннотация внутри каждой коробки с красителем или таблица цветов той фирмы, красящий крем которой вы используете. Читайте инструкцию чаще, там написано все, что вам нужно.

Наносите краску не торопясь, никто не скажет вслух «что же вы так медленно работаете?» Возможно, этот вопрос занозой сидит у вас в голове, не выпускайте же его наружу.

Предварительно убедитесь, что у вас и в самом деле все готово к мытью волос после окраски и тогда спокойно обратитесь к клиентке: «Пойдемте, вымоем голову». Только не «головушку помоем» и не «волосики вымоем» - так часто фамильярничают мастера в парикмахерских. Это, конечно, кому- то может быть приятным, эдакая «семейная атмосфера», но не всем. Слова «волосики», «головушка», «стрижечка», «укладочка», «химочка» и т.п. никогда не должны появляться в вашем лексиконе.

Технологически руководствуйтесь только инструкцией к краске. Никакие советы со стороны старайтесь не принимать, если они исходят не от вашего наставника. Не вводите в свою практику собираться группой у одной клиентки и вместе советоваться по поводу окраски ее волос. Если вы не уверены в себе, «группа товарищей» не поможет. Я знаю салоны, в которых практикуются обсуждения окраски всеми, кто работает рядом, но это не только говорит о непрофессионализме, это просто непорядочно по отношению к клиенткам.

Если один человек не в состоянии справиться с выбором технологии окраски и для этого созывает консилиум – грош цена этому «специалисту». За любую окраску, которую делаете вы, отвечаете только вы сами, если очень нужен совет более опытного человека – попросите его отойти с вами и обсудите вдвоем непонятные вам вопросы. Слишком большой ажиотаж вокруг клиентки никогда не вселяет в нее уверенности в том, что все будет сделано хорошо, как раз наоборот, она начинает волноваться.

Не старайтесь делать сразу сложные окраски, разберитесь сначала, как «работают» цвета – что русые оттенки на отсвет часто отдают зеленым, например. Как нейтрализовать этот отлив? Разумеется, добавлением красного микс-тона. А желтые оттенки у блондинок лучше не споласкивать оттеночными бальзамами дешевых марок, а добавить в краску фиолетовый микс. Это азбучные истины, но их необходимо затвердить и научиться с помощью спектрального круга выбирать нейтрализующие микс –тона самостоятельно.

Я понимаю, что в начале вашей практики и работы денег на хорошую краску для волос может не хватить, но вы можете предлагать клиентам покупать профессиональную краску и окислитель. Нужно только точно объяснить им, какую именно, а лучше все записать на листке со своим именем и фамилией, а также телефоном. Такие листочки будут работать вашими визитками и первых клиентов вы заработаете еще на практике. Распечатайте на компьютере много визиток, составленных вами, для первого времени этого будет достаточно.

Так же как и со стрижками, вы должны стараться сделать окраску максимальному количеству ваших родственниц, подруг, знакомых, бабушек и тетушек. У них часто уже имеются красители, учитесь наносить краску последовательно по проборам. Вашим девизом в обучении окраске должно быть «от количества – к качеству». Чем больше «домашних клиентов» вы окрасите, тем увереннее будете чувствовать себя на практике.

Клиентки на окраску появляются скорее, чем на стрижку, может быть, потому, что окрашивать волосы начинают позже, чем учатся их стричь.

Совершенно неожиданно для себя вы можете найти клиентку где угодно – в детском комбинате, куда вы отводите младшую сестру, на вечеринке, куда явится девушка вашего возраста с плохо окрашенными волосами и плохим настроением из-за этого. Очень полезно для вас подольше находиться в магазинах около витрин с красителями для использования дома – туда приходит множество девушек и женщин, которые толком даже не знают разницы между тонами краски – вы можете помочь им и научиться сами.

Разумеется, эти услуги надо делать бесплатно – напоминаю, вы должны быть благодарны всем людям, которые дают вам возможность тренироваться на них. Когда вы получите свою первую в жизни аттестацию и пойдете работать, тогда автоматически вы получите право брать оплату за свой труд. Люди и так трогательно благодарят учеников, которые сделали свою работу хорошо – конфеты, шоколадки, фрукты.

…Однажды я оказалась в магазине, где среди парфюмерии и косметики продавалось много красителей для волос, хороших фирм и даже профессиональной.

Я выбирала блеск для губ и так долго стояла над витриной, что продавец давно занималась другими покупателями. К прилавку подошла дама с волосами, окрашенными в каштановый цвет и попросила дать ей какую ни будь краску, чтобы покраситься в русый. Девушка-продавец протянула ей упаковку дорогой французской краски и заверила, что это то, что нужно.

— Я точно этим перекрашу волосы? – спросила дама.

— Да, у нас в магазине все девочки ею красятся, – ответила продавец.

Железный аргумент – все девочки красятся этой краской. Скорее всего, красят натуральные, а не окрашенные волосы. Конечно, я тоже вступила в разговор, сказав, что ничего не получится. Обе – и покупательница, и продавец удивленно воззрились на меня.

— Не получится, потому, что волосы уже окрашены в темный цвет, они порыжеют и это будет все, на что способна эта краска. У вас же есть порошкообразный осветлитель в разовых упаковках? В таком случае, продайте осветлитель и окислитель к нему, которым эта дама удалит коричневую краску, а потом уже нанесет русый – тогда она получит то, что хочет.

Дама прислушалась к советам, мы записали на листок все, что она должна была сделать дома, под возмущенными взглядами продавца. Оплачивая покупки, дама обратилась к девушке.

— Вы же продали мне на сумму в два раза большую, чем я потратила бы по вашему совету, чем вы недовольны?

А ко мне тем временем обратилось сразу несколько покупательниц:

— Девушка, а бальзам какой лучше купить?

— А шампунь для жирных волос можете посоветовать?

Выбралась из магазина я нескоро. Дать ответ на вопросы всех покупательниц оказалось слишком долгим делом. Для этого лучше всего стоять за прилавком и тратить время на консультирование каждого покупателя. Но из этого случая я сделала два полезных для себя вывода – во-первых, в таких ситуациях не просто советуешь, а приобретаешь возможных клиентов, во-вторых, в таких отделах покупатели не получают информацию от продавцов. Продавцы просто ею не владеют. Поэтому информировать клиентов обо всем, что они могут купить в магазине, лучше самому мастеру. Это повысит престиж мастера и поможет клиентам избежать ошибок в выборе покупки.

Если вы на самом деле решили овладеть профессией парикмахера, вы будете часто думать о ней. Некрасивая стрижка или плохая окраска волос у незнакомой женщины на улице, в кинотеатре, в кафе будет «резать глаза» и вы будете думать о том, как можно сделать ее лучше. И наоборот, шикарно уложенная стрижка с интересной окраской будет приковывать ваш взгляд, вы будете размышлять о том, как ее подстричь и покрасить самостоятельно. Если это не так, постарайтесь развить в себе внимание к тому, что вы видите вокруг себя. Тренируйте свой взгляд и воображение, удобный случай предоставляется на каждом шагу.

И не забывайте о том, что в мире вокруг вас, где бы вы не жили, достаточно людей, которым нужна ваша работа. Вас окружают ваши клиенты, если вы внимательно смотрите вокруг!





Загрузить еще