В портфолио международного визажиста и стилиста Игоря Игнатенко – работа со многими известными брендами и дизайнерами, среди которых - Виктория Гресь и Chanel. О работе в индустрии красоты, beauty-иконах, капризах моделей и главных продуктах в женской косметичке он рассказал Be in Trend!

В Украине мужчина-визажист – редкость. Как ты попал в эту сферу?

Все началось с модельного бизнеса: я пришел в модельное агентство Кати Серебрянской в качестве ученика в школу моделей. Был 1999 год, когда модели не выезжали работать в другие страны, поэтому моделинг не был моим приоритетом в жизни. Я попросил взять меня менеджером, и какое-то время работал букером. Позже я перешел работать менеджером в школу визажа под эгидой студии Terra Viva, где однажды, шутки ради, меня научили накладывать тон на показе Анны Бабенко, поскольку на бэкстейдже не хватало визажистов. С этого и началась моя карьера. Меня, опять же, шутя, научили основам визажа, поскольку в те времена мужчины в этой профессии отсутствовали. Впрочем, их и сейчас немного.

Почему? Ведь самые известные в мире визажисты и арт-директоры – мужского пола.

Мне тоже не понятно, ведь в той же соседней Москве все ведущие визажисты топ-брендов – мужчины. В целом, несложно заметить, что fashion – мужской бизнес. Потому что он намного тяжелее, чем может показаться на первый взгляд. Это сложно физически, ведь нужно выкладываться на 100%. Если ты не отдаешься полностью, то ты ремесленник, а не мастер. Когда ты трудишься усердно, ты загораешься сам, тебе хочется успеть все и сделать лучшую работу в своей жизни.

Работа визажистом началась с шутки

Сколько времени может пройти от старта карьеры до признания?

Индивидуально. Все зависит от того, сколько у человека таланта, трудоспособности и желания развиваться. Если все есть, то хватит пяти лет.

Какая работа тебе интереснее: съемки для журналов, реклама или работа на модных показах?

Я прошел через все, и сейчас понимаю, что мне бы хотелось работать только в fashion – это всегда вдохновляет и заставляет меняться. К сожалению, в нашей стране индустрия моды находится в таком зачаточном состоянии, что работа в ней, как минимум, не приносит даже минимального дохода. Визажисту все равно нужно работать с коммерческими проектами, чтобы профессионально расти и обновлять рабочий кейс новинками. Я никогда не работал с дешевой косметикой, лучшие продукты – мой «пунктик». Я работаю визажистом крупнейшего бренда, встречаюсь с клиентами, которым я могу рассказать что-то новое, полезное – это работа, которая тоже может быть интересной.

Когда ты работаешь с клиентами, тебе дают возможность творить? Или у тебя всегда есть четкие инструкции, каким должен быть финальный образ?

Запретить мастеру творить невозможно, ведь рамки – это своего рода испытание: тебе нужно сделать что-то необычное в установленных границах. Своим профессионализмом, долгой работой и уважением того, с кем работаю, я добился того, что со мной всегда советуются. Моим мнением всегда интересуются, а я могу согласиться с предложенным и выполнить работу либо предложить что-то новое. Мне кажется, позиция жесткого диктата в моде и красоте невозможна. Работа должна быть командной.

Позиция жесткого диктата в моде и красоте невозможна

Тебе встречаются удачные тандемы?

Уже долгие годы я работаю стилистом и мейкап-артистом для Виктории Гресь. Я являюсь единственным человеком, который контролирует весь стилистический процесс. Разумеется, это не мои коллекции и не мои представления о моде на 100%, но я отображаю то, что хочет видеть дизайнер, и делаю это в рамках модных тенденций. Мы с Викой хорошо друг друга чувствуем – это и есть тандем.

Ты не планируешь развивать свои стилистические навыки?

Да, у меня была идея создания своего стилистического бюро, которое могло бы заниматься стилем глобально. Для понимания всего процесса изнутри я закончил даже курсы парикмахеров, потому что при несовпадении взглядов стилиста и парикмахера тебе может не хватать знания банальных технологических нюансов. Понимание таких мелочей облегчает коммуникацию и упрощает процесс работы команды.

У тебя есть любимые beauty-образы?

Еще до начала карьеры визажиста моим идеалом красоты стала Вивьен Ли. В детстве, увидев фильм «Унесенные ветром», я не мог оторвать от нее взгляд. Позже появились Марлен Дитрих и Мэрилин Монро. У меня есть определенные градации красоты: есть образы старого Голливуда, которые вдохновляют, как картинки, а есть сильные личности – Кейт Бланшетт и Тильда Суинтон. Нестандартная красота с богатым внутренним миром сейчас вдохновляет меня больше, чем классические красотки вроде Анджелины Джоли.

Мои идеалы красоты — Тильда Суинтон и Кейт Бланшетт

Сложно ли работать с моделями и звездами?

Есть просто психически неуравновешенные – это одна категория людей. Другая – требовательные. Вторые всегда четко знают, в чем им комфортно, что им идет. С моделями у меня разговор короткий: ее работа начинается в кадре. Встречаются просто капризные девочки, которые таким образом пытаются привлечь к себе внимание, но со мной этот номер не проходит, так как я четко знаю свою работу. Что касается звезд, моя задача – сделать так, чтобы человеку понравилось. Это не капризы – это издержки профессии: они имеют право требовать определенное качество. Известные люди – не поле для самолюбования визажиста. Опции в духе «я вас так вижу» здесь не проходят, поскольку знаменитости работают лицом.

Что влияет на тренды в красоте?

Как и в моде, все идет по кругу: после 90-х ничего нового не изобрели.

А как же смена тотально матовой кожи на сияющую?

Во всем мире идет глобализация, все стремятся к натуральности. Даже вечерние образы стали очень спокойными и носибельными, без агрессивного посыла. Все тренды придуманы людьми, которые, наблюдая за происходящим в мире, трансформируют это в идеи и конечные продукты. Например, в агентстве сидит человек, который посмотрел новый фильм, вдохновился и сообщил коллегам: «Ребята, этим фильмом увлечен весь мир – на этом можно заработать!». Эмоциональный посыл всегда транформируется в маркетинговые идеи. Арт-директоров брендов на создание коллекции может вдохновить любой предмет: от жакета Chanel до природы какой-то страны. Именно поэтому я считаю, что для дизайнера и арт-директора очень важен большой круг общения и путешествия, чтобы наполнять себя эмоциями и знаниями, которые рождают идеи и образы.

Арт-директоров брендов на создание коллекции может вдохновить любой предмет: от жакета Chanel до природы какой-то страны

Почему обычная помада может вызывать помешательство?

Макияж является связующим звеном между высокой модой и людьми. Не все могут позволить себе костюм Chanel, но абсолютно все могут позволить себе помаду, румяна, тени – это определенное прикосновение к прекрасному. Люди, которые приходит покупать одежду или косметику, ищут не товары – эмоции. Они приходят за ощущениями, которые почувствовали на показе, услышали, прочитали. Поэтому мне так неприятны продавцы, консультанты или визажисты, которые работают четко на цифры.

Косметические бренды проводят тренинги для продавцов-консультантов? Почему они так отличаются от коллег на Западе не в лучшую сторону?

Наши продавцы поставлены в такие условия работы, что им некогда думать об эмоциях покупателей. Консультанты в Европе или США идут работать потому, что им нравится эта работа, в Украине продавцами становятся те, кто больше ничего не умеет делать. Не все, но большинство. У меня есть примеры людей, которые горят своей работой, поэтому имеют постоянных клиентов. Для того чтобы гореть, нужно много читать, изучать, думать.

Можно ли сделать хороший макияж продуктами из сегмента масс-маркета?

Можно, конечно. Если показать мне два лица, накрашенных продуктами разного ценового сегмента, я не смогу отличить качество, но в работе это чувствуется. Крупные компании большую часть бюджета тратят на исследования для того, чтобы текстуры, цвета, стойкость были определенного качества. Мы все работаем на то, чтобы был доволен клиент, который очень требователен. Маленькие же компании просто делают продукт по желанию каких-то людей, которые решили, что тени должны быть вот такого оттенка. Им кажется, что такая текстура «будет ничего». Я не хочу назвать бренды с изначально провальными продуктами, но их, судя по отзывам клиентов, много.

Какие продукты для макияжа стоят того, чтобы потратиться?

Я считаю, главное, во что стоит вложить деньги – тон. Текстура кожи первой привлекает внимание. Советую выбирать внимательнее все продукты, которые контактируют с глазами, поскольку они могут касаться слизистой, что уже затрагивает сферу здоровья.

Где ты черпаешь информацию для вдохновения и обучения?

Везде! Интернет, заметки в fashion-изданиях, работа коллег. Работая уже 13 лет, я не стесняюсь ходить на мастер-классы, преимущественно, в Москве. Возможно, я не узнаю чего-то глобально нового, но всегда интересно смотреть, как это делают другие. Несомненно, вдохновляет кинематограф – я жду выхода «Великого Гэтсби».

Фото — Юлия Черных.