Если твои работы украшают обложки журналов, ты путешествуешь по миру, а работа со звездами для тебя обычная вещь, то, без сомнения, ты достиг успеха. Валерия Куцан, арт-директор Международной школы профессионального макияжа Make-up Atelier, рассказала о том, что главное в профессии визажиста и каковы составляющие профессионального успеха.



Валерия, расскажите, пожалуйста, как вы стали визажистом.

Первый раз меня накрасила мама, когда я была в восьмом классе. В школьном возрасте я была пацанкой, и косметика меня в то время совершенно не интересовала. У меня достаточно невыразительное лицо, на нем можно нарисовать что хочешь. Людмила Гурченко про такие лица говорила: «Промокашка». Тогда мое преображение с маминым макияжем мне совершенно не понравилось. И только где-то на втором курсе института я начала пользоваться декоративной косметикой. Макияж в то время я делала яркий, не вульгарный, но достаточно выделяющийся и запоминающийся. И ко мне стали обращаться подруги и знакомые с просьбой сделать для них что-либо подобное. Я соглашалась, экспериментировала. Когда у нас в Томске открылись первые курсы по визажу, я отправилась на них. Стоили они тогда фантастических денег, но мне это было необходимо как воздух. После обучения я сразу же устроилась на работу - в свой первый салон. Если рассматривать мое становление как визажиста хронологически, то я начала работать в 1996 году, тогда даже профессии такой не было. Иногда в день через мои руки проходило 12 невест. Вот эта была практика!

А победа в каком конкурсе для вас самая главная?

Без сомнения, в первом. В 2005 году я стала абсолютным чемпионом Сибири по двум видам работ. Это был главный конкурс для меня, к нему я готовилась весь год. Таких сильных эмоций и волнений я не переживала впоследствии, даже участвуя в международных конкурсах. Представляете, я приехала из Томска в Новосибирск, в столицу Сибири, и заняла сразу два первых места. Тогда для меня эта победа была нереальной. А началось все с того, что я проснулась и сказала мужу: буду участвовать в конкурсе. Это было в июне, в октябре я стала заниматься с тренером, а через год вышла на конкурсную площадку и победила.

А сейчас, когда за вашими плечами победы на международных конкурсах, что вы посоветуете мастерам-визажистам, практикующим в салонах? Нужно участвовать в конкурсах или нет? Стоит в это вкладывать и время, и силы, и деньги?

Я никого не хочу принуждать, ведь участие в конкурсе всегда очень дорого стоит. Но лично я считаю, что это просто необходимо. Поймите, даже если вы не выиграете, а потратите силы и время, это будет не напрасно. Вы получите много полезной информации и такой колоссальный опыт, который нельзя приобрести за годы работы в салоне. Даже столь немаловажный профессиональный аспект, как тайм-менеджмент. Многие мои ученицы, до того как принять участие в конкурсе, делали стандартный салонный макияж за 60-90 минут. После участия в конкурсе значительно увеличивается скорость, в среднем на макияж уходит минут 40. Ты учишься контролировать процессы, систематизированно оттачиваешь навыки.

Валерия, на вашем сайте я насчитала девять аккаунтов в различных социальных сетях. Зачастую люди, работающие в профессиональной сфере красоты, не сильны в том, что касается Интернета. У вас есть помощник?

Нет, что вы! Я достаточно динамичный человек, и все свои аккаунты я создавала сама. У меня, конечно, есть специалист, помогающий мне с сайтом, но социальные сети веду сама. Пять лет назад, когда я только переехала в Москву, как раз стали появляться различные ресурсы, на которых я сразу же создала странички и сообщества. Могу без ложной скромности сказать, что мое сообщество на «Одноклассниках» сегодня самое сильное по теме макияжа. И потом, работа в Интернете визажисту просто необходима. Многие первые мои заказы пришли через Интернет. Именно через социальные сети я искала бесплатных моделей и фотографов для своих творческих экспериментов.

Сейчас ресурс YouTube просто переполнен различными обучающими роликами, а тысячи блогеров выкладывают свои мастер-классы. Скажите, возможно ли получить образование по Интернету? И вообще, как получить образование?

Я не верю в интернет-образование по макияжу. Конечно, есть самородки, которые по роликам в YouTube учатся, - я знаю такого визажиста с Украины. Однако смотреть можно сколько угодно, но как набить руку, как прочувствовать цвет, как понять текстуру продукта? По российским городам я езжу в основном с курсами повышения квалификации, знаю, что некоторые визажисты ездят с базовыми курсами. Правда, не совсем понимаю, как можно дать основу за три-пять дней. Это же просто жалкие крохи. Ведь именно новичкам нужно поставить руку, объяснить все тонкости работы с цветом. За основой мастерам из регионов я бы рекомендовала ехать в столицы. Нужно точно понимать, что главным твоим источником дохода станет работа в салоне или услуги свадебного визажиста. Работа с фотографами и фэшн-индустрия не столь востребованы, если ты живешь в небольшом городе. Не так давно в нашей школе в Москве обучалась девушка из Комсомольска-на-Амуре. Она три месяца жила в Москве и за обучение заплатила немалые деньги. Но я уверена, что в ее случае это правильное вложение средств.

Давайте поговорим о вашем переезде в Москву. Вы отправились в столицу, став лучшим визажистом Томска. Хотелось покорения новых вершин?

Нет, я переезжала не девочкой, которая готова к авантюрам и стремится покорить столицу. Мой переезд был обдуман и просчитан. Меня пригласили преподавателем в школу по визажу. Правда, с первым московским местом работы у меня не сложилось, но буквально сразу поступило приглашение от Make-up Atelier, и вот уже несколько лет я возглавляю креативную команду одной из лучших школ макияжа в России.

 Из многообразных направлений деятельности визажиста (фэшн-съемки, арт, салонный макияж, обучение) какое вам ближе всего?

Я не могу выделить какое-то отдельное направление и сказать, что оно у меня любимое. Я от любой работы получаю удовольствие. У каждого направления деятельности свой драйв и своя энергетика. Очень воодушевляют успехи учеников. Но, наверное, сильные эмоции я испытываю, создавая макияж для невесты. Для любой девушки, женщины свадьба - главный праздник. Она ждет этого дня, готовится к нему. И когда макияж завершен и невеста видит себя в зеркале, я наблюдаю ее счастливые глаза, полные восторга. С этим ничто не сравнится. Да. Наверное, это самое сильное - создавать восторг!

А вам нравится работать со знаменитостями и медиаперсонами?

Если честно, то не вижу большой разницы. Да, среди моих клиентов есть известные персоны, но специально к этому я не стремлюсь. Я не ставлю перед собой задачу работать только со звездами, хотя и не отказываюсь при случае сделать макияж публичному человеку. Помню, как-то одна из моих «звездных» клиенток сказала, что во мне чувствуется суперпрофессионал только по тому, как я достаю свои инструменты и косметику из кейса.

Ну, может быть, с кем-нибудь из звезд вам особенно хотелось бы поработать?

Вы знаете, наверное, мне было бы интересно сделать макияж Патрисии Каас и Кристине Орбакайте. В какой-то степени мы похожи по типу внешности, и мне бы хотелось провести именно такой эксперимент.

Немного о модных тенденциях в макияже. Как вы считаете, можно ли говорить о возвращении 80-х?

Сейчас нет моды как таковой и в макияже. Сейчас настолько сильное смешение стилей и эпох, что выделить какое-то конкретное направление сложно. В одном образе у тебя может быть наслоение тенденций из 60, 40 или 20-х.

А есть у вас в работе любимые приемы или, наоборот, методы, которых вы никогда не используете?

Я не люблю наносить тональный крем пальцами; пожалуй, это один из тех приемов, которых я не использую в работе.

Вы чрезвычайно востребованный специалист. Как относится семья к вашей загруженности?

У меня муж, с которым мне необычайно повезло. Он поддерживает меня во всех моих начинаниях. Например, когда в 2005 году я решила принять участие в международном конкурсе «Золотая роза» в Париже и нам необходимо было найти 5 тыс. евро, он меня поддержал и помог найти эти деньги. И сейчас он для меня самый беспристрастный критик.

А что для вас значит быть счастливой?

Для меня рецепт счастья очень прост. Это когда ты идешь на работу и тебе хочется там быть, хочется творить, создавать. И хорошо, когда ты возвращаешься домой и там ждут любящие тебя люди. У меня это совпадает.