Как можно контролировать деятельность солярия? Как быть уверенным в том, что персонал не ворует? Ответ прост – установите пульт администратора. Тем более что согласно новому СанПину от 1 августа 2010 года эта опция должна быть предусмотрена во всех соляриях.

Но все ли пульты одинаковы и как выбрать тот, что подойдет именно вашему бизнесу?

При покупке солярия, как правило, редко задумываются о том, какой пульт управления выбрать. Возможно этот вопрос и вам покажется несущественным, ведь руководители, как правило, покупают тот пульт, который предложит дилер. Однако этот вопрос заслуживает не меньшего внимания, чем выбор самого солярия. Вы же не поставите, например, в свой автомобиль вместо руля рычаги от гусеничного трактора? От того, какой пульт вы выберите, зависит удобство и надежность вашей работы. Рассмотрим несколько важных параметров, которые нужно учесть при выборе пульта управления.

Удобство в использовании

Пульты администратора условно можно разделить на две группы. Первая – это пульты, в которых используется экран с цифровым табло. В устройствах второй группы применяется экран с графическим интерфейсом. Отметим, что реализовать удобный и понятный интерфейс, не говоря уже о словесном меню, в пультах первой группы просто невозможно.

Некоторые производители пультов с экранами, имеющими цифровое табло, делают их максимально простыми: три счетчика времени (обнуляемый, счетчик работы ламп и не обнуляемый – контрольный) и пара настроек. Другие пытаются установить в пульт все, что только можно себе представить, и даже то, что представить нельзя. В итоге вы получаете невообразимое количество всевозможных настроек и счетчиков, которые, по сути, повторяют друг друга. Пользоваться таким пультом без инструкции невозможно, а ее часто не бывает под рукой.

Пульты с графическим интерфейсом более предпочтительны. На них чаще всего все написано русскими словами, что делает работу с такими устройствами предельно удобной. Однако немаловажно и то, во сколько строк выводится информация: чем больше строк, тем более подробно можно описать тот или иной параметр, увидеть больше информации.

Еще один важный нюанс: если вы собираетесь приобрести солярий с виброплатформой, то стоит помнить, что функцию раздельного запуска виброплатформы и ламп солярия поддерживают далеко не все пульты.

Надежность

Все пульты более или менее надежны. Основные поломки, с которыми вы можете столкнуться, – это износ кнопок клавиатуры. Скорость износа зависит от интенсивности работы. Обычно кнопки выходят из строя через один-два года после установки. Причем некоторые продавцы отказываются осуществлять гарантийную замену, мотивируя это тем, что администраторы солярия некорректно пользуются пультом. В большинстве случаев это неправда, и причина заключается в некачественной сборке или плохих материалах.

Может возникнуть и другая проблема. Почти у всех устройств вся накопленная информация хранится в энергозависимой памяти. Для питания этой памяти в пульте установлен аккумулятор, который заряжается, если пульт подключен к сети. Аккумулятор этот достаточно большой емкости, и пульт может долгое время обходиться без подзарядки. Однако он, как правило, ломается именно из-за выхода из строя аккумулятора. В этом случае сбрасываются все счетчики, в настройках самопроизвольно выставляются некорректные значения. Случается такое, правда, крайне редко.

Точность расчетов

В штатном режиме в основном все пульты считают время правильно. Если вы сталкиваетесь с тем, что ваши записи не совпадают с показаниями счетчиков пульта, скорее всего, вы где-то ошиблись. Иногда бывает так, что администраторы сознательно ошибаются в свою пользу. К примеру, при переводе показаний счетчика из часов в минуты применяют неверную формулу «Часы х 100 = Мин.». Поэтому лучше выбирать пульт со счетчиком, который считает именно минуты и не переводит их в часы. Расчет в часах нужен только для проверки ресурса ламп.

Очень полезен также счетчик, который позволяет отслеживать данные за каждый день. На нем можно просмотреть статистику по каждому дню отдельно. Это очень важная функция, ведь в студиях загара нужно проводить постоянный контроль времени и проверять, сколько указано по листам-записям администраторами и сколько показывает счетчик на пульте. Если выявляются расхождения, приходится делить недостающие минуты на всех администраторов, работавших в проверяемые дни (если, конечно, вы не снимаете счетчик ежедневно).

В некоторых устройствах можно снять показания за любой из прошедших дней и выявить, в какую именно смену были расхождения, и, соответственно, кто из администраторов приложил к этому руку.

Также очень хорошей функцией является возможность сохранения информации о сеансе загара в случае внезапного отключения электричества. Она, к сожалению, есть далеко не во всех пультах. А жаль, ведь солярий – это мощное устройство, и проблемы с электричеством возникают довольно часто.

Кроме того, нередки ситуации, когда клиент, оплатив 15 минут солярия, отправился загорать, но через некоторое время понял, что не рассчитал свои силы и нажал кнопку Stop. Он уверен в том, что ему сделают перерасчет. Но часто оказывается, что пульт управления отработал положенное время, записал его в счетчики, и никакой перерасчет не предусмотрен, а нажатие кнопки Stop лишь выключило лампы. Как следует поступить в такой ситуации: пойти навстречу клиенту и вернуть ему часть денег? Но сколько? И как администратору следует отразить эту ситуацию в отчете? Именно в таких ситуациях функция сохранения информации о сеансе загара необходима.

Подключение и совместимость

Все пульты, представленные на рынке, универсальны: они подойдут практически к любому солярию. Даже если у вас уже установлен пульт администратора старой модели, его легко можно заменить.

По подключению все модели также схожи и имеют одинаковый принцип работы.

Стоит обратить внимание на соединительный провод. Обычно он поставляется вместе с пультом и имеет длину около 10 метров. Но что если вам нужно больше? Или вы хотите проложить провод до того, как привезут солярий?

Если ваш солярий находится в крупном городе и рядом есть магазин «Радиодетали», то вы можете смело забыть об этой проблеме. Уточните у вашего дилера, какой именно провод нужен, и купите его. Только не забудьте приобрести наконечники на кабель. Правда, сложности с покупкой необходимых проводов и наконечников все же могут возникнуть: для подключения некоторых пультов необходим телефонный шестижильный кабель, а в продаже, как правило, можно найти только ходовой четырехжильный. То же самое с наконечниками. Проблему с проводом решить несложно: смело покупайте восьмижильный провод типа «витая пара» – он продается в любом компьютерном магазине. Лишнее вы сможете легко убрать. А вот с наконечниками сложнее: они должны быть определенного типа – TP6P6C (RJ12).

Какой бы пульт управления вы ни выбрали, помните, что главными его свойствами должны быть надежность и удобство использования.