В перерывах между работой в Нью - Йорке я не могла упустить встречу с ярким стилистом, основателем одного из моих любимых шоу-румов в Москве - Еленой Мусса (Elena Moussa).

Елена довольно долго живет и работает стилистом в Америке, создает образы для глянцевых изданий, сотрудничает со звездами и компаниями. Ее работа стилиста началась в России и постепенно вышла на международный уровень. С нашими читателями Елена поделилась о том, как стать стилистом, где получить достойное образование и приобрести бесценный опыт. Рассказала, как все начиналось и с какими трудностями приходится сталкиваться, выбирая профессию в fashion индустрии. Так же в нашем интервью Вы узнаете, где можно найти "крутую" одежду по демократичным ценам и откроете для себя «вкусные» места Нью - Йорка, которые обязательно следует посетить.
Кроме того, специально для наших читателей мы подготовили совместный проект - фотосессию с шоу-румом «Moussa Project». Кадры со съемки Вы можете увидеть на интернет - страницах online журнала FISTI.RU в ближайшее время.

Яна Фисти: Лена, как и когда стали появляться твои способности к формированию образа? Откуда это пришло?

Елена Мусса: На самом деле я всю жизнь хотела заниматься фотографией, потом так получилось, что я стала фоторедактором. Проработав довольно долго, я часто ездила на съемки и невольно участвовала в процессе создания стиля. Так я поняла, что мне это дико нравится. Я не родилась и сказала : "Все, я буду стилистом!», это пришло ко мне абсолютно естественно, в процессе работы в этой сфере. Все говорили: «У тебя круто получается!», «Мусса давай!», и я начала заниматься стилизацией съемок.

Это было еще в России?

Да, это было давно. Сейчас не скажу точно, сколько лет назад, но я начала работать еще в университете, я лингвист по образованию.

А ты получала образование в сфере моды?

Да, из Москвы я уехала в Лондон. Брала уроки в Saint Martin's School, а когда переехала в Нью-Йорк, пошла в FIT (Fashion Institute of Technology), т.е. в принципе можно сказать, что у меня есть образование в этой сфере.

А сколько длится обучение в Fashion Institute of Technology?

Все зависит от того, как быстро ты сама его захочешь пройти. То есть, ты можешь это сделать за 3 или за 4 года, все зависит от того, какое количество "credits" ты набираешь и как быстро ты их проходишь. Сделать это за год не возможно физически, минимум три года.

Тебе помогло это образование в работе?

Безусловно, даже не в творческом плане, а больше, чтобы понять, как этот бизнес работает здесь, как устроена эта индустрия. В Москве все совершенно иначе, хотя в последнее время все постепенно "выравнивается". У меня была прекрасная преподавательница в университете. Она сидела с Уорхолом на первых рядах, еще в те "самые" времена. Тогда у неё была короткая стрижка, блондинка, абсолютно сумасшедшая, такой гот! (Смеется)

С Энди Уорхолом?

Да, она с Энди Уорхолом ходила на показы, рассказывала нам кучу историй. Я просто ходила на все ее занятия, взахлеб слушая все, что она нам рассказывала. Мы с ней потом подружилась, даже делали пару совместных съемок. В прошлом она стилист Американского Harpers Bazaar. Вообще, образование - это дело хорошее, всем советую!

Я разговаривала в Нью-Йорке со знакомой моделью, и она говорила, что обучение очень дорогое.

Да, очень дорогое. Сейчас стоит, если не ошибаюсь, около 32.000 $

Я даже слышала о цене в 60.000 $…

Я бы очень хотела найти время на дополнительное обучение, но проблема в том, что даже работать не смогу параллельно. Еще я очень хочу пойти на дизайнера. В какой-то момент мне стало интересно попробовать это направление. Думаю, когда-нибудь это произойдет.

Как долго ты работала стилистом в Москве?

В Москве я работала 3 года, может быть 4.

В чем основное отличие работы в Москве и здесь в Нью-Йорке?

В принципе, в мире моды как таковых особых отличий нет. Единственное весомое преимущество Нью-Йорка то, что здесь есть все. Можно получить любой показ, любой look, он даже может прилететь к тебе из Парижа.

То есть, в первую очередь, мы говорим о работе в журнале?

Да, я говорю про журнальные истории, которые больше всего люблю. Editorial - это то, что дает мне возможность творить. Я, собственно, начинала с журналов, периодически снимала музыкальные видео, рекламу, лукбуки и т.д. Но editorial - это святое.

Специально для людей, мечтающих о профессии - стилист, перечисли минусы этой работы.

Ой, их миллион! Я сейчас не остановлюсь! (Смеется) В первую очередь - это ноги, которые дико устают. Большое количество сумок, которые приходится таскать вне зависимости от того, сколько у тебя ассистентов. Страдает все - спина, шея, ноги. На самом деле - это адский физический труд. Во - вторых, это стрессы. По «стрессовости», мне кажется, что у меня самая стрессовая работа на планете, потому что - это постоянно ничего не забыть, все вовремя получить, отправить, не дай Бог что-то затеряется и т.д. В - третьих, это работа с людьми. Если ты работаешь с моделями - все замечательно и легко; как только это - работа со знаменитостями или просто людьми без опыта, все намного сложнее. Ты должен уметь подстраиваться, находить общий язык. Список очень большой, но как только ты видишь свою работу и эти страницы в журнале, понимаешь, что это стоит того.

Скажи, на твой взгляд, в чем принципиальное отличие «американской» и «русской» моды?

Если говорить о street style, американская мода более спортивная, при этом она может быть спортивно - элегантной. Русские - очень красивые, безусловно, очень эпатажные. Они любят показывать все свое благосостояние, они любят хорошо одеваться, хорошо выглядеть, ухаживать за собой. В Нью-Йорке люди стараются миксовать люкс и масс маркет, потому что, если нет микса, то все это выглядит очень вычурно. Мне, как раз, нравится, когда девушка может одеть все H&M и балетки Chanel. Мой любимый пример - это шуба с толстовкой. На мой взгляд, это классика американского человека.

Какие бы ты могла дать советы стилистам, которые хотят поработать в Нью-Йорке?

Важно налаживать контакты со всеми, с кем только возможно, знакомиться с визажистами, моделями, парикмахерами, фотографами, другими стилистами, т.е. пытаться войти в индустрию с помощью каких-то своих знакомых, ходить на разные тусовки. Это действительно очень помогает. Главное, не останавливаться, так как, если тебе скажут «нет» один раз, то это не значит, что скажут «нет» и во второй раз. Мне очень нравится эта страна, потому что ты можешь постоянно пытаться и, если ты действительно этого хочешь и настойчиво будешь стучать в закрытую дверь, то она обязательно когда-то откроется. Не важно, откуда ты, сколько тебе лет. Америка - страна, где возможно все.

Расскажи, как проходит твой обычный рабочий день.

Один совершенно не похож на другой. С утра - это мейлы, мейлы и еще раз мейлы. Я пытаюсь получить именно те луки, которые хочу, что очень сложно, потому что конкуренция бешеная; журналов - миллион и, естественно, луки букируются и за месяц, и за два. Во второй половине дня, если надо отсматривать уже какие-то подтвержденные вещи, я уже бегу по шоу-румам и отбираю их. Потом ассистенты их забирают. Съемочные дни - это совсем другое. Это, как правило, начало рабочего дня в 5 часов утра, я выхожу с ужасно огромными сумками раньше, так как необходимо вовремя добраться до места. Здесь принято не опаздывать, так как с этим везде строго. Это - единственное, к чему я очень долго привыкала, потому что у меня была привычка везде опаздывать, но Нью-Йорк меня научил быть пунктуальной.

Что сейчас лежит в твоей сумочке?

Все очень просто. Моя сегодняшняя сумочка настолько маленькая, что в ней лежит губная помада, карандаш для глаз, одна кредитка и id. Ну, и ключи от квартиры, вместе с севшим айфоном.

Назови вещи, которые на твой взгляд всегда остаются вне времени, вне сезона, т.е. всегда актуальны.

Это пиджак, на 2 размера больше - oversize. Это обязательный must have в гардеробе, у меня их миллион, я их обожаю, ворую у мужа и у кого только возможно. Еще вещи из серии «всегда актуально» - это белая рубашка и джинсы, они должны быть у всех, т.к. никогда не выйдут из моды.

Худший модный тренд для тебя - это….?

Такого наверно нет, если я сейчас выделю какой-то, то буду лукавить. Все тренды прекрасны, главное в меру.

Твои любимые демократичные бренды с интересными вещами?

Opening Ceremony, у них есть магазин в Soho, я считаю, что это один из самых крутых американских брендов и они достаточно демократичны. Они не самые дешевые, это конечно не H&M, но тем не менее. Естественно, Acne, я просто безумный фанат этого бренда, даже боюсь заходить в этот магазин, так как из него я выхожу как минимум с пятью вещами. Я очень люблю весь high street, обожаю H&M, Zara, Top Shop, обожаю эти магазины, так как в них можно найти все.

Любимые места в Нью-Йорке, которое ты могла бы порекомендовать посетить.

Обязательно всем сходить в ресторан Freemans, это маленькое закрытое местечко, про которое мало кто знает и мало кто туда ходит, выглядит как заброшенный домик. Очень уютное место, очень вкусно, поэтому всем туда! Находится на маленькой улочке 191 Chrystie Street. Вообще, так много всего, что даже сложно что-то выделить! Посетив Нью - Йорк, Вы должны обязательно прокатиться на туристическом автобусе! Первое, что я делаю в путешествиях, это утром беру кофе, сажусь на туристический автобус и объезжаю весь город. Такой тур дает возможность понять, как все устроено и работает. Ты видишь все улицы, райончики, и я считаю, что это лучший способ познакомиться с городом.
Обязательно нужно подняться на крышу Standard Hotel с вкуснейшими блинами. Он находится 848 Washington St. На самом верху, у них шикарнейший вид и там очень вкусно кормят блинами. Ну и Williamsburg конечно, я его называю Хипстервиль, там куча смешных хипстеров, бородатых и усатых. Очень интересный райончик, там очень много хороших ресторанов, кафешек, барахолок и магазинчиков.

Книга о моде, которую ты порекомендовала бы прочитать.

Книга дизайнера Rei Kawakubo. Мне кажется, что прочитав эту книгу, ты узнаешь буквально все про fashion.

И напоследок, совет, который ты хотела бы дать себе, будучи двадцатилетней.

Буквально, на каждой съемке я говорю себе "Если бы я была молодой, то я бы никогда этого не делала!" (Смеется) Естественно, потом я всегда меняю свое мнение. Да, не знаю. Мне кажется, что все как-то правильно сложилось. На самом деле, посоветовала бы снимать, снимать и снимать и не бояться делать что-то новое; чем больше съемок ты сделаешь, тем круче они будут в будущем. И может быть, я бы быстрей пришла к тому, где я сейчас, если бы в свое время у меня было больше экспериментов.